Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ, ПОЛИЦИИ) ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ '

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ, ПОЛИЦИИ) ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / полиция / полномочия / права и обязанности / правовое положение / нормы международного права / internal affairs bodies / police / powers / rights and obligations / legal status / norms of international law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добров Алексей Николаевич, Краснова Елена Михайловна

В статье уточняется понятие «полномочия» органов внутренних дел (милиции, полиции); дается сравнительный анализ законодательного закрепления полномочий органов внутренних дел и должностных лиц в России и странах участниках СНГ; подчеркивается роль и важность системы действующего национального нормативного правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добров Алексей Николаевич, Краснова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of the internal affairs bodies (police, police) of the CIS member states and their legislative consolidation

The article clarifies the concept of "powers" of internal affairs bodies (police, police); provides a comparative analysis of the legislative consolidation of the powers of internal affairs bodies and officials in Russia and CIS member countries; emphasizes the role and importance of the system of existing national regulatory legal regulation.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ, ПОЛИЦИИ) ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_170 УДК 342

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ, ПОЛИЦИИ) ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Powers of the internal affairs bodies (police, police) of the CIS member states and their legislative consolidation

ДОБРОВ Алексей Николаевич,

кандидат юридических наук,

начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД, ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: dobson@bk.ru;

КРАСНОВА Елена Михайловна,

старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации». 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: elenakrasnova12@yandex.ru;

DOBROV Alexey Nikolaevich,

Candidate of Law, Head of the Department

of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, FGKOU HE "East Siberian InstituteMinistry of Internal Affairs of the Russian Federation". 664074, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: dobson@bk.ru;

KRASNOVA Elena Mikhailovna,

Senior lecturer of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with personnel FGKOU HE "Academy of Management Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation". 125171, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: elenakrasnova12@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье уточняется понятие «полномочия» органов внутренних дел (милиции, полиции); дается сравнительный анализ законодательного закрепления полномочий органов внутренних дел и должностных лиц в России и странах - участниках СНГ; подчеркивается роль и важность системы действующего национального нормативного правового регулирования.

Abstract: the article clarifies the concept of "powers" of internal affairs bodies (police, police); provides a comparative analysis of the legislative consolidation of the powers of internal affairs bodies and officials in Russia and CIS member countries; emphasizes the role and importance of the system of existing national regulatory legal regulation.

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, полномочия, права и обязанности, правовое положение, нормы международного права.

Keywords: internal affairs bodies, police, powers, rights and obligations, legal status, norms of international law.

Для цитирования: Добров А.Н., Краснова Е.М. Полномочия органов внутренних дел (милиции, полиции) государств-участников СНГ и их законодательное закрепление // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 170-172. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_170.

For citation: Dobrov A.N., Krasnova E.M. Powers of the internal affairs bodies (police, police) of the CIS member States and their legislative consolidation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 170-172. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_170.

Статья поступила в редакцию: 06.07.2023

Во многих отраслях права термин «полномочие» рассматривается как составная часть компетенции (совокупность полномочий, прав, обязанностей) и статус органа, должностного лица, выполняющего управленческие функции, а также других лиц, реализующих управленческие полномочия, предусмотренные для них законодательством. Иными словами, государство наделяет органы власти полномочиями реализовывать правоприменительную деятельность.

Анализируя основные, используемые в действующем законодательстве способы установления компетенции, можно сделать вывод о том, что единообразного понимания законодателем понятия, обозначаемого термином «компетенция» нет.

Традиционным является понимание компетенции государственного органа как совокупности закрепленных за ним властных полномочий (прав и обязанностей) [1]. Поэтому четкость в законодательном закреплении полномочий любого органа - залог его эффективного функционирования, решения стоящих перед ним задач [2]. Понятие «полномочие» широко используется в деятельности органов внутренних дел (полиции).

