Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО К ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ'

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО К ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2106
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО К ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ»

УДК 34

Корбутова О.М.

Московский финансово-юридический университет

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО К ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ

Правовым статусом является юридически закрепленное положение субъекта права, имеющее определенную структуру. Статус должностного лица распространяется на любое физическое лицо публичного или частного права, действия которого влекут за собой возникновение, приостановление, изменение или прекращение юридических фактов. Сущность статуса должностных лиц имеет двойственную природу. Должностное лицо обладает чертами индивидуального и коллективного субъекта права. Действия, совершаемые должностным лицом, с одной стороны, действия гражданина, являющегося дееспособным субъектом, которые регулируются правовыми нормами, а с другой стороны, характер таких действий определяется спецификой занимаемой должности.

1. Статус, правовой статус, административно-правовой статус, элементы, должностное лицо.

Понятие «статус» является абстрактным многозначимым словом и означает сложившееся состояние, положение. Для того чтобы понимать правильно смысл данного термина, который используется одновременно несколькими науками, необходимо понять его этимологию. В социологии «статус» рассматривается как положение, занимаемое индивидом, социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. В правовой науке термин «статус» используется для характеристики разнообразных правовых категорий, но с точки зрения понимания присущих ему признаков и юридической конструкции остается слабо изученным.

Многие авторы указывают на то, что правовой статус является самостоятельным элементом правовой системы. Термин «правовой статус» часто встречается в законодательстве Российской Федерации, в юридической литературе и применяется при характеристике положения какого-либо субъекта права. Понятие «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Правовой статус личности определяется для людей, в отличие от правового положения юридических лиц. Многие авторы так не считают. С.С. Алексеев не отождествляет правовой статус и правовое положение, к элементам 1-ого относит правосубъектность, основные права и обязанности субъектов, а к элементам 2-ого - конкретные права и обязанности лица, связанные с наличием определенных юридических фактов, из чего следует мобильность правового положения. [2, с. 3] Исследуя понятие «правовой статус», а далее статус должностного лица следует рассмотреть правовой статус человека, гражданина и личности. Правовой статус человека обладает естественной природой и не отделима от индивида. Данный статус находится вне территории, вне национальности, вне зависимости от закрепленных законодательными актами государства норм. Он характеризует людей в качестве представителей человеческого рода, объединяя общие и коренные обязанности и правомочия, которые требуются для нормального существования и выживания человека. Правовой статус гражданина представляет комплекс субъективных мер, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. В правовом статусе личности основой являются конституционные права и обязанности, которые принадлежат определенному человеку в разные периоды его жизни.

Итак, правовой статус, следует понимать, как установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д.

Административно-правовой статус - совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Физические лица вступают

в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, т.е. обладают соответствующим административно-правовым статусом. Они относятся к индивидуальным субъектам административного права, а в качестве примера можно привести, должностные лица, граждане РФ и т.д. В науке административного права выделяют следующие основные виды административно -правового статуса: статус личности, включающий административные права и обязанности, присущие всем физическим лицам в Российской Федерации; статус гражданства- административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства; социальный статус - административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий; особый статус, физические лица приобретают особый статус на добровольном волеизъявлении, который связан с индивидуальными предпочтениями граждан. Согласно позиции ученых-административистов, одно и то же лицо, обладая общим правовым статусом, одновременно может быть носителем различных специальных правовых статусов, в зависимости от выполняемых им социальных ролей.

Все граждане, у которых имеются управленческие полномочия, состоящие на службе в государственных органах, обязательно имеют четко организованную систему подчинения. Так, публичные должностные лица - это лица, которые несут ответственность перед вышестоящими начальниками. Вышестоящие управленцы имеют неотъемлемое право изменять старые правила или создавать новые, а руководители низшего звена обязаны подчиняться. Статусы должностных лиц могут различаться, что зависит от обязанностей, которые они исполняют, а полномочия заканчиваются вместе с окончанием срока службы. Существует другая категория должностных лиц- лица, имеющие публичные административные обязанности. К этой категории можно отнести работников муниципалитета и людей, которые не находятся в прямой рабочей зависимости. Такие руководители могут давать приказания, обязательные для исполнения простыми гражданами и организациями. Исходя из выполняемых в механизме административно-правового воздействия функций и характера реализуемых публично -властных полномочий, все должностные лица подразделяются на два вида: управляющие должностные лица, которые наделены организационно-распорядительными полномочиями; охраняющие должностные лица, которые наделены правоохранительными полномочиями. С точки зрения административной деликтоспособности должностные лица, как специальные субъекты должностного административного правонарушения подразделяются на публичные должностные лица, наделенные внешне властными полномочиями

