Научная статья на тему 'Полнота этнических представлений в подростковом возрасте'

Полнота этнических представлений в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТКИ / ПОЛНОТА / ETHNIC REPRESENTATIONS ETHNODIFFERENTIATING SIGNS / CULTURAL AND HISTORICAL COMPONENT / ANTHROPOLOGICAL COMPONENT / GEOGRAPHICAL COMPONENT / NATIONAL CHARACTER AND PSYCHOLOGY / TEENAGERS / COMPLETENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Ю. И.

Материал статьи посвящен анализу особенностей полноты содержания этнических представлений у подростков. Приводится авторская типология компонентов, которые составляют систему этнических представлений. Также выделяются основные параметры, по которым изменяется данная система. Анализируются результаты исследования, проведенного с использованием авторских методик и направленного на оценку полноты содержания этнических представлений подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLETENESS OF ETHNIC REPRESENTATIONS AT TEENAGE AGE

Material of article represents the analysis of features of completeness of content of ethnic representations at teenagers. The author’s typology of components which make system of ethnic representations is given. Key parameters on which this system changes are allocated. Results of the research directed to an assessment of completeness of content of ethnic representations of teenagers are analyzed. Research was conducted with use of author’s techniques.

Текст научной работы на тему «Полнота этнических представлений в подростковом возрасте»

ПОЛНОТА ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Фомина Ю.И.

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, Российская Федерация

Материал статьи посвящен анализу особенностей полноты содержания этнических представлений у подростков. Приводится авторская типология компонентов, которые составляют систему этнических представлений. Также выделяются основные параметры, по которым изменяется данная система. Анализируются результаты исследования, проведенного с использованием авторских методик и направленного на оценку полноты содержания этнических представлений подростков.

Ключевые слова: этнические представления; культурно-исторический компонент; антропологический компонент; географический компонент; национальный характер и психология; подростки; полнота.

COMPLETENESS OF ETHNIC REPRESENTATIONS AT TEENAGE AGE

Fomina Y.I.

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education «Tula State University», Tula, Russian Federation

Material of article represents the analysis of features of completeness of content of ethnic representations at teenagers. The author's typology of components which make system of ethnic representations is given. Key parameters on which this system changes are allocated. Results of the research directed to an assessment of completeness of

content of ethnic representations of teenagers are analyzed. Research was conducted with use of author's techniques.

Keywords: ethnic representations ethnodifferentiating signs; cultural and historical component; anthropological component; geographical component; national character and psychology; teenagers; completeness.

Введение

Современный ребёнок рано или поздно, прямо или косвенно обязательно столкнется с людьми, которые оказываются для него «чужими» с этнической точки зрения. На основе подобного опыта складывается система этнодифференцирующих признаков, по которым ребенок и будет проводить границу между представителями своей и чужой этнической группы. С очерчиванием системы этнодифференцирующих признаков связано становление этнических представлений [1, 2, 6]. Именно они составляют основной результат этнической социализации ребенка, формируя его как представителя конкретной национальной группы. Проблема исследования и изучения этнических представлений является особенно важной для такого многонационального государства как РФ, поскольку русские дети с раннего возраста включаются в межнациональные взаимодействия, пусть и опосредованного характера [3, 5, 7].

Совокупность представлений о других этнических группах, на наш взгляд, формируют 4 ведущих компонента, каждый их которых можно разделить на составляющие их подсистемы, которые, в свою очередь наполнены рядом соответствующих признаков: культурно-исторический компонент, антропологический компонент, географический компонент, компонент национального характера и психологии [8]. Для каждого периода развития ребенка можно построить возрастно-психологический вариант общений структуры этнических представлений, который будет определяться стадией этнического самосознания в данном возрасте, а также психологическими новообразованиями данного возрастного этапа [4, 10].

Также мы предполагаем, что этнические представления будут изменяться с возрастом по 4 основным параметрам: полнота; объем; дифференцированность; ориентация в построении системы признаков на внешнюю/внутреннюю мотивацию. Предметом нашего анализа будет выступать полнота, которую можно определить как степень представленности основных факторов, формирующих систему этнических представлений, в сознании ребенка при описании и оценке «своей» и «чужой» этнических групп [8].

