РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ
© Дубровина Л.А.*, Домшенко Е.Н.*, Шелобаева И.Д.*
Владимирский государственный университет имени А.Г. Столетова и Н.Г. Столетова, г. Владимир
В статье рассматривается связь эмоционального интеллекта с социальным поведением, показаны факторы, влияющие на возникновение аддиктивного поведения в подростковом возрасте, выявлено место эмоционального интеллекта в системе профилактики социальных ад-дикций у подростков.
Ключевые слова эмоциональный интеллект, социальный интеллект, стрессогенные факторы, аддиктивное поведение, социальные аддик-ции, профилактика аддиктивного поведения.
В современной российской действительности под влиянием различных стрессогенных факторов увеличивается количество социальных отклонений в поведении, в том числе и зависимость от психоактивных веществ, агрессивность. Особенно подвержены воздействию психогенных факторов подростки в силу возрастных особенностей. Не имея опыта адаптированного поведения в обществе, обладая юношеским максимализмом, подростки наиболее склонны к социальным отклонениям и агрессивному поведению. Разрабатываемые педагогами и психологами коррекционно-профилактические программы оказываются недостаточно эффективными. Для того чтобы выделить основные направления в профилактике аддиктивного поведения, необходимо изучить психологические механизмы его возникновения, личностные особенности людей, страдающих аддикциями в поведении.
Особый интерес представляет концепция аддиктивного поведения, разработанная Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1992 г.). Авторы предлагают следующее определение аддиктивного поведения: «Это замещающее поведение, в котором эмоциональные отношения с людьми заменяются суррогатными вещами или активностями, формируется болезненная привязанность к ним. Состояние привязанности к предмету или участие в активности начинает управлять жизнью человека, появляется аддикция как стиль жизни. Аддиктивный подход зарождается в глубине психики, характеризуется установлением эмоциональных отношений, связей, но не с людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Происходит проекция эмо-
* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
* Студент отделения социальной педагогики и психологии. " Студент отделения социальной педагогики и психологии.
ций на предметные суррогаты. Для аддикта типична гедонистическая установка в жизни, немедленно получить удовольствие любой ценой. Мышление подчинено эмоциям («мышление по желанию»), оно оправдывает стремление к эмоциональному возбуждению. Объекты аддиктивной привязанности могут меняться (алкоголь, азартные игры, наркотики и др.), но механизм сохраняется. Это может создать иллюзию исчезновения проблемы» [3, с. 35]. Аддиктивное поведение рассматривается как стремление человека уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционального состояния. Отношения с окружающим миром строятся по психологическому механизму болезненной привязанности, проекции собственных эмоций на предметы, явления, активности, которые сами по себе не являются ни наркотиками, ни психостимуляторами. Изменение настроения по аддиктивному механизму может быть достигнуто разными способами: алкоголь, азартные игры (компьютерные игры), секс, длительное погружение в какую-либо деятельность. Нередко даже пища становится средством эмоционального возбуждения. Возникает иллюзия внутреннего благополучия. Предметы заменяют живых людей. Люди воспринимаются как объекты для манипуляций, что, в свою очередь, порождает негативное отношение окружающих к аддиктам.
Как отмечают Т. Донских и Ц. Короленко, объекты аддикции могут меняться, аддиктивный механизм сохраняется. Поэтому, нередко, избавляясь от одной зависимости человек «впадает» в другую (по тому же механизму). Аддикция - это процесс, который имеет начало, развитие и завершение. Российские психологи выделяют следующие этапы развития аддиктивного поведения:
1. Начало отклонения. На этом этапе происходит субъективное открытие: переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде настроения, риска и фиксация в сознании связи этого настроения с определенным объектом или активностью. На этом этапе значима интенсивность переживания эмоций.
2. Становление аддиктивного ритма. Ритм коррелирует с жизненными затруднениями, фрустрациями и определяется порогом непереносимости этих затруднений: чем ниже порог - тем ритм быстрее. Человек пробует два пути разрешения проблемых ситуаций: естественный и искусственный (аддиктивный), отдавая предпочтение последнему. Ситуации, вызывающие аддиктивную реализацию, становятся более разнообразными.
3. Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Аддиктивное поведение вытесняет прежнее «Я», постоянная внутренняя борьба с сами собой, внутренний конфликт. К людям проявляется нетерпимость, агрессивность, максимализм независимо от возраста. В возникающей социальной изоляции обвиняются окружающие.
