УДК 342
ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-2-166-169
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Эмиль Юсифович МАМЕДОВ, заместитель начальника полиции УМВД России по г. Астрахань.
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа российского и зарубежного опыта правового регулирования участия органов внутренних дел евразийских государств в деятельности по защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Сделан вывод об относительной схожести правовых основ регулирования участия органов внутренних дел в защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов рассматриваемых государств с законодательством Российской Федерации, определены возможности учета положительного зарубежного опыта в российских условиях.
Ключевые слова: административное право, административная деятельность, сравнительное правоведение, административный надзор, животный мир, водные биологические ресурсы, органы внутренних дел.
Annotation. The article presents the results of a comparative analysis of Russian and foreign experience in the legal regulation of the participation of the internal affairs bodies of the Eurasian states in the protection of wildlife and aquatic biological resources. A conclusion is made about the relative similarity of the legal framework for regulating the participation of internal affairs bodies in the protection of objects of the animal world and aquatic biological resources of the states under consideration with the legislation of the Russian Federation, the possibilities of taking into account positive foreign experience in Russian conditions are determined.
Keywords: administrative law, administrative activity, comparative law, administrative supervision, wildlife, aquatic biological resources, internal affairs bodies.
Научный руководитель: А.Г. Николаев, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России
Рецензент: В.М. Редкоус, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры
управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка
ЦКШУ Академии управления МВД России
На территории евразийских государств «находится значительное количество регионов с напряженной экологической обстановкой. К их числу относятся: Арал и При-
аралье, территории, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, Донбасс, регион Каспийского моря, значительная часть территории Молдовы, зона Байкала, Калмыкия,
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
Днепровско- Криворожский промышленный район и многие другие»1.
Главами евразийских государств приняты совместные решения по проблемам охраны природной среды, заключено более десяти межгосударственных соглашений по этим вопросам. Данная природоохранная база стран в настоящее время насчитывает более 1250 законодательных актов, охватывающих основные направления природоохранной деятельности, среди которых: вопросы бережного отношения к природе, рациональное использование, сохранение и восстановление природных ресурсов; экологическая безопасность; социальная защита населения в случае экологических аварий и происшествий2.
Возрастает роль сравнительного правоведения в целях совершенствования национальных правовых систем3. Для отрасли административного права важно определить меру допустимого влияния иностранного права и умело сравнивать однородные отрасли и институты законодательства. Однако бессистемное изучение может привести к ошибочным решениям, «ведь компаративистика4 представляет собой расширяющуюся область научного юридического знания и означает как теоретико-методологическую дисциплину в системе права, так и методику прикладного законоведения»5.
Методология права и изучение методики имеют огромное значение как важнейшие инструменты сравнительного правового анализа6.
По мнению Ю.А. Тихомирова, изучение национальных законодательств «позволяет обнаружить общие тенденции их развития. Одна из них отражает национально-правовую специфику отдельных стран или групп стран и выражается, прежде всего, в особенностях государственного устройства. Соответственно, нормы административного права, закрепляя эти особенности, представляют, прежде всего, познавательный интерес»7. Сравнительное правоведение все сильнее влияет на формирование национальных юридических доктрин, а также на формирование правовой основы обеспечения национальной безопасности8, что является немаловажным фактором, обусловливающим необходимость проведения сравнительно-правовых исследований и в данной области.
Если рассматривать охрану животного мира и водных биологических ресурсов как объект правового регулирования в представленных для анализа нормативно-правовых актах республик ближнего зарубежья, то в основном оно сводится к охране животного мира, находящегося на суше,
поглощающее и охрану биоресурсов (потому что в этих государствах отсутствует такое водное биоразнообразие, как у государств, граничащих с морями и океанами). В правовом регулировании рассмотренные нормативно-правовые акты в сфере охраны животного мира и рыбных ресурсов в основном ориентированы на международные конвенции9 и модельные законы10.
Основная территориальная Конвенция, используемая в сфере защиты водных биологических ресурсов, это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией, Туркменистаном, подписанный 12 августа 2018 г.11.
Данная Конвенция устанавливает «новые пространства с особыми правовыми режимами, в том числе: внутренние воды, территориальные воды (шириной не более 15 миль), следующая за ними рыболовная зона (10 миль) и общее водное пространство. Вопрос расположения этих пространств будет регулироваться отдельно по методике установления прямых исходных линий, которую еще предстоит согласовать. По условиям Конвенции пять стран сообща будут определять общий допустимый улов совместных водных биоресурсов и распределять его на национальные квоты. К совместным видам водных биоресурсов относятся три вида каспийских килек, каспийский тюлень и пять видов осетровых. С учетом современного состояния запасов этих видов и тенденций их изменения прогнозируется возможность дискуссий по экономическим соображениям о величине национальных квот только по каспийским килькам»12.
