Литература
1. Арестова О. К. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1998. № 4. С. 57-58.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. 263 с.
3. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний / Л. В. Бороздина. М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. 140 с.
4. Литова С. Ю. Мотивационно-психологические факторы успеха: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 1996. 19 с.
5. Семенова Л. Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего школьного возраста // Вопросы психологии, 2002. № 6. С. 15-23.
THE EVOLUTION OF SCIENTIFIC VIEWS ON GENERAL INTELLIGENCE AND THE IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF NON-VERBAL INTELLIGENCE IN YOUNG PEOPLE Alimova E.1, Filimonova E.2 ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Алимова Е. Р.1, Филимонова Е. А.2
'Алимова Елена Рашидовна / Alimova Elena — студент; 2Филимонова Елена Анатольевна /Filimonova Elena — заместитель декана, факультет психологии, Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Abstract: the article is devoted to the formation and change of nonverbal intelligence at different age stages. The purpose of this article is to derive the relationship between age of subjects and levels of formation of nonverbal intelligence. We consider the concept of "intelligence", "non-verbal intelligence", "early adolescence". Described associated with the ability of the individual intellect. It presents and analyzes the results of empirical research of formation of intelligence in the early-adolescence and adolescence. Аннотация: статья посвящена вопросам формирования и изменения невербального интеллекта на разных возрастных этапах. Целью данной статьи является выведение взаимосвязи между возрастом испытуемых и уровнем сформированности невербального интеллекта. Рассматривается содержание понятий «интеллект», «невербальный интеллект», «ранний юношеский возраст». Охарактеризованы связанные с интеллектом способности личности. Приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности интеллекта в ранне-юношеском и юношеском возрастах.
Keywords: intelligence, nonverbal intelligence, early-adolescence, adolescence, intellectualization. Ключевые слова: интеллект, невербальный интеллект, ранне-юношеский возраст, юношеский возраст, интеллектуализация.
Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами Векслер
В переводе с латинского языка «интеллект» (intellectus) означает «понимание, познание», общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и т. д. Именно совокупность познавательных процессов человека определяют его интеллект [3].
Существуют различные взгляды и концепции, раскрывающие структуру и содержание интеллекта. Л. Готтфредсон отмечала, что интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта.
Ч. Спирмен утверждал, что интеллект выступает общим фактором умственной энергии (генеральные факторы интеллекта (G и S)). Г. Айзенк выделял генеральную составляющую интеллекта
- умственный темп (скорость переработки информации центральной нервной системой). Л. Терстоун называл различные стороны общего интеллекта первичными умственными потенциями. Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, определяющих его содержание и результативность. Р. Кеттел, исследовавший «потенциальный» (врожденный) и «кристаллический» интеллект с набором знаний и навыков, приобретенных в процессе накопления жизненного опыта, считал интеллект независимым от культурологических условий. Д. Хебб дифференцировал интеллект А (фундамент для развития интеллектуальных способностей) и интеллект В, формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. Кроме того, как считает М. Холодная, общий интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего [7].
В других определениях подчеркивается, что интеллект - это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (врожденных и приобретенных) анатомо-физиологических способностей мозга и нервной системы (задатков), во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.
Таким образом, интеллект - это способность человека создавать в ходе самообучения вариативные программы (в первую очередь эвристические) для решения задач разного уровня сложности.
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте проходит разные стадии: возрастают требования к интеллекту в учебном процессе, изменяется стиль общения преподавателей и родителей с подростками, которые делают акцент больше на их разум, логику, чем на чувства; появляются новообразования: умение оперировать гипотезами и словесно-логическое мышление; наблюдается интеллектуализация психических процессов: рост сознания и самосознания, углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире; изменяется мотивация основных видов деятельности: учения, общения и труда; суждения, описания себя и других людей становятся менее категоричными, что свидетельствует об оценочном релятивизме, понимании многообразия личностных проявлений человека и др.
Структуру практического интеллекта в подростковом периоде обогащают следующие качества ума: предприимчивость, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи, способность находить несколько решений возникающих проблем.
В данном возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности. До юношеского возраста у многих подростков отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но активизируется стремление к саморегуляции [2].
Поскольку на становление интеллекта оказывает влияние и наследственность, и социальная среда, можно говорить о том, что определенные психические свойства и процессы воздействуют на отдельные составляющие интеллекта.
Возрастные границы ранней юности, как определяет И. В. Шаповаленко, располагаются в промежутке от 15 до 17-18 лет [6]. В ранней юности происходит расширение временного горизонта -будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив -«аффективный центр» жизни старшеклассника. Начало этого процесса относится к подростничеству, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создает образы, рисует картины будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения.
Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития.
Основной особенностью этого периода является нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего, формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. В основном завершается становление познавательных процессов как сознательных и произвольных. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков.
Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что подросток может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном, или идеальном плане [4].
Исследования в области диагностики интеллекта позволяют разделить способности человека на определенные группы [5]:
• общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);
• модально общие способности (вербальный, нумерический, пространственный, технико-практический интеллект);
• частные способности (развитие психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• специальные способности (музыкальные, технические, артистические, педагогические способности) [5].
Мы в своей работе более подробно рассматриваем невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Эмпирическое исследование было проведено в школах г. Лесосибирска Красноярского края и в Томском государственном педагогическом университете. Выборка представлена 50 разнополыми испытуемыми в возрасте от 17 до 22 лет.
