ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Ацдатпа
^осымша бшм беру уйымындагы окыту YPдiсiнщ жалпы бiлiм беретiн мектептегi практикасынан айы-рмашылыгы карастырылады. ^осымша бiлiм берудщ тиiмдiлiгiн арттыратын технологиялар суреттеледi, бул жеке багытталган жэне дара окыту технологияла-ры, ужымдык шыгармашыльщ кызмет технологияла-ры, ойын технологиялары жэне т.б.
Соколова Н.А.,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Социальной работы педагогики и
психологии Челябинского государственного педагогического университета
Губин Ю.Н.,
кандидат педагогических наук, кафедра Социальной работы педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета
s
m о
<с
w О
I—
О §
ш tS
рц
о
ш t-
Нег1зг1 сездер: цосымша бшм беру, субъект-субъектшк царым-ца-тынас, езектг технологиялар
Ключевые слова: дополнительное образование, субъект - субъектное взаимодействие, актуальные технологии.
Keywords: additional education, subject - subject interaction, relevant technology.
Аннотация
Рассматривается отличие образовательного процесса в дополнительном образовании от практики образовательной школы. Описаны технологии, повышающие эффективность дополнительного образования, это технологии личностно ориентированного и индивидуального обучения, технология коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, игровые технологии и т.д.
Annotation
We consider the difference between the educational process in secondary education from the practice of school education. Described technologies that increase the efficiency of supplementary education is learner-oriented technology and individual training, the technology of collective creative activity, project activities, gaming technology, etc.
Вследствие специфики дополнительного образования - его вариативности, добровольности участия ребенка, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка, ориентации на интересы и потребности детей, образовательный процесс в системе дополнительного образования серьезно отличается от практики общеобразовательной школы. Отсутствие жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере социальной жизни создают благоприятные условия для внедрения лич-ностно-развивающих и социокультурных технологий в педагогическую практику.
Среди множества технологий танных на основе личностно-развивающего подходов, для дополнительного образования наиболее актуальны технологии личностно ориентированного и индивидуального обучения, коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, проблемного, развивающего обучения, игровые технологии и т.п.
В технологии личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская) центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, «методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения подростков» [7, с. 48].
В организациях дополнительного образования детей возможность применения дифференциация реализуется через комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповую дифференциацию для разделения по уровням познавательного интереса; профильное обучение подростков на основе диагностики, самопознания и самоопределения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная технология) предполагает приоритетность индивидуального подхода и индивидуальной формы обучения (И. Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения становится «проникающей» технологией. В дополнительном образовании индивидуализация осуществляется, в первую очередь, самими воспитанником, потому что он сам выбирает то направление, которое ему наиболее интересно.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач. Предложенные задания выполняются таким образом, чтобы была возможность определить и оценить вклад каждого участника процесса.
Вестник «Oрлеу»-kst
разрабо- Состав группы может меняться в зависимости
от цели деятельности.
Групповые технологии широко применяются в современном дополнительном образовании на нескольких уровнях -по видам деятельности игры могут быть физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса -обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.;
по игровой методике - сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.
В практической работе по формированию социальной активности подростков педагоги дополнительного образования могут использовать тематические игры, связанные с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка воспитанников к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой подростку необходимо компетентно действовать.
Социально-психологический тренинг -форма групповой психологической работы, направленная на формирование коммуникативной компетентности подростка, необходимой в реализации социальной активности. Целями тренинга являются развитие коммуникативной культуры личности, под которой понимается формирование умений, навыков и установок эффективного общения; развитие сензитивности, то есть развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, других людей и самого себя. В тренинговой группе постоянно действует обратная связь, что позволяет узнать мнение окружающих о манере поведения, чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.