Материалы и методы

Основной целью нашего исследования стал анализ полноты этнических представлений в подростковом возрасте. Выборку нашего исследования составили 90 детей подростков в возрасте от 11-12 до 15 лет. Испытуемым были предложены следующие методики:!) методика «Этническая информированность»; 2) методика «Общая этническая осведомленность» [9].

Обсуждение результатов

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы. Степень представленности основных компонентов в сознании подростков можно проиллюстрировать следующим образом: 1) культурно-исторический компонент - 30%; 2) антропологический компонент - 10%; 3) географический компонент - 25%; 4) компонент национального характера и психологии - 35%.

Что касается изображений внешности, то их идентификация для подростков не представляет труда (95% верных ответов). В анализе изображений, относящихся к географическому компоненту, наблюдается схожая ситуация (90% верных ответов). Также не составило затруднений идентификация культурных компонентов: они довольно легко идентифицируют религиозную символику, жилища (при этом интерьер разделяется подростками значительно хуже), моду, одежду, танцы, костюм, национальные инструменты, праздники, кухню, символы.

Анализ опросника в первой методике позволил разделить выборку на 3 группы: 1) подростки с резко негативным отношением

к инокультурному окружению (20%); 2) подростки с толерантным отношением к инокультурному окружению (50%); 3) подростки с нейтральным взглядом на национальные проблемы (30%).

Все подростки смогли продемонстрировать свои знания различных национальностей. Что касается национальных отличий, то чаще всего испытуемые акцентируют свое внимание на различиях поведенческого и психологического планов, также значимыми этнодифференцирующими признаками выступают язык, особенности внешнего облика, различия исторических и географических условий, компоненты культуры.

Существенно расширяется и список источников этнических знаний: подростки уже указывают на свой личный опыт («сами видели»), большое значение приобретают различные познавательные источники (книги, журналы, ТВ и др.), при этом сохраняет свое значение семейное и школьное окружение.

Все подростки знают собственную национальность - они все признают себя русскими. Эта национальность автоматически распространяется и на родителей. Также дети легко справляются с вопросом относительно места своего проживания. Что касается описаний жителей своей республики, то здесь имеют место несколько закономерностей: 1) подростки описывают только русских людей; 2) описание строится на указании психологических особенностей или отчасти внешнего облика; 3) иногда в описаниях присутствуют перечисления основных достижений русского народа.

Вопросы о смене национальности вызывает определенные трудности для подростков. Здесь многое определяется ориентацией взглядов респондентов. Подростки с негативным отношением к ино-культурному окружению считают, что смена национальности недопустима. Группа с этнически толерантным отношением считает, что национальность менять не стоит, но при этом они рассматривают национальную принадлежность как не самый главный компонент взаимодействия, поскольку внимание необходимо уделять личностным качествам человека. Что же касается подростков с нейтральным взглядом на национальные проблемы, то они затруднились ответить на данный вопрос, но считают его не принципиальным для людей.

Большинство подростков призналось, что им довольно интересно узнавать что-то новое об истории и культуре своего этноса -они знакомятся с подобным материалом на различных занятиях в школе; только небольшой процент детей также получает сведения благодаря дополнительным источникам информации.

Вопрос о межнациональных спорах также вызывает некоторые затруднения в ответах. Положительно отвечают на него только испытуемые первой группы - они считают, что интересы национальной группы должны быть превыше всего, и должны отстаиваться в любой ситуации. Что касается ответов двух оставшихся групп, то они оказались в затруднительной ситуации выбора: с одной стороны, они считают, что интересы своего народа надо обязательно отстаивать в процессе спора, но, с другой стороны, излишняя напористость в данном процессе может привести к нарушениям взаимоотношений, таким образом, всегда необходим некоторый компромисс. Также большинство испытуемых уверено, что необходимо с детства воспитывать чувство национальной гордости.

Что касается учета национальной принадлежности, то взгляды опять разделились. Испытуемые первой группы уверены, что национальная принадлежность - это одна из важнейших составляющих человека, от нее зависят многие компоненты деятельности и поведения, так что ее учет необходим. Испытуемые двух оставшихся групп реализуют противоположную точку зрения, согласно которой необходимо ориентироваться только на личные качества, а национальная принадлежность - это всего лишь дополнительный компонент общей оценки человека.

