Научная статья на тему 'Магазины будущего – инновационная платформа развития сетевой розничной торговли'

Магазины будущего – инновационная платформа развития сетевой розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГАЗИН БУДУЩЕГО / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ RFID / FUTURE STORE / RETAIL / INNOVATION / RFID-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданов Михаил Сергеевич

Предлагается анализ и схема магазина будущего, основанные на внедрении последних разработок в сфере сетевой розничной торговли, таких как радиочастотные метки, оптическое распознавание продуктов, мобильный шопинг, терминалы расчета без кассиров и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future stores: the innovation platform for retail development

The article is devoted to the analysis of innovations in the field of world and Russian retail. The author provides the analysis and a scheme of a future store based on recent up-dates such as RFID-technology, optical product recognition, mobile shopping, pay-stations, etc.

Текст научной работы на тему «Магазины будущего – инновационная платформа развития сетевой розничной торговли»

ББК 65.9(2)304.22 МАГАЗИНЫ БУДУЩЕГО - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

М.С.Богданов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Во всех форматах розничного сетевого ритейла XXI века покупатель становится ключевым элементом, задающим тон торговле. Стремление приобрести дополнительные навыки при совершении покупок, ассортимент, разработанный под конкретного человека, а также высокое качество обслуживания каждого покупателя станут руководящими принципами новой парадигмы розничной торговли. В настоящее время сетевые ритейлеры ориентированы на снижение затрат, активно строят распределительные центры, автоматизируют различные зоны в гипермаркетах и супермаркетах, пытаются минимизировать «человеческий фактор», который в конечном итоге влияет на ценообразование, на контроль остатков и т.д. Сетевые ритейлеры стремятся качественно улучшить все стадии движения и продажи товара - от совершенствования логистических цепочек до оптимизации процесса покупки. Поэтому одной из тенденций к 2015 г. станет существенное сокращение персонала на предприятиях сетевой розничной торговли. Прогресс в современных технологиях уже сейчас является необходимым условием улучшения всех процессов сетевого ри-

тейла, предлагая клиентам новые удобства и существенно расширяя спектр услуг. Магазины будущего, основанные на передовых достижениях науки и техники, послужат основой для поступательного развития розничной торговли в целом.

Одним из инновационных [1, 2] нововведений является радиочастотная идентификация продуктов (сокращенно RFID - Radio Frequency IDentification), основанная на методе автоматической идентификации объектов, при котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках [3]. Система радиочастотной идентификации состоит из метки, считывающего устройства и соответствующего программного обеспечения. Размеры чипов, использующихся для производства меток, - 90-180 нанометров

- это сверхмалый размер. Данная технология приходит на смену штрихкодиро-ванию и в перспективе может привести к полной замене штрихкодов RFID- метками [4]. Кроме того, технология позволяет отслеживать и контролировать весь путь продукта от производителя до прилавка в магазине.

Рис.1. RFID-метки: 1- торговой сети Wal-Mart (США); 2 - торговой сети METRO (Германия)

1

2

Рынок RFID-технологий включает продажи меток, аппаратного обеспечения, компонентов для их производства, программного обеспечения и консалтинговых услуг от поставщиков готовых решений в данной области. В 2010 г. объем мирового рынка RFID составил $8,3 млрд. Ожидается, что к 2015 г. мировой рынок RFID-систем вырастет до $15,4 млрд, а количество проданных меток увеличится более чем в 300 раз благодаря удешевлению продукта и развитию RFID-инфраструктуры. Предполагается, что темпы роста составят, по разным оценкам, от 10% до 20% ежегодно, причем наибольший рост ожидается в сегменте продаж меток и компонентов для их производства [5]. Технология RFID только начинает использоваться в розничных торговых сетях. На данный момент все примеры внедрения технологии относятся к ограниченному количеству товаропотоков и затрагивают только несколько компаний, которые уже оценили потенциал и эффективность новаторских идей, включая таких игроков мирового ритейла, как Wal-Mart, METRO, Home

Общий объем инвестиций составит 350 млн руб. , которые будут распределены поровну между участниками проекта в течение 2-х лет. В случае успешного внедрения технологии RFID в 2013 г. планируется открыть первый в России пилотный продуктовый «магазин будущего» на площадке X5 Retail Group, а

Depot и др. Среди транснациональных поставщиков продуктов питания технологию поддерживают и развивают CocaCola, PepsiCo, Unilever.

