Научная статья на тему 'ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ'

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — А Я. Гуткин, Г А. Глауэр, А Н. Николаев, Я Я. Преображенская, А П. Родина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ»

до допустимых; они значительно снижались на втором паровозе, в то же время существенно повышались -на тормозной площадке хвостового вагона (табл. 3).

Таким образом, -в -наиболее неблагоприятных условиях оказываются кондуктор, а также работающие непосредственно в тоннеле. Что 'касается работников паровозных бригад, то они недолго находятся в тоннеле и время их контакта с вредными газами незначительно (5—6 минут).

Принимая во внимание, что паровозы отапливались углем с содержанием 0,75—0,8% серы, производили также отбор проб воздуха на сернистый газ в тех же зонах.

Установлено, что этот газ в тоннеле либо совершенно отсутствовал, либо находился ъ концентрациях ниже предельно допустимых.

Результаты наблюдения за движением облака дыма показали, что при подаче воздуха в тоннель навстречу движущемуся поезду дым в течение первых 4 минут

распространяется по ходу поезда Таблица 3 вследствие его поршневого действия.

По "выходе состава из тоннеля, когда это действие прекращается, наблюдается опрокидывание воздушного потока и облако дыма возвращается в тоннель, передвигаясь по всей его длине; через 10 минут дым начинает выходить из противоположного конца тоннеля.

Только через 10—12 минут после этого тоннель полностью очищается от дыма. Отсюда следует, что при подаче воздуха в тоннель навстречу движущемуся поезду происходит повторное загрязнение его дымом и газами, чего не наблюдается при подаче воздуха по ходу поезда.

Результаты проведенных сравнительных исследований воздушной среды в тоннеле, в паровозных будках и на тормозной площадке хвостового вагона позволяют сделать вывод, .что с гигиенической точки зрения предпочтительнее подавать воздух в тоннель только по ходу поезда. В этом случае тоннель значительно быстрее очищается от дыма и вредных газов, что создает более безопасные условия труда для постоянно работающих в тоннелях (тоннельных рабочих, путевых обходчиков и рабочих по ремонту пути).

Способ подачи воздуха в тоннель навстречу движущемуся поезду допустим только при наличии пускового устройства, позволяющего быстро по выходе из тоннеля паровоза переключить вентиляцию на подачу воздуха с противоположного портала, т. е. по ходу поезда, что предотвратило бы обратное движение потока воздуха. Подобного рода устройство должно предусматриваться при проектировании портальной вентиляции.

4 ♦

ЛИТЕРАТУРА

^^^^ »

Гришаев В. И. Вентиляция тоннелей на железных дорогах. М., 1961.

Поступила 10/1V 1961 г.

• • Концентрация окиси

углерода (в мг/л)

Место отбора пробы при подаче воздуха

по ходу навстречу

поезда поезду

Первый паровоз ...... од 0,04

В торой » ...... 0,4 0,2

Тормозная площадка . . . 0,3 0,5

& Ъ &

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ

Проф. А. Я. Гуткин, ассистент Г. А. Глауэр, кандидат медицинских наук А. Н. Николаев, доцент Я. П. Преображенская, кандидат медицинских наук А. П. Родина

Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Обследование физического и полового развития школьников Заполярья было проведено в апреле 1957 г. При изучении полового развития мы основывались на данных обследования .1011 мальчиков и 1068 девочек в возрасте от 10 лет и старше. Полученные результаты представляют определенный (интерес, так как в литературе они мало освещены. Работа Р. И. Верховской (1950) содержит данные обследования учащихся ремесленных училищ и рабочих-подростков, а материалы интересных исследований

А. Г. Цейтлина и Г. К. Тороповой (1959), раскрывающие динамику состояния здоровья школьников за 10 лет, обобщены не по возрастным труппам учащихся, а по классам <н «е дают возможности для сравнения.

При осмотре девочек мы обращали внимание на характер волосяного покрова в подмышечных впадинах и на лобке, на развитие грудных желез и срок наступления менструации. При определении полового развития у мальчиков учитывали развитие волосяного покрова в подмышечных впадинах -и «а лобке. Все данные заносили в индивидуальные карточки для дальнейшей разработки.

При определении стадий развития вторичных половых признаков мы придерживались указанных ниже критериев.

