14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
15 См.: Асеев А.Г., Буряков В.Н., Шевченко И.В. Национальная гвардия России: вчера, сегодня, завтра // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сборник статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. С. 24.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146.
18 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17, ст. 888.
19 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750.
20 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51, ст. 5681.
21 См.: Приказ Росгвардии от 25 июля 2016 г. № 46 «Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2016. № 37.
22 См.: Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 41, ст. 5802.
23 См.: Указ Президента РФ от 20 сентября 2016 г. № 482 «О штатной численности центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 39, ст. 5622.
24 См.: Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность национальной гвардии: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. № 6. С. 118.
М.Г. Вулах
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ ПОТЕРИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ
В статье дается организационно-правовая характеристика страхования спортсменов-профессионалов от рисков получения травм, заболеваний, потери трудоспособности и возможности продолжить спортивную карьеру. Исследуются юридические аспекты, связанные е
п
с защитой прав и интересов лиц, для которых занятие спортом является основным видом н
деятельности. Предлагается авторское решение проблем, связанных с необходимостью со- с
вершенствования юридического статуса этой категории граждан. 5
Ключевые слова: физическая культура, спорт, управление, социальное и медицинское 0
обеспечение, страхование, спорт высших достижений, профессиональный спортсмен. к
о
M.G. Vulakh I
Ja С
THE ORGANIZATION OF INSURANCE OF RISKS OF DISABILITY H OF THE PERSONS INVOLVED IN PROFESSIONAL SPORTS |
5
In the publication the organizational and legal characteristic of insurance of professional |
athletes from risks of receiving injuries, diseases, disability and opportunity to continue sports |
career is given. The legal aspects connected with protection of the rights and interests of persons 0
for which sports are a primary activity are investigated. The author's solution of the problems а
connected with need of improvement of the legal status of this category of citizens and increase |
of level of their social protection of insurance is proposed. M
Keywords: physical culture and sport, management, social and medical support, insurance 1
elite sport, professional athlete. g
cn )
С учетом повышенного риска заболеваемости, травматизма, возможности не- 1
CT)
счастных случаем и инвалидизации важное место в административно-правовом регулировании отношений в современном спорте занимает организация системы
© Вулах Михаил Григорьевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права (Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) 81
страхования спортсменов. Тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов в большинстве видов спорта высших достижений постоянно связана с большими физическими нагрузками на все группы мышц. В специальной литературе справедливо отмечается, что тренировки профессиональных спортсменов и их выступления на общероссийских и международных соревнованиях всегда сопряжены с риском для жизни и здоровья. Одно неловкое движение может привести к серьезной травме, итог которой — длительное расстройство здоровья, потеря надлежащей физической формы и в некоторых случаях завершение спортивной карьеры. Подавляющее большинство лиц, занимающихся спортивной деятельностью на профессиональной основе, достигают высокого спортивного мастерства и призовых результатов в относительно молодом возрасте. Профессиональный спорт является основной деятельностью для спортсменов и тренеров и несчастный случай может повлечь полную утрату их трудоспособности и, как следствие, оставить без материального обеспечения1.
В российском законодательстве с введением в Трудовой кодекс РФ гл. 54.1 в соответствии с положениями ст. 348.2 в трудовом договоре со спортсменом должны содержаться сведения об обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования2.
