ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Фомина Ю.И.
ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, Россия
Материал статьи посвящен анализу особенностей дифферен-цированности содержания этнических представлений у подростков. Приводится авторская типология компонентов, которые составляют систему этнических представлений. Также выделяются основные параметры, по которым изменяется данная система. Анализируются результаты исследования, проведенного с использованием авторских методик и направленного на оценку дифферен-цированности содержания этнических представлений подростков.
Ключевые слова: этнические представления; культурно-исторический компонент; антропологический компонент; географический компонент; национальный характер и психология; подростки; дифференцированностъ.
RESEARCH OF DIFFERENTIATION OF ETHNIC REPRESENTATIONS OF TEENAGERS
Fomina Y.I.
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education «Tula State University», Tula, Russia
Material of article represents the analysis of features of completeness of content of ethnic representations at teenagers. The author's typology of components which make system of ethnic representations is given. Also key parameters on which this system changes are allocated. Results of the research directed to an assessment of differentiation of
content of ethnic representations of teenagers are analyzed. Research was conducted with use of author's techniques.
Keywords: ethnic representations; cultural and historical component; anthropological component; geographical component; national character and psychology; teenagers; differentiation.
Введение
Осмысление этнокультурных проблем и актуальная идея формирования национального самосознания на всех ступенях социализации сегодня приобретают особую значимость и глубину. Сегодня дети, с одной стороны, окружены большим количеством доступной и порой противоречивой информации о других этнических группах. С другой стороны, отсутствие или недостаточность знаний о мультикультурной среде, привычках и традициях, нормах поведения и ценностях в современном обществе настоятельно требует осмысления складывающихся у них представлений об особенностях разных этносов, различий и сходств между ними.
С очерчиванием системы этнодифференцирующих признаков связано становление этнических представлений [1, 2, 6]. Именно они составляют основной результат этнической социализации ребенка, формируя его как представителя конкретной национальной группы. Проблема исследования и изучения этнических представлений является особенно важной для такого многонационального государства как РФ, поскольку русские дети с раннего возраста включаются в межнациональные взаимодействия, пусть и опосредованного характера [3, 5, 7].
Совокупность представлений о других этнических группах, на наш взгляд, формируют 4 ведущих компонента, каждый их которых можно разделить на составляющие их подсистемы, которые, в свою очередь наполнены рядом соответствующих признаков: культурно-исторический компонент, антропологический компонент, географический компонент, компонент национального характера и психологии [8]. Для каждого периода развития ребенка можно построить возрастно-психологический вариант
общений структуры этнических представлений, который будет определяться стадией этнического самосознания в данном возрасте, а также психологическими новообразованиями данного возрастного этапа [4, 10].
Также мы предполагаем, что этнические представления будут изменяться с возрастом по 4 основным параметрам: полнота; объем; дифференцированность; ориентация в построении системы признаков на внешнюю/внутреннюю мотивацию. Предметом нашего анализа будет выступать дифференцированность, которую можно определить как меру того, насколько сложными и многомерными являются особенности представителей разных этнических групп в сознании человека [8].
Материалы и методы
Основной целью нашего исследования стал анализ диференци-рованности этнических представлений в подростковом возрасте. Выборку нашего исследования составили 90 детей подростков в возрасте от 11-12 до 15 лет. Испытуемым были предложены следующие методики: 1) методика «Этнические атгитюды; 2) методика «Этническая дифференциация» [9].
Обсуждение результатов
Параметр дифференцированное™ подросткам предлагалось раскрыть на примере этнического анекдота. Описания подростками поведенческих характеристик можно представить следующим образом (табл. 1).
Таблица 1.
Представления подростков о поведенческих особенностях конкретных национальных групп
Регион Особенности поведения
Славяне Русские: находчивость, отношение русских к государству, сдержанный характер в отношении с окружающими, дураки, дороги, пьянство. Украинцы: хитрость, жадность
Окончание таблицы 1.
Кавказ Гордость, вспыльчивость, агрессивность, хвастливость и бахвальство, находчивость
Средняя Азия Неразвитость, интеллектуальная несостоятельность, бедность
Прибалтика Медлительность или даже заторможенность, жесткое следование инструкциям
Цыгане Хитрость, гадания, воровство, конокрадство
Евреи Ум, хитрость, изворотливость, богатство, способность все оценивать по степени выгоды для себя
США Неграмотность, ограниченность и нецивилизованность, неумение учитывать чужие интересы, ориентация только на собственное мнение, четкое следование законам страны, существование двойных стандартов.
