Научная статья на тему 'Исследование принципов тарификации услуг M2M'

Исследование принципов тарификации услуг M2M Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ ТАРИФИКАЦИИ / M2M / INTERNET OF THINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихвинский В. О., Минов А. В.

Услуги межмашинной коммуникации (M2M), как часть парадигмы «Всеобъемлющего Интернета» (Internet of Everything, IoT), становятся все более востребованными. Из всей цепочки создания ценности рынка M2M в общем случае можно выделить три роли участников рынка, оказывающих регулярные функции: функции передачи данных, функции платформы M2M, функции прикладного сервиса услуг M2M. Паттерны потребления услуг связи «Человек-Человек» (Human to Human, H2H) и «Человек-Машина» (Human to Mashine, H2M) в общем случае отличаются от паттернов услуг связи M2M по ключевым параметрам тарификации, например по объему трафика. Традиционные для операторов связи принципы тарификации не являются максимально эффективными для тарификации в различных M2M-сценариях. Для различных кейсов услуг M2M оператор может использовать тарификацию по объему трафика, может использовать подход с минимальным предоплаченным объемом трафика, может использовать различную тарификацию в зависимости от ценности передаваемого трафика с использованием технологии Deep Packet Inspection (DPI). Для снижения стратегических рисков оператор может изменить собственную бизнес-модель, выполняя несколько функций цепочки ценности рынка M2M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование принципов тарификации услуг M2M»

ЭКCНCMИКА

Исследование принципов тарификации услуг M2M

Услуги межмашинной коммуникации (M2M), как часть парадигмы "Всеобъемлющего Интернета" (Internet of Everything, IoT), становятся все более востребованными. Из всей цепочки создания ценности рынка M2M в общем случае можно выделить три роли участников рынка, оказывающих регулярные функции: функции передачи данных функции платформы M2M, функции прикладного сервиса — услуг M2M. Паттерны потребления услуг связи "Человек-Человек" (Human to Human, H2H) и "Человек-Машина" (Human to Mashine, H2M) в общем случае отличаются от паттернов услуг связи M2M по ключевым параметрам тарификации, например по объему трафика. Традиционные для операторов связи принципы тарификации не являются максимально эффективными для тарификации в различных M2M-ацвнариях. Для различных кейсов услуг M2M оператор может использовать тарификацию по объему трафика, может использовать подход с минимальным предоплаченным объемом трафика, может использовать различную тарификацию в зависимости от ценности передаваемого трафика с ис-

„ п . i с iL' пользованием технологии Deep Packet Inspection (DPI). Для снижения стратегических рисков

Ключевые слова: m2m, internet of things, r r r r

цепочка создания ценности, бизнес-модель, оператОр МОЖЭТ ^(ТС-ЖадИП,, ИЫГТОЛНЛЛ неаС°ЛЬк° цепочки

принципы тарификации. ЦВнности рынка M2M.

Тихвинский B.C.,

заместитель генерального директора ООО "ЛйКомИнвест" по инновационным технологиям, член президиума РЛЕН, председатель ИТТ РЛЕН, дэ.н., профессор

Mинов А.В.,

заместитель генерального директора ООО "ЛйКомИнвест"

Введение

Насыщение рынка традиционных услуг связи между людьми (Human to Human, H2H) и человек-машина (Human to Mashine, H2M) способствуют операторам связи искать новые драйверы роста. Расширение территории покрытия и увеличение пропускной способности сетей мобильной и фиксированной связи, снижение стоимости создания устройств, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, возможности программно-аппаратной базы информационных технологий, облачные вычисления создали предпосылки для значительного увеличения количества интеллектуальных сетей, объединяющих людей, предметы и машины.

К 2022 году, по данным компании Cisco, к Интернету будет подключено 50 млрд. физических объектов, что составит 2,7% от 1,8 триллионов вещей [1].

Проникновение услуг M2M в настоящее время значительно уступает услугам мобильной связи, но растет темпами, опережающими отраслевые показатели [2].

