Научная статья на тему 'Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования'

Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6490
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА / EDUCATION / LEGISLATION / EDUCATION LAW / SOURCES OF EDUCATION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зельгин Сергей Григорьевич

В работе исследуются предмет, структура, источники образовательного права, основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, проводится их классификация, рассматриваются проблемы и неопределенности законодательства, регламентирующего образование в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зельгин Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as an object of legal regulation. legislation, regulating relations in the education sphere

This study represents a thorough analysis of the subject-matter, sources and structure of Russian education law, the main normative legal acts regulating education law in Russia and their classification. This study brings to light and thoroughly examines numerous problems and uncertainties which can be found in statutes regulating education law of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования»

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Г.Зельгин

Кафедра социальной педагогики Институт иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе исследуются предмет, структура, источники образовательного права, основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, проводится их классификация, рассматриваются проблемы и неопределенности законодательства, регламентирующего образование в Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, законодательство, образовательное право, источники образовательного права.

Вопросы образования занимают особое место в числе приоритетных, стратегических направлений развития нашего государства. Не случайно в своем выступлении перед депутатами Государственной Думы 11 апреля 2012 г. В.В. Путин отметил: «Ведущими бюджетными приоритетами должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависят интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала» [22].

Одним из направлений развития системы образования в Российской Федерации является совершенствование законодательства, регулирующего образование.

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания настоящей работы, необходимо определиться с понятийным аппаратом таких терминов, как «образование», «обучение», «законодательство».

Существует множество толкований понятия «образование». Под образованием понимается:

- «возникновение, формирование или создание чего-либо» [5. С. 1086];

- «то, что возникает, возникло в результате какого-либо процесса» [5. С. 1086];

- «отрасль социальной сферы и отрасль экономики» [18. С. 6];

- «совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения» [5. С. 1086];

- «процесс получения систематизированных знаний» [5. С. 1086]; и др.

Под образованием мы будем понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (преамбула Закона об образовании) [2].

Основной путь получения образования — обучение.

Под обучением понимается процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду [21]. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания.

«Законодательство» — совокупность юридических актов, принятых высшим представительным органом государственной власти (либо в порядке референдума). Обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных актов государственных органов [9. С. 232].

1. Предмет, структура и источники образовательного права.

1.1. Предмет образовательного права.

Словарь русского языка дает следующие определения «предмету»: «Явление, действительность, факт... То, что служит объектом, источником какой-либо деятельности, какого-либо состояния или отношения. Круг знаний, образующих особую дисциплину преподавания» [8. Т. 3. С. 366].

Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук. Он активно используется как представителями юридической, так и педагогической теории и практики. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности «Юриспруденция» она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта [20. С. 195].

В самом общем плане можно выделить следующие основные значения термина «Образовательное право».

1.1.1. Образовательное право как комплексная отрасль права.

В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как самостоятельной отрасли права места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников признания образовательного права как самостоятельной отрасли права является то, что, по их мнению, у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений — главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права [19. С. 22].

1.1.2. Образовательное право как нормативно-правовой массив (синоним образовательного законодательства).

Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России — федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов федерации и органов местного самоуправления, а также локальных актов образовательных учреждений).

Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. Следует лишь уточнить, что локальные акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует включать в понятие «законодательство». В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив» [20. С. 202]. Кроме того, «образовательное право» в этом контексте следует рассматривать как элемент образовательного права участников образовательных отношений (государство, образовательные учреждения, педагогические работники, обучающиеся, родители и др.).

1.1.3. Образовательное право как элемент права на образование.

Право на образование как элемент системы прав и свобод человека (ст. 43 Конституции РФ) [4] непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права, как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов [20. С. 203].

1.1.4. Образовательное право как учебная дисциплина.

«Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего преподавателя правовых дисциплин.

Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы подготовки «классических» юристов, а также в университетские учебные планы других специальностей, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования [20. С. 204].

1.1.5. Образовательное право как направление научных исследований.

