Научная статья на тему 'Экспертное заключение на проект закона Нижегородской области № 1479-4 «о физической культуре и спорте в Нижегородской области» (внесен губернатором области)'

Экспертное заключение на проект закона Нижегородской области № 1479-4 «о физической культуре и спорте в Нижегородской области» (внесен губернатором области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертное заключение на проект закона Нижегородской области № 1479-4 «о физической культуре и спорте в Нижегородской области» (внесен губернатором области)»

о

£

о

>5

8

0 § о.

12

1

со

¡5

о.

о

с

о

I

>5

8

О

Ф

со

■©■

155

г

£

о

<3

£

О

0

?!

О.

£2

1

05

I

§

<3

со

0 & 05

1

0)

1 Ф :т

2

5

<3

со

0)

о

Е

о.

ш

с

о

Экспертное заключение на проект закона Нижегородской области № 1479-4 «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» (внесен Губернатором области)

Как отмечается в пояснительной записке, рассматриваемый проект разработан в связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2007 года № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта установлены ст. 8 указанного Федерального закона. В рассматриваемом проекте они подвергнуты дальнейшей конкретизации и разграничены между Законодательным Собранием и Правительством Нижегородской области.

В проекте закона установлен порядок организации и проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и межмуниципальныхофициальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, что соответствует положению п. Э ч. 1 ст. 8 Федерального закона«О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Проектом также определен порядок формирования спортивных сборных команд Нижегородской области, и установлено, что утверждение порядка их материально-техническое обеспечения относится к компетенции правительства Нижегородской области.

Перечень расходных обязательств Нижегородской области (п. 1 ст. 15 проекта закона) установлен в полном соответствии с положением п. 2 ст. 38 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Вместе с тем, анализ проекта закона показывает, что он не лишен отдельных недостатков.

1. Проект закона включает в себя 16 статей, объединенных в 5 глав. Структура закона и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц текста определяются исходя из объема и содержания закона (ч. 7 ст. 17 Закона Нижегородской области «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» от10 февраля 2005 года № 8-З). При таком незначительном объеме нормативного материала, какой имеется в проекте закона, представляется не вполне обоснованным выделение таких структурныхэлемен-тов, как главы. Выделение глав выглядит особенно неудачным в связи с тем, что две последние главы, включают в себя лишь по одной статье. Согласно ч. 6 ст. 17 Закона «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» глава закона подразделяется, как правило, не менее чем на две структурные единицы.

2. В проекте не определены основные задачи и направления развития физической культуры и

спорта в Нижегородской области, что с точки зрения законотворческой техники является существенным недостатком.

3. В проекте не учтены в полной мере положения ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающие полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Так, не учреждены почетные звания, награды, премии и иные формы поощрения в области физической культуры и спорта. В пункте 3 ч. 1 ст. 3 проекта лишь указывается, что решение этого вопроса отнесено к компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области. Следовательно, предполагается возможность в последующем принятия специального закона.

На наш взгляд, дальнейшая дифференциация и конкретизация законодательства Нижегородской области о физической культуре и спорте должна быть исключена. Базовый закон, каковым и должен стать предлагаемый проект, призван урегулировать все основные общественные отношения в рассматриваемой сфере. Необходимо заметить, что от подобной дифференциации отказался и высший орган законодательной власти Российской Федерации. В этой связи предлагаем положения действующего законодательства Нижегородской области в сфере физической культуры и спорта (в настоящее время на территории Нижегородской области действует Закон Нижегородской области «О мерах дополнительного материального обеспечения ведущих спортсменов Нижегородской области и их тренеров» от 4 июня 2008 года № 60-3) инкорпорировать в закон, проект которого рассматривается, и дополнить проект нормами о почетных званиях, наградах, премиях и иных формах поощрения в области физической культуры и спорта.

Такая инкорпорация потребует дополнения его статьей «Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Нижегородской области, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта». В данной статье должно быть установлено, что со дня вступления в силу настоящего Закона Нижегородской области признать утратившим силу Закона Нижегородской области «О мерах дополнительного материального обеспечения ведущих спортсменов Нижегородской области и их тренеров» от 4 июня 2008 года № 60-3.

4. В проекте не учтены положения ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которым спортивным клубам могут оказывать содей-

ствие, в том числе и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В техслуча-ях, когда такое содействие связано с распоряжением собственностью области, порядок такого распоряжения в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 31 Устава Нижегородской области устанавливается законом Нижегородской области.

5. Положение п. 15 ч. 1 ст. 4 проекта противоречит п. 6 ч. 1 ст. 8 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Пунктом 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях, является полномочием субъекта Российской Федерации. Данное положение конкретизируется в ч. 7 ст. 22 этого же Закона, согласно которой спортивные разряды и квалификационные категории спортивныхсудей (за исключением квалификационной категории спортивного судьи всероссийской категории) присваиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта в порядке, установленном соответственно Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях.

Пункт 15 ч. 1 ст. 4 необоснованно расширяет круг лиц, которым могут присваиваться квалификационные категории, включая в него тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов.