Программа социально-психологического тренинга направлена на повышение компетентности в общении. Общение представляет собой особый вид деятельности, в ходе которой люди обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения обще-
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
го результата. Полноценное общение невозможно без осознания своих эмоций, чувств, переживаний, умения адекватно их выражать, а также без умения правильно «считывать» данные знаки оппонента, без усвоения правил эффективной коммуникации и умения применять их. Эффективное общение включает: понимание и прогнозирование социального поведения людей; анализ состояния, позиций партнеров, мотивацию процесса общения; анализ уровня общения партнеров: представляемого другим и скрытого; психологическую защиту в процессе общения и способы ее снятия; технику общения, использование эффективных приемов вербального и невербального общения с партнерами; ролевое и индивидуально-личностное влияние в процессе общения; проблемы адекватности интерпретации причин процесса и результатов общения партнеров; индивидуальный стиль общения. Таким образом, программа социально-психологического тренинга объединяет тренинг коммуникативных умений с элементами тренинга сензитивности.
Средства, используемые при проведении тренинга, следующие: групповые дискуссии, ролевые игры, рефлексия опыта, психогимнастика, проигрывание личных проблем участ-
ников группы, «чемодан» - класс процедур, в которых каждый участник группы получает личностную обратную связь.
Тренинг как форма групповой психологической работы для старшеклассника имеет высокую эффективность, так как каждый член группы активно экспериментирует, усваивает и отрабатывает иные, не свойственные ему умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. По окончании тренинга проводится анкетирование с целью выяснение его эффективности.
Технология самоменеджмента. Курс по самоменеджменту представляет собой практические занятия, ориентированные на умение ставить жизненные и профессиональные цели, принимать решения, организовывать процесс реализации решений, оптимально расходовать время, анализировать результаты своей деятельности. Так, занятия по постановке жизненных и профессиональных планов учат определять первостепенные и второстепенные, долговременные и краткосрочные планы, использовать для этого метод «Альпы», устанавливать приоритеты в выполнении планов и принимать решения, используя принцип Парето и «анализ АБВ». Делается это с использованием табл. 2.
Таблица 2 Определение жизненных и профессиональных приоритетов
Сфера жизни Место по значимости Жизненная цель Период достижения цели Меры, необходимые для достижения цели Срок достижения цели
Профессия Семья Имущество и т.п.
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
к
р^ о
ш Е-
В процессе занятий подросток пытается самостоятельно осмыслить жизненные, профессиональные приоритеты, наметить пути их достижения, решить, что необходимо для этого делать.
Занятия по самоорганизации позволяют определить оптимальный для каждого ритм рабочего дня, выделив наиболее и наименее продуктивные его периоды. Занятия по самоконтролю учат анализировать свою работу, выделяя позитивное, негативное и причины
(внутренние и внешние), способствовавшие получению того или иного результата. Кроме этого подростки осваивают приемы эффективного ведения деловых переговоров, совещаний, переговоров по телефону. Обязательной составляющей курса является поиск индивидуального стиля деятельности. В процессе практических занятий каждый «примеряет» принципы и методы самоменеджмента на себя и определяет свой стиль при их использовании. Такой курс способствует само-
Ш
организации и самоуправлению подростков, позволяет овладевать социально-личностными компетенциями.
Технология «портфолио». «Портфолио» - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности. Цель «портфолио» состоит в том, чтобы ребенку и педагогу наглядно увидеть результаты собственной деятельности, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в образовательном процессе, представить отчет по процессу образования. Решается эта цель через следующие задачи:
• поддержание высокой учебной мотивации;
• поощрение активности и самостоятельности ребенка;
• развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
• формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• содействие индивидуализации (персо-нализации) образования ребенка;
• создание условий для успешной социальной адаптации и социализации;
• поддержка процессов самоопределения и самореализации.
Существует несколько видов «портфо-лио»: «портфолио» документов, «портфолио» работ, «портфолио» отзывов. «Портфолио» документов представляет собой сертифицированные (документированные) достижения, такие как: дипломы, грамоты, сертификаты и т.п. «Портфолио» работ - собрание различных творческих, проектных, исследовательских, иных работ ребенка или педагога. «Порт-фолио» отзывов - характеристики, отзывы, оценивающие деятельность ребенка или пе-
дагога. Отзывы могут быть даны учеными, специалистами, вышестоящими учреждениями, общественными организациями, родителями и т.п.