2. Цепочка создания ценности рынка т2т и возможные бизнес-модели

Цепочка создания ценности на рынке услуг М2М включает много игроков, требующих создания не только каналов продаж услуг М2М, но и комплексную интеграцию между программным обеспечением, аппаратным комплексом и телекоммуникациями [3].

Из всей цепочки создания ценностей в общем случае можно выделить три роли участников рынка, оказывающих регулярные (постоянные) услуги потребителю услуг М2М: функции каналов передачи данных, функции управления сетью М2М на основе платформы М2М, функции приложений (прикладного сервиса) — услуг М2М. Функции разработки оборудования и системная интеграция в основном реша-

ются только на этапе разработки и внедрения М2М решения (рис. 1).

Различные функции могут быть выполнены одним или разными игроками, присутствующими на рынке услуг М2М. Выполнение рыночным игроком тех или иных бизнес-функций влияет на его бизнес-модель.

3. Особенности услуг т2т

Услуги М2М находят все большее применение в повседневной жизни людей и во всех сегментах экономики (табл. 1).

Паттерны потребления услуг связи Н2Н и Н2М в общем случае отличаются от паттернов услуг связи М2М по ключевым параметрам тарификации, например по объему трафика.

АТМ (банкоматы) в процессе обслуживания банковского клиента совершают запрос в

Рис. 1. Цепочка создания ценности рынка М2М и роли участников, оказывающих регулярные услуги потребителю услуг М2М

ЭKОHОMИKA

Таблица 1

Вертикальные рыноки

Энергетика и безопасность

Автомобили/

Транспорт

Здравоохранение

Финансы/ Ритейл

І Іроизводство

І Іотребитсльская электроника

Кейсы использования М2М и опенка обьема генерируемою в сети М2М трафика________________________________________

Измерительное оборудование (о);

Коммерческие и частные системы охраны и безопасности (•); Автомобильная безопасность (о)_____________________________

Автобезопасность (о);

Управление коммерческим автотранспортом (о); Удаленная диагностика (о)

Домашний мониторинг здоровья (о)

POS-терминалы (о и •); ATM/Киоски (о); Торговые автоматы (о)

Диагностика оборудования и телеметрия (о); RFID (о);

Имущество, контейнеры и грузы (о); Управление и отслеживание грузов (о); Управление учетом товаров (о)

Персональные навигаторы, Е-Ридеры, ошейники для животных (о и •)

Примечания:

(о) - меньше среднего обьема графика в сетях 11211; (• Ь выше среднего обьема трафика в сетях Н2Н)

центральную систему. При этом совершается передача незначительного объема данных. При этом оператор связи выделяет для этого устройства отдельный канал связи. Другим примером M2M устройства может быть часть системы охраны и безопасности, такая как видеокамера, постоянно передающая видеопоток на центральный сервер. Создаваемый при этом поток данных может быть значительным.

Результаты качественной оценки объемов трафика, генерируемого абонентскими устройствами при оказании услуг М2М, на различных вертикальных рынках показаны в табл. 1. Анализ данной таблицы показывает, что в большинстве случаев этот график ниже графика генерируемого абонентскими устройствами при оказании услуг H2H.

4. Принципы тарификации услуг М2М

для различных кейсов

Исходя из приведенных выше оценок традиционные принципы тарификации не являются экономически эффективными для тарификации в различных M2M-сценариях, значительно различающихся по ключевым характеристикам. Для операторов связи существует риск ухудшения ключевых операционных показателей, таких как выручка, доходность (EBITDA), ARPU (Average Revenue Per User) или ARPD (Average Revenue Per Device). Также существует стратегический риск превращения операторов связи в низкомаржинальную "трубу" для передачи данных при котором максимальная маржа будет у операторов OTT-сервисов (Over The Top), например, у провайдеров услуг M2M.

