УДК 342 ББК 67
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
Виктор Иванович Динека,
профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Акцентируется внимание на том, что при совершении преступления должностным лицом необходимо установить какие именно общественные отношения претерпевают вред, так как от правильного ответа завит верное определение объекта преступного посягательства. Кроме того, при совершении преступления должностное лицо нарушает нормальный ход общественных отношений между субъектами, также причиняет вред деятельности органа власти либо управления, в рамках которого он осуществляет свои полномочия. Указывается на содержание объекта гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Приводятся особенности правового положения госслужащих в зарубежных странах с развитой демократией.
Также автор обращает внимание на положения, которые сотрудник полиции обязан исполнять независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток, что указано в п. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» указаны положения. В результате реализация данного положения сотрудником полиции предполагает под собой выполнение служебного долга, а не только исполнение должностных обязанностей. Поэтому при превышении в этом случае своих полномочий, действия сотрудника полиции должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, исключая при этом квалификацию по нормам гл. 30 УК РФ.
Ключевые слова: должностное лицо, правовое положение, представитель власти, общественные отношения, уголовная ответственность.
FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE OFFICIAL AND AUTHORITY
Viktor I. Dineka,
professor of department of criminal law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, doctor of jurisprudence
Abstract. In article features of a regulation of a legal status of the official and the authority are considered. The author focuses attention that at commission of crime by the official it is necessary to establish what public relations undergo harm as from the correct answer it is curled the right definition of a subject to criminal encroachment. Besides, at commission of crime the official breaks the normal course of the public relations between subjects, also does harm to activity of authority or management within which he carries out the powers. It is specified the maintenance of an object of hl. 30 Criminal Code of the Russian Federation «Crimes against the government, the interests of public service and service in local governments». Features of a legal status of government employees are given in foreign countries with the developed democracy.
Also the author pays attention to provisions which the police officer is obliged to execute irrespective of the replaced position, the location and time of day that is specified in item 2 of Art. 27 of the Federal law of February 7, 2011 No. 3-FZ «About police» provisions are specified. As a result implementation of this provision by the police officer assumes under itself performance of an office debt, and not just execution of functions. Therefore at excess in this case of the powers, actions of the police officer have to be qualified under the relevant articles of the Criminal Code of the Russian Federation, excluding at the same time qualification on norms of hl. 30 Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: official, legal status, authority, public relations, criminal liability.
Исследование вопроса о правовом положении государственного или муниципального служащего, должностного лица, представителя власти не может быть полным без анализа стадий, определяющих правовые основания развития, приостановления и прекращения полномочий по должности, раскрыть содержание которых возможно только при подробном анализе конкретной категории лиц, в том числе при квалификации отдельных должностных преступлений в процессе правоприменительной деятельности. Подробный анализ указанных стадий имеет решающее значение при решении вопроса об основаниях уголовной ответственности за злоупотребление либо превышение должностных полномочий, что допустимо лишь именно в момент нахождения лица при исполнении указанных полномочий.
Получив назначение по конкретной должности (служащий, представитель власти, должностное лицо), начинается период развития служебного статуса неразрывно связанного с практической реализацией приобретенных лицом по должности функций. Этот период органически и неразрывно связан с возможным появлением у лица не обычных служебных, а особых, должностных, властных полномочий. Такими полномочиями могут обладать не все служащие, а только те из них, которые по роду службы стали должностными лицами либо обрели статус представителя власти.
Содержание правовых отношений, возникающих между служащими и иными субъектами, зависит от количества и статуса их участников. Так, отношения, существующие между служащими, должностными лицами и государственными органами власти и управления, составляют суть деятельности любого государственного аппарата. В уголовном праве в качестве объекта любого должностного преступления рассматриваются именно эти отношения. Нарушение лицом служебных, должностных, властных полномочий, которыми оно наделено после избрания или назначения на должность, в период их непосредственной реализации, неизбежно влечет причинение вреда объекту уголовно правовой охраны. В уголовном праве такое причинение выражено в существенном нарушении охраняемых прав и интересов, что отличает их от нарушений служебной дисциплины допущенных должностным лицом (дисциплинарный проступок).
Наряду с этими отношениями существуют и те, в которых субъектами с одной стороны являются представители власти, и с другой — граждане и юридические лица. В этих отношениях, период исполнения лицом возложенных на него по должности функций, характерен его непосредственным участием в регулировании общественных отношений между гражданами, организациями и органами власти, управления. Представители власти реализуют предоставленные им законом полномочия путем вступления, в общественные отношения, где они являются их участниками, выступая в качестве субъекта, представляющего государственные интересы.
