Научная статья на тему 'Технология «Портфолио»: предостережение от ошибок'

Технология «Портфолио»: предостережение от ошибок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
996
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО / ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Татьяна Геннадьевна, Прутченков Александр Сергеевич

Часто при внедрении новой технологии допускаются ошибки, и технология портфолио -не исключение. Авторы статьи предостерегают педагогов, родителей и воспитателей от этих ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Татьяна Геннадьевна, Прутченков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология «Портфолио»: предостережение от ошибок»

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

Т. Г. Новикова

А. С. Прутченков

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»: ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ОШИБОК

Как избежать ошибок, применяя технологию портфолио?

Аннотация. Часто при внедрении новой технологии допускаются ошибки, и технология портфолио -не исключение. Авторы статьи предостерегают педагогов, родителей и воспитателей от этих ошибок.

Ключевые слова: экспериментальная практика внедрения технологии портфолио, ошибки применения технологии.

Анализ материалов эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в части использования технологии «Портфолио» показал, что в регионах используются различные модели и варианты, но при этой систематизации как в отдельных школах, так и в муниципальных образовательных сетях допускаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии «Портфолио» и привести к педагогическим «сбоям». Обобщив уже имеющийся опыт, мы хотим предостеречь наших коллег и помочь им избежать трудностей, с которыми уже столкнулись педагогические коллективы, семьи и сами школьники. С этой целью мы систематизировали выявленные в педагогической практике экспериментальных регионов ошибки.

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике, а в дальнейшем при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка. При этом взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется естественной позицией взрослого, который считает, что он лучше самого ребенка знает, что ему нужно, и готов более «объективно» и «целесообразно» представить необходимый материал в портфолио ребенка.

Рекомендации: при сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип добровольности (прежде всего с точки

зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Еще раз подчеркнем, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого ребенка) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет свои достижения при поступлении в профильный класс или в приемные комиссии вуза, техникума, в отдел кадров фирмы или предприятия, куда он подает заявление о приеме на работу. Данное педагогическое требование является важнейшим при сборе материалов. Оно, к сожалению, часто нарушается взрослыми, стремящимися сделать помещаемую о ребенке информацию, с их точки зрения, более «объективной» и «объемной».

Ошибка вторая: сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам ребенок, а по «его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Ребенок хочет, чтобы у него был свой портфолио, но заниматься им у него «нет времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, определенным страхом, что он что-то не сможет или сделает «не так, как надо». Поскольку это достаточно официальный комплект документов, который может повлиять на выбор профиля обучения в старших классах, а может быть, даже при поступлении в вуз, то школьник подсознательно стремится переложить ответственность на плечи семьи, надеясь, что его родители сделают все более «правильно».

4

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

Рекомендации: при сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка в этом процессе ни в коем случае не следует. Он сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только его конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Выполнение этого педагогического требования помогает ребенку осознать свои возможности. Такая предварительная серьезная самостоятельная работа над материалами портфолио помогает ему сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, а после окончания школы - образовательного учреждения или места работы. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, в конце концов, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом и пользой для своего портфолио.

Ошибка третья: отказ ребенку в помощи при формировании портфолио. Восприятие взрослыми процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого ребенка. И родители, и педагоги отказываются помогать ребенку, ссылаясь на то, что это «его сугубо личное дело», а они не имеют права вмешиваться в этот процесс или у них просто нет времени. Эта позиция объясняется неверно истолкованным мнением о том, что подросток «уже сам большой, вот пусть он и проявляет самостоятельность на деле». Кроме того, у многих взрослых просто нет личного опыта такой информационно-аналитической деятельности, поскольку, когда они были школьниками, данная технология не использовалась, а подменялась «комсомольской характеристикой».

Рекомендации: разумеется, ребенок должен самостоятельно работать над материалами своего портфолио, но взрослым следует активно помогать ему в этом. Прежде всего, мотивируя его простым напоминанием о необходимости сбора и систематизации материалов. Ребенку можно и нужно посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовиться и выступить с докладом или сообщением, например, на научной конференции школьников и т. д. Такую же предварительную работу может проводить и любой педагог, который, не навязывая своего мнения, а тем более оценки, может заметно стимулировать активность школьников, например, посоветовать школьнику включиться в работу группы ровесников, которые занимаются интересным социальным проектом и т. п.

Анализ первых трех ошибок позволяет сделать вывод о том, что в работе с порт-фолио требуется соблюдение принципа «золотой середины»,

нельзя ни лишать ребенка права самостоятельно решать вопрос о наборе материалов в портфолио, ни подменять его, ни тем более оставлять его без необходимой психологической и практической поддержки.

