Научная статья на тему 'Полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации '

Полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / административное право / административный процесс / органы внутренних дел / гражданство Российской Федерации / иностранные граждане / лица без гражданства / органы внутренних дел / вид на жительство / приобретение гражданства РФ / прием в гражданство Российской Федерации / public administration / administrative law / administrative process / internal affairs bodies / citizenship of the Russian Federation / foreign citizens / stateless persons / internal affairs bodies / residence permit / acquisition of citizenship of the Russian Federation / admission to citizenship of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Михайлович Городничев

В статье проанализированы полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 года № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Михайлович Городничев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Powers of the internal affairs bodies as bodies in charge of cases of citizenship of the Russian Federation

The article analyzes the powers of the internal affairs bodies as bodies in charge of cases of citizenship of the Russian Federation, in accordance with the Regulation on the procedure for considering issues of citizenship of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated November 22, 2023 № 889 «Issues of citizenship of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации »

Закон и право. 2024. № 1. С. 53-57.

Law and legislation. 2024;(1):53-57.

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-53-57 NIION: 1997-0063-12/24-009

EDN: https://elibrary.ru/SSPCRA MOSURED: 77/27-001-2024-12-209

Полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Игорь Михайлович Городничев

Академия управления МВД России,

Москва, Россия, iggo70@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 года № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации».

Ключевые слова: государственное управление, административное право, административный процесс, органы внутренних дел, гражданство Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, органы внутренних дел, вид на жительство, приобретение гражданства РФ, прием в гражданство Российской Федерации.

Для цитирования: Городничев И.М. Полномочия органов внутренних дел как органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 1. С. 53—57. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-1-53-57 EDN: https://elibrary.ru/SSPCRA

Original article

Powers of the internal affairs bodies as bodies in charge of cases of citizenship of the Russian Federation

Igor M. Gorodnichev

Academy of Management of the interior Ministry of Russia,

Moscow, Russia, iggo70@mail.ru

Abstract. The article analyzes the powers of the Internal affairs bodies as bodies In charge of cases of citizenship of the Russian Federation, in accordance with the Regulation on the procedure for considering issues of citizenship of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated November 22, 2023 № 889 «Issues of citizenship of the Russian Federation».

Keywords: public administration, administrative law, administrative process, internal affairs bodies, citizenship of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons, internal affairs bodies, residence permit, acquisition of citizenship of the Russian Federation, admission to citizenship of the Russian Federation.

For citation: Gorodnichev I.M. Powers of the internal affairs bodies as bodies in charge of cases of citizenship of the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(1):53—57. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-1-53-57 EDN: https://elibrary.ru/SSPCRA

2023 год ознаменовался совершенствованием правового регулирования в области гражданства [1; 10; 13]. Актуальность решения данных вопросов очевидна и не требует дополнительных комментариев, так как: с этим связано совер-

© Городничев И.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 01-2024

шенствование и четкое определение полномочий органов внутренних дел (далее — ОВД) в рассматриваемой сфере [5; 6; 7; 12]; зависит эффективность реализации государственной миграционной политики, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, решение актуальных вопросов социально-экономического развития

нашей страны и ее регионов [4; 9; 11; 16]. Большую роль в правовом регулировании в рассматриваемой области играют указы Президента РФ.

Так, Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» утверждены Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (далее — Положение); Положение о порядке принесения Присяги гражданина РФ; образец бланка с текстом Присяги гражданина РФ.

Названным Указом (раздел X) ОВД отнесены к органам, ведающим делами о гражданстве РФ (далее — ГРФ, если не сказано иное). Распределение полномочий между названными органами — залог эффективного рассмотрения и решения вопросов гражданства, в том числе и в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. При этом в Положении рассмотрены как полномочия МВД России, так и полномочия территориальных органов МВД России, что исключит дублирование функции центрального органа и территориальных органов в рассматриваемой сфере [3; 14; 15]. В этом проявляется действие принципа эффективности государственного управления.