«Портфолио» работ может включать:
• проектные, исследовательские, творческие работы с указанием темы работы, ее аннотации (краткого описания), приложений (фотоматериалы, электронный вариант работы и т.д.). Работы, связанные с техническим творчеством, могут содержать фотографии макетов, моделей, приборов видеоматериалы, демонстрирующие действие технических моделей и приборов. Работы художественного профиля содержат фото и видеоматериалы картин, демонстрации художественных коллекций, выступлений творческих коллективов, график выступлений, концертов и т.п.;
• работы, связанные со спортом, фиксируются через спортивные дневники (с указанием времени тренировок, выполняемых упражнениях, нагрузках и т.п.), записи участия в соревнованиях, получения спортивных разрядов, видеоматериалы тренировок и т.п.;
• участие в работе обучающих семинаров, курсов, конференций, различных лагерей предъявляется через программы этих мероприятий, форму участия в них (организация мероприятия, выступление с докладом, участие в качестве слушателя, ведущего и т.п.). Практики (языковые, трудовые, педагогические, социальные), стажировка фиксируются с помощью программы и дневника.
«Портфолио» отзывов состоит из: заключений, отзывов о качестве выполненной работы; рецензий на исследовательскую работу (для ребенка), образовательных программ (для педагога), статей, иных видов работ; резюме с оценкой собственной работы; рекомендательных писем для участия в практике, конференции и т.п.; иных форм отзывов.
Таблица 3 Сравнительная характеристика видов «портфолио»
№ п/п Вид Содержание «портфолио» Преимущества Ограничения
1 «Портфолио» документов Документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения Механизм определения рейтинга достижений Не дает представления о процессе работы
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
и
2 «Портфолио» работ Собрание проектных, исследовательских, творческих работ Дает представление о качестве работы, динамике, исследовательской активности Не может быть использовано для определения рейтинга работы
3 «Портфолио» отзывов Внешние характеристики качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы Включает механизмы самооценки Сложность формализации и учета собранной информации
Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ). Наиболее часто используются комплексные «портфолио», которые включают различные формы вышеперечисленных материалов. Комплексные «портфолио» позволяют всесторонне отразить индивидуальные достижения педагога и воспитанника. Для составления банка данных на воспитанников, педагогов делается карта достижений.
Каждый из видов «портфолио» имеет свои достоинства и недостатки, поэтому важно их проанализировать и, учитывая «плюсы и минусы» каждого, оптимально использовать комплексные виды «портфолио» (например, документов и работ).
Социально-педагогическое проектирование, осуществляемое через осознание предстоящих целей и задач, овладение умениями проектировать, планировать и анализировать свою деятельность и поведение, способствующих формированию субъектной позиции. ^ Участниками социально-педагогического X проектирования могут выступать как отдель-ю ные подростки, так и целая группа (команда), ^ заинтересованные в том, чтобы внести свой м личный вклад в улучшение жизни общества в к своем регионе, городе, районе, селе. Взрослые ^ (администрация и педагоги учреждения до-^ полнительного образования, лидеры детских ^ общественных организаций и объединений) м принимают участие в социально-педагогиче-К ском проектировании на правах консультан-§ тов, экспертов, членов жюри. О Работа по организации социального про-н ектирования подростков предполагает изучение социальных потребностей, а также инте-
ресов, потребностей, запросов школьников и их родителей к разным областям социальной действительности. Поэтому реализация модульной образовательной программы «Основы социального проектирования» начинается с проведения опроса подростков с целью выяснения интересующей их сферы социального знания и проблемы. Результаты опроса являются основой создания групп, подгрупп, которые занимаются одной проблемой и разработкой совместного социально-педагогического проекта. Состав групп и содержание их работы могут меняться в зависимости от состояния проблемы, потребностей общества и подростка.