Европа Законопослушность, ориентация на материальные ценности, эмоциональная сдержанность
Ближний Восток Вспыльчивость, хитрость, воинственность, фанатизм
Африка Зависимость от окружения, неразвитость, неинтеллигентность
Дальний Восток Япония: интеллектуальность, изобретательность, жесткое подчинение японцев правилам и ярко выраженный коллективизм. Китай: большое количество населения, связанный с этим некоторый уровень бесстрашия
Во второй части методики подросткам предлагается описать те же регионы, но уже с использованием списка фиксированных характеристик (табл. 2).
Таблица 2.
Кластерные описания подростками национальных групп
Национальность Кластеры
Русские авантюризм — беспечность - гордость - гостеприимство - лень - мужество - сердечность - сообразительность — эффективность
Украинцы авантюризм — балабольство — безвластие - болтливость -кривляние — лень — недоброжелательность - самомнение - сплетни - фальшь
Белорусы апатичность — безынициативность - дисциплина - доверчивость — наивность — пассивность — уступчивость
Окончание таблицы 2.
Кавказ авантюризм — активность - бахвальство — безжалостность - благородство - бравада — воинственность — вспыльчивость - гордость — дерзость — диктат — дисциплина — жестокость - злопамятность — конфликтность — нахальство -необузданность - неповиновение — отмщение - твердость - хищность - язвительность
Прибалтика аккуратность — бдительность - безнаказанность — беспринципность — двоедушие — дисциплина — зависимость - лицемерие - однообразие - педантичность — раболепие - сдержанность — уравновешенность - цинизм
Средняя Азия апатичность — беззаботность - безынициативность — бесхитростность — властность — подчиненность — ограниченность — стеснительность - угождение
Евреи авторитарные — активные — бдительные - беззастенчивые - безразличные - беспринципные - вдохновенные - вымогатели - дипломаты — жадные — изменчивые - кокетливые - корыстные — лицемерные — настойчивые — недоброжелательные — обаятельные — посвященные - предприимчивые - прыткие - разговорчивые — самоуверенные - тщательные — усердные — энергичные - предательские
Цыгане авантюрные - аферисты - безжалостные - безнравственные - беспутные — болтливые - вредные — вспыльчивые—вымогатели- гордые—дармоеды - дерзкие—жадные - корыстные - лживые - малодушные — обольстительные - пакостники -смекалистые - убеждающие — фамильярные - циничные
Американцы агрессивные - активные - бахвальствующие — безжалостные — бесполезные — беспутные - бравирующие — вероломные - выскочки - диктаторы — дурашливые — заносчивые - изменчивые - кривляки - лживые — льстецы - надменные - недогадливые - однообразные - ограниченные — предвзятые — расхлябанные - самомнительные — спесивые - фамильярные - циничные — язвительные
Оставшиеся национальные группы описываются несколько иначе: если вышеуказанные группы описываются через ряд объединенных между собой кластеров, то остальные регионы описываются через один центральный кластер и отходящие от него смысловые линии (табл. 3):
Таблица 3.
Кластерно-характерологические описания национальных групп
Национальность Характеристики Кластеры
Европейцы активные - амбициозные - бдительные — безразличные - благоустроенные — вдумчивые — влиятельные - дальновидные - многосторонние — настойчивые — недоверчивые — предприимчивые - предусмотрительные — прозорливые — разборчивые — решительные — самостоятельные - скаредные — убеждающие - хладнокровные - честолюбивые — энергичные — эффективные эмоциональную сдержанность — накопительство -активность.
Ближний Восток агрессивный — балабольный - безалаберный - беззаботный - безразличный — беспощадный — бравирующий — вкрадчивый — выскочка — гордый - двуличный - ехидный - нахальный — независимый — жизнерадостный — злопамятный — конфликтный — кощунственный - лживый — непостоянный — мстительный - порывистый — ревностный — самоуверенный — сметливый - суетный — тщеславный - увертливый — фальшивый -шарлатан — энергичный агрессия -экспрессия -увертливость — лицемерие.
Африка бахвальство — безвластие - беззаботность-безынициативность — безответственность — беспечность — беспомощность - болтливость - веселье - жертвенность - избалованность — лень — недогадливость — ограниченность — пассивность — подчинение — потерянность - радость - расхлябанность — угождение — экзотичность подчинение - беззаботность - ограниченность
Дальний Восток аккуратный - аскетичный — благородный -внимательный - гениальный - дисциплинированный - жесткий - изящный—критичный — наблюдательный—начитанный - неподражаемый — образованный - одаренный—осторожный - педантичный - почтительный — пунктуальный —разборчивый - сдержанный - сознательный —таинственный—требовательный —тщательный—уважаемый—уравновешений —усидчивый—хрупкий—эффективный одаренность, интеллектуальное развитие, педантичность, закрытость
Третья часть методики посвящена анализу особенностей межэтнического взаимодействия. В отличие от двух предыдущих блоков, в данном случае подросткам представлены не все этнические регионы, а только те, в отношении которых можно найти информацию в рамках этнического анекдота. Таким образом, в данном блоке подросткам необходимо описать славянский регион, Европу, цыган, евреев, Ближний Восток, регион Кавказа.