В основном все объекты животного мира находятся в собственности государств. Поэтому в большинстве случаев данная сфера правоотношений затрагивает административные правонарушения в области: посягающие на собственность; экологии, охраны окружающей среды и природопользования. Имеются отдельные административно-процессуальные особенности при выявлении административных правонарушений, такие, как: в Республике Беларусь возраст административной ответственности может наступить с 14 лет, а ряд административно-процессуальных полномочий (задержание, доставление) при охране животного мира предоставлен организациям, ведущим охотничье и рыболовное хозяйство в охотничьих и рыболовных угодьях13.
На Украине при совершении нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законода-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
тельства об охране и использовании животного мира доставка нарушителя в полицию или в помещение исполнительного органа сельского, поселкового советов может осуществляться членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами.
На Украине также ст. 86 КУоАП «Нарушение правил китобойного промысла» предусматривает санкции: «нарушение должностными лицами правил китобойного промысла — влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти карбованцев, а также за грубое нарушение должностными лицами в размере 100 карбованцев»14.
В Молдове рассматриваемая сфера деятельности государственных органов по охране животного мира сводится к рациональному использованию ресурсов животного мира и выявлению установленных правонарушений в области охраны окружающей среды, что отличает ее от других сопредельных государств, деятельность которых направлена в основном на «сохранение животного мира как наследия для потомков»15.
Проведенный сравнительный анализ выявляемых административных правонарушений в сфере охраны объектов животного мира и водных биологических ресурсов с участием органов внутренних дел (полиции) стран ближнего зарубежья позволяет сделать следующие выводы:
■ в Казахстане, Беларуси (далее — РБ), Украине и Узбекистане подразделения полиции принимают непосредственное участие в привлечении к административной ответственности в исследуемой сфере;
■ в Казахстане имеются специализированные подразделения полиции ОВД по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы;
■ подразделения полиции не принимают непосредственного участия в привлечении к административной ответственности в Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Молдове (сотрудники полиции этих государств принимают участие только в области противодействия жестокому обращению с домашними животными).
Сравнительный анализ правового регулирования в сфере защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов в странах
ближнего зарубежья указывает об относительной схожести его материальных и процессуальных основ с законодательством РФ. Унификация правовых норм государств СНГ в рассматриваемой области происходит на основе реализации программ сближения национальных законодательств Евразийского экономического сообщества, а также создания единых международных правовых норм и модельных законов (актов), решающих задачу интегративного подхода к формированию общественных отношений.
В российских условиях наибольший интерес вызывает правоприменительный опыт Казахстана, обусловленный созданием и функционированием специализированных подразделений полиции по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы. Немаловажен опыт РБ и Украины, где организации, ведущие охотничье и рыболовное хозяйство, и общественные формирования правоохранительной направленности соответственно наделены процессуальными полномочиями, связанными с задержанием и доставлением в территориальные ОВД дел правонарушителей.
Определенный интерес для изучения и возможности его актуализации в РФ вызывает специализированный правовой акт, утвержденный Советом министров РБ, устанавливающий порядок административных процессуальных действий проведения досмотра вещей, транспортных средств, орудий, продукции, а также изъятия незаконно добытой продукции и используемых при этом орудий16.
Результаты сравнительно-правового исследования законодательств иностранных государств целесообразно использовать в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел при применении органами внутренних дел мер административного принуждения17, а также в целях совершенствования правотворчества в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности18.
Важное значение рассмотрение вопросов участия органов внутренних дел в защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов имеет в связи с высокой коррупционностью отношений в рассматриваемой сфере, что также требует учета в правоохранительной деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц19.
1 См.: Быковский В.К. Охрана животного мира на межгосударственном уровне // Междунар. сотрудничество
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. С. 96—102;
Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Авдеев Ю.И., Аленкин С.В., Алешин В.В., Башкатов Л.Н., Боровинских Ю.М., Ганюшкин Б.В., Демидов А.Ю., Дьяков С.В., Колмаков Д.М. и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 512 с.
2 Доклад о состоянии охраны окружающей среды в государствах — участниках Содружества независимых государств и предложения по улучшению экологической обстановки от 2009 г. // Межгосударственный статистический комитет СНГ.