Реформирование системы органов внутренних дел в Российской Федерации ознаменовалось в 2011 г. принятием ФЗ «О полиции» [3]. Он прекратил действие Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции». ФЗ 2011 г. закрепил в Главе 3 обязанности и права полиции. В соответствии со ст. 12 гораздо детальнее регламентируется осуществление отдельных обязанностей полиции. Статья 13 раскрывает права сотрудников полиции при осуществлении ими полномочий в различных сферах деятельности. Продолжающийся процесс реформирования влечет за собой как количественное, так и качественное изменение полномочий сотрудников полиции, направленных на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Основными законодательными актами, устанавливающими правовое положение при осуществлении полномочий органов внутренних дел (полиции, милиции) в государствах СНГ являются: Закон Азербайджанской Республики «О полиции» 1999 г. [4]; Закон Республики Армения «О полиции» 2001 г. [5]; Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» 2007 г. [6]; Закон Республики Молдова «О деятельности полиции и статусе полицейского» 2012 г.[7]; Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» 2014 г. [8]; Закон Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» 1994 г. [9]; Закон Республики Таджикистан «О милиции» 2004 г.[10]; Закон Туркменистана «Об органах внутренних дел Туркменистана» 2011 г. [11]; Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» 2016 г.[12]; а также иные законодательные акты.

Рассмотрим закрепляемые в них компетенции, полномочия (права и обязанности) возложенные на органы внутренних дел государств - участников СНГ.

Закон Республики Армения 2001 г. в главе 2 «Обязанности полиции» четко устанавливает обязанности по направлениям: обязанности полиции при обеспечении безопасности человека и защите его прав и свобод (ст. 10); обязанности полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями (ст. 11); обязанности полиции при охране общественного порядка (ст. 12); обязанности полиции при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 13); обязанности полиции при осуществлении контроля за хранением и использованием оружия (ст. 14); обязанности полиции при охране имущества граждан и организаций (ст. 15); обязанности полиции в условиях чрезвычайной ситуации (ст. 16); обязанности полиции при осуществлении мер принуждения по особому поручению (ст. 17); обязанности полиции при обеспечении паспортного режима (ст. 18).

Глава 2 Закона отдельными статьями (19-28) раскрывает права полиции (при предотвращении преступлений и иных правонарушений, при выявлении и раскрытии преступлений, при предупреждении и раскрытии административных правонарушений, при охране общественного порядка, при обеспечении безопасности дорожного движения, в условиях чрезвычайной ситуации и при осуществлении специальных мероприятий и др).

В главе 2 Закон Азербайджанской Республики 1999 г. закрепляет обязанности сотрудника полиции: общие обязанности сотрудника полиции (ст. 13), обязанности сотрудника полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 14), обязанности сотрудника полиции в области предотвращения преступлений и других правонарушений и раскрытия (ст. 15), обязанности сотрудника полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 16). Права сотрудника полиции закреплены в ст. 17-20 указанного Закона. Отдельной главой выделены полномочия сотрудника полиции, связанные с ограничением прав лица на свободу, неприкосновенность жилья, применением физической силы.

Закон Республики Беларусь 2007 г. в Главе 4 разграничивает обязанности и права органов внутренних дел (ст. 22, 24) и их сотрудников (ст. 23, 25). Они в пределах своей компетенции обеспечивают общественный порядок, безопасность личности, общества и государства, принимают необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан и др. Отдельной Главой выделены полномочия сотрудников органов внутренних дел по применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Милиция республики Беларусь - система подразделений органов внутренних дел, состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Следует отметить, что роли полномочий Президента и государственных органов в сфере деятельности органов внутренних дел уделяется большое внимание в Главе 2 указанного Закона.

Закон Республики Казахстан 2014 г. в Главе 2 перечисляет задачи, компетенции и полномочия органов внутренних дел. Компетенции изложены в ст. 5, полномочия - в ст. 6, где в части 1 перечислены обязанности органов внутренних дел в пределах своей компетенции, в части 2 перечислены права, также в пределах своей компетенции.

Исходя из содержания ст. 5 Закона, «компетенция» органов внутренних дел - это осуществление в пределах поставленных задач различных мер, направленных на выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений; по охране общественного порядка; осуществление контроля в разных сферах деятельности; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; осуществление раскрытия и расследования уголовных правонарушений; оказание государственных услуг, осуществление международного сотрудничества. В содержании ст. 6 Закона определяются полномочия как совокупность прав и обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Закон Республики Молдова 2012 г. в ст. 3 определяет правовую основу осуществления полномочий в соответствии с Конституцией Республики Молдова, законом и другими действующими нормативными актами, международными договорами, стороной которых является Республика Молдова. Основными направлениями деятельности полиции при осуществлении полномочий являются: порядок и общественная безопасность; комплексное управление государственной границы; борьба с организованной преступностью; управление потоками миграции; меры по обеспечению соблюдения прав и основных свобод человека, а также в защите частной и государственной собственности; учет населения и гражданства, а также учет транспортных средств и их водителей транспортных средств; государственных материальных и мобилизационных резервов.

