Научная статья на тему 'В будущее. До востребования'

В будущее. До востребования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эстер Дайсон

Концепция «Интернета вещей» — подключенных к Сети предметов, которые не только информируют нас о тех или иных параметрах, но и достаточно интеллектуальны, чтобы поддерживать содержательную «беседу» друг с другом, — не нова. Очередной всплеск интереса к этой теме, на мой взгляд, вызван двумя факторами. Во-первых, соответствующие технологии стали более доступны. Во-вторых, заметно изменилось отношение к ним самих людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В будущее. До востребования»

Эстер Дайсон

В будущее.

До воСТребования

Концепция «Интернета вещей» — подключенных к Сети предметов, которые не только информируют нас о тех или иных параметрах, но и достаточно интеллектуальны, чтобы поддерживать содержательную «беседу» друг с другом, — не нова. Очередной всплеск интереса к этой теме, на мой взгляд, вызван двумя факторами. Во-первых, соответствующие технологии стали более доступны. Во-вторых, заметно изменилось отношение к ним самих людей.

Представьте себе, что вам пришлось бы лет десять назад рассказывать кому-то о достоинствах популярных нынче геосоциальных сервисов вроде Foursquare. Вас сочли бы сумасшедшим! Как это так — добровольно сообщать миру о том, где ты находишься в данный момент? Пусть даже ради возможности получить информацию о местонахождении других людей и «пересечься» с друзьями. Однако сегодня люди стали

Окружающие нас предметы обихода, подключившись к Интернету, смогут обеспечить нам дополнительный комфорт. Но одновременно

привнесут в нашу жизнь новые угрозы. Ведь они превосходные источники информации о владельце, и не исключено, что найдутся лица, которые попытаются с их помощью следить за нами

более открытыми и привыкли делиться информацией. Поэтому следующий шаг — получение такой же информации от устройств — воспринимается всеми как вполне естественный и не вызывает внутреннего отторжения. Ведь с ними дело обстоит точно так же, как и с людьми: порой очень полезно знать, где они находятся. Недавно я потеряла свою фотокамеру Произойди это лет через десять, когда подобные устройства наверняка будут все без исключения подключены к Интернету, все было бы просто: моя фотокамера сама сообщила бы мне о том, где я ее оставила, и я приложила бы все усилия, чтобы вернуть ее.

Однако главной проблемой в будущем, на мой взгляд, станет не то, как подключить к Сети возможно больше устройств и заставить их взаимодействовать друг с другом и с владельцем, а как раз наоборот — как научиться фильтровать эту избыточную информацию. Уже сегодня информационное поле настолько плотно, что приходится вырабатывать своеобразные механизмы защиты. Очевидно, что подобные навыки превратятся в насущную необходимость в мире, где устройства начнут бороться за внимание своих владельцев. Это станет скорее эмоционально-психологической проблемой. В том потоке информации, который нас ждет, человеку все чаще будет хотеться побыть одному. Просто пойти в поле и остаться наедине с природой и собой.

Впрочем, у меня есть серьезные опасения, что это лишь меньшая из проблем, которые свалятся на нас с развитием «Интернета вещей». Потому что, если задуматься, он таит множество угроз неприкосновенности частной жизни. Используемые человеком в повседневном обиходе устройства и предметы, став частью Сети, обеспечат не только комфорт. Они источник информации о владельце, чем потенциально могут воспользоваться другие. Поэтому общество должно выработать правила, какая информация может быть доступна, а какая — нет. Реальность такова, что есть плохие люди, есть плохие правительства. Уже сейчас они имеют немало возможностей следить за нами, а в эру «Интернета вещей» их станет еще больше. И клика вероятность, что правительства постараются использовать эти возможности. Нам нужно уже сейчас зшуматься об угрозах и постараться им противостоять.

Какая отрасль первой ощутит новые веяния и станет неотъемлемой частью «Интернета вещей»? В первую очередь это все, что связано с логистикой и транспортом.

