Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования'

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3522
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович

Согласно действующему законодательству (прежде всего речь идет о действующем ФЗ «Об образовании» 1996 г. с последующими изменениями) образовательные учреждения в Российской Федерации по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными правительством РФ1 и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В соответствии с указанными актами органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями образовательных учреждений. Учредитель устанавливает порядок приема в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального образования, обеспечивающий зачисление всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования»

#

03’2008_______________________ВЛАСТЬ_____________________________71

Рубен ЭФРИКЯН

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно действующему законодательству (прежде всего речь идет о действующем ФЗ «Об образовании» 1996 г. с последующими изменениями) образовательные учреждения в Российской Федерации по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными правительством РФ1 и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В соответствии с указанными актами органы местного самоуправления пользуются правом быть учредителями образовательных учреждений. Учредитель устанавливает порядок приема в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального образования, обеспечивающий зачисление всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня2.

ЭФРИКЯН

Рубен

Альбертович — Краснодарский университет МВД России

Органы местного самоуправления в области образования располагают рядом исключительных полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит исключительное право на формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработку и принятие местных нормативов финансирования системы образования, которые должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних для данной территории текущих расходов, связанных образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Схема финансирования муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях типов и видов. Органы местного самоуправления располагают также исключительным правом на обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора образовательного учреждения; регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений. Здесь же следует упомянуть и ФЗ от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»3, которым введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения

1 Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением правительства РФ от 31 августа 1994 г. №1008 с изменениями от 9 сентября 1996 г., 15 января 1997 г.). Справочно-правовая система «Консультант+»

2 Дащинская 3. П. Типология образовательных учреждений: правовой аспект. «Право и образование». 2002, № 6, стр. 42

3 Федеральный закон от 16 мая 1995 г. №74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (в редакции от 12 апреля 1999 г.). Справочно-правовая система «Консультант+»

ф

72_______________________ВЛАСТЬ___________________03’2008

государственных гарантий на получение гражданами доступного бесплатного образования.

Однако, как показывает практика, в регионах не всегда выполняется данный закон и его нарушения происходят, как правило, в результате недостаточной принципиальности органов местного самоуправления. Органам местного самоуправления принадлежит право создания и ликвидации местных (муниципальных) органов управления образованием, деятельность которых направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов. В соответствии с действующими нормативами они принимают меры к обеспечению обучающихся льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи. Органы местного самоуправления создают самоуправляемые школьные округа, определяют их структуру и полномочия, назначают и увольняют по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием. Они назначают руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления.

В предмет ведения муниципальных органов власти в сфере образования находятся также строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.

В данном направлении практика сталкивается с проблемой бюджетного обеспечения финансирования новых школ в муниципальных образованиях. Так, в крупных городах ощущается нехватка школ, в результате чего приходится организовывать две и даже три смены. Однако

строительство крупной школы настолько затратно, что на этот шаг муниципальные власти идут в редких случаях. Здесь нужно привлекать бизнес-структуры, и прежде всего строительные фирмы. Не секрет, что строительный капитал получает огромные прибыли от строительства и продажи жилых домов. Складывается парадоксальная ситуация: вырастает огромный жилой микрорайон, в котором нет школ и других необходимых социальных объектов. Необходимо законодательно обязывать застройщиков при выдаче им разрешений на строительство выделять средства на возведение социальных объектов и прежде всего школ.

Наряду с исключительными полномочиями органы местного самоуправления обладают в области образования также рядом других полномочий. Они несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и обязаны осуществлять ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Органы местного самоуправления выдают лицензии на право ведения образовательной деятельности в случае наделения их соответствующими полномочиями законодательством субъектов Российской Федерации. Такие лицензии выдаются на основании заключения экспертной комиссии, в состав которой входят представители соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием. Орган местного самоуправления, выдавший лицензию, обеспечивает контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий. По поручению государственной аттестационной службы органы местного самоуправления проводят аттестацию образовательных учреждений. Только с их согласия может быть осуществлена передача в их ведение государственных образовательных учреждений.

Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них

#

03'2008__________________ВЛАСТЬ_________________________73

нуждаются) в решении вопросов содержания и развития их материально-технической базы. При этом органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательных учреждений, если она осуществляется в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Они также регистрируют индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. При этом заявитель представляют в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

Важную роль в закладывании основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте играет дошкольное образование. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из образовательного учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Образовательное учреждение в трехдневный срок обязано проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающего. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий принимать правовые акты, устанавливающие порядок и условия отчуждения собственником закрепленной за образовательным учреждением муниципальной собственности. Муниципальные органы управления образованием в соответствии с типовым положением об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, зачисляют детей

в оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в соответствии с заключением клиникоэкспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения или комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка.

Важное место отводится органам местного самоуправления в решении вопросов по созданию кадетских школ (школ-интернатов), имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Они оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В указе президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»1 органом местного самоуправления, рекомендовано: предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонноспортивных лагерей молодежи; предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно и на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

В целом сфера образования в муниципальных районах, городских и сельских поселениях имеет достаточно подробное правовое регулирование. Однако практика деятельности образовательных учреждений показывает, что имеется еще ряд проблем, требующих своего решения. Так, еще не закреплен достаточно четкий критерий, позволяющий

1 Указ президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». Справочно-правовая система «Консультант+»

ф

74_______________________ВЛАСТЬ___________________03'2008

дифференцировать образовательные учреждения муниципальной системы образования. Представляется, что таковым критерием должно быть направленность и содержание образовательных программ и государственных стандартов. Самодостаточность и определенность указанного критерия имеет первостепенное значение в силу того, что именно конкретная образовательная программа определяет структуру, содержание обучения и воспитания, а ФЗ «Об образовании» прямо отождествляет образовательный процесс с реализацией образовательных программ и обеспечением содержания и воспитания обучающихся. В этом контексте основными образовательными учреждениями, находящимися в ведении муниципальных органов власти, являются дошкольные и школьные (общего профиля) образовательные учреждения.

Актуальной проблемой является эффективное использование кадрового потенциала муниципальной системы образования. К правовым средствам его реализации следует отнести следующие: формирование эффективной в условиях рынка системы планирования подго-

товки и переподготовки педагогических кадров, совершенствования оценки их деятельности (прежде всего посредством аттестации), усиление социальной защищенности работников сферы образования. Учитывая сложившийся уровень и состояние нормативно-правового обеспечения кадрового состава российской системы образования, представляется необходимым разработка специальной программы федерального уровня, направленной на решение социальных вопросов педагогических кадров.

Отметим еще и то, что государственное финансирование муниципальной системы образования имеет хронически дефицитный характер. Совершенствование системы налогообложения в муниципальной системе образования в известной мере могло бы способствовать смягчению финансовой ситуации. Оценивая возможность обоснования организационно-правовой основы оказания платных услуг, представляется целесообразным образовательным учреждениям разработать локальные нормативно-правовые акты — положения о платных образовательных услугах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.