В случае если объем трафика услуг M2M значительный, то тарификация может производиться на основе учета трафика. В случае если

объем трафика незначительный, то оператор вынужден выделять сетевые ресурсы для обеспечения связи для таких М2М устройств, неся соответствующие расходы. Он может установить минимальную плату, независящую от объема трафика. Такие принципы тарификации способствуют увеличению ARPD до целевых показателей АРР1_1. Предлагаемые подходы к тарификации услуг М2М для различных кейсов показаны в табл. 2.

Для примера, в табл. 3 показаны тарифы, реализующие тарифную политику компании БргН, как оператора М2М сетей.

Анализ табл. 3 показывает, что в компании используется двухступенчатый подход к тарификации при котором на первой ступени тарифа производится тарификация по ценности информации, а на второй ступени, когда объемы генерируемого трафика становятся существенными — по объему трафика. Кроме того, минимальный месячный тариф в три раза превосходит типовое ARPU для сетей М2М в Европе.

Также операторы услуг М2М могут использовать различную тарификацию в зависимости от ценности передаваемого трафика. Для этого может быть использована технология Deep Packet Inspection (DPI).

Для снижения стратегических рисков превращения в низкомаржинальную "трубу" передачи данных, операторы мобильной связи, предоставляющие каналы связи при оказании услуг М2М могут использовать конвергенцию услуг. При этом операторы мобильной выполняют несколько бизнес-функций цепочки создания ценности и изменяют собственную бизнес-модель (Примет: компании Telefonica, Vodafone, Deutche Telecom, Orange, Sprint, Verizon создали собственные M2M дивизионы) либо заключают стратегические партнерства (альянсы) с другими участниками цепочки стоимости при оказании услуг M2M (value chain) для привлче-ния компетенций из других вертикальных отраслей экономики (табл. 4).

Тарифная политика на услуги передачи данных и ARPU операторов мобильной связи в

Таблица 2

Бизнес Кейс услуг М21М

Устройства М2М генерируют поток данных, существенный для сети оператора связи или превосходящий средний объем трафика с пользователя (наирнмер. видео высокой четкости, вндсонаблюденне)

Устройства М2М генерируют несущественный поток данных, но суммарный поток от общего числа источников является существенным для оператора связи или превосходящий средний объем трафика с пользователя (например, сети датчиков RFID)____

Устройства М2М генерируют поток данных не являющийся существенным для оператора связи или значительно меньший, чем средний объем трафика с пользователя (например, банкоматы)

Предлагаемый подход к тарификации услуг М2М1И

Тарификация по объему данных

передаваемому

Тарификация по передаваемому объему данных

Тарификация по ценности информации (помесячный тариф для каждого датчика на уровне пип АКРУ для услуг передачи данных)

Таблица 3

ЭКОНОМИКА

Таблица 4

Оператор связи Модель партнерства Партнер при создании сети М2М

Telcnor Оператором создана новая бизнес единица Telenor Objects для кооперации с Telit и Volvo для разработки автомобильной sim-карты (in-car SIM card) Telit, Volvo

T-Mobilc Альянс Echelon и T-Mobilc для снижения стоимости обеспечения безопасности смарт-грид сети предоставления энергоресурсов; Кооперация с Celevoke в интересах оптовой продажи услуг передачи данных для клиентов сети М2М Celevoke, Echelon

Verizon Wireless Кооперация с OnStar/GM, а также Verison Wireless и Qualcomm при создании совместного предприятия для предоставления новейших решений М2М (оператор nPhase) для клиентов Qualcomm, OnStar by GM

AT&T Бизнес-единица AT&T по устройствам М2М была запушена в октябре 2008 г.; создана объединенная М2М платформа совместно с компанией Jasper Wireless Jasper Wireless

Orange Разработана платформа Orange М2М Connect и начато стратегическое партнерство Wavecom, Alcatel и Cinterion; Кооперирация Orange и Securitas Direct в использовании GSM сети для перспективных проектов видеонаблюдения Wavecom, Cinterion, Securitas Direct