Постарайтесь взглянуть на то, какой беспорядок творится сегодня в пассажирских и грузовых перевозках, глазами человека будущего. Это способно шокировать! Повсюду водители грузовиков, такси и проч., которые не всегда знают, куда и когда они едут и что везут. Эта неразбериха исчезнет: перемещением товаров можно будет руководить в реальном времени. Тенденция видна уже сейчас.

Одним из моих первых работодателей была служба экспресс-почты FedEx. Задача, которая стояла и про-

должает стоять перед этой компанией, крайне сложна: научиться доставлять грузы в любую точку мира за одну ночь. Логистика доставки отправлений в разные периоды решалась службой по-разному. К примеру, раньше посылки сортировались в соответствии с географией получателей, потом отправлялись самолетом в крупный город, где был расположен один из распределительных хабов FedEx, а затем их доставляли адресатам. Тридцать лет назад такой способ казался наиболее оптимальным и логичным: вместо того чтобы гонять множество самолетов, использовали только один. Но простота цепочки не гарантирует того, что скорость доставки окажется максимально возможной. И сегодня парадигма меняется. В 2012 году можно все просчитать, спрямить маршрут и отправить посылку сразу туда, куда нужно. Потому что у вас больше знаний и информации, которую вы отслеживаете в режиме реального времени, — о движении вашего транспортного парка и перемещениях отправлений. Вы можете организовать цепочки поставок таким образом, чтобы они были не только эффективными, но и быстрыми — благодаря технологиям. Сегодня мы пожинаем только первые плоды нового подхода: в дальнейшем все будет еще эффективнее и быстрее. Не за горами время, когда сами транспортные средства смогут обходиться без водителя-человека: «гугломобиль» знаменитой компании уже один за другим ставит рекорды дальности поездки без шофера.

Изменятся не только вещи и процессы с их участием. В новой реальности с неизбежностью трансформируемся и мы сами. Из владельцев вещей мы превратимся в своеобразных менеджеров их свойств и способностей. И если сегодня вы арендуете лыжи или, скажем, дом на выходные, точно так же будет и с обычными предметами, которые используются в хозяйстве: мы станем не приобретать вещи в собственность, а брать их напрокат и платить в зависимости от интенсивности использования.

Разумеется, в рамках концепции «Интернет вещей» возникнет множество стартапов — и не только в области логистики. Будут появляться проекты, подобные Airbnb — компании, которая позволяет более легко арендовать и сдавать помещения. Как мне кажется, это тоже служит индикатором изменения подхода современного человека не только к вещам, но и к самой идее жилища. Владение как таковое и здесь может отойти на второй план.

Итак, технологии уже более или менее готовы обеспечить существование «Интернета вещей». Да, кое-что пока дорого, а потому не подходит для массового применения. Но цены снижаются. Главное тут другое — доверие к технологиям со стороны общества. Готово ли оно, например, к машинам без водителей? Развитие технологий иногда происходит гораздо быстрее, чем меняются привычки человечества.

Напредставлять, конечно, можно много. Возможно, в будущем, когда мне понадобится отправить посылку, я просто помещу ее внутрь небольшого летающего аппарата и прикажу ему отправиться к адресату. А сама сяду следить на экране коммуникатора за тем, как он продвигается, пока дроиды сервируют мне обед... ■

Эстер Дайсон

Американская писательница, предприниматель, венчурный инвестор. Известна своими инвестициями в проекты в области ИТ, медицины и в авиакосмическом секторе, в том числе в России. Основатель компании EDventure (была продана холдингу CNET Networks в 2004 году). В 2008-2009 годах прошла подготовку в ЦПК в качестве члена дублирующего экипажа 16-й международной экспедиции на МКС.

г

Умная метка

Один из наиболее заметных т2т-проЕктав на российском рынке — производитель RFID-METOK «РСТ-Инвент», совместное предприятие РОСНАНО и группы «Систематика».

