Денис Волков
Меткая
автоматизация
RFID. Похоже, самое время начинать «метить» свой бизнес.
Суббота. Удобно устроившись в кресле и вынув из холодильника специально припасенное пиво, вы включаете запись футбольного матча, просмотр которого вчера в прямом эфире пришлось отложить из-за работы. Выручил домашний медиацентр, услужливо скачавший трансляцию из Сети на жесткий диск.
Технологиям RFID уже четверть века. Где же победа — повсеместная и окончательная?
Капля камень точит. Не самая свежая, однако до сих пор весьма перспективная технология радиочастотной идентификации (Radio Frequency IDentification, RFID) скоро окончательно расстанется со статусом новинки и начнет широко применяться сотнями логистических и торговых компаний по всему миру Впрочем, уже сегодня множество предприятий с выгодой использует решения на базе
1%
от оборота
крупные розничные сети теряют на воровстве. Ритейлеры уже готовы платить за эффективные средства контроля. В том числе за RFID
г
Откупорив первую бутылочку, вы нажимаете на кнопку «play» и... слышите мелодичный, но настойчивый сигнал, раздающийся с кухни. Фигурки футболистов на экране замирают, подчиняясь команде с пульта. Чертыхаясь, вы отправляетесь в царство кастрюлек, тарелок и множества облегчающих кулинарные эксперименты приборов, чтобы обнаружить: холодильник всеми силами старается напомнить о пугающей пустоте в своих многочисленных отделениях. А ведь завтра приезжают из отпуска жена и ребенок!
Вообще-то говоря, белоснежное интеллектуальное чудо техники предлагает взять заказ необходимых продуктов через Интернет на себя. Однако памятуя, что в прошлый раз курьер добирался по пробкам целый день, вы решаете самостоятельно прогуляться в ближайший магазин. Благо погода стоит чудесная. А сложенный на «винчестер» футбольный матч никуда не убежит.
В супермаркете, набрав всякой всячины, вы уже готовы оплатить покупки. Но тут просыпается монитор, прикрепленный на тележке. Электроника услужливо напоминает, что ваши любимые чипсы оказались забыты. Вот они, на ближайшем стеллаже. Почему бы и нет? Как раз к пиву и футболу
Забросив пару упаковок в тележку, вы наконец подходите к выходу из магазина. Никаких очередей. Да и откуда им взяться, если достаточно поднести пластиковую карточку к терминалу и проехать через «рамку», мгновенно считывающую содержимое тележки!
Через пять минут холодильник набит до отказа, хотя чуть-чуть недоволен вами. Оказывается, нату-
ральные йогурты, которые всегда покупает ваша жена, оказались забыты. Умный шкаф не чувствует их в своем чреве. Что же, эту мелочь можно доверить электронике. Вы разрешаете прибору самостоятельно заказать доставку в сетевом магазине. А чтобы курьер не расслаблялся, добавляете еще мелочей — пару упаковок пива и кое-что из бытовой химии. Скоро привезут. Все-таки не будни, пробок на улицах почти нет.
А вот теперь уж точно — «play»!
Помеченные
Вся эта фантастическая, на первый взгляд, картина — вовсе не пересказ рекламного ролика о том, какой прекрасной и удобной станет наша жизнь после того, как технологии радиочастотной идентификации начнут использоваться повсеместно.
Весьма вероятно, что в реальности некоторые детали будут отличаться от эскиза. Да и образ «умного холодильника» введен автором скорее для пущей убедительности. Наконец, вовсе не каждый магазин за углом и через пять лет будет настолько компьютеризирован, чтобы запоминать, а потом «на лету» учитывать ваши предпочтения. Но один «умный супермаркет» вскоре может появиться. И не где-нибудь в передовой Америке или напичканной электроникой Японии, а в российской столице. Запустить такой проект собирается X5 Retail Group в партнерстве с компаниями «Ситроникс» и «РОСНАНО». Произойти это может в конце текущего, а скорее всего — в следующем году. Результат же, судя по уверениям участников эксперимента, будет выглядеть именно так, как в нашей истории.