В 2011 г. ОАО РОСНАНО, ОАО Ситроникс и X5 Retail Group подписали инвестиционное соглашение по проекту «Магазин будущего». Ключевой целью проекта является создание технологического решения по внедрению и эксплуатации RFID-технологий, а также, в случае успешного решения, - создание компании-интегратора, лидера в разработке и апробации RFID-технологий в российской розничной торговле. Использование RFID-меток позволит снизить издержки всего цикла дистрибуции и продажи товара, а также обеспечить эффективный контроль за оборотом товаров в цепочке поставок. Метка станет «электронным сертификатом» для товаров народного потребления, что поставит надежный заслон проникновению контрафакта к потребителям, улучшит контроль над поставщиками, а также исключит продажу просроченных товаров.

также разработать отраслевые стандарты, что создаст предпосылки для изменения нормативно-правовой базы розничной торговли и производства. В настоящее время ключевым барьером для широкого использования является стоимость RFID-меток. С началом масштабного внедрения RFID в розничной торговле стои-

2007 2009 2011 2013 2015

Рис.2. Объем мирового рынка RFID-меток, $ млрд.

мость метки будет снижаться, что приведет к широкому использованию ЯРЮ и в других отраслях.

Наряду с RFID-метками [6,7,8] разрабатываются новые образцы металлизированной наноупаковки, позволяющей продлевать срок хранения различных видов продуктов. Так, в сфере производства продуктов питания начинают активно внедряться алюминиевые оберточные пленки (30-50 мкм), металлизированная

бумага для изготовления этикеток для напитков, а также ламинированная алюминиевая пленка (6-9 мкм), металлизированный полиэфир (12 мкм) и картон (200-335 г/м2).Таким образом, нанотехнологии становятся важным рычагом в сфере улучшения качества обслуживания покупателей, повышения эффективности покупок и сокращения времени при расчете.

Магазин

будущего

Нанометки,

наноупаковки

( 1

Оптическое распознавание продуктов \_______________/

Рис.3. Элементы инновационной структуры «магазина будущего»

Другим нововведением являются мультимедийные устройства с оптическим распознаванием продуктов. Для этого используются весы с консольновертикально расположенной видеокамерой и дисплеем для автоматического определения продуктов. Покупатель выкладывает выбранный товар на весы. Затем продукт фиксируется видеокамерой и выводит информацию на монитор (вид продукта, вес, цена и др.). Покупатель сенсорно на экране подтверждает покупку, далее информация направляется в блок, который распечатывает соответствующий тег со смартчипом или штрихкодом. Разновидностью подобных весов является интеллектуальное устройство для взвешивания с контактными мониторами как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Первый из мониторов выдает дополнительную информацию клиенту (характеристики продукта; сопутствующие товары, которые рекомендуется сразу же приобрести; рецепты

приготовления соответствующего блюда и т. д.), а второй - служебную или вспомогательную информацию для продавца. Таким образом, весы ведут постоянный диалог как с продавцом, так и с покупателем. Дизайн обоих мониторов может быть индивидуально разработан на обычном компьютере в соответствии с корпоративными стандартами и требованиями потребителей. В пакете программного обеспечения имеется программа для создания и изменения дизайна этикетки. Оборудование позволяет использовать большой рулон этикеток (диаметром до 120 мм), и, следовательно, он подлежит замене реже обычного. Ритейлер может комбинировать индивидуальные модули и таким образом легко интегрировать весы в различные бизнес-процессы компании на уровне всего предприятия торговли или конкретного отдела. Каждые весы способны иметь свой 1Р-адрес, благодаря чему контроль за их работой и получение оперативной информации легко наладить

через Интернет в любой точке мира. Основным преимуществом мультимедийных весов является контактный монитор, обеспечивающий большую надежность и простоту по сравнению с традиционной клавиатурой.

