А. В. Соколов
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАРПЛАТЫ: ЯРОСЛАВСКИЙ ВАРИАНТ
В условиях рыночной экономики престиж профессии во многом определяется уровнем ее оплаты. Можно долго говорить о «великой миссии учителя», но нельзя забывать о том, что учитель - прежде всего, человек, который должен нормально питаться, одеваться, иметь благоустроенное жилье, возможность растить собственных детей и обеспечить достойную старость своим родителям. Не случайно высказывание Президента РФ В. Путина на торжественном вечере выпускников: «...сегодня в быстро меняющемся мире сами учителя очень часто сталкиваются с весьма сложными задачами, и подчас только любовь к школе, к своему делу позволяет им так блестяще выполнять свой долг».
К сожалению, существовавшая в последнее время в большинстве регионов РФ Единая тарифная сетка имела мало общего с той, которая действовала в нашей стране в 90-е годы. Соотношение межразрядных коэффициентов постепенно было уменьшено с 10 до 4,5. Кроме того, начиная с сентября 2007 года 1-й разряд ETC впервые оказался никак не связан с таким понятием, как минимальный размер оплаты труда. Это привело к дальнейшему сокращению дифференциации в оплате между простым трудом (1-й разряд ETC) и трудом высшей квалификации (18-й разряд ETC). Несмотря на то, что общие расходы на образование в 2007 году по сравнению с 2000 годом выросли в 6,5 раза и составили 6 796 млн рублей или 25% консолидированного бюджета Ярославской области, это не обеспечивало системного эффекта в вопросе повышения доходов педагогов.
В таких условиях руководством области было принято решение начать работу над созданием отраслевой системы оплаты труда в системе образования.
В течение семи месяцев группа разработчиков, в которую вошли руководители образовательных учреждений, специалисты муниципальных и областных органов управления образованием, представители областной организации общероссийского профсоюза работников образования, занималась подготовкой данного проекта. Результатом ее работы стало введение с 1 сентября 2007
года новой отраслевой системы оплаты труда для педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений Ярославской области.
Ушли в прошлое тарифные ставки и разряды, термины «тарифный» и «надтарифный» фонд. Была введена модель, основанная на конкретных схемах ставок заработной платы (должностных окладов) педагогов и руководящих работников, размеры которых определяются в зависимости от стажа педагогической работы, уровня образования и наличия квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Важнейшее значение приобрело понятие базового должностного оклада (базовой ставки).
В соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 16.07.2007 № 259-а базовый должностной оклад (ставка) составил 2500 рублей.
Почему за основу была взята данная сумма? Во-первых, она превышала установленный на федеральном уровне с 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда (2300 рублей). Во-вторых, базовый оклад (ставка) соответствовал действующей в нашей области с 1 июня 2007 года тарифной ставке 7-го разряда ETC, то есть того разряда, который устанавливается учителю, имеющему среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу его педагогической работы. В третьих, разработчики учитывали финансовые возможности областного бюджета.
Новая система оплаты труда предусматривает наличие в структуре фонда оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения базовой и стимулирующей частей, составляющих соответственно 85 и 15% ФОТ. Базовая часть обеспечивает гарантированную заработную плату работников образовательного учреждения и включает в себя:
- базовые оклады (базовые ставки заработной платы);
- повышающие коэффициенты за образование, педагогический стаж, напряженность и специфику работы;
- надбавку за наличие квалификационной категории;
204
© А. В. Соколов, 2007
- компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- выплаты за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работника. К такой работе, в частности, относятся: осуществление функций классного руководителя, проверка тетрадей, заведование кабинетами, филиалами, учебными мастерскими, учебно-опытными участками, руководство предметно-цикловыми комиссиями и методическими объединениями, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и т. д.
Необходимо особо подчеркнуть, что региональная отраслевая система не предполагает изменений действующих тарифно-квалификационных характеристик и нормы часов за ставку оплаты труда педагогических работников.
В свою очередь, стимулирующая часть фонда оплаты труда расходуется на разовые премии и дополнительные выплаты педагогическим работникам, устанавливаемые с целью повышения их мотивации к качественному труду и поощрения за достигнутые результаты в виде надбавок, не являющихся доплатами за дополнительно выполняемые виды работ. Кроме этого, данные средства можно направить на социальную поддержку работников, а именно на оказание материальной помощи и премиальные выплаты к юбилейным датам.
При этом поощрительные выплаты по результатам труда устанавливаются в локальном нормативном акте образовательным учреждением самостоятельно, в порядке, обеспечивающем демократический, государственно-общественный характер управления школой.
В целом ярославская региональная система оплаты труда характеризуется:
1. Ориентированностью заработной платы на качество и конечный результат работы педагогов.
2. Прозрачностью расчетов.
3. Сохранением всех имеющихся гарантированных доплат и надбавок. Это касается сельских педагогов, молодых специалистов, лиц, имеющих почетные звания, государственные награды или ученую степень, работников лицеев, гимназий, колледжей и т. д. Более того, ряд выплат был существенно увеличен. Так, надбавка к должностному окладу за наличие II квалификационной категории составила 500 рублей, I - 1000, высшей - 2000 рублей.
4. Наличием двух составляющих в фонде оплаты труда: базовой и стимулирующей.
5. Наличием возможности увеличивать конкретному работнику заработную плату за счет ее стимулирующей части.
Конечно, новая система оплаты труда не является идеальной моделью и имеет большие резервы для своего совершенствования. Именно поэтому принято решение обсудить опыт ее реализации на ближайшем заседании областной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Экономика образования ♦ № 2, 20081
205