Начиная со второй половины 1990-х гг. прошлого столетия в теоретико-

правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоре-

тическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. В ряде ВУЗов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике [20. С. 205].

1.2. Структура образования.

Под структурой образования следует понимать ее систему. Определение «системы образования» дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании» [2]. Она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем и элементов:

- преемственных образовательных программ различного уровня направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления (процесса), как образование.

Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса.

Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Не случайно в определении образования, приведенном в преамбуле Закона РФ «Об образовании», на первое место поставлены интересы человека (преамбула). Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: содержательную; функциональную; организационно-управленческую. Рассмотрим более подробно каждую из подсистем образования.

1.2.1. Подсистемы образования.

1.2.1.1. Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня.

В Российской Федерации установлено несколько образовательных уровней (образовательных цензов):

- основное общее образование;

- среднее (полное) общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование — бакалавриат;

- высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;

- послевузовское профессиональное образование (ст. 27) [2].

Содержательная подсистема системы образования в значительной степени

определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

1.2.1.2. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся.

1.2.1.3. Организационно-управленческая подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование. Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня [18. С. 15].

1.3. Источники образовательного права.

Источник права, — это форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм [9. С. 228].

Источниками образовательного права в Российской Федерации являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. Их можно разделить на Международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты (НПА), которые в свою очередь можно разделить на Федеральные НПА и НПА субъектов РФ в области образования.

2. Основные нормативно-правовые акты в области образования, их классификация.

2.1. Международные договоры.

При разработке собственных норм образовательного права государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов, наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 26 провозглашает:

«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным» [1].

Нормы, касающиеся образования, содержатся в Конвенции о правах ребенка от 30 ноября 1989 г. [3].

Особое место в международно-правовом массиве занимает Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) от 19 июля 1999 г.

2.2. Законодательство РФ в области образования.

Как было рассмотрено в подразделе 1.1.2, законодательство РФ в области образования представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива:

- законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов РФ;

- нормативных правовых актов субъектов Федерации;

- актов органов местного самоуправления.

2.2.1. Федеральное законодательство об образовании.

К основным законам Российской Федерации, прямо или опосредованно регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающих нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся следующие.

2.2.1.1. Конституция РФ, которая является основным источником Российского законодательства.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами РФ. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». То есть в данной статье закрепляется, что нормы международного права, подписанные и ратифицированные РФ, в иерархии НПА занимают высшее положение, нежели внутригосударственное законодательство РФ.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право каждого на образование, а также гарантии на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, получение бесплатно (на конкурсной основе) высшего образования [4].

В п. «е» ст. 72 Конституции РФ закреплено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта» [4].

2.2.1.2. Российские законодатели приняли два базовых закона, регламентирующих образовательный процесс:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) [2].

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) [15].

2.2.1.3. Кроме базовых законов, выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования, такие как:

- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» № 51-ФЗ от 10.04.2000 (ред. от 26.06.2007) [17];

- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996 г. [15];

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. [16] и др.

Несмотря на всю их важность, они все же не имеют статуса системообразующего закона.

Кроме того, следует учитывать наличие достаточно большого количества правовых норм в различных отраслях права российского законодательства, непосредственно регулирующих отношения в области образования. Так например, гл. 52 Трудового кодекса РФ посвящена особенностям регулирования труда педагогических работников, а гл. 26 ТК — гарантиям и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением [10].

2.2.2. Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы.

2.2.2.1. Указы Президента РФ:

а) Указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, Указ Президента РФ «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» № 1759 от 24.12.1996 [11] и др.);

б) Указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 [12] и «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.2004 [13]);

2.2.2.2. Постановления Правительства РФ:

- Постановление «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» № 505 от 05.07.2001 [6];

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» № 174 от 16.03.2011 [7];

2.2.2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

- нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти («профильные»; «непрофильные»);

- другие.

