Научная статья на тему 'Административно-правовые аспекты реализации прав граждан в сфере образования'

Административно-правовые аспекты реализации прав граждан в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
913
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / СТАТУС / ПРАВА / КЛАССИФИКАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / EDUCATION / SYSTEM / MANAGEMENT / STATUS / RIGHTS / CLASSIFICATION / ADMINISTRATIVE REGULATION / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочерга Светлана Александровна, Братановский Сергей Николаевич

В статье дается характеристика понятия «административно-правовые права гражданина в сфере образования», «административные права в сфере образования». Указывается на те обстоятельства, которые определяют особый правовой режим существования этих прав. Обосновывается необходимость их классификации. Анализируются особенности их реализации. Вносятся предложения по совершенствованию образовательного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кочерга Светлана Александровна, Братановский Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF CITIZENS RIGHTS IN EDUCATION

The article describes the concept of “administrative and legal rights of citizens in the sphere of education”, “administrative law in the sphere of education”. Indicated on the circumstances that define the special legal regime of the existence of these rights. The necessity of their classification. The analysis of their implementation. Proposals on adjustment of educational legislation.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые аспекты реализации прав граждан в сфере образования»

ДРУГИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

С.Н. Братановский, С.А. Кочерга

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается характеристика понятия «административно-правовые права гражданина в сфере образования», «административные права в сфере образования». Указывается на те обстоятельства, которые определяют особый правовой режим существования этих прав. Обосновывается необходимость их классификации. Анализируются особенности их реализации. Вносятся предложения по совершенствованию образовательного законодательства.

Ключевые слова: образование, система, управление, статус, права, классификация, административно-правовое регулирование, административно-правовой режим.

S.N. Bratanovsky, S.A. Kocherga

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF CITIZENS RIGHTS IN EDUCATION

The article describes the concept of "administrative and legal rights of citizens in the sphere of education", "administrative law in the sphere of education". Indicated on the circumstances that define the special legal regime of the existence of these rights. The necessity of their classification. The analysis of their implementation. Proposals on adjustment of educational legislation.

Keywords: education, system, management, status, rights, classification, administrative regulation, administrative-legal regime.

Реализация образовательных отношений предполагает не только потенциальное наличие различных групп прав граждан, но и возможность их использования на практике. Признавая образование в качестве особой сферы жизнедеятельности общества и государства, постоянного взаимодействия всех органов государственного и муниципального управления, направленного на совершенствование передачи и воспроизводства знаний, навыков, умений, а также накопления и сохранения культурного опыта поколений, Конституция РФ и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляют право каждого человека на духовное и нравственное самоопределение, возможность индивидуального мышления, ориентации и выбора духовных ценностей. Законодатель тем самым сделал ставку на максимально широкий

© Братановский Сергей Николаевич, 2016

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и информационного права (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)

© Кочерга Светлана Александровна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, докторант, проректор (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)

перечень прав в этой сфере, имеющий своей целью формирование социально активной личности как государственного и общественного потенциала, наделенной самостоятельностью в миропонимании и мироощущении, обладающего историческим и нравственным самосознанием.

Административные права гражданина в сфере образования выступают важнейшим элементом в структуре административно-правового статуса обучающегося и по сути определяют его содержание. Отличительной особенностью данных прав является необходимость их активного осуществления и обязательного использования в образовательном процессе. Основным содержательным источником анализа административных прав граждан в сфере образования является ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При детальном анализе этой нормы отметим, что рассматриваемые права излагаются законодателем достаточно бессистемно и в хаотичном порядке. Так, в п. 5 ч. 1 прописано, что обучающиеся имеют право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования). Далее в п. 6 ч. 1 обозначено право обучающихся на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподавае- ш мых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение не- а скольких основных профессиональных образовательных программ. Исходя из о смыслового содержания вторая норма является продолжением первой и наобо- к рот, однако в Законе они закреплены отдельно друг от друга и, следовательно, о

с

являются самостоятельными. Аналогичным образом можно рассматривать п. 13 а ч. 1, дающий право на перевод для получения образования по другой профессии, в

е

специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в о порядке, установленном законодательством об образовании и п. 15 ч. 1 ст. 34, ю

Т5

закрепляющий право на перевод в другую образовательную организацию, реа- |

лизующую образовательную программу соответствующего уровня в порядке, к

предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляю- а

щим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому |

регулированию в сфере образования. ии

Укажем, что далее по тексту Закона имеются нормы, также посвященные №

исследуемым правам. При этом в ст. 34 отсутствуют положения, которые их 1

закрепляют. Так, в ст. 37 говорится, что организация питания обучающихся )

возлагается на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. б Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся (ч. 1, 2). Подобная формулировка не позволяет определиться в вопросе, имеют ли учащиеся право на получение питания в образовательных учреждениях. О том, что таким правом обладают воспитанники дошкольных и учащиеся средних и высших образовательных

учреждений, свидетельствуют Постановление Правительства РФ от 27 декабря 229

2010 г. № 1118 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях»1, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2012 г. № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»2, Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»3 и т.д.