Законодательное признание спортсменов представителями конкретной профессии автоматически означает распространение на них законодательных норм, з регламентирующих выплаты страховых сумм в результате потери трудоспособ-? ности, различных заболеваний и травм. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального 3 закона от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании | от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. I от 8 декабря 2010 г, № 348-ФЗ)3 при наступлении страхового случая обеспечение | по страхованию осуществляется: 1) в виде оплаты дополнительных расходов, ! связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией за-§ страхованного при наличии прямых последствий страхового случая. | Практика наглядно свидетельствует о том, что получившему травму
| спортсмену-профессионалу весьма трудно оформить и получить больничный 'I лист. Проблема здесь заключается в том, что спортивные федерации и клубы, с | юридической точки зрения, не являются прямыми работодателями. Призовые | и стимулирующие выплаты, гонорары спортсмены получают из различных источников, которые порой не имеют никакого отношения к спорту. Отечественные нормативно-правовые акты не обязывают застраховывать лиц, постоянно зани-ё мающихся спортом, свою жизнь. Кроме того, Федеральный закон от 29 декабря § 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, 1 по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному | страхованию»4 устанавливает, что для получения пособия гражданин должен оформить необходимый пакет документов и предоставить его в территориальный орган фонда социального страхования РФ. В этот пакет в обязательном порядке включены сведения о трудовой деятельности гражданина: трудовой стаж и размер ежемесячной заработной платы. С учетом особенностей деятельности спортсмена это не всегда возможно. Указанные обстоятельства существенно за-82 трудняют процедуру получения страхового возмещения спортсменами. Следует
также учитывать специфику занятия профессиональным спортом, а точнее то обстоятельство, что во многих случаях спортсмены получают ущерб здоровью за пределами нашей страны в период проведения турниров и состязаний в иностранных государствах. В законодательстве отсутствует ответ на вопрос: где и каким образом гражданину России возможно взять листок нетрудоспособности в США, Испании или Германии? Специализированный орган управления в этой сфере (Росспорт) решает проблемы с транспортировкой и лечением травмированных спортсменов за счет собственных ресурсов, которых порой недостаточно для полной реабилитации.
На наш взгляд, в данном случае возможно заимствование опыта создания организационной модели страхования, используемой в ряде зарубежных государств, в частности Казахстане, Италии, Словении5.
Второй вид — это добровольное медицинское страхование, применяющееся при выезде российских спортсменов и команд для участия в международных соревнованиях. Олимпийский комитет России и Росспорт выступают в качестве стахователей для указанных лиц. Победившие конкурс на заключение соответствующих контрактов компании выступают страховщиками. Однако, как показывает практика, в работе организаций добровольного страхования спортсменов-профессионалов также имеются недостатки. Но есть два правила для данного вида страхования: 1) лицо застраховано только на период нахождения за границей; 2) лицо должно быть профессиональным спортсменом.
Организационно-правовой формой страхования спортсменов от несчастных случаев является коллективное страхование. При этом страхователем выступает спортивный клуб или федерация соответствующего вида спорта. В сборных ко- е мандах Российской Федерации страхователем выступает ФГУ «Центр спортивной и подготовки сборных команд России». а
Учитывая недостаточно эффективную организацию страхования указанными о органами исполнительной власти и общественных спортивных объединений, к комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию Олим- о
с
пийского движения выдвинула проект федерального закона «Об обязательном а
государственном страховании жизни и здоровья спортсменов — кандидатов в в
спортивные сборные Российской Федерации»6, на наш взгляд, предусматривав- о
ший более рациональную управленческую модель, по которой страхователем р
должен был выступить уполномоченный Правительством РФ специализиро- |
ванный федеральный орган исполнительной власти. К сожалению, данный к
неоднократно обсуждавшийся законопроект Правительством РФ был отклонен. а
Изучив основные социально-правовые гарантии прав спортсменов, можно |
указать следующие недостатки, которые, на наш взгляд, не позволяют в полной ии
мере реализовать указанные права: №
отсутствие концепции регулирования вопросов социальной защиты граждан 1
Российской Федерации, занимающихся спортом; )
несовершенство и пробелы федерального законодательства в части регулиро- 6 вания социальной защиты спортсменов, в т.ч. завершивших спортивную карьеру;
отсутствие в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 1433-Р7, вопросов, определяющих и регулирующих меры социальной поддержки лиц, занимающихся физической культурой и спортом; 83
отсутствие системы специального законодательства о страховании членов сборных команд Российской Федерации, минимальных стандартов страхования граждан, занимающихся спортом8.
С учетом результатов обсуждения данных проблем 23 июня 2011 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, а также на Международном спортивном форуме «Россия — спортивная держава» 9 сентября 2011 г., научных исследований, посвященных указанной проблеме9, мнений спортивных функционеров10 представляется целесообразным предпринять следующие законотворческие и организационно-управленческие меры.