В настоящее время присвоение категорий тре-нерам-преподавателям и инструкторам-методис-там является элементом аттестации педагогических работников, имеет иные цели, нежели присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивным судьям, в связи с чем регулируется законодательством об образовании. В соответствии с п. 1.3 Приказа Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26 июня 2000 года № 1908 целями аттестации педагогических работников являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Кроме того, присвоение квалификационных категорий тренерам-преподавателям и инструкто-рам-методистам в соответствии с п. 4.1 указанного Приказа Минобразования России отнесено к компетенции руководителя образовательного учреждения.

В этой связи считаем необходимым исключить из п. 15 ч. 1 ст. 4 проекта понятия «тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам».

6. Положение п. 24 ч. 1 ст. 4 проекта противоречит отдельным положениям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта. Употребление выражения «в том числе» говорит об открытости данного перечня. Круг лиц, имеющих право на получение дополнительного материального обеспечения за счет бюджета Нижегородской области, в настоящее время конкретизирован в ст. 2 Закона Нижегородской области «О мерах дополнительного материального обеспечения ведущих спортсменов Нижегородской области и их тренеров» от 4 июня 2008 года № 60-3. В соответствии с вышеуказанной статьей право на дополнительное материальное обеспечение имеют ведущие спортсмены Нижегородской области — члены сборных команд России основного и резервного составов, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Нижегородской области, завоевавшие после 1 июля 2008 года призовые места на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах, первенствах и кубках мира, чемпионатах и кубках Европы по олимпийским, паралимпийским, сурдлимпийским видам спорта (далее — спортсмен), а также их тренеры, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Нижегородской области. В пункте 24 ч. 1 ст. 4 проекта перечень лиц, в отношении которых может быть установлено дополнительное материальное поощрение, необоснованно расширен путем включения в него просто участников Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр.

Имеет место и другое противоречие. В пункте 24 ч. 1 ст. 4проекта установление дополнительного материального обеспечения отнесено к полномочиям Правительства Нижегородской области, тогда как в настоящий момент дополнительное материальное обеспечение устанавливается непосредственно Законом Нижегородской области «О мерах дополнительного материального обес-

с

а

£

о

>5

8

с

?!

I

8

со

те

&

п

с

е

а

>5

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

е

ч

и

со

и

г

ти

с

а

£

о

>5

8

с

§

!

I

а

н

кон

а

з

т

к

е

о

&

а

н

е

и

н

е

а

з

е

о

тн

о.

е

п

ксп

Э

ВестникНижегородской академии МВД России, 2009, № 1 (10)

275

о

<0

£

о

>s

S

0 § Q.

£2

1

X

CQ

¡5

Q.

О

С

о

I

>s

О

ф

S

со

S

■©■

£

г

£

о

<0

£

О

>s

52

0

?!

Q.

£2

1

<3

I

S

«о

со

Ф

0 & <0

1

0)

S

I

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ö

52

<0

со

0)

о

iE

Q.

Ш

С

52

о

печения ведущих спортсменов Нижегородской области и их тренеров», а к компетенции Правительства относится лишь установление порядка предоставления и выплаты дополнительного материального обеспечения спортсменов и их тренеров (ст. 7 вышеназванного Закона).

Вышеуказанные противоречия, с учетом ранее высказанного предложения по инкорпорации положений Закона Нижегородской области от «О мерах дополнительного материального обеспечения ведущих спортсменов Нижегородской области и их тренеров», предлагаем устранить путем изложения п. 24 ч. 1 ст. 4 проекта в следующей редакции: «24) установление порядка предоставления и выплаты дополнительного материального обеспечения спортсменов и их тренеров в случаях, предусмотренных настоящим законом».

7. В проекте закона не установлены полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, что создает пробел в регламентации выбранного проекта правового регулирования. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

8. Включение в закон Нижегородской области положений, содержащихся в ст. 5—8 проекта противоречит положению ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом

особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации местных и региональных спортивных федераций установлены в ст. 13. При этом закон не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению каких-либо иных особенностей создания, деятельности, реорганизации и ликвидации спортивных федераций.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов обще-ственныхобъединений, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Деятельность таких общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях». Субъекты Российской Федерации компетенцией по принятию специальных законов об общественных объединениях не обладают.

В случае если общественное объединение является юридическим лицом, то порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации в качестве юридического лица регулируется гражданским законодательством, которое в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации.

На основании вышесказанного предлагаем исключить ст. 5—8 проекта.

Вывод: с учетом изложенных замечаний и предложений проект закона Нижегородской области № 1479-4 «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» рекомендуется к дальнейшему обсуждению и доработке.

Заключение подготовлено:

Президентом Фонда НИНПЦ «Юртех» заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридическихнаук, профессором, академиком РАЕН и ПАНИ В.М. Барановым

Заместителем начальника кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидатом юридическихнаукА.В. Пчелкиным

Адъюнктом кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, заслуженным мастером спорта, олимпийским чемпионом 2006 года в дуатлоне Е.А. Дементьевым

17 марта 2009 года

Президент Фонда НИНПЦ «Юртех» В.М. Баранов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.