2.2.3. Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Особое место в механизме правового регулирования деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ), так же, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов.

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ «Об образовании». Практически все субъекты Федерации, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии — законы об образовании.

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской Федерации в развитие общего закона с учетом специфики региона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как, например, Закон Курганской области «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» и другие.

Третья группа — экономические законы. Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Четвертая группа — достаточно широкий круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной, например, Закон Пермской области «О науке и научно-технической политике в Пермской области» и др.

Седьмая группа — это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений [19. С. 58-59].

2.2.4. Акты органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г. (ст. 31 Закона об образовании) [2].

2.2.5. Локальные акты образовательных учреждений.

К локальным актам в области образования можно отнести Устав образовательного учреждения, Положения, инструкции, регламенты и другие локальные акты, регламентирующие образовательный процесс в конкретном образовательном учреждении.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в образовательном праве Российской Федерации существует ряд проблем, прежде всего в таких вопросах, как нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, в том числе их финансирование, регулирование деятельности педагогических работников, их надлежащая подготовка (переподготовка), обеспечение достойной заработной платы, и др. Особо следует остановиться на вопросах, связанных прежде всего с присоединением Российской Федерации к так называемому «Болонскому процессу». Даже в Законе «Об образовании» (ст. 3) к источникам образовательного права не отнесены международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

Для успешного решения проблем совершенствования образовательного права законодательной и исполнительной власти РФ необходимо принимать комплекс мер, способных создать реальный механизм модернизации и эффективного функционирования всей системы образования в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Всеобщая декларации прав человека от 10.12.1948 // Российская газета. — 1995. — № 11. — 5 апр.

[2] Закон «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. // Российская газета. — 1992. — № 172. — 31 июля.

[3] Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. — 1990. — № 45. — 7 ноября.

[4] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. — 2009. — № 7. — 21 янв.

[5] Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М., 2000.

[6] Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» № 505 от 05.07.2001 // Российская газета. — 2001. — № 130. — 11 июля.

[7] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» № 174 от 16.03.2011 // Российская газета. — 2011. — № 63. — 25 марта.

[8] Словарь русского языка (в четырех томах). — М., 1999.

[9] Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. — 3-е изд. — М., 2008.

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 21.12.2001 // Российская газета. — 2001. — № 256. — 31 дек.

[11] Указ Президента РФ «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» № 1759 от 24.12.1996 // СЗ РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 113. — 6 янв.

[12] Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 // Российская газета. — 2004. — № 50. — 12 марта.

[13] Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.2004 // Российская газета. — 2004. — № 106. — 22 мая.

[14] Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. // СЗ РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4135. — 26 авг.

[15] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 4 декабря 1996 г. // Российская газета. — 2001. — № 78. — 20 апр.

[16] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. // Российская газета. — 1998. — № 147. — 5 авг.

[17] Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» № 51-ФЗ от 10.04.2000 (в ред. от 26.06.2007) // Российская газета. — 2000. — № 72. — 13 апр.

[18] Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. — М., 2008.

[19] Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. — М., 2005.

[20] Ягофаров Д.А. Образовательное право: термин и понятия // Власть и властные отношения в современном мире. — Екатеринбург, 2006. — Т. 2. — С. 195-205.

[21] «Обучение». Академик: Интернет-словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ /bse/обучение.

[22] Выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина 11 апреля 2012 г. в Государственной Думе с отчетом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год. Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина. URL: http://premier.gov.ru/events/news/18671.

EDUCATION AS AN OBJECT OF LEGAL REGULATION. LEGISLATION, REGULATING RELATIONS IN THE EDUCATION SPHERE

S.G. Zelgin

The Department of Social Pedagogy Institute of Foreign Languages Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

This study represents a thorough analysis of the subject-matter, sources and structure of Russian education law, the main normative legal acts regulating education law in Russia and their classification. This study brings to light and thoroughly examines numerous problems and uncertainties which can be found in statutes regulating education law of the Russian Federation.

Key words: education, legislation, education law, sources of education law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.