3 См.: Редкоус В.М. Теоретические основы использования сравнительно-правового метода в исследовании административно-правового обеспечения национальной безопасности в государствах СНГ // Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь / Пузиков Р.В., Кштонь В., Голоскоков Л.В., Захаров А.В., Зелиньски Я., Зульфугарзаде Т.Э., Киселев А.С., Королев Е.С., Летута Т.В., Максименко Е.И., Парамонов А.В., При-дворова М.Н., Редкоус В.М., Собчинский Т., Сынко-ва Е.М., Сычева Д.А. и др.: Монография / Под общ. ред. Р.В. Пузикова, В. Фэхлера. Тамбов, 2020. С. 27—56; Редкоус В.М. Некоторые результаты сравнительного анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях и Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках // Вестник ВИПК МВД России. 2020. № 4 (56). С. 80—87.
4 Юридическая компаративистика — составная часть общетеоретической юридической науки, использует ее методологию, включающую разнообразные приемы, формы и способы познания государственно-правовой реальности. (См.: Оксамытный В. Юридическая компаративистика как направление современной правовой науки // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/yuridic-heskaya- komparativistika- kak- napravlenie-sovremennoy-pravovoy-nauki/ viewer (Дата обращения: 28.12.2020)
5 Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части. М.:, 2000. С. 18.
6 Редкоус В.М. Рецензия на монографию А.М. Волкова «Реализация и защита публичных прав частных лиц в недропользовании» // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2014. № 1. С. 286—287.
7 Тихомиров Ю. Административное право и процесс: полный курс. М.: 2001. С. 83—84.
8 Редкоус В.М., Фетищев Д.В. Влияние юридической доктрины на формирование правовой основы обеспечения национальной безопасности // Доктрина права и безопасность в современном мире / Беата И., Вырэмбеk X., Горчев Й., Захаров А.В., Зульфугарзаде Т.Э., Индраш-чык А., Искевич И.С., Королёв Е.С., Кубяк М., Кштонь В., Плотникова Т.В., Попов А.М., Пузиков Р.В., Рай-хель Я., Редкоус В.М. и др. Тамбов, 2020. С. 5—41.
9 См.: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) // Сб. действ. договоров, согла-
шений и конвенций, заключ. СССР с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 549—562; Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (заключена в г. Бонне 23.06.1979 г., Россия не участвует) // URL: http://treaties.un.org/ (По сост. на 06.09.2018 г.).
10 См.: Модельный закон «О животном мире» (принят на девятом пленарном заседании МПА государств — участников СНГ постановлением от 08.06.1997 г. № 9-14); Модельный закон «О сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них»;
Модельный закон «О сохранении лососевых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них» (принят на пленарном заседании МПА государств — участников СНГ постановлением № 27-11 от 16.11.2006 г.) // URL: http:// continent-online.com (Дата обращения: 28.05.2020)
11 Постановление пленарного заседания МПА государств — участников СНГ от 16.10.1999 г. № 14-6 // URL: http:// continent-online.com (Дата обращения: 28.12.2020)
12 Мирзоян А. Разграничение рыболовных зон на Каспии еще предстоит согласовать // URL: https://polpred.com/ news/?cnt=7§or=13 (Дата обращения: 28.12.2020)
13 Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 г. № 194-3 // URL:http:// continent-online.com (Дата обращения: 28.12.2020)
14 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X // URL: http://continent-online.com (Дата обращения: 28.12.2020)
15 Кодекс Республики Молдова «О правонарушениях» от 24.10.2008 г. № 218-XVI // URL: http://continent-online.com (Дата обращения: 28.05.2020).
16 Постановление СМ РФ от 21.05.2014 г. № 492 «Об утверждении Положения о порядке досмотра вещей, транспортных средств, орудий рыболовства, продукции рыболовства, а также изъятия незаконно добытой продукции рыболовства и используемых при этом орудий рыболовства, Положения о порядке аккредитации на право ведения рыболовного хозяйства и внесении дополнения в постановление СМ РБ от 17.02.2012 г. № 156» // URL: http://continent-online.com (Дата обращения: 28.12.2020)
17 Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157—159.
18 Редкоус В.М. Е.В. Горин, М.В. Костенников, А.В. Куракин. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. Т. 1. М.: Маросейка, 2010. 496 с. (Научные школы ВИПК сотрудников МВД России) // Гос-во и право. 2011. № 3. С. 123—125.
19 Редкоус В.М., Белогорцев А.Н. К вопросу о разработке рекомендаций по оценке коррупциогенности должностей государственной и муниципальной службы (опыт государств — участников СНГ) // Вестник Евразийской академии административных наук. 2016. № 2 (35). С. 15—25.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021