— Покупатель, — рисует перспективу представитель X5 Retail Group Светлана Витковская, — берет товар с «умной полки». Экран, смонтированный на тележке, тут же показывает цену. А на склад поступает сигнал: если продукт заканчивается — значит, полку надо пополнить. В таком магазине будет исключена возможность воровства, тогда как ныне в розничных сетях около 1% товарооборота может похищаться. Ну а в более далекой перспективе (при усло-
вии соответствующего развития банковской сферы) можно будет избавиться от очередей и касс. При прохождении через турникеты деньги будут сразу списываться с банковских карт.
Каким образом «умная полка» узнает, что с нее взяли тот или иной товар? Как сможет послать сигнал на склад и почему исчезнут очереди? Все просто. За эти «чудеса» отвечают маленькие чипы, прикрепленные к каждой упаковке. Именно эти малютки позволяют полкам, тележкам и складским сканерам дистанционно и, что еще важнее, при отсутствии «визуального контакта» отслеживать перемещения товаров в реальном времени. Для того чтобы идентифицировать объект с помощью штрихкода, требуется как минимум «дотянуться» лучом считывающего устройства до ставших привычными полосок. В случае с RFID все куда проще. Контроль происходит «по воздуху». Быстро и точно.
Впереди планеты всей
Не везет нам с коммерциализацией инноваций! А ведь истоки технологии RFID следует искать... в нашей стране. По крайней мере одним из отцов-основателей этого направления по праву считается Лев Термен, больше известный как создатель терменвокса.
кк
I За «чудеса» отвечают маленькие чипы, прикрепленные к каждой упаковке, что позволяет отслеживать перемещения товаров в реальном времени ущ
Когда-то это казалось волшебством. Музыкант водит руками в пространстве и создает музыку «из ничего». Ведь ни струн, ни медных трубок, ни клавиатуры у терменвокса нет. Хотя в действительности все просто: пассы руками совершаются в электромагнитном поле, изменяя его характеристики. Антенна принимает сигнал, электронная схема обрабатывает — и подает на громкоговоритель.
бизнес-журнал июль #7 2011
55
г
Чуть более близкий родственник RFID — датчик «свой/чужой», использовавшийся союзниками уже во время Второй мировой во избежание неприятных коллизий.
Первые радиочастотные метки, похожие на современные, появились в США в 70-х. Первые работающие прототипы — еще спустя десятилетие. То есть как раз к началу массового распространения компьютерной техники по всему миру.
Современная радиочастотная метка — комбинация крошечного
Ml
I Попадая в электромагнитное поле сканера, радиочастотная метка «оживает» и передает считывающему устройству необходимые данные о товаре ^^
микрочипа, способного хранить информацию, и антенны. Попадая в электромагнитное поле определенной частоты, «жучок» оживает: индуцируемой энергии оказывается достаточно, чтобы передать считывающему устройству необходимые данные. Потому-то и не требуется непосредственного контакта между меткой и сканером. Именно такие метки и будут крепиться к товарам в «магазине будущего» X5 Retail Group. В чипы заложат данные о товаре, причем куда более подробные, чем те, что ныне содержатся в этикетках со штрихкодами. Но еще важнее, что в случае с RFID товаропотоки могут обрабатываться практически без участия операторов — кладовщиков, мерчендай-зеров, а в перспективе — и кассиров.
Нынешний объем мирового рынка радиочастотной идентификации уже превышает 8 млрд долларов. В эту сумму включаются как выручка от продажи самих меток, так и стоимость проектов по внедрению технологии. Доля России в этом «пироге» не превышает пока одного процента. Теоретически список сфер применения таких решений огромен. Но бум RFID в нашей стране начнется, как и во всем мире, с логистики, складского учета и, конечно же, ритейла.
