Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ '

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / закон / обеспечение безопасности / правовое регулирование / Доктрина национальной безопасности / national security / state security / law / ensuring security / legal regulation / National Security Doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

В статье рассматриваются полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. Авторы приходят к выводу, что правовые механизмы, осуществляемые Президентом, должны быть эффективными и соответствовать современным условиям. Для этого необходимо усовершенствовать координацию работы органов обеспечения национальной безопасности, разработать единые методологии и критерии оценки и обновить нормативно-правовую базу. Только тогда можно гарантировать защиту национальной безопасности России и ее граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучиев Алан Заурович, Каллагов Таймураз Эльбрусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of the President of the Russian Federation in the field of ensuring national state security

The article considers the powers of the President of the Russian Federation in the field of ensuring national security. The authors conclude that the legal mechanisms implemented by the President should be effective and correspond to modern conditions. For this purpose, it is necessary to improve the coordination of the work of bodies to ensure national security, to develop unified methodologies and evaluation criteria and to update the legal framework. Only then it is possible to guarantee the protection of national security of Russia and its citizens.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_177 УДК 342.3

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Powers of the President of the Russian Federation in the field of ensuring national state security

КУЧИЕВ Алан Заурович,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права

ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет».

362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37.

E-mail: mirag.8184@ya.ru;

КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kuchiev Alan Zaurovich,

Ph.D. in Economics, Sr. Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, FGBOU VO Gorsky GAU.

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Kallagov Taimuraz Elbrusovich,

Ph.D. in Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of FGBOU VO Gorsky GAU.

37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. Авторы приходят к выводу, что правовые механизмы, осуществляемые Президентом, должны быть эффективными и соответствовать современным условиям. Для этого необходимо усовершенствовать координацию работы органов обеспечения национальной безопасности, разработать единые методологии и критерии оценки и обновить нормативно-правовую базу. Только тогда можно гарантировать защиту национальной безопасности России и ее граждан.

Abstract. The article considers the powers of the President of the Russian Federation in the field of ensuring national security. The authors conclude that the legal mechanisms implemented by the President should be effective and correspond to modern conditions. For this purpose, it is necessary to improve the coordination of the work of bodies to ensure national security, to develop unified methodologies and evaluation criteria and to update the legal framework. Only then it is possible to guarantee the protection of national security of Russia and its citizens.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, закон, обеспечение безопасности, правовое регулирование, Доктрина национальной безопасности.

Keywords: national security, state security, law, ensuring security, legal regulation, National Security Doctrine.

Для цитирования: Кучиев А.З., Каллагов Т.Э. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 177-180. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_177.

For citation: Kuchiev A.Z., Kallagov T.E. Powers of the President of the Russian Federation in the field of ensuring national state security // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 177-180. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_177.

Статья поступила в редакцию: 29.08.2023

В современном мире обеспечение национальной безопасности страны является важнейшей задачей государственного управления. Национальная безопасность относится к таким важным понятиям, как система защиты суверенитета, территориальной целостности и политической независимости страны. Она направлена на защиту интересов государства и его граждан от внутренних и внешних угроз, которые могут нанести ущерб его суверенитету, территориальной целостности, экономическому потенциалу, политической и социальной стабильности. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности играют важную роль в предотвращении и противодействии различным угрозам.

Основным законодательным актом, регулирующим обеспечение национальной безопасности в России, является Федеральный закон «О безопасности» [1]. В статье 2 данного закона говорится, что национальная безопасность является состоянием защищенности субъекта Российской Федерации от внутренних и внешних угроз жизнедеятельности его населения, конституционного устройства, прав граждан, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны.

Национальная безопасность является предметом политического, социального и экономического анализа, и определяется взаимодействием различных факторов.

По мнению В.А. Прошина «система обеспечения безопасности личности, общества и государства представляет собой сложнейшую, иерархически организованную, многоуровневую, институционально-функциональную, распределенную макросистему» [2, с. 120].

