Научная статья на тему 'Проблемы организации оплаты труда в бюджетных учреждениях'

Проблемы организации оплаты труда в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2261
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ / ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА / COMPENSATION OF EMPLOYEES OF BUDGETARY INSTITUTIONS / UNIFORM SCALE OF CHARGES / PROFESSIONAL QUALIFICATION GROUPS / QUALIFICATION LEVELS / PAYMENTS OF STIMULATING CHARACTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буерашина Наталия Юрьевна, Баева Елена Александровна

В статье рассматриваются проблемы организации оплаты труда в организациях государственного сектора. На примере бюджетного учреждения здравоохранения рассмотрены результаты перехода на новую систему оплаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE COMPENSATION ORGANIZATION IN THE BUDGETARY INSTITUTES

In article problems of the compensation organization in the organizations of public sector are considered. On the example of the budgetary healthcare institution results of transition to new system of compensation are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации оплаты труда в бюджетных учреждениях»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. Ю. БУЕРАШИНА, Е. А. БАЕВА

В статье рассматриваются проблемы организации оплаты труда в организациях государственного сектора. На примере бюджетного учреждения здравоохранения рассмотрены результаты перехода на новую систему оплаты труда.

Ключевые слова оплата труда работников бюджетных учреждений; Единая тарифная сетка; профессиональные квалификационные группы; квалификационные уровни; выплаты стимулирующего характера.

В настоящее время из-за низкой оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы происходит интенсивный отток квалифицированных кадров в другие сферы экономики [4].

С 1992 г. оплата труда работников бюджетных учреждений осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Методика расчетов была основана на принципах сопоставления сложности труда и квалификационного уровня работников различных отраслей бюджетной сферы и содержала 18 разрядов по оплате труда.

С 1 декабря 2008 г. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 №583 во всех федеральных бюджетных учреждениях введена новая система оплаты труда работников [1].

С 1 апреля 2009 г. Постановлением администрации Тамбовской области от 10.02.2009 № 126 данная система оплаты труда введена на территории Тамбовской области среди работников областных государственных учреждений, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, и работников областных государственных образовательных учреждений [2].

Введение новой системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы направлено на решение одной из наиболее болезненных и важных проблем: уйти от уравнительных принципов в оплате труда, также повысить заработную плату бюджетников.

В соответствии с данной системой оплата труда работников бюджетной организации зави-

сит, в первую очередь, от уровня образования, профессиональной квалификации, учитывает стаж работы, наличие квалификационной категории по профессии, различных званий, объема выполняемой работы, перечня должностных обязанностей. Кроме того, размеры должностных окладов могут определяться руководителем организации. Правительством РФ устанавливается только базовый оклад для каждой квалификационной группы.

В идеале это должно способствовать привлечению молодых специалистов в государственные учреждения, повышению качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями. Однако здесь есть свои недостатки, одним из которых является то, что руководитель бюджетной организации субъективно наделен большими полномочиями в определении размера заработной платы сотрудников, в результате на практике наблюдается ситуация, когда работники одной и той же профессии и квалификации имеют существенные отклонения в размерах заработной платы.

Рассмотрим основные особенности действующей системы оплаты труда на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовская областная станция переливания крови» (далее по тексту ГБУЗ «ТОСПК»).

ГБУЗ «ТОСПК» является некоммерческой организацией - областным государственным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является Тамбовская область. Функции и полномочия учредителя ГБУЗ «ТОСПК» исполняет Управление здравоохранения Тамбовской области.

Оплата труда в ГБУЗ «ТОСПК» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения, которое включает в себя:

- размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее по тексту ПКГ) и квалификационным уровням;

- размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам) и ставкам заработной платы по ПКГ и квалификационным уровням;

- перечень видов выплат компенсационного характера, размеры, порядок и условия их установления, начисления (за счет всех источников финансирования) и прекращения выплат;

- перечень видов выплат стимулирующего характера размеры, порядок и условия их установления, начисления (за счет всех источников финансирования) и прекращения выплат;

- условия оплаты труда главного врача учреждения, его заместителей;

- перечень видов премий, размеры, порядок и условия их начисления;

- перечень видов выплат социального характера, размеры, порядок и условия их начисления;

- перечень основного персонала.