Развитие волос на лобке (pubis-p): отсутствие волос — Ро; единичные, отдельные, короткие волосы — Рь волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные — Рг; волосы длинные, вьющиеся, густые на всем треугольнике лобка — Рз; волосы, -расположенные то всей области лобка, переходят на бедра и растут вдоль белой линии живота, образуя форму ромба — Р4.

Развитие волос в подмышечной области (axillaris—А): отсутствие волос — Ао; единичные, короткие волосы — Ai; волосы более густые в центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся, длинные -по всей подмышечной впадине — Аз.

Развитие грудных желез (mammal—Ma): I стадия — железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком — Ma¡; II стадия — околососко-вый кружок больших размеров, вместе с соском образует один конус, железа 'несколько выдается — Маг; III стадия — железы приподняты на большом пространстве, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса — Маз; IV стадия—сосок поднимается над околосо<5ковым кружком, железа 'принимает размеры и форму, как у взрослой женщины, — Ма4.

Наличие менструаций обозначалось буквами Me и ставился знак плюс, если есть менструация, « энак минус, если она отсутствует.

Помимо характеристики по отдельным половым признакам, школьники объединялись нами в определенные группы полового развития, согласно следующей классификации, приведенной в работе Р. И. Верховской (1950).

Мальчики. 1. Полное отсутствие волосяного покрова в подмышечной впадине и на лобке — АоРо. 2. Слабое половое развитие: Р и А слабо выражены или Р выражено, а А —(О или AjPi, A0Pi, А0Р2. 3. Среднее половое развитие: AiP2, А2Р2, А1Р3. А2Р3. 4. Полное развитие волосяного покрова в подмышечной впадине и на лобке — А3Р3, А3Р4.

Девочки. 1. Полное отсутствие волосяного покрова на лобке «и в подмышечной впадине (АоРо), грудные железы (Ма) почти не .выдаются, сосок поднимается -над околососковым кружком, менструации (Me) нет i(AoOoMao; АоРоМаг, Me нет). 2. Слабое половое развитие: незначительный волосяной покров в подмышечной впадине, отсутствие или слабый волосяной покров на лобке, грудные железы подняты на очень ограниченном участке, околососковый кружок больших размеров, сосок невелик, не выдается на плоскости кружка, наличие или отсутствие менструаций (AoPiMao; АоРгМа^ AoPiMai; AiPjMai, 2; Ме+). 3. Среднее половое развитие: волосяной покров имеется и в подмышечной впадине и «а лобке, выражен слабо или значительно, грудные железы значительно подняты на большом пространстве, вся конечная часть железы вместе с околососковым кружком и соском образует один конический выступ, менструация есть. tAiP2Ma2,3; А2Р2Ма2,з; АзРзМа2,з; Ме+). 4. Полное развитие волосяного покрова на лобке или в подмышечной впадине, грудная железа принимает округлые формы, сосок поднимается над околососковым кружком, менструации есть (А2РзМа2,з; АзРзМаз,4*, Ме+).

При разработке полученных материалов по приведенной классификации получены следующие результаты.

Мальчики. По признакам полового развития все мальчики\10 и 11 лет в основном относятся к первой группе. Большинство мальчиков 12 лет составляет первую группу (93,1%), 6,1% из них относятся ко второй, а 0,8% —к третьей группе. В 13 лег наблюдается закономерный переход мальчиков во вторую группу (22,4»%) и частично в третью группу (3,1%). В первой группе остается 74,5% школьников^Йальчики 14 лет составляют соответственно в первой группе 57,3%, во второй — 20^/о и в третьей группе—21,9%. С началом наступления половой зрелости к 1Ц4 годам гшачуяейьно увеличивается процент детей, относящихся к третьей группе. Мальчик^ т лет уже остается в пер-вой группе лишь 17,9%; отмечается значительный переход во вторую (46,5%) и третью (32,9%) группу, 2,7% 15-летних школьников относятся к четвертой группе. Большинство мальчиков 16 лет (45,3%) составляет вторую группу; 34% относятся к третьей, 9,5%—к четвертой и лишь !11,2%—к первой группе. В 17 лет наблюдается значительный переход учащихся в третью (56,5%) и в четвертую (31,7%)) группу. Во второй группе остается только '11,8% школьников.