В целом, необходимо отметить, что основные линии характеристик национальных групп остаются такими же, как и предыдущих блоках (табл. 4).
Таблица 4.
Описания национальных групп в ситуации межэтнического взаимодействия
Регион Особенности поведения
Славяне Русские: безалаберность, безответственность, безынициативность; коллективизм, неспособность занимать административные должности, способность мириться с обстоятельствами, а также стремление в любой ситуации обеспечить себя, пьянство и воровство Украинцы: подлость, воровство, «желание увести все, что плохо лежит», а также стремление жить за чужой счет Белорусы: зависимость, некоторая подчиненность окружающим и умение смиряться с обстоятельствами
Кавказ Хитрость, умение извлекать выгоду для себя в ущерб другим в любых обстоятельствах, большая эмоциональность
Цыгане Воровство, обман и умение жить, ничего не делая
Евреи Умение извлекать выгоду для себя в ущерб другим в любых обстоятельствах, рациональность и обязательно продумывание своих действий, находчивость и помощь «своим»
США Законопослушность, готовность из любой детали развернуть судебное разбирательство, необразованность американцев, искусственность, работоспособность, излишняя зациклен-ность на работе
Европа Сдержанность, рациональность, умение следовать правилам, стремление дипломатически разрешать возникающие конфликты и споры, точность, спокойствие, доброжелательность
Ближний Восток Гордость, воинственность, готовность идти до конца за свои идеи, неторопливость, необязательность и непостоянство
Вторая методика данного блока представляет собой описания национальных жилищ. Подростковая группа достаточно легко может идентифицировать жилища всех регионов, но дифференциация внутри региона иногда оказывается затруднительной.
Из всех регионов свой регион описывается подростками наиболее полно (90%). Внешность описывается достаточно детально, при этом она полностью дублируется как в отношении русских, так и в отношении украинцев и белорусов. Что касается географического компонента, то он описывается на примере средней полосы РФ. Подростки подробно описывают исторические особенности родного этноса, что же касается Украины, то здесь подростки оказываются способны описать некоторые события и героев досоветского периода, а также особенности постсоветского периода развития. С историей белорусского народа подросткам оказалось значительно сложнее, они смогли выделить только некоторые особенности постсоветского периода развития. В отношении своего этноса подростки оказываются в состоянии описать большинство культурных признаков, причем не только имеющих отношение к народному искусству, но и описывающих авторское искусство. В отношении русских подростки описывают особенности мифологии, религии, жилища, костюма, праздников, кухни. Что касается украинских особенностей, то подростки описывают некоторые особенности мифологии, также описывается национальный костюм, национальная кухня, национальные танцы, язык. Что же касается особенностей белорусского этноса, то подростки смогли описать национальное жилище, а также язык, но другие признаки оказались выборке не знакомы. Что же касается национальных особенностей, что подростки разделили этносы довольно четко: белорусы описываются как зависимые и подавляемые обстоятельствами, стремящиеся к подчинению; украинцы воспринимаются как хитрые, ленивые, стремящиеся получить все за чужой счет; русские оцениваются через более широкий ряд характеристик, но центральными выступают благородство, лень, открытость, дружелюбие, находчивость.
Оставшиеся для описания регионы делятся на две группы: 1) регионы, дифференцируемые по входящим в них страны, но описывающиеся по одной наиболее ведущей (Дальний Восток, Европа); 2) регионы, отличающиеся от других регионов, но не разделяемые на отдельные государства (Африка, Ближний Восток, Латинская Америка).
Что касается региона Дальний Восток, то подростки хорошо представляют себе страны, которые его составляют. Наиболее ярко в сознании представлены особенности Японии (85%), значительно меньше Китая (10%), практически ничего подростки не знают о других странах данного региона (5%). Различия обнаруживают себя уже в описании внешности - подростки отмечают, что при сходных особенностях внешности конкретные детали различаются. Что касается описания географии, истории и культурные традиции и обычаи, то они воспроизводится по особенностям Японии. Что касается национального характера, то подростки могут выделить как общие для региона характеристики, так и некоторые различительные особенности. Таким образом, на примере данного региона видна одна важная особенность представлений подростков - они дифференцируют страны внутри региона и разделяют особенности каждого государства, входящего в него; причем эти особенности распространяются только на конкретную страну, которую описывают.