Очень популярным на Западе в наши дни становится «мобильный шопинг». Прогресс в области информационных технологий позволяет делать покупки при помощи мобильного телефона покупателя. Некоторые сети продают специальные программные приложения к мобильным устройствам своих клиентов. Современные айфоны на платформе андроид и др. позволяют сделать мобильный телефон реальным помощником покупателя в гипер- или супермаркете. С помощью телефона можно сканировать отобранные товары и складывать их в виртуальную корзину. На мониторе мобильного телефона выводится информация о продукте и общая сумма отобранных товаров. Закончив покупку, покупатель видит на мониторе штрих-код, отражающий общую сумму. Затем он направляется к узлу расчета, где подносит телефон со штрих-кодом к считывающему устройству и оплачивает покупку. Происходит существенная экономия времени, т.к. отпадает необходимость выкладывать весь товар на ленту транспортера у кассы и считывать поочередно каждый вид товара. Корпоративные клиенты (гостиницы, рестораны) могут заказывать покупки через свои айфоны, выбирая товары из ассортиментного перечня, либо, находясь в магазине, сканировать коды через встроенную видеокамеру с автоматическим фокусом.

Еще одним шагом вперед в создании «магазина будущего» является организация т.н. рау^Шіом, т.е. кассовых терминалов, или узлов расчета, но без кассира. Покупатель просто ставит корзину со всеми покупками на сенсорный прилавок, который автоматически считывает все нанометки и сообщает покупателю общую сумму. Покупатель оплачивает покупку по кредитной карте или наличными через кассету, являющуюся частью

системы с закрытым циклом обработки наличных средств. При этом код «защита против краж», введенный в RFID-метку, автоматически дезактивируется, и покупатель, получив сдачу на рау^айоп, свободно уходит из магазина. При оплате наличными деньги попадают в надежно защищенную кассету, где они не могут стать объектом кражи или махинации, так как сумма содержимого и прочие данные четко фиксируются в учетной системе предприятия торговли. Таким образом, экономится не только время покупателя, но и существенные суммы на инкассации и перевозке денежных средств. Более того, такие кассеты можно использовать (совместно с банком) для пополнения наличностью, например, банкоматов, находящихся непосредственно в магазине или поблизости.

Однако магазины будущего хотя и являются инновационной платформой развития отечественных розничных торговых сетей, представляют собой лишь один из элементов целого спектра задач, стоящих перед отраслью.

Здесь следует отметить, что достижение целей развития российского сетевого ритейла планируется осуществлять за счет использования как экстенсивного фактора роста (открытия новых магазинов и увеличения торговых площадей на территориях присутствия), так и интенсивного фактора роста - за счет увеличения выручки на существующих торговых площадях [9]. В качестве интенсивных факторов для достижения поставленных целей рассматривается комплекс мероприятий по увеличению привлекательности магазинов и повышению лояльности покупателей. Имеется в виду, прежде всего, повышение качества обслуживания покупателей персоналом магазинов, т.е. фокусирование на потребителе, предоставление дополнительного спектра услуг непосредственно на территории магазинов, постоянная работа с ассортиментом товаров в соответствии с сезонными и географическими особенностями территорий.

Планируется более глубоко сегментировать существующие рынки с использованием стратегии развития мульти-форматной и мультибрендинговой сети, ориентированной на привлечение различных по уровню доходов категорий населения и предусматривающей возможность разработки иных форматов. Большое внимание российский ритейл уделяет логистической составляющей бизнеса. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге ведущие ритейлеры использует услуги крупных логистических операторов по обработке и хранению грузов, что позволяет оптимизировать товарные потоки по территории и добиваться от поставщиков более благоприятных предложений по закупочной цене товаров. Одновременно создаются распределительные центры со значительными площадями в целях оптимизации объемов хранения товаров и уменьшения затрат при доставке продукции в магазины.