Ошибка четвертая: игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т. д. При сборе документов и материалов портфолио педагоги, родители и сами школьники не учитывают реальные возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общественных организаций, которые также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, писать отзывы и рекомендации, которые могут быть включены в портфолио. Это объясняется тем, что многие взрослые воспринимают занятия ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как возможность «отвлечь» его от потенциальных неприятностей и не рассматривают эти увлечения детей как серьезную дополнительную информацию, которая помогает после анализа имеющихся достижений сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Рекомендации: при формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации, тем более если школьник по своей инициативе и с удовольствием занимается в этих учреждениях или организациях. Кроме того, одна из основных задач взрослых, прежде всего педагогов и родителей, различными способами стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются школами и в которых может принять участие далеко не каждый ученик, даже если он проявляет повышенный интерес к данному предмету. Следовательно, обращением к данной социальной сфере расширяются возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов.

Ошибка пятая: формализация и соревнование при сборе портфолио. При сборе портфолио родители и школьники могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя этот важнейший процесс, основной смысл которого помочь сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения, а не продемонстрировать способности «собирать» материалы. Объяснить данный феномен можно тем, что у взрослых и у детей развит инстинкт «собирательства», который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

5

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Рекомендации: при формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов и тем более не соревноваться с другими школьниками по принципу «а у меня на два отзыва больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов. Ведь важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио

Ошибка шестая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость - увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т. д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т. д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т. д. Данное явление объясняется тем, что все официальные документы признаются образовательными учреждениями и органами управления именно за то, что они подписываются в официальном порядке и государственной инстанцией. Кроме того, целый ряд таких дипломов дает право поступления в вуз без конкурса или даже без экзаменов.

Рекомендации: основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе - демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами власти или вузами. Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ типа диплома за участие в городской предметной олимпиаде и т. д. Следовательно, нужно уделять более пристальное внимание материалам, которые можно включить в другие разделы портфолио.

Ошибка седьмая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. При сборе информации школьники и особенно их родители стремятся включить в портфолио все имеющиеся документы и материалы, вплоть до похвального листа за успехи в учебе в 1-м классе и т. д. Это объясняется естественным желанием «показать своего ребенка

с лучшей стороны». На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать ребенок. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся в семье, как когда-то было в российских семьях (фотография из родильного дома, бирка с ножки только что родившегося малыша, первый выпавший зубик и т. д.). Но идея портфолио несколько иная - из всего имеющегося материала отобрать то, что позволяет и самому ребенку, и его родителям, и педагогам, а потом и приемной комиссии при формировании профильного класса (или профильной группы) сделать более адекватный вывод - данный профиль именно для него, так как он в своем портфолио действительно демонстрирует многолетнее увлечение этим профилем.

Рекомендации: основной замысел сбора документов и материалов - помочь школьнику осознать свои предпочтения и выбрать профиль для дальнейшего обучения. Здесь должен срабатывать принцип профильности, то есть отбор из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности и т. д.).

Ошибка восьмая: сбор материалов только за 9-й класс. В данном случае школьник и (или) его семья собирают документы и материалы только за 9-й класс или даже за несколько месяцев до его окончания. Это может происходить по нескольким причинам: отсутствие информации о возможностях портфолио, когда и родители, и сам ребенок могут просто не знать, зачем он нужен и что он дает при выборе профиля обучения; сознательное игнорирование этого механизма, например, в том случае, когда у школьника есть официальный диплом победителя областной предметной олимпиады, ему уже и не нужно беспокоиться о поступлении на профиль, если предмет олимпиады совпадает с избранным профилем. Возможен вариант, когда школьник не определился с профилем и еще просто не готов сделать свой выбор, поэтому он просто ждет, что ситуация прояснится сама собой и т. д.

Рекомендации: еще раз подчеркнем, что основной замысел сбора документов и материалов портфолио - помочь школьнику максимально подробно и всесторонне представить свои достижения, чтобы анализ собранных материалов помог осознать свои способности и выбрать профиль для дальнейшего обучения. Поэтому ограничиваться только несколькими месяцами не следует. Полученной за это время информации может ока-

6

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

заться недостаточно для получения достоверных выводов и верного выбора.

Третья группа ошибок связана с подменой

идеи портфолио традиционными схемами

Ошибка девятая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка (хотя регионов, которые используют портфолио, еще немного). В регионе или в школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено, школьнику остается только вписывать свои показатели. Но и это часто может делать только учитель или другой взрослый (руководитель творческого объединения учреждения дополнительного образования и т. д.), которому дается право фиксировать достижения (или неудачи) школьника. Здесь налицо явная и принципиальная подмена идеи портфолио, который должен рассматриваться в качестве папки личных достижений, куда сам школьник лично может включать только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей «зачетной книжки», из которой ни один лист или документ не может быть убран без «определенных педагогических последствий». Как в случае с обычным дневником школьника, который по определению является «неприкосновенным».