1. Рассмотреть предложения о внесении дополнений в федеральное страховое законодательство, предусматривающее обязательное государственное личное страхование.
2. Обсудить предложения о включении в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.)11 специальных норм о социальной защите спортсменов, в частности, касающихся гарантий на специальное медицинское обеспечение спортсменов, покидающих большой спорт. Внести в указанный Закон дополнения, предоставляющие право чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпий-ских, Сурдлимпийских игр и других официальных международных соревнований, а также другим спортсменам, состоявшим не менее 4-х лет непрерывно в спортивных сборных командах Российской Федерации, на пожизненную бесплатную медицинскую помощь в объеме и порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
3. Подготовить законопроект о внесении дополнений в ст. 4 Федерального закона от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (в ред. от 23 мая 2016 г.)12 в части включения дополнительных категорий спортсменов в перечень лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение по данному Федеральному закону.
4. Рассмотреть вопрос о подготовке концепции, а затем федеральной целевой программы или главы в Стратегию развития физической культуры и спорта до 2020 года под названием «Социальная защита граждан Российской Федерации, занимающихся спортом»13.
Указанные усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки спортсменов как в период спортивной карьеры, так и покидающих большой спорт, направленные на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественным выступлениям, увеличению количества побед и рекордов российских спортсменов и в целом удержанию завоеванных позиций в мировом спорте, сохранению статуса России как великой спортивной державы.
Изменение, дополнение и корректировка в нормативных актах соответствующих положений с учетом указанных предложений послужит необходимой правовой базой для совершенствования юридических гарантий, обеспечиваю-
И.Н. Дехтярь • Понятие и сущность административного процесса
щих реализацию прав и обязанностей граждан в сфере управления физической культурой и спортом.
1 См.: Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник. М., 2012. С. 867.
2 См.: Шевченко О.А. Актуальные вопросы охраны труда спортсменов и тренеров в Российской Федерации// Пятая международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития». М., 2011. С. 188.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3803; 2010. № 50, Ст. 6606.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 18.
5 См.: Полянский С.Е. Страхование спортсменов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития». М., 2009. С. 106.
6 См.: Алексеев С.В. Указ. раб. С. 674.
7 Доступ из справ.-правовой системы«Гарант».
8 См.: Алексеев С.В. Указ. раб. С. 388-389.
9 См.: Алексеев С.В. Указ. раб.; Братановский С.Н. Административно-правовое регулирование организации спортивных соревнований// Научный потенциал развития социальной сферы: сборник научных трудов. Пенза, 2011; Мейтин А.А. Необходим футбольный закон// Футбол, хоккей. 2005; Сараев В.В. Вопросы борьбы со спортивным хулиганством // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 1. С. 13.
10 См. : Изаак С.И., Аристова Л.В. К вопросу о совершенствовании законодательной базы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1; Шахрай С.М. Идея замечательная, но нуждается в доработке // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1 и др.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242; 2016. № 27, ч. I, ст. 4217.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 10, ст. 964;Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.05.2016).
13 См.: Алексеев С.В. Указ. раб. С. 390-393.
И.Н. Дехтярь
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
В статье исследуется вопрос о понятии и сущности административного процесса. Анализируются его «широкая» и «узкая» трактовки, позиции различных ученых по вопросу о понятии административного процесса.
Ключевые слова: административный процесс, юридический процесс, понятие, управленческая концепция, юрисдикционная концепция.
I.N. Dekhtyar
THE CONCEPT AND ESSENCE OF ADMINISTRATIVE PROCESS
The article is devoted to researching the question of the concept and essence of the administrative process. This paper attempts to analyze "broad" and "narrow" interpretation of the administrative process and gives critical assessment of the positions of various scientists in question about the concept of the administrative process.
Keywords: the administrative process, the legal process, the concept, the concept of management, jurisdictional concept.
Рассмотрение вопроса о понятии административного процесса необходимо начать с выявления соотношения административного процесса с более общим понятием «юридический процесс». Большинство ученых, изучавших категорию
© Дехтярь Иван Николаевич, 2016
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]