При этом в ч. 3 ст. 37 Закона об образовании отражено, что обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных орга-з низаций. В ч. 4 этой статьи говорится, что обеспечение питанием обучающихся

0

? за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в (111 случаях и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов | РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — ор-

1 ганами местного самоуправления. Указанное служит наглядной иллюстрацией | легитимации права на получение питания учащимися определенных категорий ! через законодательное закрепление обязанностей компетентных органов власти § и образовательных учреждений по организации его предоставления. Подобные | правовые конструкции используются в Законе № 273 многократно. По данной | схеме реализуются не отраженные в ч. 1 ст. 34 права: на предоставление жилых 'I помещений в общежитиях (ст. 39), на транспортное обеспечение (ст. 40), на по-| лучение первичной медико-санитарной помощи (ч. 3 ст. 41), право обучающихся, | испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ,

развитии и социальной адаптации, на получение психолого-педагогической и социальной помощи (ст. 42), на участие в целевом приеме в образовательные | учреждения высшего профессионального образования (ст. 56), на получение § документов об образовании, обучении, квалификации (ст. 60), на прекращение | образовательных отношений (ст. 60) и т.д.

| В целом следует признать, что посвященные анализируемым правам нормы

рассредоточены по всему тексту Закона № 273 и в отдельных случаях трудно понять, являются ли они административными правами в чистом виде или же выступают в качестве форм, гарантирующих широкий круг прав граждан в образовательной сфере, закрепленных в иных нормативных актах всех уровней.

Представляется, что в целях устранения двусмысленности в толковании от-230 дельных законодательных положений, четкого юридического обособления ис-

следуемых административных прав следует осуществить их классификацию, в которой выделить следующие основные блоки:

1) административные права обучающихся, возникающие при взаимодействии с органами исполнительной власти, прокуратурой, суда. Выделение этой группы основано на конституционном праве граждан на устные и письменные обращения в различные властные инстанции (ст. 33 Конституции РФ). В данном случае речь идет не только о заявлениях и жалобах учащихся и их законных представителей, подаваемых в целях защиты их прав и законных интересов, но и о праве на участие в управлении образовательной сферой, непосредственно вытекающем из ст. 32 Конституции РФ;

2) административные права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. Следует заметить, что данная группа прав отражена непосредственно в п. 17 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании и отчетливо прослеживается в содержании п. 10 ч. 1 ст. 3. Подобные права базируются на всеобщей заинтересованности в повышении качества образования, недопустимости каких-либо злоупотреблений, неукоснительном соблюдении законных интересов всех участников образовательного процесса. Обучающимся предоставлена возможность избираться в советы образовательных учреждений, создавать органы ученического, студенческого самоуправления, выходить с различными инициативами на уровень руководства. В специальной литературе данное право признается одной из форм общественного гарантирования надлежащего поведения педагогов, преподавателей, лиц, задействованных в управлении образовательным учреждением, единообразного соблюдения правил дисциплины. Учащиеся

и их законные представители становятся контролерами своего обучения и могут ш принимать различные меры, направленные на совершенствование образова- и тельных отношений4. Вместе с тем отдельные авторы сетуют на то, что данное а право в России используется не в полном объеме. Наблюдается малая актив- о ность родителей законных представителей в выдвижении предложений и идей, к направленных на совершенствование обучения детей. Явка на родительские о

с

собрания остается на невысоком уровне, да и сами подобные собрания проходят а

не в духе обсуждения проблем школы и класса, начинаются и заканчиваются в

е

со сбора денежных средств на различные нужды без сопутствующих обсужде- о ний, оглашения и демонстрации каких-либо документов. С законодательным ю