Vodafone Новая платформа М2М появилась в Vodafone в 2009 г., Vodafone Spain кооперируется в своей деятельности с компанией Securitas Direct Securitas Direct

Telefonica Telefonica кооперируется с Telit, используя собственное решение Smart М2М platform в интересах Telit Telit

Telecom Italia Telefonica кооперируется с ENEL для участия в создании оператора сети М2М для поставщика электроэнергетики в стране ENEL

Таблица 5

РФ по итогам 2012 г. позволяют судить о том, что существующие подходы к тарификации ориентированы на использование небольших объемов передаваемой информации на абонента в месяц (табл. 5) [5]. Доля дохода от услуг М2М в доходах крупнейших операторов мобильной связи пока не превышают 2%, а количество подключенных М2М устройств 4%.

Для эффективного развития в РФ рынка услуг М2М и повышения заинтересованности в их оказании у мобильных операторов связи по-

требуется использование гибких подходов к тарификации для привлекательности подключения М2М устройств, как с малым, так и с большим объемом передаваемого трафика.

Детализация подходов к тарификации услуг для различных бизнес-моделей М2М требует дополнительного изучения, что является темой последующих исследований.

Для эффективного развития в РФ рынка услуг М2М и повышения заинтересованности в их оказании у мобильных операторов связи по-

требуется использование гибких подходов к тарификации для привлекательности подключения М2М устройств, как с малым, так и с большим объемом передаваемого трафика.

Детализация подходов к тарификации услуг для различных бизнес-моделей M2M требует дополнительного изучения, что является темой последующих исследований.

Заключение

Появление на телекоммуникационном рынке услуг M2M в корне меняет сложившиеся подходы к тарификации основанные на тарификации услуг передачи речи и данных в сетях мобильной и беспроводной связи. Необходимым является внедрение принципов, которые основаны, как на оценке стоимости объемов передаваемого трафика, так и на оценке важности передаваемой от устройств M2M информации.

Применение тарифов должно носить гибкий характер, т.к. провайдер услуг M2M, как правило, использует не одну, а совокупность бизнес-моделей для обслуживания потребителей из различных вертикальных отраслей промышленности.

Литература

1. Cisco, "Connections Counter: The Internet of Everything in Motion," Cisco, http://newsroom. cisco.com/feature-content?type=webcontent& articleId=1208342, July 2013.

2. Forrester Research, "Development forecast of the global telecommunication market key segments by the number of mobile M2M devices, billions of U.S. dollars," Forrester Research, November 2011.

3. D. Boswarthik, O. Elloumi, O. Hersent, "M2M Communications: A systems Approach," John Wiley & Sons, 2012.

4. Тихвинский В.О. Перспективные бизнес-модели и сферы применения M2M. Оценка эффективности // Журнал "Коннект! Мир связи", № 6, 2012, стр. 124-127.

5. J'son & Partners Consulting. Сотовая связь в России: 2010-1012 гг. // 2013.

Study the principles of charging M2M services Tikhvinsky V.O., Ph.D., professor, Minow A.V., Deputy General Director of "Icominvest"

Abstract

Services intercomputer communication (M2M), as part of the paradigm of "Comprehensive Internet» (Internet of Everything, loT), are becoming increasingly popular. Of the entire value chain M2M market in general, we can distinguish three roles of market participants, providing regular functions: data transfer functions, function platform M2M, function application services — M2M. Patterns of consumption of communication services "Man-Man» (Human to Human, H2H) and "Machine Man» (Human to Mashine, H2M) is generally different from the patterns of communication services M2M tariffs on key parameters such as the volume of traffic. Traditional telecom tariff principles are not as effective for billing in various M2M-scenarios. For various cases M2M services operator can use billing volume of traffic can use the approach with a minimum volume of prepaid traffic may use different billing depending on the value of the transmitted traffic using technology Deep Packet Inspection (DPI). To reduce strategic risks, the operator can change their own business model, performing several functions of the value chain market M2M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.