Научная статья на тему 'Право детей на получение образовательных услуг в муниципальных спортивных школах'

Право детей на получение образовательных услуг в муниципальных спортивных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович

В статье раскрываются законодательные основы прав детей на занятия в образовательных учреждениях дополнительного образования (спортивных школах). Автор, в контексте реализации нормативно-правовых актов по государственной политике в области образования, подчеркивает проблему удовлетворения прав детей на получение образовательных услуг в муниципальных спортивных школах и физкультурно-спортивных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rights of children for study in municipal sport schools

The article is about the legislative regulation of children's right to studying in additional educational institutions (sports schools). The author of the article uses state education acts to prove that children's right to education in municipal sports schools are satisfied.

Текст научной работы на тему «Право детей на получение образовательных услуг в муниципальных спортивных школах»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

удк 796077.5 и. И. САМСОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПРАВО ДЕТЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ_____________________________________

В статье раскрываются законодательные основы прав детей на занятия в образовательных учреждениях дополнительного образования (спортивных школах). Автор, в контексте реализации нормативно-правовых актов по государственной политике в области образования, подчеркивает проблему удовлетворения прав детей на получение образовательных услуг в муниципальных спортивных школах и физкультурно-спортивных организациях.

Основополагающей целью государственной политики является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан.

Опыт многих развитых стран показывает, что такая цель может быть достигнута при реализации комплексной программы. Поэтому можно говорить

о том, что право на занятия физической культурой является естественно-правовым элементом и, соответственно, на сегодняшний день вполне может выступать частью правового статуса личности, т.е. иметь закрепление в законодательстве. Например, в Конституциях таких государств, как Россия, Бразилия, Греция и т.д., данное право уже закреплено. Статья 5 Конституции Бразилии гарантирует своим гражданам занятия спортом. В части 9 ст. 16 Конституции Греции говорится, что спорт находится под защитой

и верховным надзором государства, а согласно части 2 той же статьи физическое воспитание греков является важнейшей задачей государства [4].

В Конституции РФ право личности на занятия физической культурой и спортом закреплено частью 2 ст. 41 [7], где говорится о поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

В Российской Федерации реализация прав детей на занятия физической культурой и спортом происходит в муниципальных спортивных школах, основные направления, работы которых определены Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и другими нормативно-правовыми актами.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

Общими задачами спортивных школ являются: а) вовлечение максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом; б) формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения; в) повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

Поскольку нормативно-правовое определение термина «спортивная школа» законодательно не закреплено, то возникает двусмысленность в толковании этого термина [19]. Согласно нормативно-правовым актам рекомендательного характера, к которым относится письмо Министерства образования и науки РФ от 29.06.2006 г. № 06—1479 [8], спортивные школы являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей, и, в части организации образовательного процесса руководствуются законодательством в сфере образования, но в части организации физкультурно-спортивной деятельности — законодательством в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим возникает вопрос: какие преимущества предоставляются детям при занятиях в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

В Конституции РФ, как Основном законе страны (ст. 43), закреплено право каждого на образование, но, в отличие от общего (среднего) образования, бесплатность и общедоступность дополнительного образования детям не гарантирована [7]. В этом случае необходимо определить, как реализуется право детей на дополнительное образование, т.к. в настоящий момент, в некоторых муниципальных образованиях существуют учреждения дополнительного образования детей, которые предлагают дополнительные образовательные или физкультурно-спортивные услуги на платной основе. Такая практика существует в городах: Краснодар, Яровое (Алтайский край), Сургут (Тюменская область). В названных муниципальных образованиях утверждены Постановления об установлении родительской платы за образовательные (физкультурно-спортивные) услуги. Тем более в нормативных актах не определены критерии доступности различных категорий граждан для получения образовательных (физкультурно-спортивных) услуг. Например, для детей-сирот, а также для чемпионов и призеров первенств России, мастеров спорта России предоставляется скидка от 100% до 0% на образовательные (физкультурно-спортивные) услуги. Складывающаяся ситуация, по нашему мнению, полностью зависит от бюджетной обеспеченности учредителей и соответственно, физкультурно-спортивных организаций. Это определяет проблему нашего исследования, которая заключается в изучении организации дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне.

Поскольку в России, согласно Конституции (часть 4 ст. 15) [7], имеют верховенство международные правовые акты, мы проанализировали Европейскую хартию о местном самоуправлении (1985 г.) [3] и Конвенцию о правах ребенка (1989 г.) [6]. Исходя из норм указанных актов, государства-участники признают право на образование. С целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они в частности:

...г) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и

принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. Из сказанного следует, что международным правом бесплатность дополнительного образования детям не гарантирована [7].

