Портфолио — с чего начать
От редакции. Представляем вашему вниманию пример положения о портфолио выпускника основной школы общеобразовательных учреждений города Старый Оскол. Этот пример может помочь школам, приступающим к внедрению технологии портфолио и разрабатывающим положение о нем
Рассмотрено
на заседании коллегии управления образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» ___________________20..г
Утверждаю:
начальник управления образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район»
____________________20..г.
____________________Паршуков Ю. Н.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА СТАРЫЙ ОСКОЛ И СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Портфолио - это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей образовательного рейтинга выпускника.
1.2. Портфолио является современной формой оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимися в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности.
1.3. Нормативно-организационным основанием для формирования портфолио является Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», информационное письмо Министерства образования и науки РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении», Приказ управления образования и науки Белгородской области от 19.05.2004 г. № 769 «Об утверждении экспериментального учебного плана для общеобразовательных учреждений Белгородской области», методические рекомендации БелРИПКППС, МОУ «ИМЦ» и другие нормативно-
правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней.
1.4. Требования и нормы, регламентирующие формирование и действие портфолио, устанавливаются образовательным учреждением в Положении о портфолио выпускника для данного учреждения.
1.5. Портфолио выпускника основной школы формируется за курс основной школы (5-9 классы).
1.6. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг обучающегося и учитывается при зачислении в профильные классы.
1.7. Портфолио как форма фиксирования личных планов и достижений обучающегося служит связующим звеном между школой и учреждениями профессионального образования.
1.8. Портфолио обучающегося является важным, но дополнительным инструментом определения дальнейшего профиля обучения, приоритетными остаются результаты итоговой аттестации за курс основной школы.
2. Цель и задачи создания портфолио
2.1. Целью создания портфолио выпускника основной школы является систематизация и отображение результатов работы обучающегося в рамках предпрофильной подготовки.
2.2. Задачи создания портфолио:
• организация работы по отслеживанию, учету, оцениванию индивидуальных достижений обучающихся;
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
23
Портфолио — с чего начать
• прогнозирование траектории личностного развития выпускника основной школы;
• стимулирование учебной мотивации обучающихся;
• активизация разноплановой деятельности школьников, повышение их образовательной активности;
• формирование основных общеучебных умений (умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и др.);
• расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития школьников;
• развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• повышение эффективности воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений обучающихся.
3. Структура портфолио выпускника основной школы
3.1. Портфолио выпускника основной школы может иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- официальные документы;
- портфолио работ;
- портфолио отзывов.
3.2. На титульный лист портфолио помещается полное название образовательного учреждения, фотография учащегося, фамилия, имя, отчество, указывается период, за который представлены материалы портфолио.
3.3. В разделе «Официальные документы» помещаются все сертифицированные документы, отражающие индивидуальные достижения обучающегося в различных областях деятельности (грамоты за участие в конкурсах, дипломы за участие в предметных олимпиадах разного уровня, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования, удостоверения и др.).
3.3.1. В разделе «Официальные документы» допускается представление копий документов.
3.3.2. Каждый документ вышеназванного раздела оценивается баллами в соответствии с принятой в муниципальной образовательной сети шкалой оценки.
3.3.3. Ранжирование индивидуальных учебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений города Старый Оскол и Старооскольского района определяется следующим образом:
• олимпиады:
- федеральный уровень - победитель -10 баллов, призер - 8 баллов;
- областной уровень - победитель - 5 баллов, призер - 4 балла;
- муниципальный уровень - победитель -4 балла, призер - 3 балла;
- школьный уровень - победитель, призер -2 балла, участник - 1 балл.
• иные достижения:
- федеральный уровень (мероприятия и конкурсы и др.)- победитель - 10 баллов, призер - 8 баллов;
- областной уровень (мероприятия и конкурсы, проводимые вузами, учреждениями дополнительного образования и др.) - победитель - 5 баллов, призер - 4 балла;
- муниципальный уровень (мероприятия и конкурсы, проводимые на городском уровне) - победитель - 4 балла, призер - 3 балла;
- школьный уровень (мероприятия и конкурсы, проводимые МОУ) - победитель, призер - 2 балла, участник - 1 балл.
3.3.4. На основании документов, представленных в вышеназванном разделе, оформляется вкладыш в аттестат об основном общем образовании.
3.4. В раздел «Портфолио работ» включаются те работы и самоотчеты, которые не могут быть подтверждены официальными документами: зачетная книжка, свидетельствующая о прохождении элективных курсов; творческие работы обучающихся; самоотчеты о социальной практике.
3.4.1. В зачетную книжку вносится название элективного курса, место и время прохождения, количество часов, отметка по результатам прохождения курса в соответствии с локальными актами образовательного учреждения. Зачетная книжка заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.
3.4.2. Творческие работы учащегося (рефераты, проектные работы, описание моделей, макетов, исследовательские работы, и др.) оцениваются в зависимости от уровня проработанности материала, наличия публичной защиты и уровня представления материала:
- федеральный уровень - до 10 баллов;
- областной уровень - до 5 баллов;
- муниципальный уровень - до 4 баллов;
- уровень образовательного учреждения -до 2 баллов.
3.4.3. Самоотчеты о социальной практике (участие в научных конференциях, конкурсах; языковая, трудовая, педагогическая и др.виды практики; участие в работе общественных организаций) оцениваются по степени социальной значимости, длительности и активности участия до двух баллов по каждому направлению.
3.5. В раздел «Портфолио отзывов» помещаются различные виды письменного самоанализа школьника своей деятельности и ее результатов (резюме, автобиография, жизненные планы и др.), рецензии на статьи, отзывы и рекомендации учителей, благодарственные письма от различных организаций. Данные материалы не оцениваются.
24
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
Портфолио — с чего начать
4. Рассмотрение и утверждение формы и структуры портфолио
4.1. Форма и структура портфолио достижений обучающегося рассматриваются и утверждаются на заседании педагогического совета общеобразовательного учреждения.
4.2. По ходу формирования портфолио в его структуру могут быть внесены дополнения, изменения, утвержденные педагогическим советом образовательного учреждения.
5. Учет документов, входящих в портфолио
5.1. При комплектовании портфолио соблюдается принцип добровольности, все официальные документы и работы заносятся только с согласия обучающегося.
5.2. Учет раздела «Официальные документы» осуществляется обучающимся совместно с классным руководителем.
5.3. Учет разделов «Портфолио достижений» и «Портфолио работ» осуществляется обучающимся совместно с преподавателем элективных курсов и классным руководителем.
5.4. Портфолио носит именной характер.
5.5. Место нахождения портфолио определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно в локальном акте школы.
5.6. Спорные вопросы по формированию портфолио выпускника основной школы между субъектами образовательного процесса разрешаются муниципальным координационным советом по профильному обучению.
От редакции. Представляем вашему вниманию советы по внедрению технологии портфолио МОУ СОШ № 2 г. Салехард. Творческий коллектив школы проанализировал все преимущества и риски применения технологии портфолио в начальной школе и рассказывают читателю о своем опыте. Приводится структура портфолио, разработанного в школе.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ -
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ?
Аннотация. Не так давно портфолио ученика младших классов был далеко не в каждой школе. Технология вводилась в рамках эксперимента. Но сейчас, в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.
Ключевые слова: цели и задачи портфолио, девиз работы с портфолио ученика начальной школы, мотивация, разделы портфолио.
С чего начать?
Составление портфолио, казалось бы, наиболее актуально в основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Ответ можно найти, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи введения технологии портфолио в начальных классах.
Цели и задачи портфолио:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имею-
Эксперимент и инновации в школе 2011/5
25