Научная статья на тему 'Специфика социального интеллекта у подростков и студентов с различными уровнями рефлексивности'

Специфика социального интеллекта у подростков и студентов с различными уровнями рефлексивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянова Н. П.

Осуществлялся анализ специфики социального интеллекта у подростков и студентов с различными уровнями рефлексивности. Автор делает вывод о том, что формировать социальный интеллект необходимо как у категории испытуемых подросткового возраста, так и у категории испытуемых юношеского возраста, уровень развития социального интеллекта зависит, кроме индивидуального потенциала, также и от того, сколько времени и труда вложено в его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика социального интеллекта у подростков и студентов с различными уровнями рефлексивности»

высит продолжительность их жизни. А поскольку, они высоко ценят свою безопасность и здоровье, пенсионеры будут чувствовать приток положительных эмоций.

Безопасность включает в себя не только здоровье, но и социальную безопасность, в том числе и финансовую. Именно поэтому повышенная пенсия также является хорошей мотивацией для пенсионеров, взаимодействующей с ценностью безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действия, проводимые градообразующими компаниями в исследуемом северном регионе нашей страны, верным образом взаимодействуют с ценностными ориентациями пенсионеров ХМАО, что в конечном итоге снижает уровень их фрустрации.

Список литературы:

1. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - СПб., 2001. -Вып. 40. - 195 с.

2. Левченко И.Е. Феномен социальной смерти // СОЦИС. - М., 2001. -№ 6. - С. 22-30.

4. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: в 2 т. - М., 1983. - Т.1. - 392 с.

5. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.

6. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: тематический сборник научных трудов / Отв. ред. М.А. Бе-ребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2005. - 155 с.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

© Ульянова Н.П.*

Филиал Уфимской государственной академии экономики и сервиса,

г. Октябрьский

Осуществлялся анализ специфики социального интеллекта у подростков и студентов с различными уровнями рефлексивности. Автор делает вывод о том, что формировать социальный интеллект необходимо как у категории испытуемых подросткового возраста, так и у категории испытуемых юношеского возраста, уровень развития социального интеллекта зависит, кроме индивидуального потенциала, также и от того, сколько времени и труда вложено в его развитие.

* Заместитель директора по учебной и воспитательной работе, кафедра Гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономических дисциплин.

Происходящие в российском обществе глубокие перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой, востребовали способность к активной социокультурной адаптации, поиску новых знаний, принятию нестандартных решений; умение строить отношения с людьми, которые становятся гарантией личной свободы человека [3].

Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества. Социальный интеллект позволяет постоянно совершенствоваться, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, глубже понимать партнера по взаимодействию и общению, прогнозируя его и свое поведение. Социальный интеллект создает благоприятные предпосылки для самораскрытия, самореализации и самоактуализации личности [2].

В последние два десятилетия отечественная психологическая наука проявляет особый интерес к исследованию социального интеллекта. Выделение социального интеллекта как специальной области психологического исследования обусловлено относительной автономностью и сложностью этого феномена, определяющего успешность социального познания, социального взаимодействия и социальной адаптации.

Постоянное усложнение и ускорение социальных процессов в нашей стране, возникновение новых общественных институтов и новых социальных явлений предъявляют повышенные требования к способностям человека прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать информацию и поведение. Люди часто оказываются не готовыми к социальному взаимодействию и принятию решений. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а так же его невербальных реакций [4].

Термин «социальный интеллект» используется в психологии для обозначения связи ума с поведением его носителя. Другими словами, это дальновидность в социальных отношениях, то есть умение быстро и верно оценивать окружающих и предсказывать прогнозировать их реакцию. В некотором роде социальный интеллект есть показатель уместности поведения того или иного человека.

Необходимо отметить взаимосвязь социального интеллекта и рефлексивности, т.к. рефлексивность включается практически во все уровни осознаваемой психической активности и во многом определяет эффективную адаптацию личности к внешней природной и социальной окружающей среде.

Способность к рефлексии можно понимать как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли: как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем, объективировав их, перерабатывать соответственно ставящимся целям [1, 4].

Нами было проведено исследование социального интеллекта с различными уровнями рефлексивности подростков 9 классов (мальчики и девочки

в возрасте 15 лет), обучающихся в общеобразовательной школе и студентов I курса (юноши и девушки в возрасте 18 лет) обучающихся в вузе. Общее количество испытуемых составило 395 человек.

Исследование социального интеллекта осуществлялось с применением теста Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта». Для изучения уровня рефлексивности нами была использована методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова.