Как скоро наступит светлое будущее? Светлана Витковская полагает, что повсеместное распространение технология радиочастотной идентификации получит не раньше чем через 5-7 лет.
Почему так долго ждать? Попробуем разобраться.
Магазин будущего
Вернемся в наши дни. Вот к распределительному центру крупного сетевого ритейлера подъезжает очередная фура. Разгружая на пандусе паллеты, грузчики на электрокарах развозят их, а складские работники, вооружившись ручными сканерами штрихкодов, словно лазерными пистолетами в космическом боевике, начинают «обстреливать» коробки. Но фур много. Не говоря уже о коробках. И, наконец, что в самих коробках? Не напутал ли поставщик? Не решил ли схитрить?
На приемку всего товара может уйти не один час работы нескольких человек. После того как разгрузка, первоначальный учет и неизбежное заполнение сопроводительных бумаг закончены, товар по мере необходимости отправляется в тот или иной магазин, где процедура приемки повторяется. С той лишь разницей, что вместо коробок приходится обрабатывать уже отдельные товары, которые потом попадают на полки. Ну а поддержание должного количества упаковок на стеллажах — уж точно сфера ответственности сотрудников магазина. Тут все делается «глазами и руками». То есть — автоматизация заканчивается. Вместе с эффективностью. И это не считая множества других операций с товарами на складах: возвратов, списаний, дополнительных заказов, инвентаризаций (когда сотрудники пересчитывают весь товар, по сути, вручную).
Операции рутинные, нудные и в совокупности дорогие. Особенно с учетом масштабов сетевой торговли. Но обойтись без них ритейл не может. Несмотря на использование штрихкодов, компьютерной техники и программных решений, считать такую деятельность верхом производственной автоматизации трудно.
В таких условиях интерес к альтернативным решениям со сторо-
ны операторов розницы, логистов, оптовиков и производственников вполне объясним. В предельном (и наиболее благоприятном) случае товары снабжаются радиочастотными метками еще в процессе изготовления (а сложные агрегаты, такие как автомобили, могут представлять собой целые «галактики» меток). В итоге весь последующий жизненный цикл изделия становится куда более экономичным в обслуживании — вплоть до утилизации.
При разгрузке грузовика, причалившего к складскому терминалу, подсчет прибывшего товара производится не вручную, а почти мгновенно — и с высочайшей точностью. Как только погрузчик проезжает мимо считывающей рамки, все содержимое упаковок «на лету» распознается и учитывается автоматизированной системой. Столь же простым становится и процесс приемки в магазине. Впрочем, именно здесь-то и начинается самое интересное.
Как только снабженный радиочастотной меткой предмет покидает пределы торгового зала, это событие регистрируется установленным на выходе оборудованием. Если товар не прошел предварительно через кассовый модуль — значит, нужно объявлять тревогу и ловить жулика (в том числе, вполне вероятно, сотрудника магазина). Если же оплата произведена (и оплачен именно этот товар) — значит, освободившееся место при первой возможности следует пополнить со склада. Охранники больше не смотрят буками на покупателей, нервируя их сверлящими взглядами. На днях принятые в штат кладовщики лишаются возможности пронести товар через черный ход. А главное, не требуется больше считать вручную, сколько банок, пакетов, коробок, пузырьков и ящичков с товаром убыло с прилавков.
В идеале роль сигнализирующего устройства действительно может выполнять сама полка супермаркета. Она становится «умной», поскольку превосходно «осведомлена» о содержимом и может известить о любых изменениях информационную систему магазина.
Российский ритейл в последние годы уделяет все больше внимания
г
автоматизации. Некоторые эксперты даже считают сетевую розницу одной из самых «информатизиро-ванных» — после сотовой связи и банковского сектора — отраслей. Однако рано утверждать, что все доступные ИТ-решения уже внедрены, а все возможности для оптимизации за счет применения современных технологий — реализованы.
