Научная статья на тему 'Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах'

Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2167
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Елена Рашидовна, Филимонова Елена Анатольевна

В статье изложены психолого-педагогические основы саморегуляции как самовоздействия на психику индивида, способность её трансформации в ходе психофизического и культурного развития. Рассматриваются особенности саморегуляции поведения субъектов на разных возрастных этапах (ранняя юность, юность, молодость). Делается акцент на том, что онтогенетически обусловлены не только способности приспособления человека к изменяющимся внешним условиям, а также возможности регулировать содержание и формы своей активности. Проведена диагностика навыков саморегуляции у испытуемых в возрасте 14 25 лет по методике «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) с учетом параметров личностного развития. Раскрываются особенности саморегуляции поведения по основным критериям: планирование, самостоятельность, моделирование, оценка результатов и гибкость. Проводится эмпирическое исследование саморегуляции поведения у разнополых испытуемых с целью определения высокого, среднего и низкого уровней саморегуляции. Представлены эмпирические данные о колебаниях развития саморегуляции поведения испытуемых в зависимости от онтогенетических параметров (повышение и понижение способности к регуляции собственного поведения и деятельности). Материал может быть полезен педагогам и психологам для ранней диагностики саморегуляции поведения в онтогенезе, оказания психологической поддержки и психологической помощи, повышения качества моделирования и проектирования собственной жизни в ходе психолого-педагогического практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алимова Елена Рашидовна, Филимонова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности саморегуляции поведения на разных возрастных этапах»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

PECULIARITIES OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOR AT

DIFFERENT AGE STAGES 1 2 Alimova E.R. , Filimonova EA. (Russian Federation)

Email: Alimova539@scientifictext.ru

1Alimova Elena Rashidovna - Student; 2Filimonova Elena Anatolievna - Deputy Dean, FACULTY OF PSYCHOLOGY, TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TOMSK

Abstract: the article describes the psychological and pedagogical foundations of self-regulation as self-action on the psyche of an individual, the ability to transform it in the course ofpsychophysical and cultural development. Discusses the features of self-regulation of behavior of subjects at different age stages (early adolescence, adolescence, youth). The emphasis on the fact that ontogenetically due not only to adapt the human to the changing external environment, and the ability to regulate the content and forms of its activity.

Carried out diagnostics of self-regulation skills in subjects aged 14 — 25 years according to the methodology "Style of self-regulation of behavior" (V. I. Morosanova), within the parameters of personal development. The peculiarities of self-regulation of behavior according to basic criteria: planning, independence, modeling, evaluation and flexibility. Is devoted to the empirical study of self-regulation behavior in heterosexual test subjects to determine high, medium and low levels of self-regulation. Presents empirical data on the fluctuations in the development of self-regulation of behavior of subjects depending on the ontogenetic parameters (increase and decrease in the ability to regulate their own behavior and activity).

The material can be useful to teachers and psychologists for early diagnostics of self-regulation of behaviour in ontogenesis, psychological support and psychological assistance, improving the quality of modeling and design his own life in the course ofpsycho-pedagogical workshop. Keywords: regulation, self-regulation, ontogeny, planning, modeling, independence, flexibility, youth, personality.

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ 12 Алимова Е.Р. , Филимонова Е.А. (Российская Федерация)

1 Алимова Елена Рашидовна - студент; 2Филимонова Елена Анатольевна - заместитель декана,

факультет психологии, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: в статье изложены психолого-педагогические основы саморегуляции как самовоздействия на психику индивида, способность её трансформации в ходе психофизического и культурного развития. Рассматриваются особенности саморегуляции поведения субъектов на разных возрастных этапах (ранняя юность, юность, молодость). Делается акцент на том, что онтогенетически обусловлены не только способности приспособления человека к изменяющимся внешним условиям, а также возможности регулировать содержание и формы своей активности.