и должностные лица государственных и муниципальных учреждений, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей. [6, с. 32-35]

Для всех должностных лиц выделяют следующие статусы: общий статус личности; статус должностного лица как публичного служащего; специальный правовой статус должностного лица; конкретный правовой статус. Общий статус личности предполагает наличие у должностного лица прав и обязанностей, характерных для любого гражданина. Статус должностного лица как публичного служащего выступает его статусом как служащего государственной или муниципальной службы. В этом качестве должностное лицо наделяется правами и обязанностями государственных и муниципальных служащих. Специальным правовым статусом должностного лица признается правовой статус конкретного служащего, занимающего конкретную должность в конкретном органе государственного управления. По мнению В.И. Новоселова такой статус можно отнести к индивидуальным правовым статусам личности.

Итак, под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности [7, с. 3]. При этом важным является

выявление составных элементов правового статуса. В литературе в качестве элементов административно-правового статуса должностного лица выделяют: «административно-правовые требования, предъявляемые к должностному лицу», «административно-правовые условия, установленные для должностного лица», «административно-правовые запреты», «административно-правовые стимулы», «ответственность». Разные авторы выделяют элементы по- разному, ссылаясь на важность того или иного, но к центральным относят: правосубъектность, полномочия, функции, права, обязанности, гарантии и ответственность.

Таким образом, чтобы понимать, кто является должностным лицом с точки зрения административного права, нужно попытаться определить его статус. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций. Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица.

Раскрывая сущность статуса должностных лиц, следует отметить, что он имеет двойственную природу: с одной стороны, это лица, осуществляющие государственно-властную деятельность, что принято называть публичной стороной статуса должностного лица, с другой - это конкретные люди, находящиеся в профессионально-трудовых отношениях с работодателем, подразумевающих наличие социальных, материальных, организационных и иных гарантий.

Итак, правовым статусом должностного лица является урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности. При этом принципиально важным является выявление его составных элементов Правовой статус закрепляется в документах, которые регулируют полномочия и функции должностного лица.

Список использованной литературы:

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Юрайт 2020. 483с.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1982. 179 с.

3. Бриллиантов А. В. Должностное лицо в уголовном законодательстве России и зарубежных стран. М.: Проспект, 2014. 192 с.

4. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристъ, 2008.797 с.

5. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник. М.: Статус, 1999. 592 с.

6. Мартынов А.В. Проблемы ответственности должностных лиц, осуществляющих административный надзор в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 3.

7. Хаманева Н.Ю. Перспективы развития науки административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития) ИГП РАН. М., 2003. С. 3-9.

List of used literature:

1. Agapov A.B. Administrativnaya otvetstvennost': Uchebnik. M.: YUrajt 2020. 483s.

2. Alekseev S.S. Struktura sovetskogo prava. M.: YUridicheskaya literatura, 1982. 179 s.

3. Brilliantov A. V. Dolzhnostnoe lico v ugolovnom zakonodatel'stve Rossii i zarubezhnyh stran. M.: Prospekt, 2014. 192 s.

4. Isaev I. A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii. M.: YUrist", 2008.797 s.

5. Nozdrachev A.F. Gosudarstvennaya sluzhba: Uchebnik. M.: Status, 1999. 592 s.

6. Martynov A.V. Problemy otvetstvennosti dolzhnostnyh lic, osushchestvlyayushchih administrativnyj nadzor v Rossii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2011. № 3.

7. Hamaneva N.YU. Perspektivy razvitiya nauki administrativnogo prava // Administrativnoe i informacionnoe pravo (sostoyanie i perspektivy razvitiya) IGP RAN. M., 2003. S. 3-9.

© Корбутова О.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.