Система оплаты труда состоит из окладов

(должностных окладов), ставок заработной платы по ПКГ, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, откло-

няющихся от нормальных, доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования.

Размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются на основе отнесения должности, рабочей профессии к ПКГ и квалификационным уровням.

ПКГ определены в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007

№ 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», от

29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих».

В соответствии с постановлением администрации области от 28.09.2012 № 1173 «О принятии исполнительными органами государственной власти области мер по увеличению с 01 октября 2012 г. на 10 % обеспечиваемой за счет средств областного бюджета оплаты труда», приказом управления здравоохранения области от 28.09.2012 г. № 1364 «О внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения области» с 01.20.2012 г. размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по ПКГ, составляют (табл. 1).

Таблица 1

Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по ПКГ [3]

ПКГ Профессиональная группа, квалификационный уровень размеры базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по ПКГ повышающие коэффициенты к базовым окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по занимаемой должности, рабочей профессии размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы гр. 3*гр.4

1. ПКГ первого уровня «Медицинский и фармацевтический персонал»: 3200,00

1 квалификационный уровеньхестоа-хозяйка, санитарка; санитарка, санитарка- жгутист 0,00 3200,00

2. ПКГ второго уровня «Средний медицинский и фармацевтический персонал»: 3600,00

1 квалификационный уровень: медицинский регистратор, медицинская сестра стерилизационной 0,00 3600,00

2 квалификационный уровень: лаборант 0,10 3960,00

3 квалификационный уровень: медицинская сестра, медицинский лабораторный 0,12 4030,00

ПКГ Профессиональная группа, квалификационный уровень размеры базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по ПКГ повышающие коэффициенты к базовым окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по занимаемой должности, рабочей профессии размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы гр. 3*гр.4

техник

4 квалификационный уровень: фельдшер-лаборант 0,20 4320,00

операционная медицинская сестра 0,26 4500,00

5 квалификационный уровень: старшая медицинская сестра 0,28 4540,00

старшая медицинская сестра 0,35 4600,00

Главная медицинская сестра 6640,00

До 50 коек или до 5 врачебных должностей 0,00 6440,00

от 51 до 100 коек или от 5 до 15 врачебных должностей 0,50 9960,00

от 101 до 150 коек или от 15 до 24 врачебных должностей 0,80 11950,00

3. ПКГ третьего уровня «Врачи и провизоры»: 4600,00

2 квалификационный уровень: врач-трансфузиолог, врач-терапевт, врач-бактериолог , врач-лаборант, провизор-аналитик 0,30 5980,00

4. ПКГ четвертого уровня «Руководители структурных подразделений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)»: 6910,00

1 квалификационный уровень: заведующий отделом производства препаратов крови, клинико-диагностической лабораторией, отделением по управлению запасами компонентов и препаратов крови 0,05 7255,00

заведующий отделом комплектования донорских кадров, отделом заготовки крови и ее компонентов, отделом контроля качества 0,10 7600,00

Руководители станций переливания крови 8200,00

до 6000 литров крови в год 0,00 8200,00

от 6000 до 8000 л крови в год 0,50 12300,00

от 8000 до 10000 л крови в год 0,80 14760,00

свыше 10000 л крови в год 1,00 16400,00

3 ПКГ «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг»: 4590,00

2 квалификационный уровень: биолог 0,20 5510,00

1 ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»: 3200,00

1 квалификационный уровень: делопроизводитель 0,00 3200,00

2 ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»: 3600,00

1 квалификационный уровень: техник 0,00 3600,00

4 квалификационный уровень: заведующий виварием 0,20 4320,00

3. ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»: 4590,00

1 квалификационный уровень: инженер; инженер-программист, инженер-технолог, инженер по охране труда, менеджер по пропаганде донорства, экономист, специалист по кадрам, юрисконсульт 0,10 5050,00

ПКГ Профессиональная группа, квалификационный уровень размеры базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по ПКГ повышающие коэффициенты к базовым окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по занимаемой должности, рабочей профессии размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы гр. 3*гр.4

2 квалификационный уровень: должности служащих первого квалификационного уровня, по которым может устанавливаться вторая внутридолжностная категория 0,20 5510,00

3 квалификационный уровень: должности служащих первого квалификационного уровня, по которым может устанавливаться первая внутридолжностная категория 0,30 5970,00

4 ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»: 6450,00

1 квалификационный уровень: начальник штаба гражданской обороны, начальник технического отдела, начальник хозяйственного отдела 0,10 7095

1 ПКГ «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня»: 3200,00

1 квалификационный уровень: гардеробщик; рабочий по уходу за животными; вахтер; уборщик производственных и служебных помещений; уборщик территории, кладовщик; лифтер; рабочий по стирке и ремонту спецодежды 0,00 3200,00

2 ПКГ «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня»: 3600,00

1 квалификационный уровень: водитель автомобиля; электросварщик ручной сварки, слесарь-сантехник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 0,00 3600,00

Повышающие коэффициенты медицинским, фармацевтическим работникам за наличие квалификационной категории устанавливаются в следующих размерах:

- 0,30 - высшая квалификационная категория;

- 0,20 - первая квалификационная категория;

- 0,10 - вторая квалификационная категория;

Повышающие коэффициенты медицинским,

фармацевтическим работникам за наличие ученой степени устанавливаются в следующих размерах:

- 0,20 - доктор наук;

- 0,10 - кандидат наук.

Повышающие коэффициенты медицинским, фармацевтическим работникам устанавливаются за наличие почетного звания «Заслуженный врач», «Заслуженный работник здравоохранения», «Народный врач» в размере 0,20, почетное звание «отличник здравоохранения» в размере 0,10.

Размеры должностного оклада главного врача определяется в трудовом договоре, заключенным с управлением здравоохранения области, устанавливается в фиксированном размере на основе требований к профессиональной подготовке и

уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности руководителя учреждения, типа учреждения, а также с учетом сложности и объема выполняемых работ. Размеры должностных окладов заместителей главного врача устанавливаются на 10 % ниже повышенного должностного оклада главного врача. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера, повышающие коэффициенты к должностному окладу главного врача устанавливаются только по приказу управления здравоохранения области.

Работникам ГБУЗ «ТОСПК» устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:

- за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда;

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), работе в ночное время, при расширении зон обслуживания, при увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсут-

ствующего работника без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни);

- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Для стимулирования качества труда работников, поощрения работников за выполненную работу устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за стаж непрерывной работы устанавливается за работу в учреждениях здравоохранения, независимо от формы собственности в размере 20 % оклада (должностного оклада), ставки заработной платы при стаже работы три года и 10 % оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 % оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

Водителям к ставке заработной платы устанавливается надбавка за квалификацию:

- в размере 25 % при управлении легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами всех марок и типов, которые относятся к категориям транспортных средств «В», «С», «Д», «Е»;

- в размере 10 % при управлении легковыми автомобилями и автобусами всех марок и типов, которые относятся к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управлением автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».

Фонд оплаты труда работников ГБУЗ «ТОСПК» увеличился в 2012 г. по сравнению с 2008 г., т. е. после введения новой системы оплаты труда в учреждении, на 25 %. В 2009 г. по сравнению с 2008 г., то есть в первый год после введения новой системы оплаты труда, увеличе-

Премирование производится по результатам работы за месяц, год при условии выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утвержденных управлением здравоохранения области.