Проведена диагностика навыков саморегуляции у испытуемых в возрасте 14 — 25 лет по методике «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) с учетом параметров личностного развития. Раскрываются особенности саморегуляции поведения по основным критериям: планирование, самостоятельность, моделирование, оценка результатов и

76

гибкость. Проводится эмпирическое исследование саморегуляции поведения у разнополых испытуемых с целью определения высокого, среднего и низкого уровней саморегуляции. Представлены эмпирические данные о колебаниях развития саморегуляции поведения испытуемых в зависимости от онтогенетических параметров (повышение и понижение способности к регуляции собственного поведения и деятельности).

Материал может быть полезен педагогам и психологам для ранней диагностики саморегуляции поведения в онтогенезе, оказания психологической поддержки и психологической помощи, повышения качества моделирования и проектирования собственной жизни в ходе психолого-педагогического практикума.

Ключевые слова: регуляция, саморегуляция, онтогенез, планирование, моделирование, самостоятельность, гибкость, юношеский возраст, личность.

В широком психологическом контексте, саморегуляция представляет собой использование субъектом психических средств отражения и моделирования реальной жизни, управление поведением и деятельностью, а также целенаправленное самовоздействие. Согласно В.И. Моросановой, саморегуляция представляет собой интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека [6].

Общеизвестным является тот факт, что люди с устоявшейся мотивацией обладают огромным потенциалом для развития навыков саморегуляции. Однако, даже при достаточной мотивированности на успех, часто встречаются люди, испытывающие серьезные трудности при организации собственной деятельности. Их преодоление возможно в том случае, если работа по формированию навыков саморегуляции будет начата как можно раньше. Оптимальными в этом отношении являются периоды старшего школьного возраста и ранней юности, когда закладываются основы регуляции деятельности. Тем не менее, это не означает, что во время юности (студенчества), молодости и в зрелом возрасте можно прекращать развитие данных навыков. Наоборот, если в ранней юности закладываются основы регуляции, то в юности, учитывая темп жизни и нагрузку студента, данные навыки могут достигнуть пика своей сформированности. Главную роль в данном процессе играет личностная мотивация.

Для эмпирического изучения сформированности навыков саморегуляции на разных возрастных этапах, нами был отобран диагностический инструментарий, состоящий из опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

Экспериментальное исследование проводилось на базах Томского государственного педагогического университета, Лесосибирского Педагогического Института - филиала Сибирского Федерального Университета, в школах г. Лесосибирска Красноярского края.

Выборку составили 90 разнополых испытуемых в возрасте 14 - 16, 17 - 20, 21 - 25 лет. Обобщенные данные по результатам исследования основных уровней (высокий, средний, низкий) и критериев (планирование, моделирование, оценка результатов, самостоятельность, гибкость, общий уровень) представлены в таблице 1.

Ранняя юность

Планир. Модел. Программ. Оц.результ. Самостоят Гибк. Общ. ур.

ВУ 30% 25% 20% 35% 60% 35% 20%

СУ 65% 70% 60% 40% 40% 55% 45%

НУ 5% 5% 20% 25% - 10% 35%

Юность

Планир. Модель. Программ. Оц.результ. Самостоят. Гибк. Общ. ур.

ВУ 41% 25% 18% 44% 46% 23% 31%

СУ 44% 62% 47% 47% 38% 62% 50%

НУ 15% 13% 35% 9% 16% 15% 19%

Молодость

Планир. Модел. Программ. Оц.результ. Самостоят. Гибк. Общ. ур.

ВУ 48% 24% 12% 36% 28% 4% 64%

СУ 52% 56% 68% 60% 48% 72% 36%

НУ - 20% 20% 4% 24% 24% -

Сравнительный анализ, проведенный в трех подгруппах испытуемых, находящихся на разных возрастных этапах, позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых ранне-юношеского возраста на должном уровне развиты показатели сформированности навыков саморегуляции: планомерность, самостоятельность, моделирование и гибкость. Это связано с тем, что в возрасте профессионального и личностного самоопределения, юношам необходимо уметь выстраивать вариации своего дальнейшего жизненного пути, учиться брать на себя ответственность за свои действия, быть самостоятельными и мобильными в изменчивых жизненных обстоятельствах. В школьном возрасте это удается легче, чем испытуемым других возрастных групп. Что касается оценивания результатов, то опять же, в силу возраста, личность, находящаяся в данном периоде развития, еще не способна к критической оценке своих действий, что может привести к некорректным и неадекватным суждениям.