Другим автором, затрагивающим вопросы национальной безопасности, является Иванова М.И., которая утверждает, что «национальной безопасности - это теория сложного, многогранного объекта, поэтому и она сама должна быть достаточно иерархической «конструкцией»,

предназначенной для «схватывания» и выражения в понятии многих «пластов» бытия, составляющих интегративную картину действительности» [3, с. 8]. Национальная безопасность является одним из приоритетов государственной политики и представляет собой сохранение устойчивости развития суверенного государства на основе социальной, экономической, политической и идеологической стабильности.

Национальная безопасность включает в себя различные аспекты, такие как военная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, социальная безопасность и другие. Например, согласно современным исследованиям, в рамках военной безопасности обеспечение государственной обороноспособности является одним из главных приоритетов. Обеспечение военной безопасности является залогом сохранения независимости и союза страны [4, с. 52].

Важным аспектом национальной безопасности является информационная безопасность, которая включает в себя защиту информации от несанкционированного доступа, взлома, утечки, а также защиту от информационного воздействия со стороны других государств или организаций [5, с. 104]. Информационная безопасность является важнейшим условием для развития современного общества и государства [6, с. 102].

В рамках социальной безопасности важным фактором является защита прав и свобод граждан. Например, согласно статье 22 Конституции Российской Федерации, гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Также важным аспектом национальной безопасности является сотрудничество государства с другими странами. Международное сотрудничество позволяет укреплять безопасность страны и предотвращать возможные угрозы со стороны других государств. Например, согласно статье 12 Федерального закона «О безопасности» Россия развивает международное сотрудничество в области национальной безопасности.

Таким образом, понятие национальной безопасности является комплексным и многогранным, охватывающим различные аспекты жизнедеятельности государства и его граждан. Правовая основа национальной безопасности закреплена в Федеральном законе "О национальной безопасности" и других нормативных актах. В рамках национальной безопасности важно соблюдение принципов суверенитета, территориальной целостности, прав граждан и сотрудничества с другими государствами.

Одной из основных угроз национальной безопасности России является терроризм. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» [7], Президент Российской Федерации имеет полномочия для принятия мер, направленных на предотвращение и ликвидацию террористических актов, а также борьбу с финансированием и идеологией терроризма.

Терроризм является одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности в мире и его борьба требует комплексного подхода и сотрудничества со странами-партнерами. При этом Президент Российской Федерации имеет право активно сотрудничать с другими государствами и международными организациями в рамках международной борьбы с терроризмом.

Второй угрозой для национальной безопасности России является киберпреступность. Современные технологии делают информационные системы страны более уязвимыми для различных видов кибератак [9, с. 232]. В данном случае полномочия Президента Российской Федерации предусматривают принятие мер по защите информационной безопасности и борьбе с киберпреступностью.

Киберпреступность является одной из наиболее быстрорастущих и опасных угроз современности. Президент Российской Федерации имеет право принимать решения по координации деятельности государственных органов в области информационной безопасности и разработки соответствующих стратегий.

Третья угроза национальной безопасности России - наркотрафик. Президент Российской Федерации имеет право на принятие мер, направленных на предотвращение и противодействие незаконному обороту наркотиков, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороте наркотических средств и психотропных веществ».

Угроза наркотрафика для России является серьезной проблемой. Президент Российской Федерации имеет полномочия принимать решения по разработке и реализации государственной политики, направленной на борьбу с наркотрафиком и сотрудничеству с международными партнерами по обмену информацией и опытом.

Также стоит отметить, что полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности распространяются и на другие виды угроз, такие как экономическая безопасность, экологическая безопасность и т.д. Президент Российской Федерации имеет право принимать решения и координировать деятельность государственных органов для предотвращения и преодоления таких угроз [8, с. 23].

В целом, полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности являются важным инструментом для противодействия различным угрозам. Президент имеет право принимать решения, координировать деятельность различных государственных органов и сотрудничать с международными партнерами для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации.

В заключение, полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности включают принятие мер по предотвращению и противодействию угрозам, таким как терроризм, киберпреступность и наркотрафик. Активное сотрудничество с другими государствами и международными организациями является важным аспектом в борьбе с этими угрозами.