развитием принципов самоуправляемости вузов, несмотря на многочисленные и

ожидания, управленческая активность студентов не заняла должного места к

среди административных мероприятий, проводимых ректоратами и деканатами. а

Гражданская пассивность студентов, аспирантов и слушателей в этом вопросе |

отчасти объясняется отсутствием уверенности в том, что их участие в управ- ии

лении вузом может иметь надлежащий эффект, а от их инициатив и решений №

будет что-то зависеть5; 11

3) административные права на безвозмездное пользование инфраструктурой ) образовательного учреждения. Прежде всего, необходимо отметить право бес- б препятственного доступа в образовательное учреждение, а также в помещения, в которых осуществляется обучение, в течение всего периода обучения. Это право

в данной формулировке в Законе об образовании не закреплено. При этом хотелось бы отметить целесообразность именно такого законодательного отражения, поскольку обучение предполагает именно пребывание на занятиях, лекциях и

семинарах. Некоторые авторы отмечают случаи недопущения к занятиям и эк- 231

заменам по каким-либо причинам (имеющиеся академические задолженности, прогулы, неоплата обучения, вирусные заболевания и т.д.). Отсутствие четкого нормативного закрепления подобных ситуаций, за исключением предмета «Физическая культура», допускает административное усмотрение должностных лиц образовательного учреждения в вопросе регламентации условий, при которых не разрешено участие в образовательном процессе. Произвольное установление таких условий может повлечь нарушение права на образование6. Соглашаясь с подобным мнением, отметим, что в целях повышения демократизации и формализации прохождения обучения во всех образовательных учреждениях на территории нашей страны требуется либо на законодательном уровне, либо на уровне Министерства образования и науки РФ утвердить перечень обстоятельств, наступление которых может повлечь прекращение допуска к занятиям, а также установить сроки и условия возобновления права на их посещение.

Закон об образовании рассматривает право на безвозмездное пользование инфраструктурой образовательного учреждения через совокупность ряда норм. Так, в п. 20 ч. 1 ст. 34 предусмотрено право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации, в п. 21 — право на пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации, в ч. 1 ст. 39 — право обучающихся по очной форме обучения на предоставление жилого помещения в общежитиях на весь период обучения и право обучающихся по заочной форме обучения на пользование жилыми по-16 мещениями в общежитиях в период прохождения промежуточной и итоговой

0

? аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного

(111 фонда у таких организаций. Однако эти нормы не устанавливают право на пря-

| мой доступ обучающихся ко всем объектам инфраструктуры, что в свою очередь

1 может повлечь определенные ограничения анализируемых прав граждан;

| 4) административные права граждан на материальное стимулирование обуче-

! ния и поощрение за достигнутые успехи в освоении образовательных программ.

§ Причисляя эту группу прав к категории административных, отметим, что решения

ф

| о назначении каких-либо выплат обучающимся принимают компетентные органы | управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней, а также администрации образовательных организаций. Денежные средства, | предусмотренные на эти цели, выделяются из соответствующих бюджетов в порядке, | предусмотренном БК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»7, | Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ё ской Федерации» и т.д. Последний в ст. 36 вводит в юридическую практику и § научный оборот понятие «стипендия», которое не содержалось в действовавшем 1 ранее Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Стипендией при-| знается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (ч. 1 ст. 36 Закона № 273). Согласно ч. 2 этой статьи в Российской Федерации устанавливаются государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам; государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии Президента РФ и 232 стипендии Правительства РФ, именные стипендии; стипендии обучающимся,

назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в т.ч. направившими их на обучение, стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом отметим, что согласно п. 26 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

Из приведенного законодательного определения стипендии не следует, что эта административная мера служит средством поощрения. Важно пояснить, что единственной нормой, раскрывающей ее содержание, является ч. 4 ст. 77, которая определяет, что «для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т.ч. для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц».

Подобная формулировка свидетельствует о несогласованности этих положений. Пункт 26 ч. 1 ст. 34 свидетельствует о прямом праве обучающихся на поощрение, однако ч. 4 ст. 77 со своей стороны указывает лишь на возможность применения поощрительных мер только лишь по инициативе органов власти, ш предприятий и организаций, а также сторонних граждан. Налицо тавтология: и обучающиеся имеют право на право поощрения, которое не подкреплено соот- а ветствующими обязанностями и зависит от желания и возможности третьих о лиц. Такая конструкция не только не закрепляет напрямую право граждан к на поощрение, но и предусматривает наличие обязательных организационно- о

с

правовых основ его реализации, без которых воплотить в реальность п. 26 ч. 1 | ст. 34 невозможно. в

н

Отметим, что отсутствие таких основ фактически не является нарушением но законодательства об образовании. Применительно к частным образовательным ю

Т5

учреждениям анализируемый нормативный акт в ч. 16 ст. 36 закрепляет, что и

организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанав- к

ливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различ- а

ные виды материальной поддержки обучающихся. Р.Т. Луховской указывает на |

практическое несоответствие подобных норм с фактическим положением вещей. ии

Отечественные платные образовательные учреждения не занимаются меценат- №

ством, благотворительностью и спонсорской деятельностью. Доходы, полученные 1

за счет предоставления платных образовательных услуг идут на покрытие за- )

трат образовательного процесса. Получается, что студент заплатил за обучение 6 и затем согласно закону имеет право на возврат части оплаченной суммы в виде поощрения за какие-либо заслуги. Такой вывод не представляется логичным8.

Как свидетельствует проведенное нами исследование, в подавляющем большинстве случаев администрациями образовательных учреждений указанные в ст. 36 другие выплаты напрямую ассоциируются со стипендиями различных

категорий. Закон об образовании допускает получение учащимися нескольких 233

видов стипендий, которые воспринимаются как основная и дополнительные. Последние необоснованно рассматриваются как специальное денежное поощрение. Имеют место случаи, когда обучающиеся по итогам конкурсов, олимпиад, смотров, спортивных состязаний награждаются поощрительными грамотами, символическими и ценными призами. Однако подобное, на наш взгляд, не следует причислять к данной категории административных прав граждан на материальное стимулирование обучения и поощрение за достигнутые успехи освоения образовательных программ, поскольку такие ситуации являются частью реализации академических прав обучающихся, предусмотренных п. 22 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании (право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в т.ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях).

Таким образом, отраженная в заглавии ст. 36 формулировка «другие денежные выплаты» применительно к правам обучающихся не получила надлежащего дальнейшего законодательного оформления и разъяснения и, следовательно, не может быть эффективно применена на практике.

Что же касается административного порядка назначения и выплаты стипендий, то следует обозначить важные организационно-правовые условия, которые в данном случае являются обязательными. В ч. 3-5 Закона говорится, что студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном з федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ? выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию 3 в сфере образования. Государственная академическая стипендия назначает-| ся студентам в соответствии с требованиями, установленными федеральным I органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке | государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ! образования. Государственная социальная стипендия назначается студентам, § являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родите-| лей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, | детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами детства, студентам, 'I подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской | АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семи-| палатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государствен-§ ной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в § течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах | Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел | РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов 234 государственной власти РФ на воинских должностях, подлежащих замещению

солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»9.

Отдавая должное законодателю, отметим огромное значение этого подробного перечня для развития и стимулирования образовательных отношений. Аналогов подобной нормы в утратившем ныне силу Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» не имелось. Этим еще раз подчеркивается и закрепляется статус России среди мировых держав как социального демократического государства, провозглашающего право на образование одним из ведущих прав человека и гражданина.

Подобное законодательное нововведение требует значительного финансового обеспечения из средств федерального бюджета. Анализируя его расходную часть, отраженную в Федеральном законе от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»10, отметим, что отдельных статей, посвященных финансовому обеспечению и гарантированию этих выплат, в данном нормативном акте не имеется. Соответствующие нормы рассредоточены в ст. 9, 23, приложениях 1, 6.1, 9, 14, 25 и т.д. В связи с этим следует упомянуть о негативных тенденциях, отразившихся на отечественной экономике и социальной сфере в связи с необоснованным введением ряда санкций со стороны стран Европы, США и Австралии в результате имевшего место в марте 2014 г. важного исторического события — присоединения Крыма к России. Эти санкции оказывают отрицательное воздействие на наполняемость федерального бюджета и, как следствие, на надлежащее финансирование государственных программ в сфере образования. Хотелось бы высказать пожелание и надежду ш на то, что обеспечение выплат социальных стипендий указанным категориям и граждан из средств федерального бюджета не будет ограничено, приостановлено а либо урезано в среднесрочной перспективе; о

5) академические права обучающихся. К данной категории прав следует при- к числить все остальные нормы ч. 1 ст. 34 анализируемого Закона, которые имеют о

с

непосредственное отношение к образовательному процессу. В числе важнейших |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них следует отметить право на выбор организации, осуществляющей образо- в

е

вательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после но получения основного общего образования или после достижения 18 лет (п. 1), ю

Т5

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизиче- и

ского развития и состояния здоровья, в т.ч. получение социально-педагогической к

и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической кор- а

рекции (п. 2), зачет организацией, осуществляющей образовательную деятель- |

ность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных ии

предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образова- №

тельных программ в других организациях, осуществляющих образовательную 1

деятельность (п. 7), отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую )

в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воин- 6 ской обязанности и военной службе» (п. 8). Также следует указать на право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений (пп. 9, 10). Как представляется, эти фундаментальные права в сфере образования

должны стоять на первом месте в ч. 1 ст. 34 Закона об образовании. 235

Новаторскими по отношению к ранее действовавшему Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» является право обучающихся на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34), право на академический отпуск в порядке и по основаниям, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в порядке, установленном федеральными законами (п. 12 ч. 1 ст. 34), а также право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации (п. 18 ч. 1 ст. 34).

Относя указанные академические права к категории административных, укажем, что их реализация основывается на изначальном неравенстве правового положения обучающихся, с одной стороны, и педагогов, преподавателей, руководителей структурных подразделений образовательных организаций, ректоров, проректоров, деканов высших учебных заведений, директоров, завучей общеобразовательных учреждений, должностных лиц органов управления образованием всех уровней — с другой. По общему правилу обучающиеся и воспитанники должны выполнять законные указания и распоряжения обозначенных лиц, з посещать учебные занятия, следовать правилам поведения в образовательном

CD

? учреждении. Практическое осуществление академических прав основано на

3 внутренней субординации. В школе, как подчеркивает А.А. Пинский, все равны

| и ответственны перед учителем, так же как и в армии, все равны и отвечают

i перед командиром11.

| Представляется, что предложенная классификация административных

i прав учащихся является наиболее устойчивой, основывается на анализе норм

§ прямого действия, закрепленных в Законе № 273. Однако мы не претендуем

ф

| на ее исключительность, безальтернативность и бесспорность, поскольку ука-| занный в ч. 1 ст. 34 перечень прав является открытым. В п. 29 говорится, что 'I обучающиеся имеют иные права, предусмотренные настоящим Федеральным | законом, иными нормативными правовыми актами РФ, локальными норматив-| ными актами. Современное развитие образовательных технологий и отношений свидетельствует о том, что в дальнейшем этот законодательный перечень будет расширен. Появление новых правовых положений, несомненно, окажет влияние g на построение классификации административных прав обучающихся и сделает § ее многовариантной.

Ö 1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 2, ст. 310.

со 2 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4 См.: Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001. С. 229.

5 См.: Братановский С.Н., Кочерга С.А. Административно-правовые аспекты образовательной деятельности в России. М., 2014. С. 78.

6 См.: Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., Академия, серия «Высшее профессиональное образование», 2006. С. 99; Братановский С.Н., Кочерга С.А. Концептуальные подходы к образованию как социально-культурному феномену // Право и образование.

236 2014. № 12. С. 11.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

8 См.: Луховской Р.Т. Управление образовательными организациями в России: практика и проблемы. Ростов н/Д, 2013. С. 166.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1475.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 49, ст. 6350.

11 См.: Пинский A.A. Новая школа. Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования. М., 2002. С. 81.

Л.А. Тимофеев, Ю.В. Сорокина

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОВОДСТВА)

В статье рассматривается совокупность правовых мер, обеспечивающих реализацию первоочередных (инновационных) направлений развития современной отечественной аквакультуры

Ключевые слова: продовольственная безопасность, рыбохозяйственный комплекс, аквакультура.

L.A. Timofeev, Yu.V. Sorokina

LEGAL FOUNDATION OF THE SYSTEM OF PRIORITIES FOR CARRING OUT THE ACTIVITIES IN THE SPHERE OF AGUVA-CULTURE (FISH-FARMING)

The article deals with legal measures securing the realization of more impotant (innovation) directions of modern national agua-culture development.

Keywords: product security fish-farming complex agua-culture.

Рыбохозяйственная отрасль в современной России является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности, в числе которых особое внимание специалистов привлекают вопросы осуществления аквакультуры (рыбоводства). Дело в том, что выполнение планетарных задач продовольственной безопасности в немалой степени связано с потреблением рыбной продукции, добыча которой в условиях современного рыболовного промысла уже достигла предела устойчивого развития и существенно увеличиваться не будет. Наряду с этим производство рыбопродуктов в сегменте аквакультуры к 2030 г. предположительно увеличится на 62%. Указанная тенденция осуществления рыбохозяйственной деятельности длительное время не находила в нашей стране должного проявления. Россия, располагая достаточными природными ресурсами, к сожалению, производит только 3,5% продукции аквакультуры от общего суммарного объема добычи водных биологических ресурсов. В связи с этим

© Тимофеев Лев Александрович, 2016

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Сорокина Юлия Викторовна, 2016

Кандидат юридически наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия) 237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.