Для любого вида социально-педагогического проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел, анализ проблемы, разработка концепции, разработка проекта, оценка результатов, подведение итогов. Данные фазы являются основой этапов проектирования - системой приемов, методов, правил, процедур, операций создания социально-педагогического проекта. Остановимся на этом подробнее.
Этапы работы подростка над социально-педагогическими проектами
1 стадия. Предпроектный анализ. Включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации,
Ш
характеристики условий, социальной «фотографии», паспорта и др.
В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания воспитанников необходимые для социально-значимой деятельности, происходит формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления подростков о социально-значимой деятельности, о современном этапе развития села, района, города, области, о различных социальных службах, специфике их работы, навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
2 стадия. Выбор проблемы для проекта. Здесь подросткам предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестками которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона, и подростки, перебрав каждый из лепестков (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура и др.), выбирают один из них, который и станет объектом исследования и разработки варианта его решения.
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать подросток или команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами. Если над проектом работает команда, то подростки соответственно разделяются на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.
3 стадия. Сбор информации. В рамках этой деятельности подростку предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
Если работает команда, то уместнее разделение на группы. Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных ка-
тегорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен для этой местности. Следующая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения. Еще одна группа подростков входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно, при помощи администрации учреждения дополнительного образования или родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная подросткам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
4 стадия. Разработка проекта как варианта решения проблемы. Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
При участии педагога подростки компонуют материалы по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
- сбор и анализ информации по избранной проблеме; программа действий, которую предлагает данная команда; реализация плана действий команды.
На данной стадии подросток или команда дает свою версию, свой проект преодолении сложного вопроса.
5 стадия. Подготовка и защита проекта. На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80х100 с) в виде «раскладушки», которые соответствуют разделам в четыре стадии.
Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта. В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно,
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
s
m о
<c л w О
L
О §
ш t-
к
рц
о
ш t-
так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления подростка или команды в составе 5-6 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы, представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания, где подростки представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса подростков или команд и оценивается квалифицированным экспертным жюри.
6 стадия. Реализация проекта. Данная стадия предполагает, что подростки пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы. В этих целях возможны различные социальные акции (письменные обращения в муниципальные исполнительные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, подростки могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.
7 стадия. Рефлексия. Главная цель этого этапа - анализ самими подростками стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога-фасилитатора проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.
На этапе реализации социального проекта подростки самостоятельно определяют цели, задачи, добиваются результата в выбранной области деятельности. От педагога требуется фасилитация помощи на всех этапах работы.
Таким образом, основными задачами социальных технологий в дополнительном образовании выступает целенаправленное приобщение подростков к богатствам культуры,
формирование их ценностных ориентаций и духовных потребностей; фасилитация социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аменд, А.Ф. Проблемы повышения квалификации педагогических кадров[Текст] / А.Ф. Аменд, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дуди-на // Образование в XXI веке: Проблемы и поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 592 с.
2. Димухаметов, Р.С. Деятельностное опосредование и педагогическая фасилитация как условие модернизации педагогического образования [Текст]Р.С. Димухаметов // Методика вузовского преподавания: Материалы VI межвуз. научн.-практ. конф., 30-31 октября 2003 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. Ун-та, 2004. - 129 с. - С. 38-49.
3. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. - М.: Просвещение, 1989. - 150 с.
4. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждении дополнительного образования [Текст]: моногр. / Н.А. Соколова.- Изд-во ЧГПУ, 2007. - 306 с.
5. Соколова, Н.А. Формирование социально-личностной компетентности ребенка [Текст]: моногр. / Н.А. Соколова. - LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH &Co. KG, 2011. - 173 с.
6. Уторов, О.Р. Самореализация подростка в условиях соуправления учреждением дополнительного образования[Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Р. Уторов. - Челябинск, 2008. - 186 с.
7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.