В современном мире обеспечение национальной безопасности является одной из ключевых задач, стоящих перед государством. Национальная безопасность включает в себя множество аспектов, таких как оборона, безопасность государственных границ, защита от терроризма, кибербезопасность и другие. Президент Российской Федерации имеет полномочия, которые направлены на обеспечение национальной безопасности страны.

Одним из фундаментальных законов, определяющих полномочия Президента РФ в области национальной безопасности, является

Конституция Российской Федерации. Статья 80 Конституции РФ указывает, что Президент Российской Федерации является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Это предоставляет Президенту РФ возможность принимать решения в области обороны и обеспечения безопасности страны.

Одной из важных функций Президента РФ по обеспечению национальной безопасности является определение стратегии и приоритетов в этой области. Президент РФ имеет возможность разрабатывать и утверждать документы, которые определяют основные направления политики безопасности государства. В своих указах и распоряжениях Президент РФ устанавливает задачи и мероприятия по обеспечению национальной безопасности.

Как отмечают современные авторы, полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности охватывают не только военную сферу, но и другие аспекты, включая информационную безопасность, кибербезопасность, борьбу с терроризмом и экстремизмом. Андрей Лукашев, профессор политологии, отмечает, что Президент РФ выступает в качестве главы Совета безопасности Российской Федерации, что позволяет ему координировать деятельность всех органов исполнительной власти в области национальной безопасности.

Президент РФ также осуществляет контроль и надзор за деятельностью специальных служб, таких как Федеральная служба безопасности (ФСБ). Согласно закону «О Федеральной службе безопасности» [10], Президент РФ устанавливает приоритеты и основные направления деятельности ФСБ. Это дает ему возможность непосредственного участия в процессе формирования и реализации политики в области противодействия терроризму, киберугрозам и другим угрозам национальной безопасности страны.

Чтобы поддержать свою политику в области обеспечения национальной безопасности, Президент РФ активно взаимодействует с другими государственными органами и международными партнерами. Президент РФ проводит переговоры, заключает соглашения и ратифицирует документы, направленные на укрепление международной безопасности. Например, Президент РФ может предлагать законодательные инициативы о мерах по противодействию терроризму на международном уровне.

Однако, несмотря на реализацию множества правительственных программ и создание ряда органов, эффективность правовых мер по обеспечению национальной безопасности не всегда достигает ожидаемых результатов. Так, анализ деятельности правоохранительных органов в этой области показывает, что существуют определенные недостатки, которые необходимо преодолеть.

Один из основных недостатков заключается в недостаточной координации работы различных органов по обеспечению национальной безопасности. В современных условиях, когда множество угроз обнаруживается через интернет и глобальные технологические системы, необходимо усилить сотрудничество и информационный обмен между различными ведомствами. Президент Российской Федерации должен активно работать над совершенствованием механизмов взаимодействия между министерствами и ведомствами, чтобы обеспечить более эффективное противодействие угрозам национальной безопасности.

Другая проблема заключается в отсутствии единой методологии и критериев оценки работы органов обеспечения национальной безопасности. «Необходимо установить четкие показатели и механизмы оценки деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, чтобы иметь возможность анализировать эффективность принимаемых мер и корректировать стратегию в случае необходимости».

Кроме того, важным аспектом совершенствования правовых перспектив является обновление нормативно-правовой базы. Современные угрозы и вызовы требуют разработки новых специальных законов и актов для эффективного противодействия. Президент Российской Федерации должен осуществлять мониторинг мировых тенденций и внедрять новые нормы, чтобы быть на шаг впереди потенциальных угроз.

Итак, полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности являются значимыми и разнообразными. Они включают определение стратегии и приоритетов в этой области, контроль и надзор за деятельностью специальных служб, взаимодействие с другими государственными органами и международными партнерами. Президент РФ имеет возможность принимать решения и разрабатывать документы, направленные на обеспечение национальной безопасности страны. В своей работе по обеспечению национальной безопасности Президент РФ опирается на законодательные акты и консультации современных авторов, которые помогают сформировать эффективную политику в данной области.

