ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
УДК 796.072
И. И. САМСОНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
МОДИФИКАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ___________________________
В статье автор обосновывает нормативно-правовую сторону установления уровня оплаты труда тренеров-преподавателей спортивных школ в современных условиях, выявляя несоответствие разрядных норм тарифно-квалификационных характеристик в учреждениях образования и физической культуры и спорта. Кроме того, автором предлагается Положение о надбавках к тарифным ставкам (окладам) работникам спортивных школ, имеющим звание и государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью.
В настоящее время признано аксиомой, что высоких спортивных результатов может достичь талантливый человек, обладающий определенным комплексом генетической предрасположенности (маркеров) к деятельности. Однако таких результатов невозможно достичь без целенаправленной многолетней подготовки и квалифицированной помощи со стороны «тренеров» (обобщ.) в любом виде спорта. Спортивная подготовка обучающихся реализуется на пяти этапах многолетней подготовки, которую осуществляет тренерско-преподавательский состав учреждений дополнительного образования физкультурноспортивной направленности.
Однако современные экономические условия, сложившиеся в нашей стране, предопределили ситуацию снижения квалификационного уровня тренерско-преподавательского состава.
Эта проблема возникла вследствие увольнения квалифицированных кадров из-за низкой оплаты труда. Особенно остро такая ситуация обнаруживалась в отдаленных районах России, где деятельность в целом направлена на развитие массового спорта. При сложившихся обстоятельствах тренерско-преподавательскому составу не было возможности увеличить материальное вознаграждение за свой труд по достижениям обучающихся, так как основными задачами этапов (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) было утверждение здорового образа жизни, профилактика правонарушений, повышение уровня физической подготовленности с учетом индивидуальных возможностей и требований программ по видам спорта [4].
В настоящее время Правительство Российской Федерации осуществляет программу повышения благосостояния работников бюджетных организаций. В то же время органы управления физической культурой и спортом разрабатывают новые механизмы функционирования учреждений дополнительного образования и стимулирования их работников [3]. Тем не менее при положительных инновациях остаются нерешенными вопросы организации и регулирования деятельности тренерско-преподавательского состава спортивных школ.
Ввиду того что спортивные школы относятся к сферам образования и физической культуры и спорта, регулирование трудовых отношений специалистов спортивных школ до настоящего времени проис-
ходило на основании Инструктивного письма Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму № 96-ИТ от 25.01.1995 г. и Минобразования Российской Федерации № 03-М от 01.02.1995 г. [4]. Однако оно было признано недействительным, согласно «Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ» от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685. Разработчиком рекомендаций явился Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобразования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по физической культуре и спорту [3].
В этом документе определено, что к спортивным школам относятся ДЮСШ, ДЮСТШ, СДЮШОР, ШВСМ, ДЮКФП независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также другие физкультурно-спортивные организации.
Оплата труда и трудовые отношения работников в спортивных школах осуществляются согласно трудовому законодательству [3].
Анализ трудового законодательства Российской Федерации позволил нам сделать вывод о том, что Единый квалификационный справочник в отраслях бюджетной сферы до настоящего времени не утвержден в законном порядке (согласно ст. 143 ТК РФ). В этом случае необходимо исходить из требований Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы [2].
В этом нормативно-правовом документе отмечается, что до утверждения в установленном порядке ЕКС (Единого квалификационного справочника) применяются тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Исходя из выше сказанного мы изучили ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», ФЗ РФ «Об образовании» и «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ», а также Типовое положение об учреждении дополнительного образования и выявили:
1) спортивные школы создаются как учреждения дополнительного образования независимо от их ведомственного подчинения и организационно-право-
вой формы (ст. 9 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»);
2) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 ФЗ РФ «Об образовании»);
3) спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей (Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ);
4) к образовательным относятся учреждения следующих типов:дополнительного образования детей (ст. 12 п. 4.8 ФЗ РФ «Об образовании»);
5) образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства (Типовое положение об учреждении дополнительного образования (п. 1.2.).
Таким образом, руководители и специалисты спортивных школ (тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты и т.д.): во-первых, должны относиться к работникам учреждений образования и во-вторых, к работникам физической культуры и спорта.
В свою очередь, во многих субъектах РФ сложилась не адекватная ситуация в определении уровня оплаты труда, так как многие руководители изначально относят специалистов спортивной школы к работникам физической культуры и спорта (Например, Распоряжение № 57-од от 29.09.2004 г. Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области). По нашему мнению, тренер-преподаватель и инструктор-методист должны тарифицироваться как специалисты учреждения образования.
Регулирование оплаты труда в спортивных школах должно производиться не только на основании Письма Минобразования Российской Федерации от
29.03.2001 г. № 20-52-1350 /20-5. Приложение 1 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-521350/20-5. О согласовании разрядов оплаты труда и Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, Письма от 26.10.2004 г. Минобрнауки Российской Федерации № АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 96, но также на основании Постановления Минтруда Российской Федерации № 8 от 18.02.2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации» [1,6, 7].
