УДК 338.43
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11604
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Власов Валерий Александрович
к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России Россия, г. Красноярск
Аннотация: В статье исследуются отдельные проблемы в области государственного регулирования физической культуры и спорта. В частности, речь идет о необходимости учреждения, как на уровне РФ, так и в каждом субъекте РФ специальных целевых бюджетных фондов физической культуры и спорта. Также автор предлагает внести ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, которые будут способствовать улучшению его качества.
Ключевые слова: государственное регулирование, физическая культура, спорт, спортивное право, спортсмен, пробелы, противоречия, национальные виды спорта, предложения, целевой бюджетный фонд физической культуры и спорта.
SOME ACTUAL PROBLEMS IN THE SPHERE OF GOVERNMENTAL REGULATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AND PROPOSALS TO IMPROVE THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Vlasov Valery Aleksandrovich
Ph.D, Associate Professor at the Department of State Legal and Industry Legal Disciplines Achinsk Branch Krasnoyarsk State Agrarian University Associate Professor of the Department of Civil Law and the Siberian Process of the law institute
of the Ministry of Internal Affairs Russia Russia, the city of Krasnoyarsk
Abstract: The article examines some problems in the field of state regulation of physical culture and sports. In particular, we are talking about the need for institutions, both at the level of the Russian Federation and in each subject of the Russian Federation, special targeted budgetary funds for physical culture and sports. The author also proposes to make a number of specific proposals to improve the legislation of the Russian Federation, which will contribute to the improvement of its quality.
Key words: state regulation, physical culture, sports, sports law, athlete, gaps, contradictions, national sports, offers, target budgetary fund of physical culture and sports.
Физическая культура и спорт являются в современных реалиях одним из базисных факторов бытия и сущности человека, которым недостаточно уделяется внимания со стороны органов публичной власти по сравнению с развитыми зарубежными странами.
Вопрос о государственном регулировании в области физической культуры и спорта для любого государства является одним из самых актуальных.
Анализ юридической литературы, посвященной собственно вопросам государственного регулирования в области физической культуры и спорта указывает на то, что указанный правовой институт (отдельные авторы пишут об отрасли права) является сложным и комплексным. Это объясняется тем, что рассматриваемый институт (либо отрасль права) является предметом совместного изучения нескольких юридических наук: гражданского права (гражданско-правовые договоры, гражданско-правовая ответственность, права на телевизионные трансляции, отношения спортсменов и агентов), уголовного права (уголовные преступления), административного права (административные правонарушения), гражданско-процессуального права (процессуальные вопросы рассмотрения дел с участием спортсменов и тренеров), финансового права (финансирование различного рода соревнований), трудового права (особенности регулирования труда с участием спортсменов и тренеров со спортивными клубами, иными физкультурно-спортивными организациями), градостроительного права (правила застройки территории при возведении спортивных объектов), международного права (проведение Олимпиад, Универсиад, чемпионатов мира, чемпионатов Европы, рассмотрение спортивных споров международными спортивными судебными арбитражными органами и т.д.).
К.С. Бельский в свое время писал о предмете административного права, но его аргументы могут служить точкой опоры и для регулирования отношений в области физической культуры и спорта. В частности, у него мы находим следующее утверждение: «трудно найти отрасль права, предмет регулирования которой замыкался бы только на одном виде общественных отношений и не имел его разновидностей» [4].
Но есть и более радикальная точка зрения С.В. Алексеева, который полагает, что: «спортивное право - самостоятельная отрасль права, предметом которой является органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта» [2].
Автор настоящей научной статьи полагает, что обе точки зрения имеют право на существование. Вместе с тем, объективная реальность такова, что в настоящий момент можно говорить о комплексной отрасли спортивного права, поскольку отсутствует единый предмет правового регулирования, превалирующий метод правового регулирования, единый кодифицированный акт в виде Спортивного кодекса Российской Федерации, многие отношения субъектов спортивного права регламентируются иными отраслями законодательства.
Имеющийся спад в развитии физкультурного движения, объясняется специалистами достаточно низкими зарплатами тренеров, занятых развитием физической культуры и спорта в муниципальных учреждениях, неиспользование или использование спортивных баз не по их целевому назначению, приватизация спортивных объектов, отъезд высококлассных российских тренеров и специалистов в конкурирующие с Россией зарубежные страны, нежелание многих профессиональных спортсменов по завершении карьеры возвращаться на Родину, в недалеком будущем может стать серьёзным негативным фактором.
В настоящий момент имеются существенные пробелы, противоречия, как федерального законодательства, так и регионального законодательства в области физической культуры и спорта.
Имеется объективная необходимость законодательного закрепления положения, направленного на учреждение, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации федерального целевого бюджетного фонда физической культуры и спорта и региональных целевых бюджетных фондов физической культуры и спорта во всех восьмидесяти пяти субъектах Российской Федерации.
Забота о развитии национальных видов спорта - это одна из главных целей социальной политики Российского государства, направленная на реализацию гуманистических ценностей, открывающих широкий простор для выявления способностей граждан, проживающих в Арктической зоне. Указанная цель должна быть реализована посредством разработки проекта и принятия Стратегии развития и популяризации национальных видов спорта в Российской Федерации.