Закон Республики Таджикистан 2004 г. в Главе 2 закрепляет обязанности (ст. 10) и права милиции (ст. 11). Милиция является государ-

ственным правоохранительным органом, органом дознания и предварительного следствия и призвана в рамках своей компетенции защищать права и свободы человека и гражданина, общественный порядок, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств, и наделена правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими законами.

Закон Туркменистана 2011 г. провозглашает, что органы внутренних дел Туркменистана являются «органом государственного управления, осуществляющим в соответствии с законодательством Туркменистана охрану законности и общественного порядка, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечивающим их предупреждение и пресечение, проводящим дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также выполняющим задачи, возложенные на них настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана» (ст. 1).

Закон Республики Узбекистан 2016 г. перечисляет основные направления деятельности органов внутренних дел в пределах своей компетенции: защита прав, свобод и законных интересов граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности, проведение дознания и предварительного следствия по уголовным делам; борьба с преступностью и терроризмом. Обязанности и права органов внутренних дел отражены в Главе 2 Закона. Расширенный перечень обязанностей (их более 50) органов внутренних дел Республики Узбекистан закреплен в ст. 16. В пределах своих полномочий органы внутренних дел, согласно ст. 17, имеют право: требовать от граждан соблюдения законодательства, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований применять меры принуждения; проверять при осуществлении своих служебных обязанностей у граждан документы, удостоверяющие личность; требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; беспрепятственно в любое время суток входить (проникать) на территорию, в жилые и иные помещения, земельные участки, транспортные средства организаций и граждан для пресечения совершаемых преступлений и др.

Закон Кыргызской Республики 1994 г. в ст. 1 говорит, что органы внутренних дел- государственный вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью. МВД Киргизской Республики - государственный вооружённый правоохранительный орган, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также по борьбе с преступностью.

В настоящее время существует Совет министров внутренних дел (далее - СМВД) государств - участников СНГ. Основными задачами СМВД являются: обеспечение взаимодействия в борьбе с преступностью, охране правопорядка и других сферах деятельности министерств внутренних дел; реализация решений Советов глав государств и глав правительств СНГ по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел.

Рассматривая опыт государств - участников СНГ, можно сделать вывод, что органы внутренних дел (полиции, милиции) при формировании системы государственных органов являются важнейшей частью существующего механизма государства, что подчеркивает важность их социальной и государственной роли в решении стоящих перед государством задач и функций на современном этапе его развития. Это находит соответствующее законодательное оформление в системе действующих национальных законодательств государств СНГ, базирующихся на национальных конституциях, которые в известной степени соотносятся с нормами международного права.

Библиография:

1. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. - 4-е изд., пересмотренное и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 543 с.

2. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. Изд. 2-е. - М.: Буки-Веди, 2021. - 567 с.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

4. Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 1999. № 11, ст. 611.

5. Официальные ведомости Республики Армения. 2001. № 15 (147). ст. 378.

6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 24 июля 2007 года, №173, 2/1360.

7. Официальный монитор Республики Молдова. 2013. № 42-47, ст.145.

8. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. № 8 (2657), ст. 48.

9. Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1996. № 3, ст.76.

10. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8251 (дата обращения: 03.05.2023).

11. Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2011. № 2 (1004).

12. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2016. № 38(746), ст. 438.

References:

1. Constitutional Law of Russia: textbook / ed. by A. N. Kokotov and M. I. Kukushkin. - 4th ed., revised and additional. - M.: Norm: Infra-M, 2010. - 543 p.

2. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: textbook. Ed. 2-E. - M.: Buki-Vedi, 2021. - 567 p.

3. Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7, Article 900.

4. Collection of legislative acts of the Republic of Azerbaijan. 1999. No. 11, Article 611.

5. Official Gazette of the Republic of Armenia. 2001. No. 15 (147). Article 378.

6. National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus dated July 24, 2007, No. 173, 2/1360.

7. Official Monitor of the Republic of Moldova. 2013. No. 42-47, Article145.

8. Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan. 2014. No. 8 (2657), Article 48.

9. Vedomosti of the Jogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic. 1996. No. 3, article 76.

10. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8251 (date of appeal: 03.05.2023).

11. Vedomosti of the Mejlis of Turkmenistan. 2011. № 2 (1004).

12. Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan. 2016. No. 38(746), article 438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.