Так, МВД России уполномочен в пределах своей компетенции:

а) принимать и рассматривать заявления от граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (ИГ и ЛБГ), поданные на территории РФ;

б) принимать уведомления о приобретении (утрате) гражданства (подданства) иностранного государства или документа о праве постоянно проживать на его территории, поданные на территории РФ;

в) проводить проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов, в том числе вправе запрашивать и получать от соответствующих государственных органов и организаций дополнительные сведения;

г) принимать в установленном порядке решения о приеме в ГРФ в соответствии со статьями 15 и 16, ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 28 апреля 2023 г. № 138-Ф3 (далее — Федеральный закон, Ф3), о признании гражданином РФ в соответствии со ст. 19 и ч. 3 ст. 44 Ф3;

д) принимать в установленном порядке решения о прекращении ГРФ по основаниям, предусмотренным п. 1, подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 22 Ф3, а также по основаниям, предусмотренным подп. «а» п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 22 Ф3, если решение о приеме в ГРФ или о признании гражданином РФ принималось МВД России;

е) направлять заявления о приеме в ГРФ в исключительном порядке, поданные в территориальные органы МВД России, с прилагаемыми к ним необходимыми материалами в федеральный орган исполнительной власти, высшему должностному лицу субъекта РФ в автономную некоммерческую организацию «Россия — страна возможностей», от которых поступило уведомление, предусмотренное п. 60 Положения;

ж) выносить на основании заключений территориальных органов МВД России заключения на заявления о приеме в ГРФ в соответствии со статьями 15 и 16, ч. 1 ст. 44 Ф3 наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами «б», «е» — «к» п. 1, пунктами 2 и 3 ст. 18, ч. 2 ст. 44 Ф3;

з) выносить на основании заключений территориальных органов МВД России заключения на заявления о выходе из ГРФ ребенка, над которым установлены опека или попечительство ИГ или иностранного гражданина либо который усыновлен (удочерен) ИГ или иностранным гражданином, или недееспособного лица, над которым установлена опека ИГ;

и) выносить на основании заключений территориальных органов МВД России заключения по вопросу прекращения ГР на основании п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона;

к) направлять заключения, предусмотренные подпунктами «ж» — «и» настоящего пункта, вместе с необходимыми материалами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

л) обеспечивать исполнение решений по вопросам ГРФ в отношении граждан РФ, ИГ и ЛБГ, находящихся в РФ, в соответствии с разделом

XIII настоящего Положения;

м) устанавливать на территории РФ факт наличия или отсутствия ГРФ и оформляет документы, удостоверяющие ГРФ, гражданам РФ, находящимся в РФ, в соответствии с разделами

XIV — XVI Положения;

н) издавать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение реализации установленных Ф3 и настоящим Положением полномочий МВД России и его территориальных органов, а также нормативные правовые акты, необходимость принятия которых предусмотрена Ф3;

о) осуществлять взаимодействие с МИДом России и ФСБ России по вопросам ГРФ в порядке, утверждаемом МВД России по согласованию с МИДом России и ФСБ России;

п) утверждать форму заключений, предусмотренных подпунктами «ж» — «и» настоящего пункта и подпунктами «ж» — «и» пункта 90 настоящего Положения;

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

р) вести статистический и персональный учет лиц, приобретших или прекративших ГРФ, лиц, подавших уведомления о приобретении (утрате) гражданства (подданства) иностранного государства или документа о праве постоянно проживать на его территории, и учет заключений по результатам установления факта наличия или отсутствия ГРФ в том числе с использованием информационных систем;

с) осуществлять сбор, обработку и хранение, в том числе автоматизированные, сведений о количестве лиц, приобретших и прекративших ГРФ, с указанием оснований приобретения и прекращения гражданства РФ, предусмотренных ФЗ, пола, возраста, уровня образования, гражданства, национальности (при наличии таких сведений), вероисповедания (при наличии таких сведений), о количестве отклоненных заявлений и об основаниях их отклонения, о количестве лиц, в отношении которых приняты решения об оформлении ГРФ, вынесены заключения по результатам установления факта наличия или отсутствия ГРФ, сведений о лицах, подавших уведомления о приобретении (утрате) гражданства (подданства) иностранного государства или документа о праве постоянно проживать на его территории;

т) осуществлять иные полномочия, предусмотренные ФЗ и настоящим Положением.

Территориальные органы МВД России в пределах своей компетенции уполномочены:

а) принимать и рассматривать заявления от граждан РФ, ИГ и ЛБГ, поданные на территории РФ;

б) принимать уведомления о приобретении (утрате) гражданства (подданства) иностранного государства или документа о праве постоянно проживать на его территории, поданные на территории РФ;

в) проводить проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов, в том числе вправе запрашивать и получать от соответствующих государственных органов и организаций дополнительные сведения;

г) принимать в установленном порядке решения о приеме в ГРФ в соответствии со статьями 15 и 16, ч. 1 ст. 44 ФЗ, о признании гражданином РФ в соответствии со ст. 19 и ч. 3 ст. 44 ФЗ, о прекращении ГРФ по основаниям, предусмотренным п. 1, подпунктами «а» и «б» п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 22 ФЗ;