На территории России в настоящее время реализуются Национальная доктрина образования [15] и Федеральная программа развития образования [25], которые носят доктринальный характер и являются основополагающими документами, устанавливающими приоритет, стратегию в государственной политике по реформированию образования. В нормативно-правовых актах большое внимание уделяется материальной базе образовательных учреждений, условиям оплаты труда работников, финансовому обеспечению и т.д.

В Национальной доктрине указано, что дополнительное образование детей должно предоставляться на основе адресной финансовой поддержки для детей из малообеспеченных семей. О детях, имеющих другой статус, в данном документе ничего не сказано, но определены возможные механизмы привлечения финансовых ассигнований для эффективного функционирования сферы образования. Например, на этапе до 2010 г. следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Предполагается, что дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и из средств предприятий. На следующем этапе до 2025 г., при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников. В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в РФ. Также определены основные направления развития дополнительного образования детей [25]. Одним из них является обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей. В конечном итоге от реализации данной программы в стране должен быть расширен перечень реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей, а также обеспечено целевое финансирование учреждений дополнительного образования согласно нормативам из бюджетов всех уровней.

Таким образом, одними из основных источников финансирования для реализации программ модернизации образования предусмотрены внебюджетные средства (семей, предприятий) и государственные ассигнования, но не предложена методика определения нормативов финансирования из бюджетов всех уровней на реализацию основных направлений деятельности.

Помимо названных выше документов об утверждении долгосрочных программ модернизации образования, в настоящее время, постановлением Правительства РФ утверждена профильная Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2006 — 2015 гг.» [17, 18]. В этом нормативно-правовом акте по направлению «Массовый спорт» предусмотрено обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан (детей), в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бес-

платного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися). Но в данной Федеральной программе не определены категории (критерии) доступности для занятий детей физической культурой и спортом.

В то же время основополагающим нормативноправовым актом, влияющим на реализацию дополнительного образования детей на муниципальном уровне является ФЗ от 06.10.2003 № 131—Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [21]. Он определяет следующие вопросы местного значения:

1. обеспечение условий по развитию физической культуры и массового спорта (пункт 14 ст. 14, пункт 26 ст. 15, пункт 19 ст. 16):

2. организации предоставления дополнительного образования (пункт 11 ст. 15, пункт 13 ст. 16).

На наш взгляд, нормы действующего законодательства о местном самоуправлении не создают условий для заинтересованности муниципальных образований в организации предоставления образовательных услуг в сфере ФиС за счет средств местных бюджетов хотя бы на том основании, что по официальным данным всего 2 % муниципальных образований самодостаточны с точки зрения бюджетной обеспеченности [2, 9].

Тем не менее, согласно пункту 3 части 1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [21], для решения вопросов местного значения муниципалитетам предоставлена возможность создания учреждений и их финансирование. Но в соответствии с частями 2 и 3 ст.18 данного закона следует, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов и определяются органами местного самоуправления самостоятельно.

Итак, муниципалитетам законодательно предоставлено право создавать обстановку для занятий массовой физической культурой в учреждениях дополнительного образования. Однако из словосочетания «организация предоставления», не понятно, какими должны быть финансовые обязательства муниципальных образований по финансированию (например, спортивных школ) в условиях низкой бюджетной обеспеченности.

Отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего решение вопросов местного значения по организации сферы ФиС в муниципальных образованиях, при организации и деятельности муниципальных спортивных школ создает проблемы не только правового, но и организационного характера. На практике для определения общей политики по решению вопросов местного значения некоторые органы местного самоуправления руководствуются (в качестве примерного) приказом Минкультуры РФ от 25.05.2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»1. Мы предполагаем, что, исходя из данного нормативно-правового акта, муниципалитеты подразумевают, что муниципальные учреждения дополнительного образования детей в сфере ФиС — это учреждения досуговой (образовательной) деятельности. Такие учреждения направлены на удовлетворение потребностей жителей к познанию, творчеству и самообразованию. Они пользуются льготами (ст. 55) [13], как образовательные

учреждения при наличии лицензии на образовательную деятельность (часть 6 ст. 33) [11]. Мы считаем, что в этом случае необходимо рассмотреть вопрос правомерности предоставления образовательных (физкультурно-спортивных) услуг за родительскую плату.

При разрешении заявленной проблемы, мы изучили действующее законодательство РФ и выявили следующее:

Первое. Все физкультурно-спортивные организации (пункт 30 ст. 2) [20] и образовательные учреждения (часть 2 ст. 12) [20] являются юридическими лицами и в соответствии с частью 1 ст. 54 ГК РФ [1] в их наименовании должен быть указан характер деятельности и организационно-правовая форма. Обязательность указания на характер деятельности соответствующих юридических лиц необходима для того, чтобы подчеркнуть специальный характер правоспособности, которым они обладают.