4. Полное доминирование аддиктивного поведения. На этом этапе возникает отчуждение от общества, усиливается изоляция. Возникает внутренняя борьба между страхом оказаться одному и желанием этого.
5. Катастрофа. На этом этапе постоянными становятся такие состояния как подавленность, апатия, депрессивность Полный эмоциональный разрыв с близкими людьми. Человек не может справиться с большим количеством накопившихся стрессов. Возможны попытки суицида.
Выделяются личностные особенности людей, склонных к аддиктивному поведению. Во-первых, это люди со сниженной способностью переносить трудности повседневной жизни, низкой социальной адаптацией. Во-вторых, эмоционально нестабильные люди: склонные к частым перепадам настроения, высокой тревожностью. В-третьих, люди, страдающие комплексом неполноценности, неуверенные в себе люди. В-четвертых, эти люди слишком зависимы от оценки окружающих (что связано с предыдущей особенностью), не умеющие самостоятельно принимать решение, проявлять гибкость и креативность в поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что аддикты имеют проблемы в эмоциональной сфере, понимании и принятии себя, самоактуализации, не умеющие строить социальные отношения. Психолого-педагогическая коррекция должна затрагивать именно эти сферы личности, учитывать психологические механизмы возникновения аддиктивного поведения.
Андреева И.Н.отмечает, что именно эмоциональный интеллект является основой просоциального поведения, ключевым фактором успеха в общении и деятельности. Понятие эмоционального интеллекта - концепт, введенный учеными американских университетов П. Сэловеем и Дж. Мейером. Они определили его как форму социального интеллекта, включающую способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями [7]. Понятие социального интеллекта была предложено Э. Торндайком в 1920 г. и определено как способность действовать разумным образом в человеческих отношениях. Было показано, что социальный интеллект достаточно успешно предсказывает некоторые жизненные достижения.
С успешностью деятельности, с субъективным переживанием ее эффективности, связан такой базовый конструкт личности как «самоактуализация». Самоактуализация - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и метапотреб-ности и происходит «актуализация» полного потенциала личности [4, с. 216]. Под самоактуализацией понимают особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя [2].
Главным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им специфической способности эффективно решать типичные проблемы, задачи, которые возникают в реальных ситуациях повседневной жизни [4, с. 216]. Эта способность особенно важна для людей, склонных к аддиктивному поведению, так как именно неумение решать повседневные проблемы зачастую приводит к возникновению зависимостей.
Согласно исследованиям, проведенным А.А.Телегиным, самоактуализация позволяет изменить оценку своих возможностей, развивает заинтересованное отношение к миру, способствует переходу потенциального в актуальное, формирует «ответственно-великодушное», «дружелюбное» поведение, помогает формировать стабильные эмоциональные межличностные отношения. Все это способствует разрешению конфликта между Я-реаль-ным и Я-идеальным [5]. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности способствует развитию творчества личности.
С повышением уровня эмоционального интеллекта увеличивается уровень способности субъекта ценить свои достоинства, уважать себя. С повышением уровней управления эмоциями и понимания эмоций увеличивается степень принятия человеком ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.
С повышением уровня осознания эмоций, их распознавания и способности к вербальному описанию связано увеличение чувствительности к собственным потребностям и чувствам, а также развитие способности человека спонтанно и непосредственно выражать свои переживания.
Андреева И.Н. выявила, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают следующими характеристиками: во-первых, они склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; во-вторых, способны принимать себя вне зависимости от своих достоинств и недостатков, т.е. не страдают от наличия комплекса неполноценности; в-третьих, независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; в-четвертых, обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциональных контактов с людьми (что особенно важно для профилактики и коррекции аддиктивного поведения); в-пятых, имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире, способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; в-шестых, обладают способностью жить настоящим -переживать настоящий момент жизни во всей его полноте [1].
Мы проводили исследование в 7 классе Толпуховской средней общеобразовательной школы, в исследовании принимало участие 20 человек, возраст 13 лет. Целью эмпирического исследования было установление связи склонности к аддиктивному поведению и уровнем развития социального
интеллекта. В качестве диагностического инструментария использовались Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла, диагностическая батарея Дж. Гилфорда состоящая из четырех тестов для измерения социального интеллекта.
