Научная статья на тему 'Полковые учения'

Полковые учения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы —

Пока две молодые мамочки сидят на лавочке и мило беседуют, их дети увлеченно возятся в песочнице и играют в магазин. Всё «по-взрослому»: прилавок, товары — куличики, изображающие что-то напоминающее стаканчики с йогуртами, касса, в которую было превращено маленькое красное ведерко… Одна из девочек, «покупатель» импровизированного магазина, выскакивает из песочницы и бежит к маме со словами: «Мне нужен твой телефон! Я должна оплатить покупки!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полковые учения»

Полковые учения

в магазине будущего все должно быть «умным»—и полки, и кассы, и склад. и даже товары.

цвШшШШтМШВШ В]шптШШ]ШшШт тМшШЩЩШ

уШвшШШш МпттшШШш

Кому из увидевших первый мобильный телефон в возрасте за «дцать» пришло бы в голову, играя в свой детский магазинчик, оплатить товары в нем телефоном? Наверное, никому. А теперь представьте: вы заходите в магазин, берете тележку, складываете в нее необходимые товары, подходите к терминалу, опускаете тележку в специальное место для сканирования — и буквально через несколько секунд уже можете оплатить покупки с помощью терминала, который принимает и наличные, и карточки, и оплату через мобильный.

Детская игра? Смелые фантазии? Нет, это «Магазин будущего», проект которого мы сегодня представляем в нашей рубрике «Производственный цикл».

Идея подобного магазина существует не только в России. Западные ритейлеры работают над такими проектами уже больше пяти лет. Российский проект, участниками которого стали X5 Retail Group, РОСНАНО и «Ситроникс», впервые был анонсирован в 2011 году в рамках Петербургского экономического форума, а представлен в том же 2011-м на форуме Rusnanotech.

Работа «магазина будущего» построена на использовании маркировки товаров метками радиочастотной идентификации (RFID). Метка — клейкая полоска, под которой прячутся маленький чип и антенна, — позволяет записать на себя не только информацию о штрихкоде товара, но и, например, информацию о сроках годности продукта, о том, где товар был произведен, и т. д. Данные, записанные на метке, считываются сканерами, что дает возможность оптимизировать большинство бизнес-процессов в ритейле, начиная с тех, в которых непосредственно участвует покупатель, и заканчивая теми, что остаются для него «за кадром».

Так, наличие RFID-меток на товарах позволяет реализовать решение, которое в X5 Retail Group называют «умной полкой». «Полки, на которых стоят товары с нанесенными на них RFID-метками, будут оборудованы считывающими устройствами, позволяющими совершать автоматический опрос того, что стоит на полке, — объясняет Ольга Караева, генеральный директор «Магазина будущего» X5 Retail Group. — Это же решение поможет формировать задание на выкладку. Сейчас этим занимается персонал магазина, но с появлением «умной полки» совмещение данных о том, что должно на ней стоять и что находится сейчас, позволит оптимизировать управление полкой в том числе и для товаров «собственного производства» — полуфабрикатов или нарезок, а также тех товаров, которые фасуются непосредственно в магазине. К тому же сама полка поможет проследить за просроченными продуктами и вовремя сообщит о том, что такие продукты появились».

Но основное решение «Магазина будущего» все-таки непосредственно связано с покупателями. Это так называемая «умная касса». По сути, задача сводится к автоматической идентификации товаров в группе. То есть покупателю не придется выкладывать на кассе товары поштучно на ленту: сканирующее устройство сразу «прочтет» все содержимое корзины.

Чтобы считать информацию о товарах, наполненная корзина помещается в отсек сканера. Покупатель прикладывает карточку лояльности магазина к терминалу, и сканер на несколько секунд закрывает отсек, после чего на экран выводится информация о том, сколько и каких товаров в корзине.

Кстати, сейчас разрабатывается новая версия сканера, в которой нет движения; процесс сканирования в этом случае будет еще быстрее.

Информация о том, сколько и за что нужно заплатить в терминале, появляется на карте лояльности покупателя. Тут же стоит информационный киоск, в котором данные о покупке при необходимости можно проверить. И финальный этап — оплата. Вставив карту лояльности в терминал, можно оплатить покупки наличными, банковской картой или при помощи мобильного телефона.

Главными проблемами в работе «магазина будущего» эксперты называют цену RFID-метки (сейчас одна метка может обойтись в среднем в 4 рубля, что довольно дорого для food-ритейла), а также возможности считывания информации с RFID-меток, нанесенных на определенную группу товаров. В «черный список» товаров, с которых сканер может не считать метки, включали упаковки с жидкостями (так как вода якобы гасит радиоволны) и товары в жестяных банках и металлизированных упаковках.

Однако сейчас, по словам Ольги Караевой, специалисты проекта как раз занимаются решением этой проблемы. За год число товаров, с которых считывается информация, увеличилось на 40% и составляет сейчас около 70% всех тестируемых SKU.

Планы участников проекта весьма оптимистичны. Так, уже в следующем году магазин должен заработать в тестовом режиме. Правда, первыми попробовать себя в роли покупателей такого магазина смогут только сотрудники X5 Retail Group и гости офиса. Но уже в 2014 году магазины будущего должны появиться в Москве, Томской области и Татарстане.

Помимо технологических решений на базе RFID, в «магазине будущего» планируется применять вендинговые машины как внутри торгового зала, так и за кассовой зоной, а также использовать «виртуальные» витрины, где расположатся QR-коды товаров, которые будут считываться с помощью мобильных устройств. Так что мы уже можем представить себе, как будут играть «в магазин» дети наших детей.

I 11;!

•и.

т |

Товары в «магазине будущего» маркируются при помощи меток радиочастотной идентификации (rfid). Таким образом удается избавиться от главного порока распространенной нынетехнологии, предполагающей последовательное считывание штрихкода и «ручное» обслуживание клиента на кассовом узле.

II

ii

rfid-metka — клейкая полоска, в которую интегрирована микросхема, снабженная антенной. Такой - чип может хранить не только информацию об уникальном коде товара, но и, например, данные о сроке годности, стране происхождения, изготовителе и т. п.

Один из элементов передовой розничной технологии — использование

на полках магазина ^

считывающих устройств, «опрашивающих» товары с нанесенными на них метками. Если товар «не отзывается»—значит, на стеллаже его уже нет.

i'' и*.

Под стать «умной полке»— «умная касса». Идентификация товаров происходит автоматически, и нет необходимости выкладывать покупки

поштучно наленту:

сканирующее

устройство

«прочитывает»

все содержимое

корзины.

Для сканирования достаточно поместить корзину с покупками в отсек. Несколько секунд — и итоговая сумма подсчитана.

11. £ i

Данные о том, сколько и за что нужно заплатить в терминале, появляются на карте лояльности покупателя.

в корзине товаров, которую сформировал в «магазине будущего» «Бизнес-журнал», было 15 наименований. Все товары опознала «умная касса». В нашем случае результат получился стопроцентным.

Добро пожаловать

'Г///////////Л

Финальный этап покупки—оплата. Вставив картулояльности в терминал, можно оплатить покупки наличными, банковской картой или при помощи мобильного телефона.

Помимо технологическихрешений на базе

я та.

RFID, в «магазине будущего» планируется применять вендинговые машины как внутри торгового зала, так и за кассовой зоной, а также использовать «виртуальные» витрины, где расположатся QR-коды товаров, которые будут считываться с помощью мобильныхустройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.