Почему ритейлеры не торопятся в массовом порядке внедрять RFID? Ответ известен. Конкуренция в сегменте современных розничных форматов еще не столь высока, как в развитых странах. А вот за океаном ситуация складывается иначе. Крепкие игроки здесь гораздо многочисленнее, а соперничество за покупателя все больше напоминает драку, в которой хороши любые дозволенные средства. Не случайно Wal-Mart признается сегодня не только крупнейшим сетевым розничным оператором в мире, но и «чемпионом» по части внедрения передовых решений, призванных максимально оптимизировать и удешевить обслуживание цепочки поставок. Именно эта сеть в 1984 году поставила своих контрагентов перед непростым выбором: либо вы маркируете свои товары штрих-кодом (на тот момент применение этой технологии обещало невероятную отдачу) — либо придется расстаться. Во многом благодаря столь жесткой позиции ведущего игрока американского ритейла уже спустя несколько лет стало практически невозможно приобрести товар, не несущий на себе частокола полосок разной толщины. Но тогда, в 84-м, это был настоящий прорыв. Мало того, ретрограды громко утверждали, что штрихкод — дорогостоящее баловство, лишь усложняющее логистические процессы. Неизвестно, каких высот в бизнесе достигли эти критики. Зато известно, как выросла с тех пор сеть Wal-Mart.
Спустя почти три десятилетия король американской розницы готовится в очередной раз возглавить революцию, вновь поставив своих поставщиков перед выбором. Ритейлер уже предложил своим контрагентам (пока в форме мягкой рекомендации, хотя ясно, что
мягкость эта — не более чем вежливая форма отдачи приказа) начать маркировать все паллеты и коробки радиочастотными метками.
Начался ли бунт в рядах компаний, почитающих за счастье стать поставщиком розничного гиганта — даже с учетом беспрецедентного ценового давления и множества дополнительных условий, открывающих производителям и оптовикам дорогу на безразмерные полки Wal-Mart? Не прозвучало ни единого писка! Компания полностью перешла на «меченую» тару, что, по оценкам, позволяет ей экономить только на логистике около 5-6 млрд долларов в год. А летом 2010-го было принято решение о распространении эксперимента и на отдельные товары. Правда, чипы RFID для начала решили использовать при идентификации джинсов. А что, очень по-американски. Если уж с легендарными штанами получится, то и с другими товарами все пройдет гладко.
Оказалось, что кое-кто из поставщиков уже готов к этим новациям. Так, American Apparel еще в 2007 году решила метить всю выпускаемую одежду при помощи чипов RFID. Тем же курсом движется и GAP — компания, интегрировавшая технологии радиочастотной идентификации в производственный и сбытовой циклы.
— American Apparel и GAP -вертикально интегрированные компании, контролирующие всё — начиная с изготовления и заканчивая продажей, — поясняет генеральный директор компании «ЭРФИД» Эльдар Вагапов. — Пометив одежду на этапе производства, они затем получают одни только преимущества. Складская логистика, транспортировка, инвентаризация — все эти и многие другие операции удается удешевить. Стоимость метки — дополнительные 10 центов — «размазывается» по всей цепочке, позволяя получить отдачу, заметно превышающую издержки на внедрение технологии RFID.
Через четыре года после запуска проекта уже 50 магазинов American Apparel по всему миру перешли на использование RFID. Но главное, там, где использовались особенности «меченых» джинсов,
продажи выросли на 15%! Разве что на оценку результатов ушло целых четыре года. Только после тщательного анализа результатов первого этапа менеджмент компании принял решение об увеличении количества магазинов, оборудованных RFID-системами, в два раза.
Российские ритейлеры, а также представители целого ряда других отраслей с интересом присматриваются к опыту западных коллег. И, кажется, почти готовы к переменам. Ведь выгоды становятся все более очевидными.
