Закон и право. 2022. № 4. С. 54-59. Law and legislation. 2022;(4):54-59. Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-54-59
NIION: 1997-0063-4/22-192 MOSURED: 77/27-001-2022-4-392
Администрирование деятельности органов внутренних дел
в сфере регистрационно-паспортного учета граждан Российской Федерации: понятие и актуальные направления совершенствования административно-правового регулирования
Мария Владиславовна Мозжухина
Академия управления МВД России, Москва, Россия, mmozzhukhina@mvd.ru
Аннотация. В статье предложено понятие, а также сформулированы отдельные направления совершенствования администрирования деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-пас-портного учета граждан Российской Федерации, направленные на решение существующих недостатков в данной области. Отмечена особая роль цифровизации в развитии государственного управления в сфере миграции.
Ключевые слова: администрирование, регистрационно-паспортный учет, граждане Российской Федерации, цифровизация государственного управления, информационное взаимодействие, миграция, миграционные процессы, органы внутренних дел, органы публичной власти.
Для цитирования: Мозжухина М.В. Администрирование деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-паспортного учета граждан Российской Федерации: понятие и актуальные направления совершенствования административно-правового регулирования // Закон и право. 2022. № 4. С. 54— 59. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-54-59.
Original article
Administration of the activities of internal affairs bodies in the field of registration and passport accounting of citizens of the Russian Federation: the concept and current directions for improving administrative and legal regulation
Maria V. Mozzhukhina
Academy of Management of the interior Ministry of Russia, Moscow, Russia, mmozzhukhina@mvd.ru
Abstract. The article proposes a concept, and also formulates certain areas for improving the administration of the activities of internal affairs bodies in the field of registration and passport registration of citizens of the Russian Federation, aimed at solving existing shortcomings in this area. The special role of digitalization in the development of public administration in the field of migration was noted
Keywords: administration, registration and passport accounting, citizens of the Russian Federation, digita-lization of public administration, information interaction, migration, migration processes, internal affairs bodies, public authorities.
For citation: Mozzhukhina M.V. Administration of the activities of internal affairs bodies in the field of registration and passport accounting of citizens of the Russian Federation: the concept and current directions for improving administrative and legal regulation // Law and legislation. 2022;(4):54—59. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-54-59.
© Мозжухина М.В. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
Проводимый в РФ новый этап административной реформы [13], связанный с совершенствованием российского административного и административно-процессуального законодательства, направлен на поиск оптимального набора форм и методов государственного управления [10], позволяющих осуществлять администрирование в современных условиях, в том числе и в области регистрацион-но-паспортного учета граждан РФ. Этот вопрос является важнейшим для деятельности не только органов внутренних дел, но и иных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организационно-правовом обеспечении миграционных процессов, потому что проблемы миграции все более интернационализируются и становятся проблемами более глобального масштаба, затрагивающими вопросы обеспечения как национальной [17], так и государственной безопасности [15].
Исследование проблем администрирования деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-паспортного учета граждан Российской Федерации «в настоящее время имеет важное государственное значение, требует постоянного рассмотрения вопросов правового совершенствования, дополнительной организации и усилий в данной сфере правоотношений» [20; 4].
Регистрационно-паспортный учет граждан РФ, по нашему мнению, это администрирование общественных отношений между государством и гражданами РФ, уполномоченными субъектами на основании административных правовых норм в процессе постановки и снятия с регистрационного учета граждан РФ, выдачи паспортов гражданина РФ (иных удостоверений личности), контроля за соблюдением правил ре -гистрации, выявления административных правонарушений и привлечения правонарушителей к ответственности, а также предоставления адресно-справочной информации.
На современное состояние администрирования обозначенной сферы деятельности непосредственно оказывают происходящие в государстве и обществе изменения политического и социально-экономического характера [7]. Текущая ситуация, складывающаяся на мировой арене, безусловно, повлекла существенные изменения миграционных потоков, в частности, приток беженцев и вынужденных переселенцев из признанных РФ и рядом зарубежных стран Донецкой и Луганской народных республик. Обозна-
ченный аспект безоговорочно требует быстрых и четких решений правового характера, направленных на правовое регулирование миграционных процессов, охраны общественного порядка и обеспечения общественной и национальной безопасности. Правовое регулирование вопросов миграции наиболее значительно сказывается на местном уровне как в РФ, так и в зарубежных государствах [18].
