Научная статья на тему 'Половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте'

Половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА / МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ / ЛИЦА ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевойкина Дарья Сергеевна

В статье анализируются половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. Представлено сравнительное исследование интеллекта мальчиков и девочек подросткового и юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте»

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА

В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Перевойкина Д.С.

Перевойкина Дарья Сергеевна - студент,

направление: психология, медико-психолого-социальный институт, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. Представлено сравнительное исследование интеллекта мальчиков и девочек подросткового и юношеского возраста. Ключевые слова: интеллект, особенности интеллекта, мальчики и девочки, лица подросткового и юношеского возраста.

Проблема исследования и развития интеллекта является одной из дискуссионных как в отечественной, так и зарубежной психологии. Исследователи широко расходятся в дефиниции интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Интеллект в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения [4].

Л.С. Выготский проводит принципиальное противопоставление между натуральными психическими функциями и высшими психическими функциями, которые социально детерминированы и составляют сущность человеческого сознания. К высшим психическим функциям Выготский Л.С., прежде всего, относит понятийное мышление, формирование которого начинается и завершается в подростковом возрасте, полностью перестраивая всю структуру интеллекта. С его точки зрения, обучение подростков ведёт и определяет интеллектуальное развитие. Это решение прямо противоположно позиции Ж. Пиаже. [1].

Особый интерес в плане анализа динамики интеллектуального развития представляет собой подростковый возраст. В этот возрастной период складывается особая ситуация развития, происходит половое созревание, которое в некоторой степени может тормозить интеллектуальное развитие, и одновременно формируется теоретическое (формальное, понятийное) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов подростка. Таким образом, возникает основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это сензитивный период для развития интеллекта, но, с другой стороны, именно на этом этапе онтогенеза отмечается снижение темпа интеллектуального развития [1].

Перестройка интеллектуальной сферы является основой формирования структуры самосознания и саморегуляции, поэтому особое внимание необходимо уделять особенностям интеллекта в подростковом возрасте. Вот почему выбор именно такой темы дипломной работы, которую можно определить как половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте, особенно актуален.

Объект исследования — интеллект.

Предмет исследования — половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе работы ставятся следующие задачи:

1. проанализировать психологическую литературу по теме половых особенностей интеллекта в подростковом и юношеском возрасте;

2. сравнить особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте;

3. выявить половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.

Методологическая основа исследования: триадная теория интеллекта Р. Стернберга (1997), Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена (1927).

В исследовании были использованы следующие эмпирические методы: тест структуры интеллекта Амтхауэра (сокр. IST) и тест прогрессивные матрицы Равена.

В психологических исследованиях проблема развития интеллекта, несмотря на большое количество теоретических концепций, моделей и диагностических методик, является одновременно и разработанной, и во многом дискуссионной областью психологического знания. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используется в различных областях. Как правило, категория «интеллект» (лат. МеПеСш) трактуется как ум, рассудок, разум; способности человека к мышлению, рациональному познанию, абстрактно-аналитической деятельности и генерации новой информации. В широком смысле интеллект представляет собой совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией [2].

Исследование В. В. Назаровой посвященное изучению закономерностей развития интеллекта учащихся от младшего школьного к старшему подростковому (юношескому) возрасту показало, что оно идет неравномерно, процессы дифференциации, преобладающие в развитии интеллекта младших подростков, сменяются процессами интеграции, являющиеся закономерными в старшем подростковом возрасте. В целом же младшие подростки справляются с решением интеллектуальных задач лучше, чем младшие школьники, а старшие подростки - лучше, чем младшие. При этом от возраста к возрасту наблюдается существенный рост поленезависимости, изменение соотношения вербальных и невербальных компонентов интеллекта: от младшего школьного возраста к старшему подростковому вербальные структуры начинают преобладать над невербальными [3].

Проведя исследование, мы выявили следующие половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте:

Мальчики - подростки характеризуются слабо развитыми аналитико-синтетическими способностями, их

пространственные представления скудны. Мальчики подросткового возраста, в сравнении с юношами, имеют слабо развитую способность устанавливать симметричность

между фигурами и линейно дифференцировать различные предметы и явления, стремление к суждениям на основе прямых взаимосвязей.

Для мальчиков подросткового возраста характерно наличие низкого уровня развития вычислительных способностей, их мышление отличается неподвижностью и постоянством, удовлетворенность приблизительными решениями. Они плохо могут прослеживать непрерывные изменения, сосредотачивать внимание и использовать воображение, неверно определяют характер отношений между предметами и не умеют грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Девочки подростки характеризуются более развитой, в сравнении с мальчиками подросткового возраста, способностью комбинировать и чувствовать, способности к абстракции, образованию понятий, чувства языка, индуктивного речевого мышления и точного выражения словесных значений. Помимо этого им присущ высокий уровень умственной образованности. Зафиксирован высокий уровень развития различных вычислительных способностей и пространственного мышления, наблюдается быстрая скорость мышления. Девочкам - подросткам, в отличии от мальчиков - подростков, свойственно умение не только оперировать пространственными представлениями, но и обобщать их отношения, работать с объемными предметами в практическом пространстве. Наблюдается большой запас относительно простых сведений и знаний из самых разных научных областей, способности выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, умение их сравнивать и переходить от наглядно-действенных форм сравнения к отвлеченному сравнению.

Юноши, в отличии от мальчиков подросткового возраста, имеют высокий уровень развития способности к запоминанию, сохранению увиденного в условиях помех и его последующему логическому, осмысленному воспроизведению. Также у них зафиксирована хорошая сосредоточенность внимания.

У юношей, в сравнении с девочками подросткового возраста, зафиксировано снижение способности к успешному определению закономерностей, стремление к упорядоченности соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.

Юноши, в отличие от девушек юношеского возраста, имеют более сниженный уровень конструктивности теоретических и практических способностей. У них менее развито пространственное воображение, аналитико-синтетическое мышление.

Девушки в юношеском возрасте лучше умеют оперировать словами как сигналами и символами, у них высокоразвит вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Также практическое мышление у них является вербальным. У них более развиты, в сравнении с юношами, способности в области практической математики и программирования. Более развито практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы. Наблюдается развитая способность к абстракции, образованию понятий, они умственно хорошо образованные.

У девушек, в отличие от мальчиков подросткового возраста, выявлен более высокий уровень развития внимательности, форм абстракции и динамического синтеза, статистического представления, воображения и визуального различия, способности к динамической наблюдательности. Особое развитие получает способность улавливать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности используемых изменений. Для девушек юношеского возраста характерно наличие высокого уровня развития теоретического мышления, умения строить рассуждения на основе здравого смысла, акцентируя внимание на конкретно-практической стороне, наличие развитой

самостоятельности мышления и чувства реальности.

Список литературы

1. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. 32 с.

2. Калинкина Е.М. Динамика когнитивной сложности познавательной сферы у подростков: автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 19 с.

3. Назарова В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. 19 с.

4. Чаликова .С. Взаимосвязь интеллектуального развития подростков со школьной успеваемостью // Вестник Уральского государственного университета. 2001. № 3. С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.