Суть данных опросников как раз и состоит в том, чтобы выявить агрессивные и делинквентные тенденции подростков данного возрастного периода. В ходе выполнения методики СОП, было установлено, человек 8 - 4 человека (24 %), среди которых 3 девочки (18 %) и 1 мальчик (6 %); 4 человека (29 %), среди которых 3 девочки (22 %) и 1 мальчик (7 %) - имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. У остальных испытуемых (76 %) свидетельствуют либо о невыраженности тенденций к отклоняющемуся поведению, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Также нами было выявлено, что у 5 человек (29 %), среди которых 1 девочка (13 %) и 4 мальчика (40 %); у 2 человек (14 %), среди которых 1 мальчик (7 %) и 1 девочка (7 %) имеют результаты, которые свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. У остальных учеников (71 %) выявленные результаты свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фруст-рирующей ситуации. Кроме всего вышеперечисленного, в ходе исследования нами было установлено, что 5 человек (29 %), среди которых 3 девочки (17 %) и 2 мальчика (12 %) имеют склонности к делинквентному поведению, что свидетельствует о наличии данных тенденций у испытуемых и о низком уровне социального контроля. У 12 испытуемых (64 %) ни одна из вышеперечисленных тенденций не установлена.
Было выявлено, что уровень различных форм девиантного поведения, в частности агрессивность, аддиктивность и делинквентность наибольшая выражена у девочек, чем у мальчиков. Это можно объяснить тем, что в данный период развития формирование личности у девочек проходит интенсивнее.
По методике Дж. Гилфорда изучения социального интеллекта были получены следующие результаты:
Субтест 1 .
У 60 % данной группы результат по первому субтесту составил два балла по стандартной шкале. Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут
часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. У остальных 40 % социальный интеллект развит на среднем уровне.
Субтест 2.
У 60 % данной группы результат по второму субтесту составил два балла по стандартной шкале. Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык. В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции. У остальных 40 % социальный интеллект развит на среднем уровне.
Субтест 3.
У 80 % данной группы результат по третьему субтесту составил два балла по стандартной шкале. Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто говорят невпопад и ошибаются в интерпретации слов собеседника. 10 % испытуемых не справились с заданием субтеста 3, а у остальных, 10 %, социальный интеллект развит на среднем уровне.
Субтест 4.
У 60 % данной группы результат по четвертому субтесту составил два балла по стандартной шкале. Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим). У остальных 40 % социальный интеллект развит на среднем уровне.
По сравнению результатов двух проведённых методик было выявлено, что самые низкие показатели по всем 4 субтестам эмоционального интеллекта имело 7 человек (35 %), все мальчики. По тесту выявления склонности к социальным отклонения было выявлено, что высокие показатели имеют подростки из тех же 7 человек с низким эмоциональным интеллектом. 4 человека (20 %) показали склонность к аддиктивному поведению, 3 человека (15 %) - склонность к агрессивному поведению, в том числе и к аутоагрессии.
Проведённое эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о наличии связи эмоционального интеллекта с социальными аддикциями в поведении. Можно говорить только о тенденции связи, так как количество испытуемых было недостаточным для установления закономерной связи.
Возвращаясь к вопросу профилактики социальных аддикций у подростков, с учётом полученных эмпирических результатов, можно выделить следующие основные направления работы. Основным механизм, обуславливающим процесс развития эмоционального интеллекта, является становление самосознания, развитие саморегуляции. При этом мы отталкивались от механизма формирования личности, в качестве которого выступает процесс социализации в целом (В.С. Мухина, М.И. Бобнева и др.). Это обусловлено тем, что социальный интеллект подростка формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л.С. Выготский, Ю.С. Воробьёва). Наиболее ярко процесс становления самосознания находит своё отражение в отношении подростка к себе, своим качествам (самооценке). Адекватная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, что соответствующим образом качественно влияет на развитие социо-интеллектуального уровня. Процесс осознания подростком себя как субъекта и объекта социальных отношений также является одним из звеньев самосознания. Осознание внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения. В процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам как в непосредственном, контактном, так и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в процессе становления самосознания личности (А.Л. Журавлёв, Г.М. Андреева, С.Я. Якобсон, П.М. Якобсон).