Серийное производство компания «РСТ-Инвент» запустила в конце марта 2012 года: на первом этапе она будет производить «умные» наклейки серии iNaпo. Среди них — метки для логистики, маркировки лекарственных препаратов и библиотечных архивов. Общий бюджет проекта — 630 млн рублей, из которых 190 миллионов выделила корпорация РОСНАНО. К концу 2012-го «РСТ-Инвент» планирует выпустить более 10 млн меток, в следующем году — увеличить мощность производства в два раза.

RFID-метки используются для идентификации на небольшом расстоянии и зачастую более удобны, чем традиционные машиночитаемые методы представления информации — к примеру, штрихкодирование. В отличие от штрихкода, RFID-метка оснащена антенной и микрочипом и потому способна как передавать, так и получать информацию, функционируя как запоминающее устройство. Собственно компоненты меток — чипы и антенны — «РСТ-Инвент» заказывает зарубежным производителям: в компании считают, что на текущем этапе затраты на их производство неоправданны.

Ноу-хау, по словам создателей проекта, заключается в запатентованном дизайне антенн, обеспечивающем надежность и высокую дальность считывания. Первый заметный проект компании — автоматизация библиотеки Высшей школы экономики. Установленная там система охватывает более 150 тысяч томов и 10 рабочих мест (всего в библиотеке — свыше 500 тысяч книг). С помощью RFID-меток университет сможет автоматизировать процесс выдачи и возврата книг, более эффективно проводить инвентаризацию и защитить фонд от краж. Кроме того, все читательские билеты тоже планируют оснастить RFID-метками, что позволит бороться с их подменами и подделками. По словам представителей компании, в общей сложности в ее портфеле уже более 80 проектов; за счет собственного производства «РСТ-Инвест» планирует занять солидную долю российского RFID-рынка уже в ближайшие три-пять лет.

Рай для потребителя

К 2016 году группа X5 Retail совместно с РОСНАНО и компанией «Ситроникс» планирует открыть «Магазин будущего», которому не потребуются продавцы и кассиры.

О проекте стало известно в 2011 году: партнеры тогда объявили, что вложат в него около 350 млн рублей в течение двух лет (доли, по неофициальной информации, должны были распределиться равными третями).

По задумке инициаторов проекта, все товары в магазине будут оснащены RFID-метками, а логистическая система станет автоматически отслеживать наличие и движение товара, время продажи, сроки годности и другие параметры.

Покупки в таком магазине будут осуществляться без кассиров и привычной процедуры считывания штрихкодов с товаров в тележке покупателя «вручную». RFID-метки считываются автоматически, когда покупатель провозит свою тележку через автоматическую кассу, которая тут же сообщает общую сумму чека.

Оплатить товары будет можно как пластиковой картой, так и с помощью мобильного телефона. Помимо экономии на зарплате кассиров, система имеет и другие преимущества: к примеру, авторы проекта ожидают снижения издержек на 15-20% за счет более эффективной

инвентаризации, отслеживания остатков в режиме реального времени и предотвращения краж из торговых залов.

Впрочем, в этом году стало известно, что магазин откроется не раньше чем через четыре года — после решения некоторых технических трудностей. Так, сложности возникли с алюминиевыми банками и упаковкой из фольги: информация с них считывается с трудом. Пока что производители продуктов не готовы пойти на смену упаковки, но, вероятно, проблемы будут решены — тем более что аналогичные магазины уже существуют в Европе — к примеру, в немецком Metro и некоторых скандинавских сетях (впрочем, многие из них пока носят скорее демонстрационный характер). В России опыт запуска подобных «пилотных» магазинов пока не совсем удачный: так, подольский «Ашан» отказался от использования RFID-технологий, поскольку покупателям было трудно привыкнуть к новой системе.

На белой частоте

Британский стартап neul представил первую в мире т2т-сеть, основанную на свободных телевизионных частотах.