Размер премии устанавливается за фактически отработанное время по итогам работы за месяц в процентном соотношении к окладу, как по основной, так и по совмещаемой должности, и не может превышать 50 % от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, заработная плата работника в ГБУЗ «ТОСПК» в первую очередь зависит от квалификации работника, стажа работы в учреждении, сложности, качества, количества и условий работы. Заработная плата руководителя учреждения устанавливается управлением здравоохранения области, и определять ее размер сам руководитель не может.

На сегодня проблема организации оплаты труда в государственном секторе продолжает оставаться дискуссионной, вопрос состоит в том, насколько выросла реальная заработная плата медицинского персонала.

С целью оценки эффективности внедрения новой системы оплаты труда в учреждении, проведем анализ фонда оплаты труда ГБУЗ «ТОСПК» за последние 5 лет, то есть за период действия новой системы (рис. 1).

ние ФОТ составило всего лишь 1,5 %. Наибольший рост ФОТ в учреждении наблюдается в 2011 и 2012 гг.

Для более полной оценки ситуации рассмотрим динамику роста среднемесячной заработной

I ФОТ, тыс.руб.

15436,2 16362,8

.3082,9 13283,6 13500

I I I I I

2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Фонд оплаты труда ГБУЗ «ТОСПК» за период 2008-2012 гг.

платы работников учреждения по категориям персонала за последние пять лет (табл. 2).

Данные таблицы указывают на то, что после введения новой системы оплаты труда по государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тамбовская областная станция переливания крови» наблюдается рост среднемесячной заработной платы работников в 2009 г. - на

11,99 %, в 2010 г. - на 14,65 %, в 2011 г. - на 39,6 %, в 2012 г. - на 51,97 %.

Причем наиболее значительный рост средней заработной платы за последние пять лет присутствует у врачебного персонала и младшего медицинского персонала, в 2012 г. по сравнению с 2008 г. он составил 106,96 % и 111,18 % соответственно.

Таблица 2

Динамика среднемесячной заработной платы работников ГБУЗ «ТОСПК» за период 2008-2012 гг. ( в руб.)

Категория персонала 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Рост з/платы, в % к уровню 2008 г.

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Всего по учреждению, из них: 8083 9052 9267 11284 12284 11,99 14,65 39,60 51,97

врачи 13702 17090 19617 22839 28358 24,73 43,17 66,68 106,96

средний медицинский персонал 6793 8291 8488 11208 12351 22,05 24,95 64,99 81,82

младший медицинский персонал 4399 5359 5770 7214 9290 21,82 31,17 63,99 111,18

прочий персонал 7439 8894 9684 11594 10696 19,56 30,18 55,85 43,78

Следовательно, введение новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях обеспечило рост показателей, характеризующих уровень оплаты труда, и в итоге несколько снизило социальную напряженность в этой сфере. Безусловно, рост размера заработной платы характеризует ее номинальную величину, но тем не менее, ситуация меняется и меняется кардинально в направлении повышения эффективности расходов на оплату труда в государственном секторе.

Литература

1. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. URL: http ://www.consultant. ru

2. О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, и работников областных го-

сударственных образовательных учреждений: Постановление Администрации Тамбовской области от

10.02.2009 № 126. URL: http://base.garant.ru

3. О повышении заработной платы работников областных государственных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета: Постановление администрации области от 03.10.2011 № 1341. URL: http: //base.consultant.ru

4. Сорокина В. В. Проблемы организации оплаты труда специалистов бюджетной сферы. // Электронный журнал: ЭГО. Экономика. Государство. Общество. №1(8) март. 2012.

* * *

PROBLEMS OF THE COMPENSATION ORGANIZATION IN THE BUDGETARY INSTITUTES

N. Yu. Buyerashina, Ye. A. Bayeva

In article problems of the compensation organization in the organizations of public sector are considered. On the example of the budgetary healthcare institution results of transition to new system of compensation are considered.

Key words: compensation of employees of budgetary institutions, Uniform scale of charges, professional qualification groups, qualification levels, payments of stimulating character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.