Научная статья на тему 'К вопросу государственно-правового строительства физической культуры и спорта в Российской Федерации'

К вопросу государственно-правового строительства физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОТИВАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилакин В.Б.

В статье обозначаются контуры проблемы, связанные с совершенствованием законодательства в области физической культуры и спорта на региональном и федеральном уровнях. Автор экстраполирует новацию норм по государственной поддержке спортсменов и созданию благоприятных условий по их мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of state and legal construction of physical culture and sports in the Russian Federation

In this paper a sign of the problems associated with the improvement of legislation in the field of physical culture and sports at regional and federal levels. Author extrapolates innovation rules on state support for athletes and create favorable conditions for their motivation.

Текст научной работы на тему «К вопросу государственно-правового строительства физической культуры и спорта в Российской Федерации»

11.4. К ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шилакин В.Б., адъюнкт. Место учебы: Дальневосточный юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: ShilakinV@mail.ru

Аннотация: В статье обозначаются контуры проблемы, связанные с совершенствованием законодательства в области физической культуры и спорта на региональном и федеральном уровнях. Автор экстраполирует новацию норм по государственной поддержке спортсменов и созданию благоприятных условий по их мотивации.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, Конституция, законодательство, мотивация, правовые акты.

ON THE QUESTION OF STATE AND LEGAL CONSTRUCTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Shilakin V.B., postgraduate student. Place of study: Far East Law Institute of MIA Russia. Department: State and Law disciplines chair. E-mail: ShilakinV@mail.ru

Annotation: In this paper a sign of the problems associated with the improvement of legislation in the field of physical culture and sports at regional and federal levels. Author extrapolates innovation rules on state support for athletes and create favorable conditions for their motivation.

Keywords: sport, physical education, Constitution, legislation, motivation.

Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта является Конституция Российской Федерации. Статья 41 гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта»1. Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72).

Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкуль-турно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности. Наличие широкого пласта правовых актов в действительности не решает большого количества проблем, которые сложились в этой отрасли. 12 декабря 2012 года в ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил: «Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для

1 Конституция РФ // Российская газета. - 1993 г. - 25 декабря.

того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физической культурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организовываем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать. Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремленной и активной молодежи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами»2.

Особенно, отмеченные проблемы видны при анализе регионального законодательства Дальнего Востока. Принятая Правительством Российской Федерации Распоряжением № 2091-р от 28.12.2009 г. «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025» определила, что: «государственная политика в сфере физической культуры и спорта будет ориентирована на повышение интереса жителей Дальнего Востока и Байкальского региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни». В целях реализации этой стратегии субъектами ДФО были приняты законы и подзаконные акты, регламентирующие вопросы физической культуры и спорта. Действительно, на Дальнем Востоке происходит значительное улучшение ситуации по сравнению с прошлыми годами, когда дальневосточники оставались не причастными к процессу спортивной жизни России. Так, в рамках реализации стратегии о проведении всероссийских соревнований на Дальнем Востоке в Хабаровске прошел чемпионат России по самбо (7-10 марта 2013 г.). Следует отметить, что Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал инициативу о признании самбо базовым и приоритетным видом спорта в нашей стране. Во время проведения спортивного мероприятия, нами было проведено анкетирование 102 участников соревнований (тренеров и спортсменов). Посредством анкетирования, мы хотели установить, как осуществляется поддержка (мотивация) спортсменов в различных субъектах Российской Федерации. Хронология полученных ответов, позволила сделать вывод, что положительная динамика мотивации спортсменов превалирует по всей России, за исключением Дальнего Востока. Это и понятно, поскольку анализ нормативных актов субъектов ДФО3 подтверждает вывод анкетирования.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2012 г. -13 декабря.

3 См., например: Постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. № 169-пр об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае»; Постановление Администрации Приморского края об утверждении государственной про-

СТРОИТЕЛЬСТВО ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Шилакин В.Б.

Основными проблемами текущего состояния физической культуры и спорта в ДФО, в соответствии с вышеуказанными документами, являются:

- дефицит квалифицированных кадров;

- слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;

- крайне недостаточная обеспеченность спортивной инфраструктуры;

- низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;

- отдаленность от центральной части России, где проводится более 80 процентов всероссийских соревнований, что не позволяет достаточному числу спортсменов участвовать в этих соревнованиях и повышать свое спортивное мастерство;

- недостаточным является привлечение средств федерального бюджета на строительство спортивной базы;

- недостаточное количество научных и методических разработок в сфере физической культуры и спорта, отсутствие современных планов подготовки спортсменов высокого класса;

- не развита материальная база для реабилитации и восстановления спортсменов;

- низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучеб-ной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;

- недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ;

- недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

- недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований и, как следствие, отсутствие научно-обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва;

- недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;

- отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;

- недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии);

граммы Приморского края «Развитие физической культуры и спорта Приморского края на 2013-2017 годы»; Постановление Правительства Сахалинской области от 29 октября 2010 г. об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области» и др.

