Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ, ГАРАНТИИ И ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА'

ПОЛНОМОЧИЯ, ГАРАНТИИ И ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ, ГАРАНТИИ И ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА»

УДК 34

Корбутова О.М.

Московский финансово-юридический университет ПОЛНОМОЧИЯ, ГАРАНТИИ И ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Правовой статус должностного лица характеризуется составными элементами, которые авторы выделяют по-разному. К центральным элементам статуса, характеризующих юридическое состояние должностного лица относят, задачи, обязанности, полномочия, а функции, права, гарантии и ответственность являются лишь второстепенными. На сегодняшний день по данному вопросу в литературе существует много мнений, поэтому важной задачей правовой науки остается выработка более универсальных для всех должностных лиц, общих и единых обязанностей, задач, полномочий, так как именно через них происходит отображение выполняемых данными лицами функций, которые представляется затруднительным свести к единому критерию.

1. Административно-правовой статус, элемент, функции, полномочия, обязанности, гаранти, должностное лицо

Правовой статус должностного лица характеризуется составными элементами, которые разные авторы выделяют по-разному. Так, в литературе можно встретить следующие элементы: трудовая правосубъектность, трудовые права, обязанности, гарантии и ответственность. А.Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют такие элементы, как функции, правомочия, гарантии реализации полномочий, ответственность.

[5, с. 195]. К центральным и важным элементам статуса, которые характеризуют юридическое состояние должностного лица авторы относят, задачи, обязанности и полномочия.

Итак, должностными лицами являются лица, которые согласно выборам или по назначению осуществляют деятельность представителей власти, а так же исполняют распорядительные, организационные, административные или хозяйственные обязанности, другими словами, имеющие специальные полномочия. Свои полномочия могут осуществлять в разных общественных сферах. Должностными полномочиями являются служебные полномочия лиц, связанные с осуществлением прав и обязанностей, которыми они наделены в силу занимаемой должности, а так же могут реализовывать любые права, закрепленные законодательством, в рамках исполнения обязанностей. Выявляя права и обязанности, которые характерны для всех должностных лиц, тем самым определяем их специальный статус. Данный вопрос на современном этапе в правовой литературе является мало изученным, в отличии, например, вопроса определения понятия «должностное лицо». Авторы выделяют следующие общие полномочия должностных лиц: издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения лицами, к которым они обращены; подписание документов, создающих определенные юридические последствия; осуществление контроля в порядке служебной подчиненности; наложение дисциплинарных взыскани; применение мер административной ответственности; внесение предложений об организации деятельности органа государственного управления в вышестоящий орган. Полномочия должностных лиц можно также разделить по направленности в деятельности должностного лица (организационные, распорядительные, исполнительские, контрольные), по степени индивидуализации (исключительные, те, которые он не имеет права делегировать подчиненным ему управленческим работникам; полномочия, исполнение которых может быть поручено кому-либо из подчиненных; полномочия, требующие совместной реализации).

В правовой литературе достаточно хорошо раскрыт вопрос о классификации прав, задач и обязанностей служащих, которые во многих случаях применимы и для прав, обязанностей должностных лиц. Они разделяются по сферам деятельности и по органам, реализующим определенные полномочия. Среди должносных лиц выделяют федеральные и государственные. К должностным лицам, занимающим государственные должности в субъектах РФ относятся люди, которые непосредственно исполняют все

полномочия государственных органов. Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. В зависимости, где государственный служащий исполняет служебные обязанности, выделяют четыре категории органов государственного аппарата: законодательные органы; судебные органы власти; прокуратура; органы исполнительной власти.

Понятие «государственный служащий» является более широким понятием, чем должностное лицо, именно поэтому должностное лицо-это всегда государственный служащий, но не все государственные служащие относятся к должностным. В федеральном законе о государственной службе описываются права и обязанности служащих, но отсутствует какая- либо информация о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. Чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, выявить различия между должностными лицами и государственными служащими. Важно обратить внимание на то, что существуют юридические и физические должностные лица без полномочий властного характера. Различия в правовом статусе помогают в данном направлении определить виды должностных лиц: государственные служащие, (представители публичной власти), которые непосредственно реализуют внешние полномочия государственных органов, наделены значимыми полномочиями, с помощью которых представляют страну во всех видах внешних отношений; должностные лица (руководители учреждений и предприятий) с внутрисистемными полномочиями; должностные лица с полномочиями, направленными на обеспечение деятельности государственных органов, полномочия которых часто не имеют юридически властного характера, поскольку они связаны с внутриаппаратной работой.

Итак, характер полномочий является наиболее важным признаком должностного лица, поэтому в нормативных актах, которые описывают его правовой статус, необходимо фиксировать права и обязанности, через которые происходит отображение выполняемых данным лицом функций, которые представляется затруднительным свести к единому критерию.

Следующим очень важным элементом правового статуса должностного лица являются функции, которые характеризуют предметную направленность деятельности и определяют его компетенцию. В повседневной деятельности функции, как управленческой системы, так и отдельных должностных лиц, являются наиболее важным источником правовой активности субъекта управления, поэтому принципиально важное значение имеет правильная правовая фиксация их в актах, описывающих правовой статус субъекта. [1, с.5]

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, с помощью которых они связаны с руководством, трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения. Они находятся в служебном подчинении с формированием кадрового состава, определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.д. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей и т.д.).