На протяжении нескольких лет весь российский ритейл, и особенно сектор FMCG - Fast Moving Consumer Goods (товары массового спроса: продукты питания и некоторые виды сопутствующих непродовольственных товаров) показывал стабильный рост, и, по прогнозам, рост будет продолжаться в среднесрочной перспективе. Торговые сети FMCG развивают современные форматы торговли (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры всех типов, магазины у дома и др.) По разным оценкам, их доля составляет около 30% розничного продуктового ритейла, а в городах-миллионниках превышает 40-50%. Тенденции в развитии торговых сетей FMCG являются определяющими для всей розничной торговли Российской Федерации [9]. По мнению экспертов, это один из самых быстрораз-вивающихся сегментов российской экономики. Так, оборот розничной торговли в России в 2006 г. составил 8 627,5 млрд руб., в 2007 г. - 10 853 млрд руб., в 2008 г. - 13 919,6 млрд руб. В 2009 г. оборот розничной торговли составил 14 516,9 млрд руб. (меньше на 5,5% по сравнению

с 2008 г.). В 2010 г. оборот розничной торговли составил 16 436 млрд руб. (больше на 4,4% по сравнению с 2009 г.) и, по прогнозам РБК, вырастет еще на 5,1 % в 2011 г. [10].

Согласно данным консалтинговой компании A.T. Kearney, в 2006 г. Россия занимала второе место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей. Такое высокое место наша страна сумела занять по результатам своего экономического развития. Как отмечалось в обзоре A.T. Kearney [11], за последние несколько лет Россия добилась существенного прогресса в развитии и реформировании экономики. Прежде всего, необходимо отметить снижение инфляции, увеличение ВВП и рост благосостояния населения, кроме того Россия является страной с высокой численностью населения и быстро растущим рынком потребления. За несколько лет (Россия учитывается в рейтинге с 2002 г.) она ни разу не покидала пятерку самых перспективных стран с точки зрения привлекательности рынка. За эти годы в России существенно снизился страновой риск, увеличилось количество современных торговых площадей, вырос оборот розничной торговли и количество международных розничных операторов.

С момента своего появления российский ритейл прошел несколько основных этапов. Уже сейчас можно выделить несколько этапов, которые характеризуются определенным набором тенденций. Для первого этапа развития российского ритейла (стадия зарождения) были характерны следующие признаки:

- высокая неопределенность рынка;

- относительно низкие барьеры выхода на рынок;

- недостаток информации о конкурентах;

- существенные проблемы с персоналом и помещениями.

В этих условиях компании придерживались следующих стратегических принципов:

выиграть гонку за лидерство в отрасли;

довести до совершенства свои технологии;

использовать все преимущества первого хода;

- заставить покупателей чаще совершать покупки именно в сетевых магазинах;

основные затраты направлять на привлечение первого клиента.

В настоящее время российский ритейл находится в стадии развития, которая характеризуется следующими тенденциями (рис.4).

Учитывая вышеуказанные тенденци сетевые компании стремятся в средн

I--------

— 1

срочной перспективе использовать следующие стратегии:

■ активизация сделок М&А (слияния и поглощения);

оптимизация номенклатуры продукции;

концентрация внимания на снижении издержек;

совершенствование технологий; повышение лояльности существующих потребителей;

■ выход на международные рынки;

- приобретение фирм-конкурентов;

- развитие франчайзинга; диверсификация бизнеса.

— 1

■нденции развития сетевого ритейла

т

т

появление компаний с оборотом более 1 млрд. ■ использование бол ьшинством ритейлеровсовременных 1 активное региональное развитие больших и ■ отсутстви ! массовой экспансии со стороны ■ серьезное обострение конкуренции 1 четкое распределение ведущих, средних и малых компаний по с с увеличение сделок по влияниям и поглощениям

долл. ■ финансовых инструментов ■ средних сетей Ш зарубежн то ритейла Ш ш форматам

Рис. 4. Тенденции развития отечественного сетевого ритейла

Именно эти стратегии уже используют или в скором времени будут использовать ведущие российские компании. Однако необходимо учитывать, что в России сложилась уникальная ситуация, связанная с неоднородностью развития регионов. В Российской Федерации в настоящее время наблюдается различный уровень развития рынка, что вынуждает компании, с одной стороны, вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках, с другой - работать в развивающихся регионах. При этом дополнительные преимущества получают крупные компании, которые имеют опыт работы как в конкурентной среде, так и в неосвоенных регионах. Таким образом, российский рынок сетевого ритейла переживает уникальный период, когда некоторые компании работают в регионах с разным уровнем развития рынка. При этом существуют компании, которые уже могут функционировать в регионах, находящихся на разных стадиях развития. В перспективе данное обстоятельство приведет к тому, что новые регионы будут осваиваться в ускоренном темпе, а также