В процессе проведенного исследования нами были выделены 3 категории подростков:

1. с низким уровнем социального интеллекта и низким уровнем рефлексивности (37 % испытуемых);

2. со средним уровнем социального интеллекта и средним уровнем рефлексивности (11 % испытуемых);

3. с низким уровнем социального интеллекта и высоким, средним уровнем рефлексивности (52 % испытуемых).

Анализ проведенного исследования позволил также выделить нам 3 категории студентов:

1. с низким уровнем социального интеллекта и низким уровнем рефлексивности (13 % испытуемых);

2. со средним уровнем социального интеллекта и средним уровнем рефлексивности (28 % испытуемых);

3. с низким уровнем социального интеллекта и высоким, средним уровнем рефлексивности (59 % испытуемых).

Таблица 1

Выборка Уровни рефлексивности Социальный интеллект

r (коэффициент корреляции Пирсона) p (уровень достоверности)

Категория подросткового возраста Высокий, средний 0,18 0,785

Категория юношеского возраста Высокий, средний 0,23 0,674

Первую категорию испытуемых составляют испытуемые с высоким, средним уровнями рефлексивности в частности у подростков это - 52 %, у испытуемых юношеского возраста данную категорию составляют - 59 %. Из табл. 1 видно, что высокий и средний уровни рефлексивности не коррелирует с социальным интеллектом ни у подростков, ни у категории испытуемых юношеского возраста.

У испытуемых относящихся к данной категории обнаружены низкие результаты по следующим характеристикам социального интеллекта: способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различ-

ных невербальных реакциях человека; способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Также необходимо отметить, что и у подростков и у студентов выявлены высокие результаты по показателю способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. Это означает, что испытуемые с высокими оценками по субтесту имеют высокую чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, помогающую им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Для них свойственно находить подходящий тон общения с разными собеседниками и в разных ситуациях.

Однако, у испытуемых в целом с низким уровнем социального интеллекта рефлексивность находится на высоком и среднем уровне что свидетельствуют о быстром усвоении подростками общественно ценных критериев оценки его «Я» и самой возможности им соответствовать, что повышает гибкость в ориентации границ своего психологического пространства для сохранения и проявления «Я». Объяснить это можно тем, что у них не возникает «рефлексивная пауза», благодаря которой в поведение включаются дополнительные интеллектуальные операции, тем самым не происходит актуализация механизма рефлексии.

Вторую категорию испытуемых составляют 37 % подростков и 13 % студентов. У данной категории, выявлены низкие результаты по следующим характеристикам социального интеллекта: способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации; способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Говоря о рефлексивности, необходимо отметить, что подростки и испытуемые юношеского возраста, имеющие низкий уровень рефлексивности, не в состоянии справиться с предъявляемыми нормами и проявлением силы своего «Я», они переживают межличностные и внутриличностные конфликты, справиться с которыми им самим бывает практически невозможно, особенно если конфликты уже интериоризированы. У низкорефлексивных заметно снижены регуляторные функции сознания по отношению к практической деятельности, отсутствует барьер на пути непосредственной реализации возникающих побуждений.

И третья категория это - испытуемые с высоким, средним уровнем рефлексивности и средним уровнем социального интеллекта. У подростков данную категорию составляют 11 %, студенты же составляют 28 %.

У подростков и студентов со средним уровнем рефлексивности и средним уровнем социального интеллекта имеются способности к познанию последствий поведения следовательно, они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, умение оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам.

Данные свидетельствуют о том, что испытуемые способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения, умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, находить причины определенного поведения. В свою очередь, испытуемые, относящиеся к данной категории, имеют развитый социальный интеллект и развитую рефлексивность.

Таким образом, проблема социального интеллекта является одной из центральных в современной психологии. Социальный интеллект обеспечивает правильную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности.

Необходимо отметить, что студенческой молодежи, стоящей на пороге вхождения в трудовую жизнь, полезно не только владеть определенными знаниями в профессиональной области, но и в области психологии, и включать эти знания в повседневную практику своей жизни. В процессе получения высшего образования происходит развитие всех уровней психики студента, от формирования склада мышления, характеризующего профессиональную направленность личности, и до высшей ступени развития психики -социального интеллекта.

Социальный интеллект является интегральной интеллектуальной способностью, которая позволяет понимать окружающих, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты их личности. Социальный интеллект обеспечивает успешность социальной адаптации, объединения и регулирования познавательных процессов, коммуникативных взаимодействий личности с окружающими социальными объектами. Необходимо сделать вывод о том, что социальный интеллект влияет на процесс социализации, что в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение подростков.

Список литературы:

1. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

2. Кудинова И.Б. Психологические условия становления социального интеллекта личности: на примере старшеклассников и студентов: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 220 с.

3. Оданович М.В. Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 166 с.

4. Пащенко Е.И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.