Рекомендации: нужно детально разобраться в природе портфолио и понять, что это - принципиально иной способ накопления документов и материалов, свидетельствующих о достижениях «хозяина». Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.

Ошибка десятая: подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя или педагогического совета. В этом случае происходит вполне естественная для многих педагогов подмена процедуры свободного сбора и предъявления материалов самим школьником идеей «обязательной характеристики», которую составляет либо классный руководитель или даже педагогический совет школы и которая имеет определенные педагогические последствия для данного ребенка. Во-первых, в этом случае она уже не может быть проигнорирована ребенком, которого характеризует педагог или коллектив, следовательно, он вынужден соответствовать требованиям,предъявляемым школой и педагогами. Во-вторых, это принуждает педагогов писать характеристики на всех детей, что увеличивает их нагрузку (и, соответственно, воспринимается многими из них негативно, что сказывается в свою очередь на их отношении к портфолио).

Рекомендации: портфолио ни в коем случае не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом, тем более с определенными педагогическими последствиями для данного школьника. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) дело самого ребенка. Это должно быть зафиксировано в официальном Положении о портфолио, которым и должны руководствоваться в первую очередь педагоги и коллективы общеобразовательных учреждений.

Ошибка одиннадцатая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. В этом случае мы видим восприятие портфолио только в качестве инструмента для выбора профиля в 10-м классе. Технология «Портфолио» рассматривается только как разовая акция, позволяющая повысить эффективность набора выпускников 9-х классов основной школы на профильное обучение в старших классах полной средней школы. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими педагогами, родителями и детьми папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.

Рекомендации: технология «Портфолио»

имеет более широкие возможности, в частности, в ближайшее время планируется организовать эксперимент по отработке механизмов использования портфолио при наборе студентов в вузы, при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений и т. д. Кроме того, портфолио уже используется в профессиональной деятельности педагогов, преподавателей вузов и т. д. И в целом, профессиональная деятельность, а тем более карьера невозможны без постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений. Поэтому целесообразно рассматривать портфолио не только как разовый инструмент, а как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

Ошибка двенадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению порт-фолио. В этом случае педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника, например, оформление собранных материалов только типографским способом, или брошюрование материалов в специальной мастерской, или сбор только в современные файловые папки и т. п. Это объясняется естественным стремлением предъявить собранные материалы как можно в более выгодном свете, чтобы они произвели надлежащее впечатление на приемную

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

7

Технологии, реализующие ФГОС: портфолио

комиссию, которая решает вопрос о наборе выпускников 9-х классов на профильное обучение в старшую школу.

Рекомендации: не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, так как далеко не все родители смогут найти средства на оформление его, например, в виде дорогой файловой папки. Главное для портфолио - содержание, а не внешняя красота, и выдержанный стиль оформления. Но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио

Ошибка тринадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы учебного портфолио (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т. д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Часто выставляемый балл никак не комментируется, то есть ребенок должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с этим. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т. д.

Рекомендации: документы портфолио школьника, который используется для ориентации ребенка на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, следует оценивать только в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Как правило, это только сертифицированные документы, включенные в первый раздел портфолио, который называется «Официальные документы». Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только качественными показателями с указанием оригинальности материалов и мышления автора,актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т. д. Все зависит от самого материала, который представил ребенок в своем портфолио.

Ошибка четырнадцатая: завышение «удельного веса» портфолио. Суть данной ошибки в том, что происходит значительное повышение «удельного веса» портфолио. Это происходит потому, что его итоговый балл в некоторых регионах равен, а иногда

даже больше, чем результаты сданных государственных экзаменов. Например, при общей максимально возможной сумме баллов за 4 государственных экзамена - 20 - (два обязательных «математика» и «русский язык», а также два экзамена по выбору школьника - сданы на оценку «5»), а «вес» портфолио в баллах также равен 20 либо даже 30 или 40 баллам.

Рекомендации: не следует преувеличивать значение итогового балла портфолио по сравнению с официальными результатами государственных экзаменов. Портфолио - важный, но все же дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами «вес портфолио» - от 5 до 10 баллов.

Ошибка пятнадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета, оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. Это происходит потому, что сейчас каждое образовательное учреждение становится полностью самостоятельным (даже в финансовом отношении получает право распоряжаться своим счетом и внебюджетными средствами), это и приводит к тому, что особенно лицеи, гимназии фактически не признают заслуги выпускников обычных общеобразовательных школ, считая, что там уровень качества обучения значительно ниже.

Рекомендации: этот вопрос относится к компетенции соответствующего управления образования, которому следует разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.

***

Надеемся, что анализ данных ошибок поможет организаторам профильного обучения избежать возможных сбоев при использовании технологии «Портфолио».

Литература

1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.

2. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. - №4.

8

Эксперимент и инновации в школе 2011/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.