В юности у личности повышается способность к планированию своей деятельности, программы становятся более детальными, проработанными, но несколько ухудшается способность к творческому моделированию ситуаций. Оценка своих действий становится более реалистичной, приближенной к истинному положению вещей. В то же время, идет регресс навыка гибкости. Студентам труднее подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. В юношеском возрасте уже есть мировоззренческие взгляды на сложившиеся обстоятельства. Общий уровень развития навыков саморегуляции повышается.

В молодости способность к регуляции собственной деятельности, если и не достигает своего пика, то, по крайней мере, стремится к нему. Общий уровень, по сравнению с ранне -юношеским и юношеским возрастным периодом, возрастает. Также возрастает способность к планированию собственной деятельности: планы разрабатываются в подробностях, оценка результатов деятельности производится с учетом всех влияющих на нее факторов.

В то же время, программирование и моделирование деятельности ухудшается. Первое связано с тем, что на данном возрастном этапе личность, как правило, уже приобрела необходимый опыт, и не нуждается в детальной разработке программы действий, действия доведены до автоматизма; второе - регрессирующая способность к моделированию связана с отдалением от творческого начала. Личность уже не испытывает интереса к моделированию различных ситуаций и поиску наиболее выгодных вариантов действий. Все строится на опыте и выявлении практической значимости событий. Регрессирует и гибкость, что наиболее

характерно для данного возрастного периода. По сравнению со студенчеством, молодым людям сложнее перестраивать свои намеченные планы под изменчивые обстоятельства.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что в процессе онтогенеза способность к регуляции собственного поведения и деятельности повышается. Такие навыки, как гибкость, самостоятельность и моделирование претерпевают значительные изменения на разных возрастных этапах, и в итоге ухудшаются, что естественно для процесса становления личности.

Чем старше становится человек, тем меньше поводов он видит для того, чтобы проявлять инициативу. В то же время, навыки планирования и оценивания результатов становятся более упорядченными, стойкими, что также является характерным для процесса онтогенеза.

Саморегуляция — это многоплановый процесс воздействия на свою психику с целью её трансформации в нужном направлении, в связи с чем, развитие саморегуляции необходимо начинать с детского возраста.

Список литературы /References

1. Алимова Е.Р. Особенности осознанной саморегуляции деятельности у старшеклассников с разными уровнями интеллекта / Е.Р. Алимова // Молодежь. Творчество. Поиск: Материалы третьей всероссийской студенческой научно-практической заочной конференции 20 мая 2013 года / ГОУ СПО Кемеровский областной колледж культуры и искусств. Кемерово, 2013. С. 136-141.

2. Алимова Е.Р. Развитие навыков саморегуляции у старшеклассников с разным уровнем интеллекта / материалы всероссийской конференции - Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник материалов V Сибирского психологического форума (3-5 октября 2013 г.). Томск: ТГУ, 2013. С. 23-26.

3. Алимова Е.Р., Филимонова Е.А. Взаимосвязь самоорганизации деятельности с формой контроля / материалы XVI Международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Екатеринбург: Национальная ассоциация ученых (НАУ), 2015. № 11 (16). С. 24—26.

4. Алимова Е.Р. Сформированность навыков саморегуляции деятельности в ранне-юношеском и юношеском возрастах / Е.Р. Алимова, Г.А. Паркайкина // Сборник статей Международной научно-практической конференции (1 февраля «Интеллектуальный и научный потенциал XXI века» - 2016 г., г. Уфа). / в 4 ч. Ч. 4. Уфа: Аетерна, 2016. С. 136138.

5. Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие / Моросанова В.И., Плахотникова И.В. М.: Вербум, 2007. 48 с.

6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.