С распространением цифрового телевидения в Великобритании освободился довольно широкий — около 150 МГц — диапазон так называемых белых частот, доступных операторам практически бесплатно (для сравнения: 3G-связь использует только 30 МГц частотной полосы, и лицензии на ее использование обходятся операторам мобильной связи в миллиарды фунтов стерлингов). Этой неожиданно открывшейся технической возможностью и решил воспользоваться телекоммуникационный стартап. В компании Neul полагают, что высвободившиеся телевизионные частоты идеально подходят для передачи данных на расстояние до десяти километров: такой сигнал проходит сквозь стены, обеспечивает достаточно надежную связь и позволяет развивать скорость до 16 мегабит в секунду.

Для работы в этой сети в Neul создали устройства, которые не мешают обычному телевизионному оборудованию и беспроводным микрофонам, — базовую станцию и переносной терминал, способные поддерживать связь на расстоянии до 10 километров. «Во многих m2m-системах используется сотовая связь ^ и 3G): по сравнению с нашей

она слишком дорога и потребляет куда больше энергии», — заявляют в компании. Так, в Neul обещают, что терминал доступа для m2m-целей способен работать на одной батарее до пятнадцати лет.

Обнародованной в 2011 году разработкой сразу заинтересовались венчурные инвесторы: около 8 миллионов фунтов в проект вложила группа фондов во главе с компанией DFJ Esprit.

Первой коммерческой сетью на основе технологии Neul стал проект беспроводного доступа в Интернет под названием RuralConnect, запущенный в марте этого года совместно с компанией Carlson. У проекта есть определенная социальная миссия: он позволяет обеспечивать десятиканальным беспроводным доступом в сеть клиентов интернет-провайдеров в сельских и других труднодоступных районах, в том числе и там, где сети 3G еще не развернуты. В маркетинговых целях инициаторы проекта называют свою услугу «супер-Wi-Fi».

Г

Машина в облаках

Американский стартап exoslte использует для построения своих т2т-систем «облачные» технологии и saas-пoдxoды.

Технология, получившая название One Platform («одна платформа»), объединяет различные устройства, сети и пользователей через «облачный» сервис, позволяя обмениваться данными в реальном времени. Доступ к информации предоставляется как через веб-интерфейс (систему Portals), так и посредством более специализированных промышленных решений (системы мониторинга производства UpLink и интерфейса для контроля логистики InTime). Как утверждается, технология может быть использована на промышленном производстве, в сельском хозяйстве, для контроля автопарка и любых мобильных устройств. Кроме того, компании сами могут писать приложения — для решения различных специфических задач.

«Интернет можно использовать не только для социальных сетей, пересылки электронной почты и обмена фотографиями, — заявляют в Exosite. — Нынешний уровень развития технологий позволяет обмениваться информацией любым устройствам — от планшетных компьютеров до производственных комплексов, причем собственной серверной инфраструктуры для этого не потребуется».

Систему можно использовать и для самых простых решений: к примеру, один из сотрудников компании встроил в общую офисную кофеварку (стоимостью менее 20 долларов) микропроцессор и беспроводной модуль, замкнутый на светодиод, который сигнализирует о готовности кофе. После чего подключил модуль к «облачной» системе — и заставил ее рассылать электронные письма о готовности кофе всем сотрудникам Exosite, подписавшимся на такое оповещение. При этом специальный веб-интерфейс позволяет просматривать данные о том, когда и в каких объемах кофе был приготовлен. Система легко масштабируется: при желании клиент может собирать данные с сотен бытовых и офисных устройств.

В феврале этого года Exosite привлекала около 2 миллионов долларов венчурных инвестиций; сейчас в компании работает всего лишь 15 человек.

г

Мобильный автомат

Пионером т2т-технологий в российском вендинге стала компания 1^ее — один из лидеров рынка мобильных услуг и дополнительного контента.