д) принимать решения об оформлении ГРФ, приобретенного по рождению, по заявлениям,

поданным на территории РФ, в соответствии с разделом XV настоящего Положения;

е) направлять заявления о приеме в ГРФ в исключительном порядке, поданные на территории РФ, с прилагаемыми к ним необходимыми материалами в МВД России;

ж) выносить заключения на заявления о приеме в ГРФ в соответствии со статьями 15 и 16, ч. 1 ст. 44 ФЗ при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами «б», «е» — «к» п. 1, пунктами 2 и 3 ст. 18, ч. 2 ст. 44 ФЗ;

з) выносить заключения на заявления о выходе из ГРФ ребенка, над которым установлены опека или попечительство иностранных граждан или иностранного гражданина либо который усыновлен (удочерен) иностранными гражданами или иностранным гражданином, или недееспособного лица, над которым установлена опека иностранного гражданина;

и) выносить заключения по вопросу прекращения ГРФ на основании п. 3 ч. 1 ст. 22 ФЗ;

к) направлять заключения, предусмотренные подпунктами «ж» — «и» настоящего пункта, вместе с необходимыми материалами в МВД России;

л) исполнять решения по вопросам ГРФ в отношении граждан РФ, ИГ и ЛБГ, находящихся в РФ, в соответствии с разделом XIII настоящего Положения;

м) оформлять документы, удостоверяющие ГРФ, гражданам РФ, находящимся в РФ;

н) принимать решения об оформлении ГРФ, приобретенного по рождению, по заявлениям, поданным на территории РФ, в соответствии с разделом XV настоящего Положения;

о) устанавливать на территории РФ факт наличия или отсутствия ГРФ в соответствии с разделом XVI настоящего Положения;

п) осуществлять сбор, обработку и хранение, в том числе автоматизированные, сведений о лицах, подавших в территориальные органы МВД России заявления и уведомления о приобретении (утрате) гражданства (подданства) иностранного государства или документа о праве постоянно проживать на его территории, о лицах, приобретших и прекративших ГРФ, о лицах, в отношении которых приняты решения об оформлении ГРФ, вынесены заключения по результатам установления факта наличия или отсутствия гражданства РФ [2].

Таким образом, порядок рассмотрения вопросов гражданства представляет собой относительно самостоятельный правовой институт, включающий решение вопросов оформления, подачи и рассмотрения заявлений по вопросам

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2024

ГРФ; принятия и исполнения решений по указанным вопросам, а также формы таких заявлений, перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения ГРФ, формы уведомления о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, уведомления об утрате гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, состав включаемых в эти уведомления сведений и перечень прилагаемых к ним документов, форму документа, подтверждающего приобретение гражданства РФ по рождению.

Список источников

1. Административно -правовые отношения в отраслях экономики / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.А. Агамагомедова, Н.Г. Андрианова [и др.]. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. 386 с.

2. Доктрина права и безопасность в современном мире / И. Беата, А.А. Васильев, X. Вы-рэмбек [и др.]. Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2020. 495 с. EDN KNFVLK

3. Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения / З.С. Байния-зова, В.В. Трофимов, С.С. Купреев [и др.]. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2010. 610 с. EDN YKFQRH

4. Правовая политика в сфере частного права: проблемы и пути их решения / Р.В. Пузиков, В.А. Сытюгина, М.А. Седых [и др.]. Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2010. 306 с. DN XLMZBM

5. Правовое обеспечение национальной безопасности. Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всерос. науч.-практ. конф. Москва, РАНХиГС, 22 апреля 2022 / А.М. Воронов, И.Б. Кардашо-ва, А.Ю. Винокуров [и др.] // Совр. право. 2022. № 10. С. 48-62.

6. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М.Н. Кобзарь-Фролова, С.В. Запольский, Е.Л. Ва-сянина [и др.]. М.: ИГП РАН, 2022. 168 с.

7. Правовые инструменты обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой,

науч. ред. Е.Л. Васянина. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2023. 352 с. ISBN 978-5-4446-1847-9

8. Проблемы теории государства и права: В 2-х ч. / О.В. Белянская, Н.С. Ельцов, A.B. Кочетков [и др.]. Ч. 2. Тамбов: Тамбовский гос. унт им. Г.Р. Державина, 2014. 500 с. EDN YPOQFL

9. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.А. Прудникова,

B.М. Редкоус, С.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с. EDN ZVCZAV

10. Редкоус В.М. Актуальные направления совершенствования административно -правового положения граждан Российской Федерации и его реализации в области обеспечения национальной безопасности / Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. // Аграрное и земельное право. 2014. № 12 (120).