Девочки. В 10 лет 97,62% девочек составляют -первую -группу -и лишь 2,38% по признакам полового развития относятся ко второй группе. В М лет заметен значительный переход девочек во вторую группу (34,6%), тогда как в первой остается 62,9%, а в третьей—2,6% школьниц. Приведенные выше данные подтверждают, что в 11 лет у девочек Кировска начинается период полового созревания. Девочки 12 лет значительно пополняют третью группу (13,15%). В первой группе остается 63,16% и

3

Возраст в годах

Девочки

10 168 98,8 1,2 , -, 97,6 * 2,4 •

11 197 90,1 9,9 - - 85,8 13,2 1,0 - -

12 114 71,05 25,44 3,52 - 65,79 21,05 12,28 0,88 -

13 105 40,9 43,9 14,3 0,9 25,7 38,1 28,6 7,6 -

14 85 14,12 42,35 32,94 10,59 3,53 29,41 41,18 25,88 -

15 106 15,1 24,5 41,5 18,9 1,9 17,8 44,4 35,9 -

16 157 5,1 12,7 50,9 31,3 1,3 4,5 41,4 52,8 -

17 136 • 0,77 5,14 23^5 70,59 — 2,22 16,17 81,61

• Мальчики

10 174 100 _ . 99,431 0,57 к • - —

11 182 100 - - - 100 • — - -

12 131 98,47 1,53 - - 93,13 5,34 1,53 1 Лг

13 104 93,2 6,8 - - 74,7 22,3 3,0 _V Л

14 82 65,85 25,6 8,55 - 40,24 29,26 25,6 4,9 —

15 102 59,8 24,1 13,4 2,7 17,9 38,4 32,1 11,6 —

16 135 34,81 25,92 29,62 9,65 11,11 30,37 28,14 28,14 2,24

17 101 11,9 14,8 41,6 • 31,7 ■ ■■ 9,9 27,7 47,5 14,9

Примечание. Условные обозначения см. на стр. 2 и 3.

Таблица 1

процентах к числу обследованных)

Ма.

Ма!

Ма2

Ма,

Ма4

Менструация

есть

нет

95,8 68,5 31,58 10,5

4,2 22,4 30,7 26,7 20,0 13,2 3,8 3,68

9,1 35,97 54,3 57,65 50,9 36,3 18,38

1,75

8,5 22,35 32,1 48,4 56,62

3,8 11,5 21,32

4,38

17.2

62.3

76.4 89,1 96,8

100 100 95,62 82,8 ' 37,7 23,6 10,9 3,2

во «второй — 23,69% школьниц. Характерно, что в 13 лет к первой группе относится 26,67%, а ко второй — 40%, к третьей — 32,3% и к четвертой — 0,95% девочек. С началом у 14-летних девочек периода толового созревания наблюдается резкий переход их в третью (56,46%) и в четвертую (10,6%) группу. В первой группе остается лиш!> 3,53% и во второй—29,41% школьниц. Девочки 15 лет уже составляют большинства в третьей группе.— 60,37%. В первой группе их 1,88%, во второй — 17,93% и в четвертой—19,82%. В 16 лет девочки составляют в основном третью (58,59%) и четвертую (33,76%) группу и лишь 6,37% их относятся ко второй группе. Большинство школьниц 17 лет относится к четвертой (72,1%) и лишь 25% их—третьей группе.

При сравнении физиологических сдвигов у мальчиков и девочек отчетливо заметен переход девочек в третью группу с 11, а мальчиков — с 13 лет; переход в четвертую группу у девочек «наблюдается с 13, а у мальчиков®—с 15 лет. К 17 годам девочки составляют третью группу в количестве 25%, а мальчики—56,5% л четвертую группу— девочки в количестве 72,1%, а мальчики — 31,7%.

Распределение отдельных половых признаков у мальчиков и девочек Кировска в зависимости от их возраста приводится в табл. 1.

Из данных, приведенных в табл. 1, у школьников Заполярья можно видеть определенную закономерность нарастания количества половых признаков в зависимости от возраста. Так, волосистость в подмышечной впадине (А) у мальчиков начинает появляться в 12—.13 лет и дает значительное увеличение (до 25%) (к 14—15 годам. В Шлет А2 достигает 29,29%, в 17 лет — 41,6%; значительная волосистость (Аз) наблюдается в 17 лет у трети школьников.