Наименование юридического лица устанавливается его учредителями, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и закрепляется в учредительных документах (уставе). В этом случае правоприменение аббревиатуры спортивной школы — МУ ДОД будет верным, т.к. образовательное учреждение не прошло государственную аккредитацию (часть 6 ст. 12 [20] и часть 17 ст. 33 [11]). При успешном прохождении аккредитации, в соответствии с приказом Минобразования России от 03.05.2000 № 1276 [14], образовательное учреждение относится к типу «образовательное учреждение дополнительного образования детей» и это возможно отразить в учредительных документах и наименовании (например, МОУ ДОД).

Второе. Анализ общеобразовательной и дополнительной образовательной программ выявил, что дополнительные образовательные программы выходят за рамки основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, и поэтому называются дополнительными. В то же время они относятся к общеобразовательным программам (пункт 1 часть 1 ст. 9) [20]. Учреждение дополнительного образования детей либо общеобразовательная школа вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать дополнительную образовательную программу (часть 5 ст. 14) [12] на методическом (педагогическом) совете (пункт 26 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей) [24] и пройдя лицензирование (часть 2 ст. 26) [11].

Третье. В преамбуле Закона РФ «Об образовании» утверждается: «под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом» [20]. Однако законодатель не указывает на обязательность итоговой аттестации по содержанию образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (часть 4 ст. 15) [20]. Исходя из преамбулы Закона, мы предполагаем, что образовательный процесс в спортивной школе должен завершаться итоговой аттестацией, т.к. учреждения дополнительного образования детей (спортивные

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008

школы) — это, прежде всего, образовательные учреждения. В часть 1 ст. 27 законодатель закрепил право за образовательным учреждением, в соответствии с имеющейся лицензией, выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации [20]. Причем форму документов образовательное учреждение может определять самостоятельно и заверять собственной печатью. Но в части 2 ст.27 законодатель закрепил за образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные программы (за исключением дошкольных), право выдавать лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения [10]. Дополнительные образовательные программы относятся к общеобразовательным (пункт 1 часть 1 ст. 9), но в данный момент документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации для выпускников спортивных школ не утверждено в законном порядке и соответственно учреждение разрабатывает их самостоятельно (часть 1 ст. 27).

Прежде всего, проанализировав законодательство РФ, мы считаем, что позитивным моментом подтверждения государственного статуса образовательным учреждением дополнительного образования детей является гарантированное финансирование в соответствии с установленным видом и категорией. Это право применяется на основании разъяснений из письма ВАС РФ от 10.12.1992 №С-13/ОС3-355 [16], а также утверждено приказом Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 (пункт 17) [24]. В приказе прямо указано, что с момента прохождения аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения дополнительного образование детей получает право на централизованное финансирование в соответствии с установленным видом и категорией.

В противном случае, деятельность учреждений без лицензии предполагает предоставление физкультурно-спортивных услуг детям согласно ГОСТ Р 52024 — 2003 и Р 52025 — 2003, где утверждены общие требования предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, а также обеспечение их безопасности для потребителей. В этом случае льготы для физкультурно-спортивных организаций и их работников не предусмотрены.

Четвертое. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей (МУ ДОД) и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги (часть

1 ст. 45) по дополнительным образовательным программам [12]. Перечень таких платных дополнительных образовательных услуг обозначен в письме Минобразования РФ от 21.07.1995 № 52 — М [22], но они не могут быть оказаны в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В этом случае спортивной школе необходимо предусматривать, что при прохождении государственной аккредитации учитываются средние показатели региона для дополнительных образовательных программ и по ним неправомерно оказывать платные дополнительные образовательные услуги. В случае предоставления платных дополнительных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, финансируемым из бюджета, средства от такой деятельности изымаются в бюджет учредителя (часть 3 ст. 45) [11]. Для организации платных до-

полнительных образовательных услуг в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей необходимо в его уставе указать перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.

Пятое. Учреждение дополнительного образования детей, оказывающее платные дополнительные образовательные услуги должно учитывать, что ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» гарантирует право детей (ст. 10) бесплатно получать услуги по медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение детей в муниципальных учреждениях здравоохранения [13].

Таким образом, право детей на бесплатные занятия гарантировано в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей (МОУ ДОД), прошедшего лицензирование и государственную аккредитацию, а также в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей (МУ ДОД), прошедших только лицензирование по дополнительным образовательным программам, финансируемых из бюджета.