Участие лица в служебных отношениях с правом повелевать внутри ведомства трудовым коллективом, подчиненным аппаратом служащих является доказательством того, что лицо стало должностным. Наличие у него права принимать правовые решения, выходящие за рамки его ведомства, и относящиеся к неподчиненным ему гражданам и организациям указывает на то, что он является представителем власти. В этих отношениях правовое положение должностного лица и подчиненных ему работников, во внутриведомственных (служебных) отношениях и как представителя власти в отношениях с гражданами, юридическими лицами, как участниками общественных правоотношений, уравновешено. Все они являются субъектами, наделены правами и обязанностями и несут за их неисполнение ответственность. Разница между ними заключается лишь только в объеме и содержании правового статуса каждого и соответственно в исполняемой ими роли. В отличие от должностного лица, представитель органа власти является связующим звеном между государством и гражданином. Именно он представляет интересы государства, для чего последнее наделяет его специальными полномочиями, содержание которых наполнено властью, способной подчинять, а если необходимо — и принуждать участников к желаемому образцу законопослушного поведения. В этом состоит механизм правомерного поведения представителя власти.
Государство для каждого участника правоотношений устанавливает определенные правила поведения, закрепляет их в законах. Эти правила касаются и граждан, и должностных лиц. Но только лишь представители власти могут осуществлять властные полномочия главным образом во внешней
сфере деятельности органов власти и управления, интересы которых они представляют. Эти отношения составляют самостоятельный объект должно ст-ных преступлений. Приоритетными здесь являются в первую очередь интересы личности, юридических лиц, которым причиняется вред неправомерным поведением должностного лица, представителя власти.
Функции органов власти и управления в общественных отношениях с одной стороны, между представителями власти и гражданами, юридическими лицами с другой, реализуются с помощью специальных методов управления. Среди таких методов можно выделить две основные группы.
Первая связана с совокупностью способов и приемов управляющего воздействия органов власти и управления на внешнюю среду через своих представителей. Эти способы и приемы направлены для воздействия на предприятия, учреждения, организации и физических лиц в целях исполнения ими установленных в обществе правил и норм поведения. Данная группа методов управления выражена в применении организационных, воспитательных и предупредительных мер для поддержания в обществе необходимого уровня стабильности правоотношений.
Вторая группа методов включает в себя способы и приемы воздействия органов власти и управления через представителей власти на юридических и физических лиц с целью обеспечения предупреждения и пресечения их неправомерного поведения. Эта группа методов осуществляется там, где необходимо восстановление уже нарушенных общественных отношений, что достигается путем применения к виновным мер государственного принуждения. Обе группы методов управления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Особенностью правовой деятельности представителя власти, выступающего субъектом правоотношения, является то, что у него при взаимодействии с другими субъектами (организациями, гражданами) возникают не обычные отношения, а правовые, поскольку они основаны на элементах властности. Именно элемент властности, обязательной подчиненности субъекта правоотношения требованиям официального лица характеризует последнего как представителя власти. Эта властность пронизывает всю суть названных отношений и лежит в основе
правового статуса конкретного лица, являющегося представителем власти [1].
Раскрывая проблему должностного преступления и должностного лица, крайне важно установить, какие конкретно отношения претерпевают вред: отношения между представителем власти и субъектом в лице гражданина, юридического лица (предприятие, хозяйствующий субъект) либо отношения между должностным лицом и субъектом в лице органа власти или управления, в котором работает должностное лицо. От правильного ответа на данный вопрос зависит точное определение объекта преступного посягательства.
Должностное лицо в условиях законопослушного поведения реализует свои полномочия и направляет их на правильное регулирование возникающих общественных отношений между их участниками. Такое поведение осуществляется лицом в период развития и реализации полномочий, приобретенных по должности. Факт совершения преступления должностным лицом нарушает не только нормальный ход общественных отношений между их субъектами, но и создает препятствия, наносит вред правильной деятельности данного органа власти или управления, интересы которого оно представляет. Должностное лицо, представитель власти, действующее вопреки требованиям и предписаниям закона, изменяет обычный, правомерный порядок реализации своих полномочий, что нарушает установленный законом порядок правового регулирования общественных отношений, нормального функционирования органов власти и управления [1].
Неправомерное поведение лица составляет не только начало должностного злоупотребления, которое проявляется в преступном посягательстве на порядок выполнения функций, но и приводит к причинению конкретного вреда общественным отношениям, в основе которых находятся интересы их участников: личность, общество, государство. Эти отношения и составляют объект уголовно-правовой охраны, который указан в гл. 30 УК РФ. В качестве такого объекта могут выступать не только интересы общества, государства, но и в первую очередь интересы конкретной личности, претерпевающие вред от неправомерных действий [2, с. 432—433; 3, с. 788—790].
Изучение правового положения служащих любого уровня власти, показывает на отсутствие в
действующем законодательстве четкого понятия объекта правового регулирования, такого, как «государственная служба». Не предусмотрено специальной процедуры правового регулирования отношений служащего с администрацией, которых между собой связывает лишь заключаемый ими трудовой контракт. В отличие от отечественного законодательства в странах, с развитой демократией положение госслужащих регулируется не гражданским, а административным правом. Служащие назначаются на должности пожизненно и руководитель не вправе их отстранить либо уволить. Это может сделать лишь специальный административный суд или трибунал, что является существенным препятствием для оказания давления со стороны прямого руководителя. Правовое положение любого государственного служащего должно предусматривать обязанность отвечать на все публично высказанные в его адрес обвинения в совершении антиобщественных или безнравственных деяний.