Таблица 2

Наличие менструаций у учащихся городов Кировска, Ленинграда и Москвы (в процентахвк числу обследованных)

Школьницы Учащиеся ремесленных училищ

Возраст • Москвы

Кировска Ленинграда Ленинграда

12 4,38

13 17,2 — —

14 62,3 73,5 1 —

15 76,4 _ 88,1 - —

16 1 89,1 95,4 94,6 98,0 •

17 96,8 98,2 97,3 99,3

18 » — 100 100 100

Растительность на лобке (Р) появляется в 12—13 лет и значительно увеличивается к 14—>15 годам (Р2=25—32%), в 17 лет Р3 достигает 47,5%.

Сравнение результатов наших исследований по Ленинграду за 1957 г. и Москве за 1958 г. показывает, что среди мальчиков и юношей лучшие показатели развития волосяного покрова в большинстве возрастных групп наблюдаются у учащихся ремесленных училищ Москвы, затем следуют ученики ремесленных училищ Ленинграда, потом ленинградские школьники и, наконец, учащиеся Кировска. Судя по сумме признаков развития волосяного покрова, следует считать, что мальчики и юноши Заполярья отстают в половом развитии от своих сверстников, проживающих в Москве и Ленинграде. Это отставание можно, по-видимому, объяснить недостаточным количеством ультрафиолетовых и тепловых лучей солнца, что характерно для северных районов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьницы Кировска в возрасте 14—16 лет по признаку -развития волосяного покрова на лобке и в подмышечной впадине отстают от своих ленинградских и московских сверстниц. В 17 лет степень развития волосяного покрова на этих участках у школьниц Заполярья значительно возрастает н по данному признаку они обгоняют школьниц Москвы и Ленинграда. Так, если в Москве иное развитие волосяного покрова в подмышечной впадине отмечается у 62,4% девушек, а в Ленинграде—у 45,8—46,8% осмотренных, то в Заполярье — у 70,6% девушек. Следовательно, на основании степени выраженности волосяного покрова можно считать, что девушки Заполярья до 16 лет отстают в половом развитии от московских и ленинградских сверстниц, а в 17-летнем возрасте в результате резкого развития обгоняют их.

Развитие грудных желез у девочек Кировска наступает раньше и протекает быстрее, чем у школьниц Ленинграда. В 15 лет все показатели у девушек Кировска по этому признаку выше, чем у девушек Ленинграда и учащихся ремесленных учалищ Москвы (за исключением показателя Ма4). В 16 и 17 лет школьницы Кировска по развитию грудных желез обгоняют также школьниц Ленинграда, но уступают несколько учащимся ремесленных училищ Москвы и по показателю Ма3—учащимся ремесленных училищ Ленинграда.

Если судить по данным, опубликованным А. Г. Цейтлиным и Г. К. Тороповой (1959), то 44,1% девочек, проживающих в Москве, обычно уже менструируют в воз-

расте 12 лет. Девочки же Кировска в этом отношении от своих московских сверстниц резко отстают. В большинстве случаев менструации у девушек Заполярья появляются лишь в 14 лет (62,3%), а в 13 лет количество девушек, имеющих менструацию, составляет всего 17,2% (табл. 2).

Выводы

"ж ¡л у| , »*

1. Половое развитие у девочек Заполярья начинается в 11 —12 лет, у мальчи^-ков — в 13—14 лет.

2. По половому развитию юноши и девушки Заполярья отстают от своих сверстников, проживающих в Москве и Ленинграде, причем юноши отстают больше, чем девушки. х #

3. У основной массы обследованных школьниц Заполярья (62,3%) менструации «наступают в возрасте 14 лет,

ЛИТЕРАТУРА

Бунак В. В. Антропометрия. М., 1941. — В ер хо век а я Р. И. Гиг. и сан., 1950, № 2, стр. 29. — Пономарева Е. И. Физическое развитие школьниц г. Алма-Ата за 1946—1947 гг. Автореф. дисс. канд. Алма-Ата, 1955. — Цейтлин А. Г., Торопова Г. К. Изв. Акад. пед. наук РСФСР, 1959, в. 101, стр. 337. — Ставиц-к а я А. Б. В кн.: Физиологические особенности, клиника заболеваний и вопросы гигиены труда рабочих-подростков. М., 1961, стр. 48.

Поступила З/УШ 1961 г.

-¿г Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.