Необходимо отметить, что все респонденты считают абсолютно недопустимыми какие-либо критические замечания или оскорбления, связанные с национальностями или национальными традициями. Также они отметили, что оскорбления по национальному признаку их задевают.

Взгляд на брак или дружбу с точки зрения национальной принадлежности совпадает с ориентацией в плане общения. Испытуемые первой группы считают, что национальность - это важная установка как на дружбу, так и на брак. Что же касается двух последних групп,

то они уверены, что национальность партнера можно и не учитывать: если человек нравится, то не важно, к какому народу он принадлежит.

У большинства испытуемых достижения своего народа вызывают чувство гордости - все победы или достижения своего этноса воспринимаются на глубинном эмоциональном уровне, подростки рассматривают их как часть собственной жизни. Причем все достижения обязательно имеют отношение к каждому представителю определенного народа.

Анализ графических изображений основных 6 этнических регионов, которые присутствуют в методике «Общая этническая осведомленность», соответствуют в целом выделенным в предыдущей методике закономерностям. Наиболее полнотекстовым было описание своего региона - все компоненты и признаки, описывающие этническую специфику данного региона, присутствуют в ответах подростков. В описании своего региона внешность - это единственный признак, который основывается в опоре только на привычный образ русского человека. Описание природы является уже более разнообразным (90%). История своей страны, в основном, представляют собой связанные события, несущие основную содержательную нагрузку. Что касается культурных особенностей, то они представлены в большей степени именно специфическими национальными особенностями (85%). Подростки могут описать не только стереотипно закрепленные, но и непосредственно наблюдаемые особенности национального характера (85%). Они также выделяют наиболее распространенный образ своего этноса - это Баба - Яга.

Выделенные закономерности сохраняются и при описании оставшихся 5 регионов. Что касается европейского региона, то основные трудности подростки испытывают уже в описании внешности (75%). Ситуация с внешностью будет повторяться и при описании географии; единственными компонентами, которые выходят за пределы данной закономерности, являются города и достопримечательности. Что же касается самой истории, то здесь подростки выделяют наиболее знакомое им государство и выделяют особенности его исторического прошлого. Противоположно описываются исторические деятели Европы - подростки не придерживаются како-

го-либо конкретного государства, а называют всех, кого они знают. Что касается культурных особенностей и специфики национального характера, то здесь подростки ориентируются именно на регион, а не особенности страны (90%). Также как и в описании своего региона, подростки ориентируются в большей степени на достижения искусства; хотя при этом выделяются и знаменитые национально специфичные компоненты. Большое место в описании Европы занимает национальный характер - подростки распространяют его на все государства, составляющие данный регион. Основные характеристики Европы они описывают через маскулинные ценности, даже основной образ европейца - это образ дельца и коммерсанта.

Что касается следующего региона - Африки - то с ним подростки также справляются довольно успешно. Не вызывает никаких трудностей описание внешности представителей данного региона (95% верных описаний). Это же самое можно отнести и к описанию географических признаков Африки; единственное затруднение - это описание городов и достопримечательностей. Подростки часто описывают Африку на примере разнообразных племен, проживающих на ее территории. Однако именно данная особенность развития африканских государств и ложится в основу описания исторических особенностей - практически вся выборка в качестве центрального компонента в анализе данного компонента называют именно колониальное прошлое большинства государств. Многие подростки отказывают Африке в развитии, цивилизации, а, значит, и во многих других компонентах, которые характеризуют более развитые этические регионы (70%). Наиболее отличительно это проявляется при анализе культурных компонентов: подростки могут описать только традиционные виды фольклора, определенные виды ремесел, специфику национального костюма, макияжа, жилища и, отчасти, кухни. Все эти особенности неизбежно выливаются в анализ мировоззренческих установок и поведений африканцев - иногда подростки могут описать некоторые особенности национального характера, но иные компоненты данного компонента ими опускаются (65%). Не случайно наиболее распространенным образом африканца является образ дикаря или раба.

Что касается Дальнего Востока, то здесь соотношение компонентов несколько меняется. Наиболее часто описываются особенности, касающиеся Японии. Антропологические особенности выделяются довольно подробно, что также не представляет трудности для подростков. Несколько сложнее обстоит дело с географическими особенностями - в данном случае подростки способны выделить только некоторые компоненты, наиболее известные и распространенные в описании данного региона (90%). Что касается особенностей истории, то подростки могут описать только последние несколько десятилетий развития Японии (75%); имеются затруднение при описании наиболее известных исторических деятелей. Наибольшей информацией обладает описание культурных особенностей региона - они наиболее полно представлены японскими характеристиками (85%): язык, невербальные компоненты общения, особенности макияжа, особенности жилища, национальная кухня, японской религиозной системы, праздники, особенности социализирующих воздействий, специфический ряд символики. В описании основных установок и ценностей довольно четко доминирует японская центральная линия - подростки подчеркивают особенности интеллектуального потенциала и изобретательность данной страны, а также строгую организацию и особое отношение к подчиненным (85%). Именно образ интеллектуального отшельника будет основным при анализе данного региона.

Что касается Ближнего Востока, то описание внешности не представляет трудностей для подростков (65%). То же самое касается и описания географии данного региона (75%); также в данном случае имеются затруднения при выделении городов и достопримечательностей. Можно сказать, что подростки не только выделяют некоторые исторические особенности, существенные для данного региона, но и пытаются описать современное состояние; при этом выделение конкретных исторических деятелей также оказалось затруднено (75%). Что касается наиболее распространенных особенностей культуры, то важное значение в описаниях занимает религия, язык, невербальные особенности взаимодействия, национальный костюм, макияж, танцы, музыкальные инструменты, кухню, праздники, жилище, традиционные ремесла (особенно торговля), особенности со-

циализации, символы религиозного характера. Сложнее дело обстоит с играми (они подросткам неизвестны), редко встречаются описания компонентов искусства. Что касается особенностей национального характера, то Ближний Восток - это единственный регион, где образ в большей степени, наполнен чертами негативного характера. Тем не менее, доминирующим образом представителя Ближнего Востока является образ хитреца или торговца.

Что касается Латинской Америки, то ее описание оказывается наименее информативным и распределяется по компонентам следующим образом: чаще всего, описывается внешность или дублирующая представителя Ближнего Востока или совпадающая с описанием представителей южных регионов Европы (80%). В описании географии подростки дублируют Латинскую Америку опять же с Ближним Востоком (75%); однако, при этом подростки могут выделить достаточно большое количество городов, а также наиболее известные достопримечательности. Описания истории Латинской Америки практически полностью повторяют особенности африканского региона. Что же касается современного состояния, то выборка описывает его только по выделению ряда наиболее известных исторических деятелей; однако, знание известных исторических деятелей ограничивается именно сферой политики.

Культурные компоненты представлены более разнообразно -подростки могут выделить особенности национального костюма, танцев, музыкальных инструментов, праздников; частично они приводят описания национальной кухни. Отдельно уделяется особое внимание карнавалу и футболу как наиболее распространенным и культурно специфичным особенностям Латинской Америки. Что касается национальных особенностей, то здесь можно выделить несколько закономерностей: они выделяются в существенно меньшем количестве по сравнению с другими регионами; характеристики выделяются точечно; образ латиноамериканца однотипен. Если говорить о доминантном образе Латинской Америки, то он представляет собой образ неунывающего весельчака.

Таким образом, все необходимые признаки, включенные в систему в соответствии с возрастными особенностями, присутствуют в

подростковых описаниях. Именно в подростковом возрасте складывается осознание того, что внешнее сходство не означает сходство внутреннее, за счет чего описания в большей степени ориентированы на национальную психологию и поведение. Компоненты уже более углублены в подобных описаниях, подростки стараются проводить параллели между признаками разных компонентов. Однако в описаниях присутствуют определенные пробелы или пересечения (часто стереотипно закрепленные), которые связаны или с характером поступающей информации или с ее дефинициями.

Список литературы

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.

2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира; Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с.

5. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПБ.: Речь, 2005. 324 с.

6. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 718 с.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. 368 с.

8. Фомина Ю.И. К вопросу о становлении этнических представлений // Известия тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск седьмой / Под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Издательство ТулГУ, 2006. С. 234-243.

9. Фомина Ю.И. Методики диагностики параметра полноты этнических представлений. Психосфера: сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ. Выпуск восьмой / Под ред. Е.Е.Сапоговой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 389-407.

10. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.