C. 101-115. EDN TJOIWR

11. Редкоус В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства / / Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49). С. 97-100. EDN KZRVIN

12. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 83-88. EDN KZWXDV

13. Редкоус В.М. Особенности правового регулирования института гражданства Российской Федерации в интересах обеспечения национальной безопасности страны / Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. // Аграрное и земельное право. 2013. № 8 (104). С. 82-96. EDN RBHYMN

14. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92-95. EDN LLVJWF

15. Редкоус В.М. Современные направления правового обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Сб. матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 6 - 8 апреля 2021. Т. 1. Пермь: Пермский ин-т ФСИН, 2021. С. 67-69. EDN CUTPJC

16. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. // E3S Web of Conferences. 8.Ser.: «Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020». 2020. P. 17023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

References

1. Administrative and legal relations in economic sectors / M.N. Kobzar-Frolova, S.A. Agamago-medova, N.G. Andrianova [et al.]. Voronezh: Scientific Book, 2023. 386 p.

2. The doctrine of law and security in the modern world / I. Beata, A.A. Vasiliev, H.Vyrambek [et al.]. Tambov: Print-Service Limited Liability Company, 2020. 495 p. EDN KNFVLK

3. Legal policy in the field of public law: problems and solutions / Z.S. Bayniyazova, V.V. Trofimov, S.S. Kupreev [et al.]. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2010. 610 p. EDN YKFQRH

4. Legal policy in the field of private law: problems and ways to solve them / R.V. Puzikov, V.A. Sytyugina, M.A. Sedykh [et al.]. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2010. 306 p. EDN XLMZBM

5. Legal provision of national security. Thirty years of legislation on the security of the Russian Federation: a review of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, RANEPA, April 22, 2022 / A.M. Voronov, I.B. Kardashova, A.Y. Vinokurov [et al.] // Modern Law. 2022. № 10. Pp. 48-62.

6. Legal regulation of public financial relations in modern Russia / M.N. Kobzar-Frolova, S.V. Za-polsky, E.L. Vasyanina [et al.]. Moscow: IGP RAS, 2022. 168 p.

7. Legal instruments for ensuring financial stability of the Russian Federation: Monograph / Under the general editorship of M.N. Kobzar-Frolova, scientific editorship of E.L. Vasyanin, editorship of S.V. Zapolsky. Voronezh: CPI «Scientific Book», 2023. 352 p. ISBN 978-5-4446-1847-9

8. Problems of the theory of state and law: In two parts / O.V. Belyanskaya, N.S. Yeltsov, A.V. Kochet-kov [et al.]. Part 2. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2014. 500 p. EDN YPOQFL

9. Prudnikova T.A. The administrative and legal status of executive authorities (on the example of migration services): Textbook / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimova. Moscow: UNITY-DANA, 2017. 139 p. EDN ZVCZAV

10. Redkous V.M. Actual directions for improving the administrative and legal status of citizens of the Russian Federation and its implementation in the field of national security / Redkous V.M., Kulishov D.N. // Agrarian and land law. 2014. № 12 (120). Pp. 101-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Redkous V.M. On the issue of ensuring national security as a function of the modern Russian state / / Law and the State: theory and practice. 2009. № 1 (49). Pp. 97-100. EDN KZRVIN

12. Redkous V.M. Some issues of improving the national security strategy of the Russian Federation // Law and the State: theory and practice. 2009. № 8 (56). Pp. 83-88.

13. Redkous V.M. Features of legal regulation of the institute of citizenship of the Russian Federation in the interests of ensuring national security of the country / Redkous V.M., Kulishov D.N. // Agrarian and land law. 2013. № 8 (104). Pp. 82-96. EDN RBHYMN

14. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of national security // Law and Government: theory and practice. 2009. № 12 (60). Pp. 92-95. EDN LLVJWF

15. Redkous V.M. Modern directions of legal provision of state security in the Russian Federation // Penitentiary system and society: experience of interaction: Collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference, Perm, April 6 - 8, 2021. Vol. 1. Perm: 2021. Pp. 6769. EDN CUTPJC

16. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society // Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. // E3S Web of Conferences. 8.Ser.: «Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020». 2020. P. 17023.

Информация об авторе

Городничев И.М. — кандидат юридических наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений

Статья поступила в редакцию 09.11.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Gorodnichev I.M. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of management of the activities of units for ensuring the protection of public order of the center for command and staff exercises

The article was submitted 09.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.