Активное становление самосознания в младшем школьном возрасте тесно связано с процессом развития саморегуляции. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые ребёнок получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации своего поведения информацию. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Применение активных способов саморегуляции подростков связано с внутренними факторами - развитием рефлексии, адекватной самооценкой, потребностями в сфере общения со сверстниками и внешними факторами - социальными условиями, адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации. Таким образом, происходит непрерывное развитие саморегуляции: от внеш-
них, вербальных воздействий на поведенческие проявления сверстников к внутреннему самоконтролю.
Профессор Савенков А.И выделил три основных компонента, описывающих социальный интеллект: когнитивный, эмоциональный и коммуникативно - организационный. Поэтому для развития эмоционального интеллекта необходимо воздействовать на эти три уровня развития личности. При комплексном психолого-педагогическом воздействии на личность необходимо активизировать её три основные сферы.
На уровне когнитивной сферы работа должна затрагивать нравственное просвещение, которое, по мнению Б.Р. Менделя, выполняет следующие основные функции: формирование представлений о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; формирование нравственных понятий, взглядов, суждений, что поможет выйти на более глубинный уровень личности - убеждения. Именно убеждения помогут перейти от произвольной нравственной регуляции своего поведения к непроизвольной, когда моральные мотивы становятся сильнее, чем все остальные побуждения личности.
На уровне эмоционально-волевой сферы необходимо развивать нравственные чувства, переживания и отношения, имеющие личностную окраску, так как именно они дают школьнику удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм.
На уровне поведенческой сферы работа должна быть сконцентрирована на выработке нравственных привычек поведения, так как они вырабатываются в процессе усвоения всех нравственных норм. Для формирования сложных форм нравственного поведения, таких как проявления коллективизма, гуманизма, необходимо множество нравственных привычек.
Для развития эмоционального интеллекта подростка очень важно формирование у него субъектной позиции. Пригожин А.И. выделяет 2 ведущих признака субъектности личности: 1) свобода выбора; 2) понимание собственной инициативы как основы своего существования [2]. Становление субъ-ектности личности происходит через включение её в различные виды деятельности и отношений, с постепенным расширением масштабов этой деятельности. Духовно-нравственное становление личности происходит при обеспечении учащихся реальной возможностью самим решать проблемы школьной жизни, влиять на положение дел в классе и в школе. Как уже было отмечено, формирование субъектности напрямую связано с самореализацией личности, что является основой духовного развития.
И ещё одно важное условие формирование эмоционального интеллекта в подростковом возрасте - это проявление субъектности в коллективном деле, так как именно общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Человеческая активность - важнейшая специфическая черта личности, характеризующая ее стремление изменять себя и окружаю-
щую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями («Педагогическая энциклопедия»). Активность ребенка это, прежде всего, проявление его главной жизненной потребности. В связи с этим определением активность ребенка можно считать и предпосылкой и результатом его развития.
Педагоги-психологи выделяют 3 уровня активности:
1. Репродуктивно-подражательная активность (опыт деятельности накапливается через опыт другого).
2. Поисково-исполнительская активность (принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения).
3. Творческая активность.
Творческая активность успешно развивает познавательные способности, воспитывает стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности, тесно связанной с интеллектуальной - это необходимое условие всестороннего развития личности.
Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. Феномен «творческая активность» изучен не полностью, так психолог исследователь К. Платонов согласно своей теории личности, определял творческую активность как устойчивое личностное образование, интегральное качество, способствующее творческому поиску в любом виде деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из направлений профилактики социальных аддикций у подростков является развитие их социального интеллекта.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., 2009. - С. 31-39.
2. Дубровина Л.А. Психолого-педагогическая профилактика аддиктив-ного поведения через развитие эмоционального интеллекта //«Инновации в науке»: материалы XV международной заочно-практической конференции. (19 декабря 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. - С. 121-126.
3. Дубровина Л.А. Нравственное воспитание как основа психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников // Орга-
низация профилактики зависимого поведения молодёжи в условиях модернизации системы образования: проблемы, перспективы, решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции (17 мая 2013). - Владимир, 2014. - С. 41-44.
4. Майерс Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: «Попурри», 2006. - 848 с.
5. Телегин А.А. Самоактуализация и творческий потенциал будущего специалиста [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: www.Acis. vis.ru/9/1-7/telegin.htm.
6. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Impications // Psychological Inguiry. - 2004. - V 15, № 3. - P. 197-215.