В контексте рассматриваемой проблемы, к числу важных нормативных документов, влияющих на определение правового положения представителя власти из числа сотрудников полиции, следует упомянуть Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН 17 декабря 1979 г. [4, с. 319—325]. Основные положения данного документа сводятся к следующему:
• деятельность должностных лиц по поддержанию правопорядка есть одна из важных мер по защите интересов и прав личности;
• любое должностное лицо является составной частью правоохранительной системы, стабильность которой всецело зависит от стабильности правового положения самого должностного лица;
• основу любого правомерного поведения должностного лица должна составлять хорошо продуманная и гуманная система законов. Только такая система способна предотвратить злоупотребление властью со стороны должностного лица;
• действия и поведение должностных лиц должны быть в достаточной степени подконтрольны и подотчетны общественности в целом населению в регионе которого исполняют служебные функции представители власти. Названный Кодекс только лишь в общих чертах
раскрывает содержание понятия и признаков пред-
ставителя власти правоохранительных органов. Их конкретизация, применительно к российской действительности, изложена в Федеральном законе РФ «О полиции». Любой сотрудник органов внутренних дел, включая руководителя подразделения, при определенных условиях может (но еще не является таковы) обрести статус представителя власти. Это зависит от того, на какую должность он назначен, какие полномочия имеет по должности, какие функции выполняет при отправлении служебной деятельности. Конкретное правовое положение рассматриваемой категории представителей власти определено главным образом в Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
Среди различных отраслевых служб данной системы работников представителями власти являются только сотрудники полиции. Но не все без исключения. Важным обстоятельством здесь является не то, какую должность лицо занимает, а какие функции при этом им выполняются и каково их содержание. Последнее обязательно должно включать в себя право на принятие решений, отличающихся властным характером. Такое право может дать сотруднику занимаемая им должность, а властность такого решения проистекает не из ведомственного приказа, из норм федеральных законов.
Обязательным признаком, присущим представителю власти данной категории, является наличие у него права на совершение действий, связанных с ограничением прав граждан: доставление в орган полиции, применение административного или уголовно-процессуального задержания и т.п. Однако подобные действия представитель власти может совершать лишь при определенных условиях и только при наличии у него полномочий, использование которых может быть направлено на ограничение права и свобод гражданина, на основаниях и в порядке, указанном в законе. Отсутствие у лица названных полномочий и прав на использование данных правовых оснований будет служить доказательством того, что это лицо либо не является представителем власти, либо не имеет в силу закону права на совершение конкретных действий [1].
При этом, не следует допускать ошибок в случаях, когда должностное лицо либо представитель власти, будучи не при исполнении полномочий по различным причинам (отпуск, выходной), в силу за-
кона, обязан принимать меры к пресечению преступления, задержанию правонарушителя. В особенности это касается сотрудников правоохранительных органов. Например, в пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» сформулированы положения, которые сотрудник полиции обязан исполнять независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток: оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Совершение сотрудником указанных действий не означает фактическое исполнение им должностных, властных полномочий и его нахождение с этого момента при исполнении служебных обязанностей. Данный факт есть не что иное, как реализация лицом служебного долга, а не исполнение должностных обязанностей по занимаемой им
должности. Иногда, в этой сложной ситуации, сотрудник полиции может причинить неоправданный вред нарушителю и в этой связи, возникает вопрос о квалификации содеянного им. В силу этого, сотрудник полиции не может нести уголовную ответственность, как представитель власти либо должностное лицо, согласно нормам главы 30 УК РФ, поскольку реализация им предписанных в статье 27 Закона РФ «О полиции» обязанностей, не означает исполнение им должностных (властных) функций. В подобных случаях, правовая оценка наступивших негативных последствий должна осуществляться с применением иных норм УК РФ, исключая нормативные предписания главы 30 УК РФ.
Литература
1. Динека В.И. Ответственность за должностные преступления по уголовному праву России (уголовно-правовой и криминологический аспект): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. 345 с.
2. Уголовное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. И.А. Бобракова, А.А. Телегина. Брянск: МосУ МВД России, 2008. 627 с.
3. Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть: учебник / под общ. ред. Н.Г. Каднико-ва. М.: Юриспруденция, 2013. 944 с.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (На примере России и государств — членов Европейского Союза): Монография / Прудникова Т. А. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2016.
В монографии раскрываются развитие миграционных процессов и основы их административно-правового регулирования. Анализируется опыт международно-правового регулирования миграционных процессов. Рассматриваются основные направления совершенствования национального законодательства, регулирующего миграционные процессы.
Для аспирантов юридических вызов, практических работников системы правоохранительных органов, а также студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля.