Научная статья на тему 'Исследование степени дифференцированности этнических представлений в дошкольном возрасте'

Исследование степени дифференцированности этнических представлений в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФАКТОР / ДОШКОЛЬНИКИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Ю. И.

Посвящена особенностям степени дифференцированности этнических представлений у дошкольников. Подробно описывается авторская типология факторов, формирующих систему этнических представлений. Приводятся результаты исследования, посвященного анализу дифференцированности этнических представлений дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование степени дифференцированности этнических представлений в дошкольном возрасте»

УДК 159.922.4

Ю.И.Фомина, ассистент, (4872)56-86-30, 89109495149, peineta@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Посвящена особенностям степени дифференцированности этнических представлений у дошкольников. Подробно описывается авторская типология факторов, формирующих систему этнических представлений. Приводятся результаты исследования, посвященного анализу дифференцированности этнических представлений дошкольников.

Ключевые слова: этнические представления, фактор, дошкольники, диффе-ренцированность.

Современный ребёнок рано или поздно, прямо или косвенно обязательно столкнется с людьми, которые оказываются для него «чужими» с этнической точки зрения. На основе подобного опыта складывается система этнодифференцирующих признаков, по которым ребенок и будет проводить границу между представителями своей и чужой этнической группы [1,8].

Являясь одной из разновидностей социального знания, этнические представления составляют основной результат этнической социализации ребенка, формируя его как представителя конкретной национальной группы. Однако система этнических представлений не является застывшим фиксированным образованием: она постоянно трансформируется, изменяясь как в зависимости от стадии психического развития человека, так и от стадии развития его этнического самосознания. Проблема исследования и изучения этнических представлений является особенно важной для такого многонационального государства, как РФ, поскольку русские дети с раннего возраста включаются в межнациональные взаимодействия, пусть и опосредованного характера [2,3,6].

Можно выделить четыре ведущих фактора, которые, на наш взгляд, позволяют сформировать совокупность представлений о других этнических группах. Крупные факторы мы разделили на составляющие их подсистемы, которые, в свою очередь, наполнены рядом соответствующих признаков [9]. В дошкольном возрасте (5-7 лет) в сознание могут быть включены следующие признаки: 1. Культурно-исторический фактор:

1) мифология; 2) религия: отношение к религии; 3) культура: эпос, предания, сказки; музыка, национальные музыкальные инструменты, танцы; архитектура: форма жилища; элементы украшения; декоративно-прикладное искусство; игры; праздники; язык; кухня; одежда, макияж, украшения; особенности социализации - количество детей, наказания и поощрения, методы воспитания, межпоколенные отношения. 2. Антропологический

фактор: цвет кожи; волосы (цвет, характер, волосяной покров тела); форма лица; глаза (размер, форма, расположение, цвет); нос; губы; скулы. 3. Географический фактор: местожительство, территория; флора и фауна. 4. Национальный характер и психология: установки.

Также мы предполагаем, что этнические представления будут изменяться с возрастом по 4 основным параметрам: полнота; объем; диффе-ренцированность; ориентация в построении системы признаков на внешнюю/внутреннюю мотивацию. Предметом нашего анализа будет выступать исследование степени дифференцированности содержания этнических представлений в дошкольном возрасте. Относительно этнических представлений дифференцированность можно определить как меру того, насколько сложными и многомерными являются особенности представителей разных этнических групп в сознании человека.

В дошкольном возрасте впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, именно поэтому можно говорить о формировании системы этнических знаний уже у дошкольников [10]. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является деятельность игровая. В качестве основных новообразований возраста можно выделить: 1) возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения; 2) появление первых этических категорий; 3) возникновение соподчинения мотивов; 4) появление элементов произвольности поведения; 5) возникновение личного сознания. Все эти особенности влияют на содержание этнических знаний дошкольника [4,5,7].

Этническое самосознание на этом этапе характеризуется нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Осознание «своих» основано на ежедневном конкретном собственном опыте с окружающими без четкой дифференциации по этническому признаку, тогда как представление о других народах базируется на синтезированном групповом, абстрактном образе «иных». В силу того, что для дошкольного возраста характерна стадия сказочно-мифологического отношения к этническому миру, этому возрастному периоду приписывается начало этнической культуризации детской деятельности.

В исследовании приняли участие 90 детей младших школьников в возрасте от 5 до 7 лет. Нами были использованы следующие методики:

1) методика «Этнические аттитюды» - испытуемым предложен список поведенческих характеристик, используя которые ему необходимо описать детей различных этнических регионов. Детям предлагается описать образ ребенка в 5 базовых регионах: Африка, Дальний Восток, Ближний Восток, Латинская Америка, Европа. Также ребенку предложено описать ребенка своего этнического региона. Таким образом, всего ребенку необходимо составить 6 описаний детей. Дети могут выбирать столько ха-

рактеристик, сколько сочтут необходимым для наиболее полного описания;

2) методика «Этническая дифференциация» - испытуемым для анализа предложены изображения этнических жилищ. Основная задача ребенка - описать людей, живущих в этих жилищах. Необходимо указать все, что ребенок знает о них: внешний облик, культуру, историю, особенности географического положения и климата, поведение.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы. Параметр дифференцированности имеет низкие показатели в данном возрасте. Дошкольники могут только описать ребенка своей национальной группы, однако такие описания несут мало специфической этнической информации, хотя они достаточно объемны. Дети не имеют контактов с представителями тех национальностей, которые предложены им для описания, вследствие чего все описания носят вероятностный характер: дети всего лишь предполагают, каким может оказаться тот или иной ребенок. Однако такие предположения имеют в своей основе определенную систему представлений ребенка о каждом национальном регионе. Понятие «национальные особенности» является достаточно абстрактным для дошкольника, ему пока еще очень трудно определить его. Мышление в данном возрасте еще не связано со способностью выстраивать сложные внутренние логически связи и анализировать внутренние существенные признаки объектов и на этой основе строить выводы о нем.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно сделать вывод об объекте, предмете или ситуации только на основе непосредственного личного взаимодействия с ним. Именно этим объясняется тот факт, что дети легко описывают ребенка своей национальности: контакты с ним у детей постоянны.

Описания своей этнической группы, как правило, характеризуется большей степенью связанности, они у дошкольников больше напоминают рассказ или повествование (дети описывают конкретные ситуации из своего опыта, а из этого выводят и особенности поведения и переживания). Также необходимо отметить, что если в отношении ряда регионов дети могут только выделить отдельные характеристики (например, Латинская Америка), то в отношении ряда других регионов дети могут выделить характеристики, которые можно объединить в смысловые кластеры (например, Дальний Восток). Все характеристики и описания, создаваемые ребенком, достаточно стереотипны, по ним можно сделать вывод о том, что подобные описания заимствованы от окружающих взрослых. В большей степени такие описания имеют место у той группы детей, которые уже в этом возрасте имеют определенные этнические установки и стереотипы -такие характеристики чаще всего сопровождают Европу, Дальний и Ближний Восток. Таким образом, по анализу описаний детей, по анализу их полноты, глубины, систематичности можно сделать вывод об информаци-

онной представленности каждого из приведенных регионов. Анализ позволяет разделить регионы на следующие группы:

1) дифференцированно и полно представленные (свой этнос);

2) стереотипно представленные (Европа, Дальний и Ближний Восток);

3) слабо представленные в сознании ребенка (Латинская Америка, Африка).

Психологические образы детей различных регионов в представлении дошкольников отражены в таблице.

Психологические образы детей различных этнических регионов

Образ ребенка Выделяемые характеристики

Русский ребенок Доброта - готовность помочь - ум -вежливость

Европейский ребенок Индивидуализм - ум - стремление командовать

Ребенок Дальнего Востока Ум - вежливость - умение быть членом коллектива - умение играть по правилам

Ребенок Ближнего Востока Недружелюбность - вредность - агрессивность - хвастливость

Латиноамериканец Активность - веселье - беззаботность - угрюмость - придирчивость

Африканец Веселье - беззаботность - коллективизм - угрюмость - придирчивость

Самое детализированное и полное описание - это описание ребенка своей этнической группы (90 %). Описание русского ребенка, как правило, наполнено при этом положительными характеристиками (85 %). Однако выделить из простого описания именно этнические особенности оказывается довольно сложно. Свой этнос - единственный, где дошкольники пытаются описать именно ребенка. Все остальные этнические группы описываются уже в целом: в описании нельзя отделить описание взрослого человека и ребенка.

Описание европейского ребенка в целом противоположно описанию русского ребенка. Однако в целом данный регион воспринимается дошкольником нейтрально. Они рассматривают возможность взаимодействия с европейцем как дистанцированное. Дальний Восток также воспринимается нейтрально с более положительной ориентацией, чем европейский регион. В целом его описание совпадет со стереотипными взглядом на данный регион. Что касается региона Ближнего Востока, то он в большей степени по сравнению с другими регионами воспринимается в отрицательном ракур-

се. Данный регион воспринимается детьми достаточно отстраненно. Данный регион дети также часто «смешивают» с кавказским регионом.

Этнические регионы, составляющие третью группу, обладают наименьшей представленностью, вследствие чего их описания достаточно разрозненны и несистематичны. В целом описание этих двух регионов совпадает на 80 %. Необходимо отметить, что образы данных регионов наполнены противоположными качествами, что не укладывается в единый образ. Это может свидетельствовать о том, что образы Латинской Америки и Африки не имеют четких границ в сознании ребенка.

Таким образом, можно сказать, что детям доступно определение национальных особенностей, однако, данный фактор хуже всего представлен в детском сознании.

Далее детям были предложены изображения жилищ, иллюстрирующие соответствующие этнические регионы. Изображения построены таким образом, чтобы каждый регион был представлен несколькими изображениями жилищ различных стран, составляющих его. Основная задача ребенка - постараться выделить жилище каждой страны, входящей в тот или иной регион, и описать жителей каждой страны. Анализ результатов данной методики позволяет сделать вывод о том, что дошкольники воспринимают предложенные им регионы целостно без разделения на конкретные государства и страны. Это касается всех регионов, которые воспринимаются ребенком как «чужие».

Самое полное описание - это описание жителей своего региона. Для начала ребенок описывает внешность жителей: как правило, ребенок описывает себя или близко знакомых ему людей. Это может быть связано с тем, что описания он дает, основываясь именно на своем непосредственном наблюдении.

За особенностями внешности следует описание географии. Необходимо отметить, что описания, даваемые детьми, в большей степени напоминают сказочное повествование (что может быть объяснено стилистикой предлагаемых изображений). В связи с этим географический фактор описывается верно, но изобилует сказочными деталями.

Вслед за внешностью и географией ребенок начинает описывать культурные компоненты: они также являются иллюстрацией именно русского этноса. Ребенок начинает с описания самого жилища. Так как само жилище ребенок воспринимает как сказочное - это направляет дальнейшую логику ребенка (он выделяет различных мифологических персонажей, сказочных героев). Также дети могут выделить некоторые виды ДПИ и наиболее распространенные светские и традиционные русские праздники. Дети легко могут описать особенности народной кухни, особенности одежды, украшения, игр. Необходимо отметить, что при дополнительном расспросе ребенок может выделить и религиозные особенности.

На последнем месте в описании стоит фактор национальной психологии - так же, как и в предыдущей методике, образ русского человека всегда полностью положителен, он состоит из достаточно стереотипных характеристик. Детям доступны для осознания традиционные установки, принятые в русской семье и в русском обществе в целом. Так как дети очень часто описывают себя или хорошо знакомых людей как представителей русского этноса, то, помимо основных характеристик русских, можно выделить и обычные качества характера, обладающие незначительной этнической специфичностью.

Дошкольник имеет сравнительно меньше информации о других этнических регионах, его знания менее упорядочены и систематизированы. Есть некоторые закономерности описании оставшихся регионов: 1) регионы легко дифференцируются и описываются с минимальным количеством ошибок (Дальний Восток, Африка); 2) регионы описываются за счет большого количества «перекрывающейся» этнической информации, что затрудняет выделение существенных национальных признаков (Европа); 3) регионы трудно дифференцируются и описываются с существенными искажениями (Ближний Восток, Латинская Америка).

При этом некоторые регионы присутствуют в сознании ребенка целостно (Африка, Латинская Америка, Ближний Восток - 90 %) - это может быть связано с тем, что, несмотря на большое количество стран, составляющих конкретный регион, они не сильно отличаются друг от друга по национальным особенностям в сознании обывателя. Некоторые же регионы дети описывают в опоре на конкретные государства (Дальний Восток -80 %) - это может быть связано с их большей представленностью в сознании ребенка.

Так регион Дальнего Востока ребенок описывает в опоре на японские особенности - по изображениям дети подробно описывают жилище. Дети легко выделяют отличительные внешние признаки представителей Дальнего Востока, за счет существенных различий; не возникает существенных трудностей при описании географических особенностей - большинство выделенных параметров соответствуют этническим особенностям Японии.

Что касается описания культурного фактора, то здесь информации, доступной для ребенка, несколько больше: так дети указывали на то, что в данном регионе присутствует иная религиозная система. Особое значение при описании данного региона приобретает язык как один из важнейших этнодифференцирующих признаков - практически все дошкольники смогли выделить иероглифы как компонент японского алфавита. Также дети легко смогли назвать традиционную для Японии одежду, традиционный макияж, музыку и особенности кухни, однако особенности украшений детям оказалось выделить сложно. При этом дошкольники практически ничего не знают о японском фольклоре, играх и некоторых других компонентах (это связано с отсутствием данных особенностей в программе социали-

зации русского ребенка). Праздники также описываются не очень подробно, однако, некоторые наиболее известные все-таки выделяются.

Что касается описания национального характера, то оно практически полностью совпадает с описанием из предыдущей методики. Приведенные ребенком качества не являются его собственным знанием (это можно обнаружить даже по самой формулировке, которую применяет ребенок), они менее осмысленны, чем другие компоненты анализа (например, внешность или культура), а являются всего лишь запомненным пластом информации.

Африканский регион воспринимается дошкольниками целостно, без выделения конкретного государства для опоры. Данный регион наиболее прост для ребенка в плане описания антропологических признаков - африканцы обладают наиболее отличительными особенностями внешности по сравнению с представителями любого другого национального региона, предложенного ребенку.

Что касается географических особенностей, то в качестве местожительства африканцев дети выделяют пустынные зоны (с соответствующими особенностями рельефа, климата, растительного и животного миров).

Что касается культурных особенностей, то дети выделяют особенности одежды, макияжа, некоторые виды ДПИ, а также украшения и язык. Дети оказались не осведомленными относительно доминирующей религии в Африке. Они практически не знакомы с традиционными праздниками, мифами, играми, кухней и др. Это может быть связано с тем, что африканские государства не так давно обрели независимость, вследствие чего на сегодня они не представляют мощную политическую и экономическую силу в современном мире, следовательно, информации о них, доступной ребенку, сравнительно мало: она требует специального изучения и анализа, что пока дошкольнику не доступно.

Что касается национальных особенностей характера, то африканский этнос - это наиболее закрытый этнос для дошкольника. В основном африканцы воспринимаются как веселые и беззаботные. Однако национальный образ африканца достаточно противоречив в описаниях дошкольников: это доказывает, что дети данной возрастной группы не имеют четко сформированного образа представителя данного региона.

Что касается европейского региона, то здесь ребенок владеет большим объемом информации, но ее трудно систематизировать и детально проанализировать. Данный регион сам по себе достаточно «пестрый», в силу этого образ европейского региона также становится достаточно мозаичным, при этом описания, даваемые дошкольниками, часто представляют собой кальку других этнических регионов. Необходимо отметить, что каждый предложенный ребенку регион для анализа имеет в своем составе несколько стран, однако именно в отношении Европы различия между ними будут наиболее отчетливы. Это можно объяснить тем, что данный регион ближе

всего находится к РФ, что ведет к большему знанию о нем, а следовательно, и к большим трудностям при дифференциации.

Что касается описания внешности, то оно полностью совпадает с особенностями внешности представителей своей национальной группы. То же самое характеризует и описание географических особенностей: оно также полностью калькируется.

Несколько проще дошкольникам описывать культурные особенности Европы: при этом они могут указывать компоненты, которые принадлежат саамы различным европейским государствам, объединяя их в единое целое. Так, например, дети довольно неплохо ориентируются в европейской мифологии. Практически все дети знают, что в Европе существуют различные языки. Дошкольники уверены, что вся Европа исповедуют иную, нежели они, религию. Дети легко называли многочисленные европейские сказки. Жилище дети описывают только по приведенным изображениям, не дифференцируя их на отдельные страны. При этом дети вполне способны выделить некоторые национальные блюда. Одежда, макияж и украшения описываются детьми по современному состоянию - здесь также можно наблюдать некоторые пересечения с русским этносом. Также на основе южных регионов дети описывают европейскую музыку и музыкальные инструменты.

