Научная статья на тему 'Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации'

Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10951
1164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / NORMS OF THE EDUCATIONAL RIGHT / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борзилова Людмила Викторовна, Матушанский Григорий Ушерович

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования высшего образования в Российской Федерации. Приведена структура норм образовательного права. Дана систематизация российского образовательного права на примерах федерального, регионального и муниципального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF REGULATION OF THE HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article considered the questions of legal regulation of the higher education in the Russian federation. The structure of norms of the educational rights is resulted. There is ordering of the Russian educational right on examples of federal regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации»

Борзилова Л.В., Матушанский Г.У.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования высшего образования в Российской Федерации. Приведена структура норм образовательного права. Дана систематизация российского образовательного права на примерах федерального, регионального и муниципального уровней.

Ключевые слова: высшее образование в Российской Федерации, норма образовательного права, правовое регулирование.

В современном мире высшее профессиональное образование имеет определяющее значение в создании новейших производственных, информационных и социальных технологий, которые обуславливают уровень социально-экономического развития государства, а также потенциал его обороноспособности. Право и образование выступают в роли взаимосвязанных социальных институтов, идеологических ретрансляторов социального опыта. Характер диспозиций нормативно-правовых актов напрямую зависит от национальной идеологии, а понятие «образование» в формальноюридическом смысле представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Следовательно, государство выступает заказчиком и надзорной инстанцией над институциональными образовательными надстройками, формулируя доктринальные принципы, определяя направления развития системы образования, а также разрабатывая нормы, согласно своим потребностям [ 1].

В качестве базового элемента системы российского образовательного права выступает «норма». Норма образовательного права - это опосредованное и гарантируемое государственной волей властное общеобязательное и формально-определенное веление в виде установления или предписания (правила), выступающее исходным звеном права как социального регулятора и направленное на урегулирование общественных отношений в области образования. Образовательные нормы носят комплексный характер, так называемые «метанормы», структурированные в виде общей и особенной частей. Общая часть (преципионные нормы) отражает особенности тех элементов образовательного пространства, которые объективно нуждаются в правовом урегулировании нормами различных отраслей права (субъекты образовательных отношений, управление образовательной системой, статус образовательного учреждения,

элементы образовательной деятельности и т.д.) Именно эти особенности осуществляют «привязку» отраслевых юридических норм к сфере образования. Примером могут служить статья 43 Конституции РФ, статьи главы I «Общие положения» Закона РФ «Об образовании» - это нормы, затрагивающие обучение и воспитание как процессы образовательной деятельности. Особенная же часть (комиторные нормы) образовательно-правовой нормы отражает те цели и задачи, которые преследуются и решаются конкретной отраслью права, регулирующей определенный круг образовательных отношений, что обуславливает мобильность и динамичность данной части образовательных норм в виду многообразия аспектов образовательного пространственного поля, например, в области трудовых отношений, гражданско-правовых или финансовых отношений [2].

Структуру нормы образовательного права можно представить в виде модели, приведенной на рис.1.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ПРЕЦИПИОННЫЕ КОМИТОРНЫЕ

НОРМЫ НОРМЫ

ОБУЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

♦ го™™ ТРУДОВЫЕ

ГРАЖДАНСКО-

ПРАВОВЫЕ

ФИНАНСОВЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ЗЕМЕЛЬНЫЕ

СЕМЕЙНЫЕ

Рис. 1. Структура нормы образовательного права

Нормы формализуются в нормативно-правовых актах, которым свойственна классификация по юридической силе на законы, подзаконные и локальные нормативные акты. Система российского права относится к романо-германской правовой семье, которой характерна кодификация нормативных актов и группировка норм по отраслям в зависимости от предмета и методов правового регулирования. Формально-юридический подход к изучению права является традиционным и свойственным юридической науке [3].

Система внутригосударственных источников права,

регулирующих отношения в сфере высшего образования, формируется на трёх уровнях - федеральном, региональном и местном (муниципальном). Данная трёхуровневая система сформировалась сравнительно недавно - с 1 января 2006 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий». Итак, система российского образовательного права включает в себя следующие элементы: федеральный уровень (законы, подзаконные нормативноправовые акты); региональный уровень (законы, подзаконные нормативно-правовые акты); локальный уровень (муниципальные нормативно-правовые акты).