Одним из ключевых аспектов, стоящих перед Президентом Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, является совершенствование правовых перспектив. Этот процесс включает в себя не только разработку новых законодательных актов, но и анализ и усовершенствование существующих правовых норм, адаптирование их к современным условиям и вызовам.

В условиях современного глобализированного мира, полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности все более укрепляются и совершенствуются. Он является главным исполнительным органом государства и несет ответственность за безопасность Российской Федерации и ее граждан. Таким образом, Президент в области национальной безопасности имеет широкие возможности влияния на формирование правовых основ этой сферы.

С целью совершенствования правовых перспектив по обеспечению национальной безопасности России, Президент внедряет инициативы, направленные на укрепление системы государственной безопасности. Совершенствование правовых перспектив по обеспечению национальной безопасности России является неотъемлемой частью работы Президента Российской Федерации. Правовые механизмы, осуществляемые Президентом, должны быть эффективными и соответствовать современным условиям. Для этого необходимо усовершенствовать координацию работы органов обеспечения национальной безопасности, разработать единые методологии и критерии оценки и обновить нормативно-правовую базу. Только тогда можно гарантировать защиту национальной безопасности России и ее граждан.

Библиография:

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (ред. от 11.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

2. Прошин В.А. Национальная безопасность: многомерность понятия, этапы развития и новация в высшем образовании современной России // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 2. -С. 118-124.

3. Иванова М.И. Национальная безопасность как материальная и идеальная реальность нации // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 2. С. 713.

4. Крылова И.А. Военная безопасность России: актуальные проблемы // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 51-63.

5. Лолаева А. С. Правовые основы обеспечения информационной безопасности органов государственной власти / А. С. Лолаева // Юридическая наука в современном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня основания юридического факультета горского государственного аграрного университета, Владикавказ, 17 ноября 2022 г. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. С. 104-107.

6. Лолаева А. С. Национальная безопасность Российской Федерации в области информационного обеспечения // Юридическая наука в современном мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня основания юридического факультета горского государственного аграрного университета, Владикавказ, 17 ноября 2022 г. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2022. С. 102-104.

7. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

8. Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход: монография / под ред. А.П. Кочеткова, А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 231 с.

9. Гогаева А. Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России / А. Л. Гогаева, А. С. Лолаева // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет" : Сборник. Вып. 54. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2017. С. 231-234.

10. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 25.08.2023) // Российская газета. 1995. № 72.

References:

1. Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010 "On Security" (ed. of 02/11/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. St. 2.

2. Proshin V.A. National security: the multidimensionality of the concept, stages of development and innovation in higher education in modern Russia // Vocational education in the modern world. - 2014. - No. 2. -pp. 118-124.

3. Ivanova M.I. National security as a material and ideal reality of the nation // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2010. No. 2. pp. 7-13.

4. Krylova I.A. Military security of Russia: actual problems // Knowledge. Understanding. Ability. 2018. No. 3. pp. 51 -63.

5. Lolaeva A. S. Legal foundations of ensuring information security of public authorities / A. S. Lolaeva // Legal science in the modern world: Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the founding of the Faculty of Law of the Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, November 17, 2022. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. pp. 104-107.

6. Lolaeva A. S. National security of the Russian Federation in the field of information support // Legal science in the modern world: Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the founding of the Faculty of Law of the Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, November 17, 2022 - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2022. pp. 102-104

7. Federal Law No. 35-FZ of 06.03.2006 (as amended on 10.07.2023) "On countering terrorism" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 11. St.

1146.

8. National security of Russia in the context of globalization. The geopolitical approach: a monograph / edited by A.P. Kochetkov, A.V. Opaleva. M.: UNITY-DANA,

2017. 231 p.

9. Gogaeva A. L. Crime in the information sphere as the main threat to the information security of Russia / A. L. Gogaeva, A. S. Lolaeva // Bulletin of scientific works of young scientists, postgraduates and undergraduates of the Gorsky State Agrarian University : Collection. Issue 54. Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2017. pp. 231-234.

10. Federal Law No. 40-FZ of April 3, 1995 "On the Federal Security Service" (ed. of 08/25/2023) // Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.