Изучив Тарифно-квалификационные характеристики (далее — ТКХ) по должностям работников учреждений образования и физической культуры и спорта, мы выявили следующее:
1) ТКХ тренеров-преподавателей не соответствуют по диапазонам разрядов оплаты труда:
— тренер-преподаватель по спорту (6—12 разряд);
— тренер-преподаватель образовательного учреждения (6—14 разряд);
2) разделы «Должностные обязанности» идентичны друг другу;
3) по разделу «Должен знать»:
— у тренера-преподавателя образовательного учреждения требования к объему знаний, которыми он обязан руководствоваться в деятельности, более обширны, чем у тренера-преподавателя по спорту;
4) по разделу «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» отмечается несоответствие по разрядам и соответствующим им квалификационным категориям:
— тренер-преподаватель образовательного учреждения: 12 разряд (II категория), 13 разряд (I категория), 14 разряд (высшая квалификационная категория);
— тренер-преподаватель по спорту: 10 разряд (II категория), 11 разряд (I категория), 12 разряд (высшая квалификационная категория).
5) аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном Приказом Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 г. № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
6) присвоение квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17.09.1993 г. № 148 «О квалификационных категориях тренеров-препо-давателей по спорту и инструкторов-методистов» [1].
Таким образом, государственным органам исполнительной власти в области образования, физической культуры и спорта совместно с Минтруда и социального развития Российской Федерации необходимо разработать Тарифно-квалификационные характеристики для работников спортивных школ.
В настоящее время, исходя из сложившейся ситуации, для определения оплаты труда тренера-препо-давателя спортивной школы целесообразнее руководствоваться Письмом Минобразования РФ от
29.03.2001 г. № 20-52-1350 /20-5. Приложение 1 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 2052-1350/20-5. О согласовании разрядов оплаты труда и Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации.
К работникам спортивных школ (инструктор-методист, спортсмен-инструктор, массажист и т.д.) должны применяться Тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта, утвержденные Постановлением Минтруда № 8 от 18.02.2000 г., так как их нет в перечне тарифноквалификационных характеристик работников учреждений образования.
Немаловажной проблемой на сегодняшний день является то, что муниципалитетам предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, но не ниже рекомендуемых федеральных нормативов.
Тем не менее каждый год Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии со ст.135 ТК РФ) в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разрабатывает Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней.
Единые рекомендации направлены на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и уста-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
навливают, что при определении систем оплаты труда органы государственной власти и местного самоуправления не могут допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, для которых приняты решения по повышению оплаты и стимулированию труда.
Методическими рекомендациями для организации деятельности спортивных школ предусмотрены условия повышения оплаты труда. На основании Методических рекомендаций к тарифным ставкам (окладам) за государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью рекомендовано предусмотреть премии и доплаты в совокупном размере до 100 %. Однако рекомендациями не регламентирован порядок и условия премирования и доплат работникам спортивных школ.
В соответствии с рекомендациями нами предложено Положение о надбавках к тарифным ставкам (окладам) работникам спортивных школ.
Положение было разработано в соответствии с Методическими рекомендациями, Единой всероссийской спортивной классификацией, Приказом Рос-спорта «Об учреждении почетных спортивных званий», Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму «Об утверждении Положения о почетных спортивных званиях», Указом Президента Российской Федерации «О награждении государственными наградами Российской Федерации», Приказом Минобразования «Об утверждении положения об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации», также в соответствии с другими нормативно-правовыми документами в целях повышения мотивации работников спортивных школ за высокие спортивные достижения и заслуги в области физической культуры и спорта [5, 6, 7].
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок присуждения надбавок руководителям, специалистам и учебно-вспомогательному персоналу спортивных школ за звание и (или) государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью.
1.2. Надбавки руководителям, специалистам и учебно-вспомогательному персоналу спортивных школ начисляются:
— за спортивные звания и разряды по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) и Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК);
— за государственные награды, почетные спортивные звания за вклад в развитие физической культуры и спорта, повышение авторитета России и российского спорта на международной арене;
— за отраслевые награды Министерства образования и науки Российской Федерации.
1.3. Ходатайства администрации спортивной школы перед учредителем рассматриваются дважды в год.
В зависимости от времени принятия решения дополнительная оплата труда вводится с 1 сентября или с 1 января и действует в течение одного года для пересмотра размера надбавок.
1.4. Надбавки администрации и учебно-вспомогательному персоналу спортивной школы на момент деятельности спортивной школы производятся в соответствии с данным Положением независимо от выполняемой нагрузки по педагогической деятельности.
1.5. Суммарная норма надбавок и доплат рассчитывается в пределах величины ставки ЕТС и не должна превышать 100%.