Что касается описания национальных особенностей, то, как уже было выявлено в предыдущей методике, дошкольники обладают достаточно нейтральным образом европейца. Как и в отношении некоторых других регионов, описание национального характера показывает, что образ является привитым ребенку, он практически полностью калькирует предыдущую методику.

Что касается регионов последней группы, то их описания наименее информативны.

Что касается описания внешности представителей Ближнего Востока, то можно обнаружить пересечения с внешностью кавказского типа. Что касается географических особенностей, то они совпадают с описанием южной части Европы, в ряде описаний, особенно у дошкольников более младшей возрастной группы, географические особенности в большей степени совпадают с африканским регионом.

Что касается культурных особенностей, то дети способны выделить язык (все дети знают, что на Ближнем Востоке существует другой язык, 10 % детей смогли даже описать особенности арабского письма, а также указать, что в странах данного региона существует правило читать и писать справа налево). Дети могут указать на иную веру. Также дети смогли выделить особенности жилища, одежды и макияжа.

Что касается национальных особенностей, то образ Ближнего Востока достаточно негативен, что может говорить о его сформированности для ребенка. Также необходимо отметить, что выделенные национальные осо-

бенности описаны верно. Необходимо отметить, что все «сформированные» у детей образы содержат стереотипные характеристики, но, тем не менее, правильно описывающие специфику национального характера и поведения с точки зрения обычного русского человека.

Регион Латинской Америки наименее информативен и раздроблен в описаниях дошкольников. Внешность представителей данного региона в половине случаев описывается как европейская, в половине случаев как арабская. Географических особенностей дети практически не смогли назвать (часто фигурирует только близость океана и то, что Латинская Америка находится в другом полушарии, что меняет порядок времен года по сравнению со своим этносом) - компоненты пейзажа, рельефа, флоры и фауны детьми практически не выделены. Культурные особенности также описаны достаточно скудно - дети выделил только многочисленные сериалы, различные танцы и карнавал. Что касается национальных особенностей - дети могут назвать только по 2-3 отдельные характеристики, причем в произвольном порядке. Вследствие удаленности данного региона у ребенка нет возможности составить целостный образ, а существует только умение выделить отдельные разрозненные компоненты, с трудом объединяемые в систему.

Таким образом, можно сказать, что представленность регионов в сознании ребенка зависит от:

1) информационного потока, который окружает ребенок (чем больше известно ребенку о регионе, тем более детализированный образ его он создает);

2) мнений и оценок окружающих ребенка взрослых (мнения и оценки полностью перенимаются ребенком, дети их не анализируют и принимают как «правильные» сведения, включая именно их в общую систему собственных этнических представлений).

Необходимо отметить, что особенности детского мышления данного возрастного этапа и особенности в целом этнических знаний создают «мозаичность» многих этнических регионов: умение ориентироваться на яркие, бросающиеся в глаза признаки позволяет анализировать только определенные компоненты объектов и создает высокую степень перекрытия этнической информации, в результате чего некоторые регионы по ряду параметров оказываются абсолютно идентичными.

Таким образом, даже при включении всех основных признаков этнического анализа для описания всех регионов, многие регионы оказываются очень похожи друг на друга в детских описаниях, вследствие чего можно говорить о достаточно низкой дифференциации описаний.

Список литературы

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

2. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.Педагогическое общество России, 2004. 442 с.

5. Овчинникова Т. Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии 1986. №4. С.43-48.

6. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А.Бодалева, Н.В. Васиной. СПБ.: Речь, 2005. 324 с.

7. Сапогова Е. Е. Психология развития. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. 368 с.

9. Фомина Ю.И. К вопросу о становлении этнических представлений // Известия ТулГУ. Серия «Психология». Вып.7 / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. С.234 - 243.

10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.

J. Fomina

Research of the degree of differentiation ethnic representations at preschool age.

The article is devoted to features of a degree of differentiation ethnic representations at preschool children. The author's typology of the factors forming system of ethnic representations is in detail described. Results of the research, devoted to the analysis of differentiation ethnic representations of preschool children are resulted.

Keywords: ethnic representations, the factors, preschool children, differentiation.

Получено 20.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.