Проводимые исследования осуществляются как в рамках реализации задач, поставленных руководством страны [16; 5], так и с целью совершенствования предмета теории государственного управления, развития правовых и организационных основ административной деятельности органов публичной власти [1].
Необходимо отметить, что фундаментальной основой эффективности правового регулирования и администрирования деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-паспор-тного учета граждан РФ является состояние и совершенствование законодательства РФ и последующая его организационная и техническая реализация [9].
За последнее время в целях создания населению условий доступности, оптимизации порядка регистрации граждан, устранения излишних административных барьеров при получении государственной услуги Президентом РФ, в основном по инициативе Правительства РФ, в Закон Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 были внесены концептуальные изменения и дополнения, которые считаются положительными с точки зрения его совершенствования.
В частности, гражданам предоставлено право на подачу документов в форме электронных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и по почте (ФЗ от 27.07.2010 № 227-ФЗ), право не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных публичной власти (ФЗ от 01.07.2011 № 169-ФЗ), урегулирован вопрос регистрации по месту жительства граждан, относящихся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в одном
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022
в одном из муниципальных образований (по выбору самого гражданина), по адресу местной администрации указанного поселения, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования (ФЗ от 06.12.2011 № 399-Ф3; ФЗ от 01.07.2021 № 243-Ф3), предоставлены определенные преференции гражданам, такие, как: возможность не регистрироваться по месту пребывания, будучи уже зарегистрированными по месту жительства в том же субъекте Российской Федерации (данное положение в ряде случаев распространяется одновременно на два субъекта: Москва — Московская область, Санкт-Петербург — Ленинградская область, Симферополь — Республика Крым) (ФЗ от 21.12.2013 № 376-Ф3; ФЗ от 29.06.2015 № 197-ФЗ; ФЗ от 03.04.2017 № 65-ФЗ), закреплены положения о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, без снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства (ФЗ от 31.12.2014 № 525-ФЗ).
Полагаем, что обозначенные нововведения значимы и позитивны. Вместе с тем, учитывая накопленный отечественный опыт и опыт отдельных стран СНГ (Казахстана и Беларуси) [19, р. 17023] в области цифровой трансформации государственного управления, нами они представляются недостаточными для эффективного осуществления регистрационно-паспортного учета граждан России.
В настоящее время на формирование административно-правовой основы регистрационно-паспортного учета граждан Российской Федерации в качестве одного из важнейших факторов, влияющих на развитие государственного управления, выступает цифровизация, пронизывающая все направления государственного управления [21; 3].
Принимая во внимание объем необходимых изменений в данной сфере, наиболее целесообразным является разработка проекта нового федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения в пределах Российской Федерации и документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации», положениями которого будет установлен понятийный аппарат (введены понятия, отсутствующие сегодня в законодательстве, в частности, «регистрационно-паспортный учет граж-
дан Российской Федерации», «паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации», «адресно-справочная информация») [11] и закреплены современные механизмы оптимизации регистрационного учета и выдачи гражданам паспортов, в том числе:
■ создания единого государственного реестра регистрационного учета граждан Российской Федерации и документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
■ построения цифровой модели регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства при представлении электронного паспорта гражданина Российской Федерации;
■ исключения из процесса оказания государственной услуги по регистрации (снятию) граждан России по месту пребывания (жительства) лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, предусмотрев возможность для граждан обращаться непосредственно в МВД России или его территориальные органы лично или в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо через многофункциональные центры предоставления государственных услуг, а также уполномоченную и подведомственную МВД России организацию.
В совокупности данные предложения направлены на обеспечение достоверного и полноценного учета сведений о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства и документах, удостоверяющих личность, автоматизацию проверочных мероприятий в отношении представляемых заявителем сведений, снижение трудозатрат и оптимизацию административных процедур, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел.