Для эмпирического изучения уровня интеллекта нами была использована методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, построенная на невербальном материале. Диагностический инструментарий, состоящий из 60 заданий - графических рисунков (матриц), разделенных на пять серий (от «А» до «Е») по 12 заданий в каждой из них с пропущенными элементами позволил диагностировать невербальный интеллект с акцентом на «визуальную логику» и логическое мышление.
В таблице 1 представлены подгруппы испытуемых с разным уровнем интеллекта, выявленные в ходе исследования.
Таблица 1. Распределение испытуемых по уровню интеллекта
Уровни интеллекта Контингент испытуемых
школьники студенты
ВУ (высокий уровень интеллекта) 45% 37%
СУ (средний уровень интеллекта) 55% 53%
НУ (низкий уровень интеллекта) 5% 10%
Было установлено, что 45% испытуемых ранне - юношеского возраста и 37% испытуемых юношеского возраста имеют высокий уровень интеллекта; 50% испытуемых ранне-юношеского возраста и 53% -средний уровень; 5% испытуемых ранне-юношеского и 10% юношеского - низкий уровень.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что у лиц старшего школьного возраста невербальный интеллект развит лучше, чем у лиц юношеского возраста. Это может быть связано с тем, что ранне-юношеский возраст имеет большую способность к проектированию и моделированию своей деятельности [1], что непосредственно связано с невербальным интеллектом.
Актуальность и практическая значимость исследования подтверждается прочными фактами, что интеллект позволяет человеку адаптироваться к условиям жизни, предвидеть и предотвращать ошибки, выступать в роли эксперта жизненных ситуаций, проектировать новые явления, делать логические умозаключения, испытывать состояние инсайта.
Литература
1. Алимова Е. Р., Паркайкина, Г. А. Сформированность навыков саморегуляции деятельности в ранне-юношеском и юношеском возрастах // Материалы Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный и научный потенциал XXI века» (01 февраля 2016 г.) в 4 ч. / Ч. 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. 198 с.
2. Алимова Е. Р., Филимонова Е. А. Сформированность навыков саморегуляции деятельности у студентов с разным уровнем мотивационных притязаний // Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы» (25-26 октября 2016 г.). Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. 102 с.
3. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Филимонова Е. А. Общая и специальная психология. Тесты: учебное пособие. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. 156 с.
4. Петрова С. О. Психологические особенности одаренных школьников с разным соотношением вербальных и невербальных способностей. Дис. канд. психол. наук, Москва, 2010. 171 с.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 11-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 686 с.
6. ШаповаленкоИ. В. Возрастная психология. Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
7. Холодная М. А. Психология интеллекта. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
PSYCHO-EVOLUTIONARY ASPECTS OF THE PERCEPTION Gibadullin A. (Russian Federation) ПСИХОЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ Гибадуллин А. А. (Российская Федерация)
Гибадуллин Артур Амирзянович / Gibadullin Artur — студент, кафедра физико-математического образования, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Abstract: the article is devoted to the features and appearance of the consciousness of living organisms and their perception of reality. Just as life exists due to the metabolism, consciousness and perception are made and evolve through the exchange of information with the external environment and the living organisms. The both matter and information are subject to the laws of time, described in the concept of space-time. This study takes into account the temporary nature of reality, thinking and consciousness.
Аннотация: в статье исследуются особенности и возникновение сознания живых организмов, восприятия ими действительности. Подобно тому, как жизнь существует благодаря обмену веществ, сознание и восприятие осуществляются и эволюционируют при помощи обмена информации с внешней средой и между живыми организмами. И материя, и информация подчиняются временным закономерностям, описываемым в концепции временных пространств. В данном исследовании принимается во внимание временная природа реальности, мышления и сознания.
Keywords: psychomathematics, psychoinformatics, psychophysics, time. Ключевые слова: психоматематика, психоинформатика, время.
Действительность оказывает влияние на формирование психики [1]. Реальность влияет на процессы жизнедеятельности, а значит должны возникнуть механизмы ее восприятия [2]. Следует учесть временную суть процесса восприятия и реакции. Окружающий наш мир моделируется в рамках динамического пространства [3]. Упрощенным из его вариантов является евклидовоподобное временное пространство [4].
Ресурсом сознания служит информация, живой организм обитает в информационной среде. Поэтому актуальна психоинформатика, которая изучает информационные процессы в психологии. А к восприятию реального мира и его закономерностей относится психофизика. И здесь, и там можно обнаружить важную роль времени. Оно необходимо при описании явлений, связанных с сознанием, реальностью, информацией.
Все взаимодействия и деление на заряды объяснены группированием времен [5]. Квантовая гравитация также может быть построена с учетом временной составляющей [6]. Это происходит посредством введения квантовой решетки [7]. В конечном итоге мы приходим к описанию природы возникновения материи и фундаментальных взаимодействий [8].
Человеческое мышление есть продукт эволюции, отбора. В нем можно выделить слои, соответствующие определенным периодам их появления. Наукой изучено то, как развивалось тело, его морфологические и анатомические особенности [12]. В то же время у животных развивалось и сознание [13]. Высшим его проявлением является абстрактное мышление и математические способности. Для изучения их развития и возникновения автором разработана специальная дисциплина - психоматематика.
Основная идея проводимых исследований - это разложение объекта по временным составляющим [9]. Затем формирование отдельной науки о времени и ее аппарата [10]. В результате подтверждается значение времени во всех явлениях природы и его объединяющая роль [11].
Литература
1. Бондаренко Е. А. Материальная действительность: Природа и материальный мир // Проблемы науки, 2016. № 12 (13). С. 6-14.
2. Гибадуллин А. А. Биоориентированная наука // European research, 2016. № 7 (18). С. 19-20.