к поглощению слабых компаний более сильными. Укрупнение розничных торговых сетей, а также ожидаемое появление новых иностранных операторов приведет к обострению конкурентной борьбы и будет способствовать интенсивному поиску новых форм и путей развития сетевого ритейла.

Оценивая стратегию развития отечественных предприятий сетевой розничной торговли в ближайшей перспективе, можно выделить следующие основные направления:

- фокус на потребителя;

- мультиформатная базисная модель;

- близость к покупателю;

- высокое качество обслуживания;

- открытие новых магазинов, включая «магазины будущего»;

- повышение эффективности цепочки поставок;

- совершенствование ассортимента;

- увеличение доли собственных торговых марок (СТМ);

- строгая финансовая дисциплина

- расширение деятельности в регионах и др.

Россия является одним из самых привлекательных потребительских рынков в мире, и реализация стратегических направлений, общих для всех отечественных торговых сетей, будет способствовать укреплению принципов современ-

ной торговли в стране и повышению эффективности бизнеса, что в итоге приведет к созданию эффективного коммерческого потенциала и повышению конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барнева А.Ю. Инновация как экономическая категория // Инновации. 2007. №9.

2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050: Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.

3. Маниш Бхуптани, Шахрам Морадпур. RFID-технологии на службе вашего бизнеса // RFID Field Guide: Deploying Radio Frequency Identification Systems. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Финкенцеллер Клаус. Справочник по RFID. М.: Издательский дом «Додэка-XXI», 2008.

5. Роснано и ритейл. Пресс-релиз 10-го Международного саммита розничной индустрии в России Retail Business Russia 2011 [Электронный ресурс]. URL: www.rusnano.com (дата обращения 12.11.11).

6. Bauer Matthias, Fabian Benjamin, Fischmann Matthias and other. Emerging Markets for RFID Traces, Berlin, 2009.

7. Schoblick Robert, Schoblick Gabriele. RFID Radio Frequency Identification, Frankfurt, 2011.

8. Franke Werner, Dangelmaier Wilhelm, Sprenger Christian and other. RFID-Leitfaden für die Logistik: Anwendungsgebiete, Einsatzmöglichkeiten, Integration, Praxisbeispiele, Electronik Verlag, Hamburg, 2011.

9. Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. М.: Вершина, 2007.

10. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России: Аналитический обзор РБК. М.: Издание IX, 2011.

11. Kearney A.T. Riding Russia's Consumer Boom, Vol. XIII, Part I, II, 2010.

УДК 330.123.72 ББК 65.2/4

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Е.С. Никифоров

Санкт-Петербургский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Проблема сбора и переработки бытовых отходов актуальна для современной России, поскольку каждый год количество скопившегося в регионах мусора увеличивается примерно на 40 млн т. При этом целесообразно учитывать, что в развитых странах мира более половины отходов идет на вторичную переработку, что выгодно для национальных экономик. В частности, в Германии мусороперерабатывающие предприятия имеют доход около 100 миллиардов евро в год. В ведущих странах мира уровень переработки мусора приближается к 85-90%. Причем ряд стран используют практику закупки мусора в других странах с целью его переработки [1].

В мировой практике известны случаи, когда проблема вывоза мусора приобретает политическое значение. Так, несколько лет назад правительство «левых» Италии во главе с Романо Проди не смогло организовать вывоз мусора из Сицилии и вынуждено было уступить властные полномочия консерваторам во главе с Сильвио Берлускони.

Об отставании России в этой сфере можно, например, судить по тому, что, согласно данным агентства Cleandex, в 2010 г. в стране насчитывалось всего 4 мусоросжигательных завода, 5 мусороперерабатывающих заводов и 39 мусоросортировочных комплексов [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.