В 2008 году i-Free совместно с «Автобаром», одним из крупнейших российских вендинговых операторов, представила торговый автомат с GSM-модулем, который обеспечивает удаленный контроль и оплату покупки с помощью NFC-технологий. Как утверждают в компании, модуль можно установить в любой торговый автомат. Устройство собирает всю необходимую информацию об остатках товара, денежном балансе, ошибках, сбоях и состоянии различных систем — после чего передает ее через онлайн-интерфейс или СМС.

Технология мобильного вендинга, разработанная i-Free, позволяет оплачивать покупку в автомате сразу несколькими способами: через СМС, голосовой звонок и USSD-запрос. Более удобный способ — с помощью технологии NFC, которую поддерживают некоторые модели мобильных телефонов и кредитных карт: для оплаты покупки достаточно «махнуть» мобильным или картой вблизи считывающего устройства торгового автомата. NFC обладает меньшим, чем у Bluetooth и RFID, радиусом действия, зато более высокой скоростью и безопасностью, а также более широким набором функций. Так, в i-Free отмечают, что мобильный вендинг позволяет собирать больше информации о покупателях для CRM-систем — к примеру, получать информацию о повторных покупках не только в конкретном автомате, но и по всей сети.

В лесной глуши

НИШЕВЫй скандинавский т2т-ОПЕРАТОР Net 1 обслуживает компании, работающие в труднодоступных районах.

Когда-то Net 1 в своем бизнесе делал ставку на абонентов-людей, сейчас его основная аудитория — устройства, подключенные к сети с помощью мобильного Интернета. Net 1 использует сеть стандарта CDMA 450 МГц, которая включает в себя 800 базовых станций, покрывающих около 90% территории Дании, Швеции и Норвегии (более 790 тыс. кв. км) — в том числе отдаленные острова, непроходимые леса, фьорды и горные массивы. При этом весь штат Net 1 насчитывает немногим более 65 сотрудников, из которых лишь девять — технические специалисты.

Основные клиенты — крупные корпорации: лесозаготовители, энергетические и генерирующие компании, электросетевые компании, операторы ледоколов.

Так, SCA, один из крупнейших в Скандинавии производителей бумаги и товаров гигиены, использует m2m-технологии для координации работы харвестеров — лесозаготовительных машин. Каждый оператор харвестера получает информацию о районе и объемах ежедневной

Мегабит на киловатт

В марте 2012 года красноярская компания «Интеллектуальные системы учета» (ИСУ) открыла крупнейшее в восточной части России производство «умных» счетчиков электроэнергии.

По оценкам инициаторов проекта, ежегодная мощность завода составит до 300 тысяч счетчиков, способных интегрироваться в единую систему учета с помощью технологии Smart Grid («умная сеть»). Проект поддержали Российское энергетическое агентство, правительство Красноярского края и французская компания Sagemcom — один из крупнейших производителей «умных» счетчиков в Европе, предоставивший технологии и ноу-хау.

Сама ИСУ адаптирует устройства к российскому рынку и разрабатывает различные программные и аппаратные решения для внедрения «умной сети».

Система позволяет снимать показания счетчиков удаленно, управлять нагрузкой и с легкостью отключать злостных неплательщиков; клиенты энергокомпаний при этом получат возможность управлять режимами потребления энергии. Никаких дополнительных средств связи для передачи информации не потребуется: данные передаются прямо по силовым линиям с помощью технологии PLC (аналоговый сигнал накладывается поверх переменного тока частотой 50 или 60 Гц; скорость составляет до 1 Мбит/с). Зачем нужны другие каналы передачи, если потребителя и поставщика электроэнергии и так связывает надежный провод?

выработки в режиме онлайн, что позволяет серьезно ускорить работу по сравнению с традиционными способами — бумажными заданиями и картами. Кроме того, через m2m-сеть собственные инструкции получают водители форвардеров (машин, собирающих срезанные деревья) и грузовиков — прямо на экране, установленном в кабине. Как заявляют в компании, технология помогает сэкономить не только время, но и топливо. Кроме того, с помощью онлайн-связи технические службы помогают операторам машин самостоятельно устранять многие неполадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.