В практической деятельности организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции нередко связаны между собой. Согласно законодательству, к должностным лицам относятся лишь те, которые одновременно наделены выше указанными функциями. Однако такое толкование закона значительно сужает круг лиц, признаваемых должностными. В литературе по данному вопросу многие авторы придерживаются точки зрения, что должностные лица выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К административно-правовым стимулам, что является так же важным элементом правового статуса должностного лица относятся меры поощрения, льготы и гарантии. Все они должны быть установлены

и санкционированы государством. К мерам поощрения относят: федеральные меры поощрения, предусмотренные федеральным законодательством; региональные меры поощрения, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ; муниципальные меры поощрения, предусмотренные нормативными муниципальными правовыми актами. Льготы должностного лица, представляют собой формально определенные Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями преимущества. Выделяют основные и дополнительные льготы. Гарантии должностного лица - формально определенные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальными образованиями приемы обеспечения беспрепятственной реализации административных прав, административных обязанностей и собственных административных полномочий должностных лиц.

Проанализировав литературу, авторы приходят к единому мнению, что основными элементами являются права, обязанности, задачи, поставленные перед тем или иным должностным лицом, а возложенные на него функции, территория его деятельности, ответственность-лишь второстепенными. Так, И.Л. Бачило утверждает, что функции являются основной составной части компетенции должностного лиц. Для обоснования своей позиции ей приходится предложить два понятия компетенции, которые являются правовыми. В первом случае в компетенцию включается, кроме функций, характеристика места органа в системе управления, его задач, объектов ведения, круга деятельности, правомочий и ответственности. Во втором случае компетенция состоит непосредственно из прав и обязанностей (правомочий) органа. Б.М. Лазарев по этому вопросу высказывает противоположное мнение. Если права и обязанности отражают функции - нет необходимости их фиксировать в определении должностного лица, тем более представляется затруднительным свести функции к единому критерию. Из этого однако не следует понимать, что функции должностных лиц не должны быть отображены в их должностных инструкциях и иных правовых актах. Функции действительно не являются составным элементом компетенции должностного лица, однако, как указывалось выше, являются самостоятельным элементом его правового статуса.

Итак, проанализировав литературу, мнения многих авторов по данному вопросу, можно сделать вывод, что к основным элементам или факторам, которые характеризуют правовое положение должностных лиц можно отнести: права, обязанности, полномочия, к второстепенным -правосубъектность, функции, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, а таки же ответственность. Важной задачей правовой науки в данном вопросе остается выработка единых общих для всех должностных лиц полномочий. Ранее перечисленные полномочия, задачи, обязанности данной категории лиц не претендуют на универсальность, возможно, развитие правовой науки и законодательства позволит выявить другие полномочия, задачи, обязанности или отказаться от некоторых из вышеперечисленных. Список использованной литературы:

1. Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. К.: Наук. думка, 1979. 150 с.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1982. 179 с.

3. Бриллиантов А. В. Должностное лицо в уголовном законодательстве России и зарубежных стран. М.: Проспект, 2014. 192 с.

4. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2008.797 с.

5. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник. М.: Статус, 1999. 592 с.

6. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 280 с.

7. Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития) ИГП РАН. М., 2003. С. 3-9

List of used literature:

1. Aver'yanov V.B. Funkcii i organizacionnaya struktura organa gosudarstvennogo upravleniya. K.: Nauk. dumka, 1979. 150 s.

2. Alekseev S.S. Struktura sovetskogo prava. M.: YUridicheskaya literatura, 1982. 179 s.

3. Brilliantov A. V. Dolzhnostnoe lico v ugolovnom zakonodatel'stve Rossii i zarubezhnyh stran. M.: Prospekt, 2014. 192 s.

4. Isaev I. A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii. M.: YUrist", 2008.797 s.

5. Nozdrachev A.F. Gosudarstvennaya sluzhba: Uchebnik. M.: Status, 1999. 592 s.

6. Makarejko, N. V. Administrativnoe pravo : uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: YUrajt, 2019. 280 s.

7. Hamaneva N.YU. Perspektivy razvitiya nauki administrativnogo prava // Administrativnoe i informacionnoe pravo (sostoyanie i perspektivy razvitiya) IGP RAN. M., 2003. S. 3-9.

© Корбутова О.М., 2021

УДК34

Соломинова Л.В.,

магистр

Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПО ЗАГРЯЗНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ ТЕРРИТОРИЙ ШТАНГОВЫХ НАСОСНЫХ УСТАНОВОК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

Статья содержит обзор общих документов (Конституция (какие статьи), ФЗ об охране ОС (где сказано и кто отвечает), гражданский кодекс (экология, бездействие). Республиканские, местные законодательные акты связанные с природопользованием и охраной окружающей среды.

Ключевые слова

Охрана окружающей среды, природопользование, аналитический обзор, нормативно-правовая регламентация.

Загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами регламентируется многими законодательными и правовыми актами. В данной статье мы укажем на ссылки и изложим основную мысль нормативно-правовой регламентации в данном направлении.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Права и обязанности собственников земельных участков, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков отражены в Главе VI ЗК РФ. В которой подробно описывается не только права и обязанности частных лиц, но и права и обязанности лиц использующих полезные ископаемые территорий участков, т.е. под этот ЗК РФ попадает использование штанговых насосных установок как способ добычи нефти.

Согласно Конституции РФ (Статья 36. П. 2.): гражданам и их объединениям закреплено право иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Законодательные акты об охране окружающей среды на сегодняшний день занимают ключевую позицию. Одной из самых основных в данном направлении считается статья 58 Конституции Российской Федерации: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [1]

Кроме этого, согласно статье 42 Конституции Российской Федерации: Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.