Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации'

Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4169
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / ADMINISTRATIVE REGULATION / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкова М.А.

В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей административно-правовые отношения в сфере образования, дана характеристика системы образования, рассмотрены общие вопросы управления и разграничения компетенции в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-legal regulation of the activities of the education system in the Russian Federation

In the article the analysis of normative-legal base, regulating administrative-legal regulation of relations in the sphere of education, the characteristic of the education system, the General questions of management and distribution of competence in this area.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации»

УДК 342.951:351.82

Зенкова М.А.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей административно-правовые отношения в сфере образования, дана характеристика системы образования, рассмотрены общие вопросы управления и разграничения компетенции в данной области.

Ключевые слова: образование, административно-правовое регулирование, система образования.

Zenkova M.A.

ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. In the article the analysis of normative-legal base , regulating administrative-legal regulation of relations in the sphere of education, the characteristic of the education system, the General questions of management and distribution of competence in this area. Keywords: education, administrative regulation, the education system.

Одной из важнейших задач административного права в области образования является нормирование правоотношений, которые возникают в процессе деятельности государственной власти.

Основа экономического, политического и культурного благополучия любого государства является эффективное функционирование системы образования.

Право на образование является одним из главных и неотъемлемых конституционных прав человека. Существует прямая зависимость между происходящими реформами, государственной политикой в сфере образования и общеобразовательным уровнем населения. Сегодня главный акцент в реформировании приходится на общее образование, которое является базовым во всей системе. Правоотношения в данной сфере регулируются нормами различных отраслей права, тем не менее правовое регулирование образовательной сферы является преимущественно административно-правовым.

Нормативно-правовой основой управления в области образования является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,

творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, ст. 2].

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное;

2) начальное общее;

3) основное общее;

4) среднее общее.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнитель-

ных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [2, ст. 72].

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области также определяются главой 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016. «Об образовании в РФ»).

В соответствии с этим Законом:

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных

государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию

деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования [1].

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2 - ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенций в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенций в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

В реализации Закона «Об образовании в Российской Федерации» важную роль играют местные органы власти.

В своем Послании Федеральному Собранию еще в 2013 г. [3] Президент России В.В. Путин отметил, что «местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». И далее: «Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году, в год 150-летия знаменитой Земской реформы», - сказал В.В. Путин.

Как правило, на местах муниципальные органы власти передают полномочия в сфере образования одному из своих структурных подразделений - муниципальному органу управления образованием (далее -МОУО).

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 1 сентября 2013 г., к полномочиям местных органов власти в сфере образования относятся:

• организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

• организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

• создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

• создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

• обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

• учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

• осуществление иных установленных законом об образовании в РФ полномочий в сфере образования;

• создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с законом об образовании в РФ относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

• осуществление полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования [1].

Реализация указанных полномочий наряду с полномочиями, предоставленными законодательством о муниципальных образованиях, обеспечивается соответствующими нормативными правовыми актами органов власти муниципального образования.

Ниже приведен примерный перечень нормативных правовых документов, разрабатываемых на местах во исполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных документов Минобр-науки РФ, принятых во исполнение этого Закона:

• Положения о консультативных, совещательных и иных органах, создаваемых при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (при наличии таких органов);

• Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (в виде административного регламента);

• Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (в виде административного регламента);

• Положение об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

• Положение о самообследовании образовательной организации;

• Положение о ведении учета форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования с указанием перечня образовательных учреждений, за которыми закрепляются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования, самообразования;

• Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр уход за ребенком в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;

• Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната;

• Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и

ее размер за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;

• Порядок закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования;

• Положение об осуществлении присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

• Положение о мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в том числе с целью поощрения лиц, проявивших выдающиеся способности (при наличии таких мер);

• Положение об организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья и получении ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования;

• Положение об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

• Положение о финансовом обеспечении получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях;

• Положение о порядке финансового обеспечения получения детьми начального, основного, среднего общего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая частных предпринимателей;

• Положение о порядке и случаях обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;

• Положение об организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями;

• Положение о предоставлении образовательными организациями ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• Положение об установлении стоимо-

сти платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, и порядке их оплаты;

• другие нормативные акты по усмотрению органов местного самоуправления.

В муниципальной образовательной системе управление предполагает защиту ее интересов, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами населения и требованиями государства. Поэтому система управления образованием, её инфраструктура должны быть такими, чтобы они способствовали развитию образовательных учреждений, образования в целом.

Если ранее отделы народного образования выполняли прежде всего функции контроля, то теперь основные функции МОУО - организационные, координационные и сервисные. Сейчас значительно возрастает роль функций МОУО, направленных на аналитическую деятельность, на создание условий для работы образовательных организаций.

Кроме того, с возрастанием самостоятельности образовательных организаций возрастает и ответственность МОУО за развитие муниципальной системы образования в целом.

Для успешного решения стоящих перед МОУО задач нужны профессиональные управленцы, поскольку уровень квалификации работников системы образования является одним из определяющих, если не самым определяющим, в качестве данной системы. Многие проблемы появляются не из-за того, что нет каких-то ресурсов: финансовых, материальных. Проблемы от того, что существующее законодательство имеет неустойчивый характер. Постоянно вносимые изменения приводят к несовершенству нормотворчества на муниципальном и локальном уровнях, что не позволяет повысить эффективность административно-правового регулирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273 - ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru

2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013г. // http:// www.consultant.ru/

4. http://минобрнауки.рф/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЗЕНКОВА Марина Александровна, магистрант кафедры муниципального и конституционного права, Уральский институт экономики управления и права, г. Екатеринбург.

е-mail: zenkova-marina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.