- отсутствие спортивных специализированных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обратимся к теории мотивации и попробуем предложить пути совершенствования действующего законодательства. Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. По утверждению С.А. Русакова, задача мотивации персонала решается во имя того, чтобы получить от работников то, что нужно, в обмен на то, что нужно работникам. Мотивируя работников, следует делать вот что:

1) определиться с тем, что нужно получить от работников - труд, результаты труда, лояльность - и что от них получить можно, потому что получить удастся не все, что хочется;

2) выяснить, что нужно работникам вообще, их разным группами даже каждому конкретному работнику. Нужно много всего разного, поэтому работодателю нужно определиться с тем, что он может реально дать работникам;

3) связать в головах работников в целом, работников разных групп и даже в голове отдельного работника то, что им нужно с тем, что они должны дать в обмен работодателю. Теперь можно обменивать то, что нужно работникам на то, что нужно работодателю. Давать меньше, если работники не выполняют свою часть договоренности. Давать больше, поощряя работников делать еще больше, чем они делают. И укреплять в головах работников нарисованную картину.

Мотивация или мотивирование - это усилия работодателя и его менеджмента, направленные на то, чтобы сформировать ожидания работников в получении нужного им в обмен, на нужное предприятию. Результат мотивации - ожидания работников, логическая связь: «Если я дам это предприятию, работодателю и его менеджерам, то получу то, что мне нужно самому». Цель мотивации - устойчивая картинка в голове работника. Картина обмена. Задача мотивации - получить на основе нарисованной картины то, что нужно предприятию: труд, результаты труда, лояльность и прочее4.

Перекладывая основные посылки мотивации (по С.А. Русакову) на труд спортсменов, работодатель, а им, выступает государство в лице органов государственной власти в Российской Федерации обязано реализо-вывать ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации (развитие физической культуры и спорта). Поэтому предлагает внести изменения в действующее законодательство, позволяющее определить преференции для спортсменов или (перспективных спортсменов):

Дополнить пунктом 8 ч. 2. ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

Обучающийся в высшем учебном заведении имеющий высокий спортивный результат (призер Первенства или Чемпионата России) может быть принят на работу и обязан защищать честь высшего учебного заведения на соревнованиях различного уровня по его окончании.

4 Русаков С.А. Теория управления. Курс лекций. М.2009.

Пункт 2 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралим-пийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Пара-лимпийских игр и Сурдлимпийских игр, лица, имеющие звание мастер спорта России по специальностям и (или) направлениям подготовки в любой области образования (выдел. автора).

Список литературы:

1. Конституция РФ // Российская газета. - 1993 г. - 25 декабря.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2012 г. - 13 декабря.

3. Постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. № 169-пр об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае»; Постановление Администрации Приморского края об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие физической культуры и спорта Приморского края на 2013-2017 годы»; Постановление Правительства Сахалинской области от 29 октября 2010 г. об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области» и др.

4. Русаков С.А. Теория управления. Курс лекций. М.2009.

Literature list:

1. The Constitution of the Russian Federation // Russian newspaper. - 1993 - 25 December.

2. Address of the President of the Russian Federation Federal Assembly of the Russian Federation // Russian newspaper. - 2012 - 13 December.

3. Resolution of the Government of Khabarovsk Krai on May 24, 2012 № 169-forth on the approval of the state target program Khabar Krai "Development of physical culture and sports in the Khabarovsk Territory"; Resolution of the Primorsky Territory Administration on the approval of the state program of Primorsky Territory "Development of Physical Culture and Sports of Primorsky Krai for 20132017"; Resolution of the Government of the Sakhalin area of 29 October 2010 on the approval of long-term program of the Sakhalin area "Development of physical culture and sports in the Sakhalin region" and others.

4. S.A. Rusakov Control Theory. Lectures. M.2009.

Рецензия

на статью адъюнкта Дальневосточного юридического института МВД России, лейтенанта полиции Шилакина Виктора Борисовича: «К вопросу государственно-правового строительства физической культуры и спорта в Российской Федерации»

Рецензируемая статья посвящена анализу физической культуры и спорта в современной России. Это обусловлено развитием конституционных принципов, провозглашающих приоритетность всестороннего развития личности, а также возможность самостоятельно выбирать такую сферу деятельности, в которой гражданин может сам себя реализовать по максимуму. Эти аспекты предполагают создание правовых и организационных основ для формирования оптимальных условий для укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности, ориентирования молодежи на занятие различными видами спорта.

Изучение рецензируемой работы дает основание заключить, что рассматриваемые автором проблемы весьма актуальны как в теоретическом, так и в практическом отношении и представляют определенный интерес для более полного понимания административно-правового регулирования вопросов, связанных с управлением физической культурой и спортом.

Научная потребность в данной статье определяется в первую очередь, в непосредственном научном осмыслении деятельности государственных органов по формированию сбалансированной законодательной платформы по регулированию отношений в области физической культуры и спорта.

При этом уместно напомнить, что вопросы, относящиеся к исследуемой теме, в научной литературе освещались неоднократно, однако процесс неизбежного старения определенной части научных выводов не останавливается и поэтому необходимы новые исследования.

Выводы:

1. Представленная на рецензирование статья «К вопросу государственно-правового строительства физической культуры и спорта в Российской Федерации» является законченной, самостоятельной, имеющей теоретическую и практическую ценность работой.

2. Статья рекомендуется к изданию в юридических журналах.

Рецензент:

Доцент кафедры административного права и АСД ОВД, к.ю.н., майор полиции Е.А.Кулеш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.