Занятие национальными видами спорта отвлекает подрастающее поколение от формирования вредных привычек, стимулирует физкультурно-массовую работу и пропаганду здорового образа жизни среди коренных этносов. Арктическая зона нашей страны была определена в 2014 году Указом Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [1]. Она включает территории восьми субъектов Российской Федерации: Мурманской области; семи муниципальных образований Архангельской области; Ненецкого автономного округа; городского округа «Воркута» Республики Коми; Ямало-Ненецкого автономного округа; городского округа Норильска, Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района и Туруханского района Красноярского края; пяти улусов (районов) Республики Саха (Якутия); Чукотского автономного округа. Площадь Арктической зоны Российской Федерации около 9 млн. км, ее население - более 2,5 млн. человек, что составляет менее 2 % населения России и около 40 % жителей всей Арктики [9]. В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов из общей численности этой категории российского населения примерно в 250 тыс. человек. По своему этническому составу это ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены, кереки.
Признание, развитие, пропаганда и поддержка национальных видов спорта в нашей стране на всех уровнях (на уровне Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне муниципальных образований) способствуют сохранению национальных обычаев и традиций, приобщают молодежь к физической культуре и спорту, поддерживают духовное и физическое здоровье населения, проживающих в Арктической зоне.
Следует отметить, исходя из вышесказанного, существенные изменения правовых реалий применительно к массовому спорту, студенческому спорту, национальным видам спорта, профессиональному спорту объективно требуют разработки проектов и дальнейшее принятие таких Федеральных законов как: «О массовом спорте в Российской Федерации», «О студенческом спорте в Российской Федерации», «О национальных видах спорта в Российской Федерации», «О профессиональном спорте в Российской Федерации» и внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Целесообразно пункт 7 статьи 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дополнить словом «государственная» и изложить в следующей редакции: 7) государственная аккредитация общероссийских спортивных федераций.
Поддерживаем точку зрения С.В. Алексеева о том, что реформа системы государственного управления в области физической культуры и спорта должна базироваться на разработке реалистичной экономической стратегии, нацеленной на обеспечение интересов отрасли с точки зрения осуществления структурной перестройки, повышения конкурентоспособности российского спорта [3]. Так, С.В. Алексеев выделяет в числе основных направлений совершенствования спортивного законодательства разработку и принятие Спортивного кодекса Российской Федерации. Полагаем, что в будущем можно ставить вопрос именно в таком формате.
Перекладывая основные посылки мотивации (по С.А. Русакову) [8] на труд спортсменов, работодатель, а им выступает государство в лице органов государственной власти в Российской Федерации, обязан реализовывать ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации (развитие физической культуры и спорта). Поэтому предлагаем внести изменения в действующее законодательство, позволяющие определить реальные преференции именно для спортсменов высокого класса. Пункт 2 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» изложить в новой редакции: «Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:
- чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, лица, имеющие звание «мастер спорта России» по специальностям и (или) направлениям подготовки в любой области образования».
Поддерживая точку зрения В.В. Гриб и С.В. Алексеева, следует также отметить, что поскольку на сегодняшний день развитие спорта становится одной из основных сфер общественного сотрудничества в стране, центральное место в котором отведено Общественной палате Российской Федерации, объективно назрело создание в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан [5]. Аналогичное предложение, и его реализация будут вполне уместными также на уровне субъектов Российской Федерации.
Еще одной из проблем является вопрос о содержании понятия «спортивная травма». В частности, в ст. 348.10 ТК РФ предусмотрено: «Работодатель обязан в период временной нетрудоспособности спортсмена, вызванной спортивной травмой, полученной им при исполнении обязанностей по трудовому договору, за счет собственных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка в случае, когда размер указанного пособия ниже среднего заработка спортсмена и разница между размером указанного пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми выплатами по дополнительному страхованию спортсмена, осуществляемому работодателем». Как верно пишет В.Г. Орлов, указанные выше выплаты позволяют спортсменам сохранять уровень своих доходов на время лечения и последующей реабилитации [7]. Мы солидарны с позицией А.В. Майфат, согласно которой спортивные травмы нужно рассматривать в качестве самостоятельной правовой категории [6].
Полагаем, что внесенные предложения автором позволят унифицировать отечественную нормативную правовую базу в сфере физической культуры и спорта, защитить права личности, общества, государства в процессе реализации таких правоотношений, в том числе при проведении соревнований любого уровня.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (ред. от 27.06.2017) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть I). Ст. 2136.
2. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Закон и право, 2012. // СПС «Консультант плюс»
3. Алексеев С.В. Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации / С.В. Алексеев, С.Н. Петренко. М.,2008. 544 с.
4. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. № 11. С. 15.
5. Гриб В.В., Алексеев С.В. К вопросу о создании в Общественной палате Российской Федерации комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 2 - 5.
6. Майфат А.В. Некоторые вопросы защиты прав профессиональных спортсменов (спортивная травма: трудовой и цивилистический аспекты) // Российский юридический журнал. 2012. № 6. С. 198 - 201.
7. Орлов В.Г. Правовое положение профессиональных спортсменов // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2007. № 1. С. 71 -77.
8. Русаков С.А. Теория управления: Курс лекций. М., 2009.
9. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под редакцией В А. Тишкова; авторский коллектив: В.А. Тишков, О.П. Коломиец, Е.П. Мартынова, Н.И. Новикова, Е.А. Пивнева, А.Н. Терехина; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. - 272 с.