На современном этапе сложившаяся система нормативноправовых актов Российской Федерации является достаточно сложной и многообразной и включает в себя более двух тысяч законов и иных нормативно-правовых актов. Основополагающим Основным законом страны выступает Конституция РФ, приятная на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В статье 43 закрепляется право каждого на образование. В частности, применительно к высшему образованию, в ней говорится: «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» [4]. Другие статьи Конституции также, как и статья 43, реально обеспечивают право человека на образование (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных прав). Системообразующим же актом выступает Федеральный Закон «Об образовании», который устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют и дополняют его нормативные положения. В частности, статьи 24 и 25 Закона посвящены высшему и послевузовскому профессиональному образованию. К наиболее значимым «профильным» федеральным актам принято относить Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» и Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Многочисленные же «непрофильные» законы можно систематизировать по вопросам ведения на 5 групп:

1. федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов РФ»);

2. федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования: военное образование,

экологическое образование, спортивная подготовка, религиозное образование, профессиональное образование осужденных к лишению свободы, подготовка кадров для таможенных органов (например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

3. федеральные законы, в которых устанавливаются различные

льготы участникам образовательных отношений (например, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

4. федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений (например, Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ);

5. федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Развитая система подзаконных нормативно-правовых актов дополняет и конкретизирует образовательную законодательную базу. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных актов обладают указы Президента как главы страны. Они определяют порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, размеры и порядок оплаты труда работников образовательных учреждений. Указы в сфере высшей школы и послевузовского образования можно сгруппировать по двум направлениям: непосредственно регулирующие высшее и

послевузовское образование и содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в данной сфере. Примером первой группы является Указ от 27 марта 1996 г. №424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации». В качестве примера указов второй группы можно привести указ президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Аналогичную классификацию можно применить и к постановлениям правительства: постановления, посвященные целиком регулированию высшего и послевузовского образования (например, постановление Правительства от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), и постановления, которые содержат лишь отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского образования (например, постановление

Правительства от 13 сентября 1994 г. №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», таковым органом в области образования является Минобрнауки России. В соответствии с п. 4 и 5 названного Указа федеральные службы и федеральные агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В пределах своей компетенции они могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов. Правовые основы регулирования высшего образования в РФ систематизированы и приведены на рисунке 2.

Так как вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ст. 29 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере образования. Так, в частности, формирование региональной базы образовательных норм Республики Татарстан связано с процессом суверенизации в 90-е гг. ХХ века российских регионов. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года и Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, создали условия для восстановления этнокультурных традиций татарской национальной школы, формирования новой модели личности на основе сочетания общечеловеческих качеств и сохранения специфики национально-регионального компонента. Акцент в Конституции РТ и принятых на ее основе нормативно-правовых актах РТ был сделан на паритетность в статусах русского и татарского языков. В частности, статья 4 Конституции РТ в редакции до 19 апреля 2002 г. и статья 8 Конституции РТ (в новой редакции) констатируют, что «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» [5].

Конституция РФ - статья 43, ФКЗ, ФЗ, Законы ______________ФЗ «Об образовании» 1992 г.

«Профильные»

«Непрофильные»

1. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

2. ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

1. Общие вопросы организации образования, например, ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

2. Виды (направления) образования: военное, экологическое, спортивная подготовка, религиозное, профессиональное образование осужденных к лишению свободы, подготовка кадров для таможенных органов, например, ФЗ от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ФЗ от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»

3. Льготы участникам образовательных отношений, например, ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

4. Трудовые отношения и социальное обеспечение участников образовательных правоотношений, например, ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»

5. Экономика и финансы высшего и послевузовского образования, например,

ФЗ от 3 ноября 2006 г. .№174 - ФЗ «Об автономных учреждениях»______________

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Регулирующие собственно отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, например, Постановление 2002 г. № 194 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий»

Касающиеся проблематики высшего и послевузовского профессионального образования, например, Указ 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Регулирующие собственно отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, например, Постановление 2002 г. № 194 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий»

Регулирующие некоторые

отношения в сфере высшего и послевузовского

профессионального образования, например, Постановление 1994 г. № 10 47 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»

Типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ 19 _______________________________________марта 2001 г. .№196__________^________________________

_________________________НПА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ_______________________

Минобразования РФ

«Профильные»

«Непрофильные»

1. Приказ Минобрнауки России от 3 июля 2006 г. № 177 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации».