1.6. Должностные лица, допустившие необоснованное представление на начисление надбавок и доплат за звания и государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью, несут персональную ответственность в виде материального взыскания или уголовной ответственности.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что федеральным и (или) государственным органам исполнительной власти в области образования, физической культуры и спорта необходимо разработать единые тарифно-квалификационные характеристики для работников спортивных школ.
Разработанное Положение о премиях и доплатах к тарифным ставкам (окладам) за почетное и (или) спортивное звание, а также государственные награды удовлетворяет требованиям Методических рекомендаций для организации деятельности спортивных школ в РФ, но размер надбавок в каждом регионе может варьировать, исходя из финансовых средств учредителя спортивной школы.
Приложение 1 Перечень званий и государственных наград для начисления надбавок руководителям,специалистам и учебно-вспомогательному персоналу спортивных школ
1. Надбавка к окладу по ставке ЕТС за почетные звания* и государственные награды* начисляется в размере 50 %:
A) орден Почета;
Б) орден «За заслуги перед Отечеством» I , II, III, IV степени;
B) «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации»;
Г) «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации»;
Д) «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»;
Е) «Заслуженный учитель Российской Федерации»;
Ж) «Заслуженный тренер России»;
З) «Заслуженный мастер спорта России»;
И) «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»;
К) «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»;
Л) «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».
2. Надбавка к окладу по ставке ЕТС за государственные награды*, почетные спортивные звания*, почетные знаки* и знаки* начисляется в размере 40 %:
A) «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»;
Б) «Отличник физической культуры и спорта»;
B) «Почетный спортивный судья России».
Г) медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II степени.
Д) «Мастер спорта России международного класса»;
3. Надбавка к окладу по ставке ЕТС за спортивное звание* начисляется в размере 30 %:
А) «Гроссмейстер России»;
Б) «Мастер спорта России».
4. Надбавка к окладу по ставке ЕТС за ведомственные награды* по профессиональной или спортивной деятельности начисляется в размере 20 %:
А) «Почетная грамота Олимпийского комитета»;
Б) «Благодарность Президента Российской Федерации»;
В) «Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту»;
Г) медаль К. Д. Ушинского;
Д) нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
Е) нагрудный знак «Почетный работник начального, среднего высшего профессионального образования Российской Федерации»;
Ж) ведомственные награды федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, образования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.
5. Надбавка к окладу по ставке ЕТС за спортивные разряды начисляется спортсмену-инструктору в размере 20 %:
А) «Кандидат в мастера спорта» (КМС);
Б) «I разряд» по игровым видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.
* подразумевается Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
Библиографический список
1. Галкина, Т.И. Аттестация педагогических кадров: книга современного завуча / Т.И.Галкина, В.В.Котельникова. — Ростов- н/Д: Феникс, 2006. — 416 с.
2. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работни-
ков организаций, финансируемых из бюджетов, на 2007 год. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений // Официальные документы в образовании. — № 4. — 2007. — С. 56 — 68.
3. Методические рекомендации для организации деятельности спортивных школ // Вестник образования. -№ 1. — 2007. — С. 16-27.
4. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ / сост. В.Г.Бауэр, Е.П.Гончарова, В.Н. Панкратова. — М.: [б.и.], 1995. — 32 с .
5.От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сб. нормативных и метод. материалов для доп. образ. детей / под ред. А.К. Бруднова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 544 с.
6. Регулирование труда педагогических работников. Сборник нормативных актов и судебных постановлений (по состоянию на 1 января 2007 г.) с правовым комментарием [Текст] / сост., коммент. М.Н. Микушиной. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 440 с.
7. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик.- 2-изд., доп. и испр. — М.: Советский спорт, 2003. — 912 с.
САМСОНОВ Иван Иванович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.
Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.
© И. И. Самсонов
Книжная полка
Кузьмин, В. И. Анатомо-физиологическое обоснование учебно-тренировочного процесса в силовых видах спорта [Текст] / В. И. Кузьмин. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 94 с.
В настоящем пособии сделана попытка систематизировать научные данные о работе мышечной системы под влиянием физических упражнений силового характера (пауэрлифтинг, бодибилдинг, гиревой спорт). Наглядно показаны действия того или иного упражнения на отдельные мышцы, объясняется процесс, происходящий внутри мышечной ткани под воздействием целенаправленных физических упражнений, даются рекомендации по вопросам спортивного питания непосредственно для занимающихся силовыми видами спорта.
Предназначено для студентов 1—4 курсов, занимающихся в спортивных секциях по силовым видам спорта.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст] : учеб. для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк [и др.]; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 517, [1] с.: рис. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-7695-4400-2.
В учебнике излагаются теоретико-методические основы спортивных игр, их роль и место в системе физического воспитания и спорта, в профессиональном физкультурном образовании; представлена методика обучения базовым спортивным играм: волейболу, баскетболу, гандболу, футболу, хоккею, теннису.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