В то же время, исходя из вышесказанного, мы считаем, что в сложившихся социально-экономических условиях реализация платных дополнительных образовательных услуг за родительскую плату оправдана в условиях низкой бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Но стратегическим развитием образования в России это предусмотрено [15, 25]. Однако негативным фактором в развитии физической культуры и спорта среди детей является установление родительской платы за образовательные услуги, не руководствуясь принципом доступности. Критерии доступности могут быть выработаны на общем собрании представителей от учредителей, исполнительных и представительных органов местного самоуправления, общественности (родителей) и т.д. На наш взгляд, не стоит забывать о необходимости разработки перечня, оказание которых менее всего сказывается на эффективности образовательного процесса в спортивных школах. Например, прокат лыж и коньков; услуги гардероба и охраны и т.д. Тем более, согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2004 по делу № А56—11012/04 [10] эти услуги признаны частью образовательного процесса и освобождаются от уплаты НДС. В дальнейшем планируется рассмотреть перечень вариантов платных дополнительных образовательных услуг.

Примечание

1 Приказ Минкультуры РФ от 25.05.2006г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества» не опубликован.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746.

2. Добрынина, Е.Е. Тушите свет. Общественная палата занялась проблемами муниципалов / Е.Е. Добрынина // Российская газета, 2006. — 3 июня. — С. 5.

3. Европейская хартия о местном самоуправлении // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466.

4. Егоричев, А.Н. Право на занятия физической культурой как элемент правового статуса личности А.Н.Егоричев // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 1. — С.23 — 26.

5. Кипарисов, Э.А. Разберемся с лицензиями / Э.А. Кипарисов // Юрист вуза. — 2007. —№ 2. — С. 32 — 33.

6. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР, выпуск ХЬУ1, 1993.

7. Конституция РФ // Российская газета. — № 237. — 1993. — 25 декабря. — С. 34 — 48.

8. Методические рекомендации для организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации: письмо Минобразования и науки РФ от 29.06.2006; № 06—1479 // Вестник образования. - № 1. - 2007. - С. 43-65.

9. Новокрещенов, В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия [Текст] / В.В. Новокрещенов : монография. - Ижевск : изд-во ИжГТУ, 2006. - 140 с.

10. О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения Единого государственного экзамена: Федеральный закон от 09.02.2007 № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007. - № 7, ст. 838.

11. О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий»: Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 23.04.2007. - № 17, ст. 1932.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007. - № 49, ст. 6070.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные и нормативные в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 30.08.2004. - № 35, ст. 3607.

14. О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей: приказ Минобразования России от 03.05.2000 г. № 1276 // Официальные документы в образовании. -№ 10. - 2000. - С. 48-53.

15. О национальной доктрине образования в Российской Федерации // Российская газета. — № 196. — 2000. — 11 октября. — С. 31-32.

16. О разрешении арбитражными судами споров, связанных с применением Закона РФ «Об образовании»: письмо ВАС РФ от 10.12.1992 № С-13/ОС3-355 (в ред. ВАС РФ от 09.02.93 № С3-11) // Вестник ВАС РФ. - 1993. - № 2.

17. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы: постановление Правительства РФ от 11.01.2006 № 7 // Собрание законодательства РФ, 16.01.2006. - № 3, ст. 304.

18. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы: постановление Правительства РФ от 11.01.2006 № 7 // Собрание законодательства РФ, 31.12.2007. - № 53, ст. 6615.

19. О физической культуре и спорте в РФ: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007. -№ 50, ст. 6242.

20. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992. - № 30, ст. 1797.

21. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. - № 40, ст. 3822.

22. Об организации платных дополнительных образовательных услуг: письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 № 52-М // Вестник образования. - 1995. - № 9. - С. 90-93.

23. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 // Российская газета. -№ 169. - 2000. - 31 августа. - С. 23.

24. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995. - № 12, ст. 1053.

25. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 02.07.2007. - № 27, ст. 3213.

САМСОНОВ Иван Иванович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.

Статья поступила в редакцию 28.05.08 г.

© И. И. Самсонов

Книжная полка

Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности 050720 «Физическая культура» / П. К. Петров. - М. : Академия, 2008. - 286 с. : рис. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3870-4.

В учебном пособии рассматриваются информационные технологии, связанные с обеспечением учебной, научно-методической и спортивно-оздоровительной деятельности в физической культуре и спорте. Представлены технологии обработки аудио- и видеоматериалов, технологии создания мультимедийных программно-педагогических средств по спортивно-педагогическим дисциплинам.

Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Будет полезно преподавателям факультетов университетов и институтов физической культуры и специалистам, работающим в сфере физкультуры и спорта.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.