2.Приказы от 25 марта

2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».______________

Регулирующие отношения,

складывающиеся исключительно в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, например, приказ МВД России от 7 августа 2003 г. № 610 «Об утверждении Положения о подготовке научнопедагогических и научных кадров в образовательных учреждениях

высшего профессионального

образования и научно-

исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Регулирующие отдельные

положения, прямо или опосредованно связанные с

проблематикой высшего и

послевузовского

профессионального образования, например, приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»

Рис. 2. Правовые основы регулирования высшего образования в Российской Федерации

В июле 1992 года был принят Верховным Советом РТ Закон «О языках народов Республики Татарстан». Были разработаны Концепция о национальном образовании РТ и Региональная программа развития образования РТ. Основные направления предусматривали согласование федеральной и республиканской стратегии образования; разработке, согласованных с федеральными, республиканских образовательных стандартов и создание единого методического поля образовательной деятельности. Конституция Российской Федерации в главе 3, статьях 71-73 определяет пределы ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Соответственно система образовательного права Республики Татарстан включает в себя законодательство как федерального, так и регионального уровней. Правовые основы регулирования высшего образования в Республике Татарстан представлены на рис 3.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Органы местного самоуправления, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании», могут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собственности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы финансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расходов на образование. Обзор правовой базы на примере муниципалитета - города Казань приведен на рис. 4.

Таким образом, для анализа современного состояния образовательного законодательства в Российской Федерации необходимо систематизировать всю совокупность соответствующих нормативноправовых актов. Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы содержат основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни. Основной закон страны - это конституция, она декларирует принципы построения национальной правовой системы. Согласно ст. 15 Конституции РФ в Российской Федерации провозглашен приоритет норм международного права, следовательно, вся иерархия образовательных нормативно-правовых актов РФ должна быть скорректирована согласно международным тенденциям.

Норма права, в своей юридической конструкции формализованная в том или ином нормативном акте, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения представляет собой определенные правила поведения в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовое воплощение в фактической жизнедеятельности. Она всегда в своей текстуальной части (в форме диспозиции) носит идеологический характер. В свете последних тенденций интернационализации и интеграции российской

Федеральные акты Региональные акты

ЗАКОНЫ

1. Закон РФ №3266-1 от 10.07.1992г. "Об образовании" 2. Федеральный Закон №125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 3. Федеральный Закон №127-ФЗ от 23.08.1996 г. "О науке и научно-технической политике" 4. Федеральный Закон №174-ФЗ от 03.11.2006 г. "Об автономных учреждениях" 5. Федеральный Закон .№18 от 10.02.2009 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам деятельности Федеральных Университетов 1. Закон РТ №>1982-Х11 от 19.10.1993 г. "Об образовании" 2. Закон РТ №1661 от 18.06.1998 г. "О науке и научной деятельности 3. Закон РТ № 15 от 22.02.2006 г. «О наделении МСУ В РТ отдельными полномочиями в области образования»

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

УКАЗЫ

1. Указ № 443 от 12 апреля 1993 г. "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" 2. Указ № 194 от 2002 г "Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий " 3. Указ № 146 от 9 февраля 2009 г. "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук" 1. Указ Президента РТ № УП-138 от 30.09.1991 "О создании Академии наук Республики Татарстан" 2. Указ Президента РТ № УП-570 от 09.09.2004 "О преобразовании Министерства образования Республики Татарстан" 3. Указ Президента РТ № УП-651 от 03.12.2007 "Об утверждении перечня премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению" 4. Указ Президента РТ № УП-132 от 27.03.2008 "О совершенствовании деятельности Академии наук Республики Татарстан" 5. Указ Президента РТ № УП-713 от 31.12.2008 "Вопросы Министерства образования и науки Республики Татарстан"

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

1. Постановление №568 от 31 июля 2001 г. "О специальных государственных стипендиях правительства РФ для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования" 2. Постановление №522 от 14 июля 2008 г. "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" 3. Распоряжение № 1921 -р от 24 декабря 2008 г. "О перечне государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2009 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности..." 1. Постановление Кабинета Министров №319 от 18.05.2009 "О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан на период до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17 июня 2008 года № УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года"" 2. Постановление Кабинета Министров №420 от 22.06.2009 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2006 № 249 "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан"