Построение цифровой модели регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства на основании электронного паспорта позволит снизить трудоемкость процесса, сократить сроки административных процедур, достичь отказа от бумажных носителей, максимально исключить необходимость личного прибытия гражданина в орган власти,
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
исключив при этом возможность подделки документов, и таким образом упростить для граждан процедуру получения регистрационно-пас-портных документов.
Сокращение количества участников процесса оказания услуги по регистрационному учету, в частности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации, оставив только многофункциональные центры предоставления государственных услуг, а также предоставив полномочия на прием этих документов подведомственному МВД России федеральному государственному унитарному предприятию «Паспортно-визовый центр МВД России», позволит повысить эффективность регистрационно-паспортного учета в целом, исключить вероятность ошибок ввиду многократного ручного ввода сведений, а также унифицировать и автоматизировать процессы оказания российским гражданам государственных услуг в сфере миграции, минимизировать трудозатраты сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России и, как следствие, высвободить ресурсы для осуществления должного контроля за регистрационно-паспортными правилами.
Представляется, что обозначенные предложения могут быть реализованы в рамках Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года и стать стимулом к развитию, в том числе отечественного микроэлектроники и программного обеспечения, что особенно актуально в настоящих условиях санкционного давления со стороны западного сообщества.
По нашему мнению, в научном плане необходимо активизировать сравнительно-правовые исследования в рассматриваемой области [11], в том числе в рамках устанавливаемых в области миграции административно-правовых режимов [14], использование института административной ответственности [12, с. 148; 6], что позволит расширить методологические рамки проводимых исследований [8] и выйти на новый уровень обобщения теоретического и практического материала.
Список источников
1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы): Монография / Под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. В.М. Редкоус. Воронеж, 2021. 252 с.
2. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах / А.С. Прудников, Н.П. Ма-юров, Н.Д. Эриашвили [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 336 с.
3. Мозжухина М.В. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-паспортно-го учета граждан Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 12. С. 48-53.
4. Мозжухина М.В. Некоторые вопросы административной деятельности органов внутренних дел в сфере регистрационно-паспортного учета граждан Российской Федерации / / Закон и право. 2019. № 8. С. 170-173.
5. Николаев А.Г. Правовой режим дисциплинарного принуждения // Закон и право. 2021. № 3. С. 174-179.
6. Николаев А.Г. Содержание понятия доказывания по делу о дисциплинарном проступке // Гос. служба и кадры. 2021. № 1.
7. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, В. В. Алешин, В.М. Редкоус [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 512 с.
8. Правонарушения в сфере миграции. Классификация. Доказательства Производство / А.С. Прудников, Н.П. Маюров, Н.Д. Эриашвили [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2021. 160 с.
9. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус, С .А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
10. Публичная власть: система, компетенции: Монография. Воронеж, 2021.
11. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 47 с.
12. Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств — участников СНГ) // Право и гос-во: теория и практика. 2010. № 3 (63).
13. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Со-рокинские чтения): Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2021. С. 56—59.
LAW & LEGISLATION • 04-2022
14. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и гос-тво: теория и практика. 2009. № 12 (60).
15. Редкоус В.М. Современные направления правого обеспечения государственной безопасности в РФ / / Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Сб. матер. VIII Меж-дунар. науч.-практ. конф. Пермь, 6 — 8 апреля 2021. Пермь: Пермский ин-т ФСИН, 2021. С. 67—69.
16. Редкоус В.М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются // Закон и право. 2011. № 2. С. 14—19.
17. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / Л.К. Айвар, С.С. Байманов, В.В. Бара-ненков, В.М. Редкоус [и др.]. Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с.
18. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium. Kaliningrad: EDPsciences, 2021. P. 01008. DOI 10.1051/shsconf/ 202110801008
19. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / E. Pevts-ova, N. Pevtsova, M. Lavitskaya, V.M. Redkous [et al.] // E3S Web of Conferences: 8. Rostovon-Don,
2020. DOI 10.1051/e3sconf/202021017023
20. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A.M. Voronov, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous, A.M. Gogolev // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. 7. № S1. Pp. 243—251. DOI 10.35808/ijeba/268
21. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, A.S. Salomatkin, R.M. Dzhavakhyan [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 2. Pp. 417 —425. DOI 10.14505/jarle.v7.2 (16).26
References
1. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods): Monograph / Ed. M.N. Kobzar-Frolova; resp. ed. V.M. Redkous. Voronezh: CPI «Scientific Book»,
2021. 252 p.