Описание Европы также сохраняет выделенные закономерности (85%). В описании Европы наблюдаются пересечения со своим этносом в плане описания внешних и географических особенностей. Существенно расширяются возможности подростков в описании исторических особенностей — подростки могут создать относительно последовательную картину исторических событий; при этом существенно расширяется список известных исторических деятелей. Основное значение в описаниях приобретает культура - в отличие от региона Дальнего Востока подростки описывают современное состояние культуры Европы, национальные компоненты, безусловно, сохраняются, но они представлены в существенно меньшем объеме. Существенных различий в описании
национальных особенностей по сравнению с предыдущей методикой обнаружено не было.
Описания оставшихся три регионов содержательно не меняются, при этом сохраняются все выделенные закономерности. Что касается особенностей Африки (70%), то достаточно подробно подростки описывают внешние особенности и географию. Респондентам сложно создать связанную историю африканских государств: как правило, они могут выделить только основное событие истории Африки - довольно длительный период колонизации. Существенные пробелы обнаруживают себя и в описании культурных особенностей. Национальные культурные особенности подростки в основном связывают с многочисленными племенами, но при этом именно в их описании сохраняются национальные культурные компоненты. Несколько более детальным и точным оказалось описание особенностей национального характера: описание Африки является более разобщенным, но основные характеристики оказались верными. Они полностью соответствуют выделенным в предыдущих блоках характеристикам, которые входят в стереотипный образ африканца.
Следующий регион для описания - это Ближний Восток. Внешность араба описывается достаточно подробно, но, также как и в выборке других возрастов, имеют место пересечения с представителями Кавказа (80%). Так же некоторые пересечения наблюдаются и при описании географических особенностей. Что касается истории, то подростки смогли выделить только многочисленные войны, составить целостную картину исторического развития Ближнего Востока оказалось затруднительным. В большинстве случаев также не были выделены и исторические деятели данного региона. Что касается культурных особенностей, то современное искусство довольно слабо анализируется подростками, в основном они описывают специфические национальные признаки данного региона. Достаточно подробно подростки описывают и специфику национальной психологии: также как и в предыдущей методике, описание носит в большей степени отрицательный характер.
Последний регион для описания - это Латинская Америка. Трудности вызывает уже описание внешности — оно часто совпадает с описаниями южных народов РФ или Европы, а частично дублирует облик представителей Ближнего Востока (70%). Те же самые закономерности проявляются и при анализе географических особенностей. Однако при этом подростки лучше ориентируются в городах и достопримечательностях Латинской Америки, что свидетельствует о более глубоких и дифференцированных представлениях в данном возрасте. Также малоинформативны и сведения об исторических особенностях данного региона — был выделен только длительный период колонизации. Выделение и описание культурных особенностей также оказалось затруднительно: центральный культурный компонент, который описывают все представители данной возрастной выборки, — это карнавал, также особое место в описаниях занимают многочисленные сериалы и футбол. Выделяют подростки и некоторые национальные особенности национальной психологии: образ латиноамериканца так же как и африканца достаточно расплывчат, но некоторые национальные характеристики выделены верно.
Таким образом, можно выделить некоторые закономерности этнических представлений в данном возрасте: 1) подростки достаточно четко дифференцируют основные государства в пределах конкретного региона по различным признакам; 2) некоторые этнические пересечения сохраняются в данном возрасте, но при этом национальные группы приобретают свою отделенность от других групп; подростки анализируют их как разные, но похожие; 3) даже схожие компоненты в анализе этнических регионов приобретают свои нюансы для каждой конкретной группы; 4) в подростковом сознании, так или иначе, представлены все регионы, что свидетельствует о больше глубине этнических знаний в данном возрасте.
Список литературы 1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144с.
2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира; Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 442 с.
5. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н.В. Васиной. СПБ.: Речь, 2005. 324 с.
6. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.718 с.
7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. 368 с.
8. Фомина Ю.И. К вопросу о становлении этнических представлений // Известия тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск седьмой / Под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Издательство ТулГУ, 2006. С. 234-243.
9. Фомина Ю.И. Методики диагностики дифференцированное™ этнических представлений. Психосфера: сборник научных трудов кафедры психологии ТулГУ. Выпуск шестой / йод ред. Е.Е.Сапоговой. Тула: Издательство ТулГУ, 2012. С. 257-279.
Ю.Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Апетейя, 2000. 240 с.