НПА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти

1. Приказ №2578 от 3 июля 2001 г. "Об утверждении порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации вузов" 2. Приказ №4114 от 26 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научнопедагогических работников в вузов РФ" 3. Приказ №814 от 27 марта 1998 г. "Об утверждении Положения о подготовке научнопедагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ" 1. Приказ МО РТ № 39 от 13 января 2004 г "Об утверждении Порядка оказания платных образовательных услуг образовательными учреждениями РТ" 2. Письмо МОиН РТ № 95/6 от 20.01 2006 г "О республиканском семинаре по теме «Формирование единого воспитательного пространства в условиях реализации национального проекта "Образование"

Рис. 3. Правовые основы регулирования высшего образования в Республике Татарстан

высшей школы в единое европейское образовательное пространство соответствующие коррективы были сделаны и в российском образовательном праве. В частности ст. 33 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет способы и методы осуществления международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего образования: участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторами, педагогическими и научными работниками; проведение совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий; осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытноконструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц; участие в международных программах совершенствования высшего образования.

Законы Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1. Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. N 1982-XII «Об образовании». Закон Республики Татарстан «О порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) в Республике Татарстан». Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон Республики Татарстан «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье». Закон Республики Татарстан «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан».

Постановления Постановление Главы Администрации г. Казани от 03.02.03. Примерное положение «О городском (районном) муниципальном информационно-компьютерном центре». Постановление «О мерах по реализации Федерального Закона «Об автономных учреждениях» в Казани» от 25.09.2007 №3057. Постановление «Об информационном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан с органами местного самоуправления в Республике Татарстан в социально- культурной сфере».

Приказы Основная форма локальных актов органов местного самоуправления, например, Приказ № 309 «О мерах по активизации работ по благоустройству и озеленению пришкольных территорий». Приказ № 342 «О проведении городского этапа республиканского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей и методических разработок по экологии и биологии». Приказ № 359 «Об итогах реализации городского проекта по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и иных асоциальных явлений «Стремлюсь интересно жить» («СтрИЖ») в области экологического образования и воспитания детей».

Положения Положение о порядке формирования и выплаты ежемесячных доплат и надбавок из 20% надтарифного фонда к должностному окладу руководителей Положение о приеме детей в 1 класс общеобразовательных учреждений Положение о городских соревнованиях «Школа безопасности» учащихся общеобразовательных учреждений г.Казани Положение о городском смотре-конкурсе спортивных площадок общеобразовательных учреждений г.Казани

Программы Программа развития образования в г. Казани на 2008-2010 годы Программа информатизации образования в г. Казани 2000-2005 гг. «Прыжок Барса»

Письма Письмо о сдаче федеральной и региональной статистической отчетности на бумажных и электронных носителях в программном комплексе БАРС Письмо о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году Письмо Перечень школ Казани, готовых представить спортивные залы Письмо о подключении школ к ГИСТ Письмо о предоставлении графика подключения ОУ РТ к ОС Linux

Уставы Устав Муниципального автономного образовательного учреждения Устав Муниципального общеобразовательного учреждения Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Рис.4. Правовая образовательная база муниципалитета - города Казань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

Договоры, заключаемые российскими высшими учебными заведениями с иностранными партнерами, не являются международными договорами, на которые распространяется статус, установленный Федеральным Законом «О международных договорах РФ».

Благодаря высокому качеству и доступности российского образования, широкому спектру предоставляемых образовательных услуг, мощному интеллектуальному ресурсу РФ обладает реальным потенциалом, позволяющим занять достойное место в мировом образовательном сообществе. Формы участия российских высших учебных заведений в международном сотрудничестве в сфере образования диверсифицируются в связи с вхождением России в Болонский процесс. В рамках Болонского процесса используют разнообразные виды соглашений при организации трансграничного образования (франчайзинг, валидационное соглашение, филиал-кампус, корпоративное соглашение) [6]. Итак, для разработки рекомендаций по модернизации образовательного права РФ с учетом вхождения России в единое европейское образовательное пространство необходимо проанализировать состояние норм международного права в данной сфере.

Источники

1. Никитина Н.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 Пенза, 2005 - 169 ^

2. Ягофаров. Д.А. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие. - М.: Владос, 2008. - 399 с.

3. Теория права и государства: учебник/ Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Право и Закон, 1996г. - 424 с.

4. Конституция РФ. http://www.gov.ru/main/konst/konst01.html

5. Конституция РТ. http://www.tatar.ru/?node_id=222

6. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях/ Под ред. Г.А.Лукичева. - М.Готика, 2004 г. - С. 227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.