2. Local self-government (management) in foreign countries / A.S. Prudnikov, N.P. Mayurov, N.D. Eriashvili [and others]. - 2nd ed., revised. and additional M.: Unity-Dana, 2021.
3. Mozzhukhina M. V. Administrative and legal regulation of the activities of internal affairs bodies in the field of registration and passport work of citizens of the Russian Federation // Law and legislation. 2021. № 12.
4. Mozzhukhina M. V. Some issues of administrative activity of internal affairs bodies in the field of registration and passport work of citizens of the Russian Federation // Law and legislation. 2019. № 8.
5. Nikolaev A.G. Legal regime of disciplinary coercion // Law and legislation. 2021. № 3.
6. Nikolaev A.G. The content of the concept of proof in the case of a disciplinary offense / / Public service and personnel. 2021. № 1.
7. Legal basis for ensuring the national security of the Russian Federation: Monograph. Moscow: UNITI-DANA, 2017.
8. Offenses in the field of migration. Classification Evidence Production / A.S. Prudnikov, N.P. Mayurov, N.D. Eriashvili [and others]. 2nd ed., revised. and additional. M.: UNITY-DANA, 2021.
9. Prudnikova T.A. Administrative and legal status of executive authorities. Textbook / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimov. M., 2012.
10. Public authority: system, competencies. Voronezh, 2021.
11. Redkous V.M. On the content of administrative reform in the Russian Federation // Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings). International scientific and practical conference. St. Petersburg, 2021.
12. Redkous V.M. Modern directions of legal provision of state security in the Russian Federation // Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VIII International scientific and practical conference. Perm, 2021.
13. Redkous V.M. Administrative and legal support of national security in the CIS member states: Author. dis. ... Dr. jurid. Sciences. M., 2011.
14. Redkous V.M. The Institute of Administrative Responsibility in Ensuring National Security (Experience of Russia and the CIS Member States) // Law and State: Theory and Practice. 2010. № 3 (63).
15. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 12 (60).
16. Redkous V.M. The federal law «On Security» has been adopted. Problems Remain // Law and legislation. 2011. № 2. Pp. 14-19
17. FSB of Russia. Legal regulation of the activities of the federal security service to ensure the national security of the Russian Federation: scientific and practical commentary / L.K. Aivar, S.S. Bai-manov, V.V. Baranenkov, V.M. Redkous [and others]. Ed. by V.N. Ushakova, I.L. Trunova. Moscow: Eksmo, 2006.
18. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium. Kaliningrad: EDPsciences, 2021. P. 01008. DOI 10.1051/shsconf/202110801008
19. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / E. Pevtsova, N. Pevtsova, M. Lavitskaya, V.M. Redkous [et al.] // E3S Web of Conferences: 8. Rostovon-Don, 2020. DOI 10.1051/e3sconf/ 202021017023
20. Civil Society of modern Russia: Problems of implementation of constitutional rights and freedoms / A.M. Voronov, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous, A.M. Gogolev // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. 7. № S1. Pp. 243-251. DOI 10.35808/ ijeba/268
21. Civil public organizations for providing a public order and their role in forming of civil society / A.I. Yastrebova, A.S. Salomatkin, R.M. Dzha-vakhyan [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 2. Pp. 417 — 425. DOI 10.14505/jarle.v7.2 (16).26
Информация об авторе
Мозжухина М.В. — адъюнкт, заместитель начальника отдела развития информационных технологий в сфере миграции Главного управления по вопросам миграции МВД России
Information about the author
Mozzhukhina M.V. — adjunct, Deputy Head of the information department of the General department for migration issues of the interior Ministry of Russia
Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 1 9.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
LAW & LEGISLATION • 04-2022