— Мы торгуем одеждой — а значит, у нас все отгрузки-поставки идут поштучно, — говорит ИТ-директор Finn Flare Александр Миронов. — Сейчас используются штрихкоды. А значит, при приемке стоит человек и каждый товар сканирует. В среднем на каждую единицу ассортимента уходит по полторы секунды. Если же мы будем использовать радиочастотные метки — удастся существенно ускорить процесс. А главное, можно будет не вскрывать коробки при пересчете товара!
Впрочем, пока — несмотря на явные преимущества — окончательное решение о внедрении этой технологии не принято. «Здесь есть два момента, — объясняет Миронов. — Во-первых, высокая стоимость считывающего обору-
I Ведущий мировой ритейлер Wal-Mart полностью перешел на «меченую» тару, что позволяет экономить только на логистике около $5-6 млрд в год i
и
дования. Во-вторых, товар должен оклеиваться метками на фабрике. А значит, нужно провести работу с поставщиками. Ну и, конечно, придется учитывать стоимость метки в себестоимости товара. Если это пуховик, то разница будет почти не заметна. А если пара носков — это уже ощутимо».
Строго говоря, это и есть главная ахиллесова пята RFID — стоимость решения.
бизнес-журнал июль #7 2011
57
г
Большие проблемы маленького чипа
Разновидностей RFID-чипов на рынке уже великое множество. Самый простой — пассивный. Именно такие метки и используют чаще всего ритейлеры. Несмотря на преимущества активных меток, действующих на солидном расстоянии и способных хранить больший объем информации, они дороже. Но даже пассивные чипы все еще далеки от «ценового совершенства». Сегодня трудно приобрести подобные метки дешевле десяти центов за штуку. Одно дело, когда чип вшит в дорогой товар. И совсем другое — попытки помечать продукцию, имеющую сопоставимую с меткой цену. С подобной проблемой в свое время сталкивались первые интернет-магазины: стоимость обработки транзакций часто превышала цену предмета покупательского интереса.
Учитывая это обстоятельство, Wal-Mart частично дотирует своих поставщиков, решивших в числе первых перейти на радиомаркировку. А в Сингапуре была даже запущена специальная программа поддержки малого бизнеса: государство субсидирует проекты по оснащению предприятий соответствующим оборудованием.
Ml
i RFID-METKИ все еще дороги. Одно дело — снабдить таким «жучком» пуховик. А что делать с парой носков, стоимость которых сопоставима с ценой чипа?
В этом сегменте делается немало правильных, тщательно просчитанных шагов. Однако повсеместного внедрения RFID пока не происходит — как раз по причине дороговизны меток. А цены на них не падают, поскольку спрос относительно невысок. Возникает замкнутый круг, который год описываемый индустрией радиочастотной идентификации вокруг десятицентовой отпускной цены за один чип.
Участники рынка уверены, что оптимальная цена, при которой внедрение подобных систем почти гарантированно обеспечит выигрыш, вдвое ниже. Есть ли шанс, что «жучки» подешевеют? Учитывая, что еще семь лет назад пассивные метки предлагались на рынке по 50 центов, вероятность дальнейшего падения стоимости чипов имеется.
Что мешает разрубить гордиев узел? Причина вовсе не в жадности производителей. Была бы возможность — китайские фабрики наладили бы изготовление меток по «правильным» ценам. Добиться этого не дает нынешний технологический процесс. Так что нужно немного подождать. Скоро 90-на-нометровые технологии начнут вытеснять нынешние, 180-нано-метровые, что позволит увеличить число чипов на кремниевой подложке — и стоимость чипов приблизится к заветной отметке в пять центов.
Именно такое производство строит сейчас «Ситроникс». Почему не перейти сразу к тридцати двум нанометрам, как в сегменте микропроцессоров? Занятно, но дальнейшая миниатюризация может пойти только во вред. Вместо удешевления чипы начнут... снова дорожать, поскольку возрастут затраты при сборке, связанные с микроскопическим размером компонентов.
Следует учитывать и доминирующие позиции прежней технологии — основанной на применении штрихкодов. Ритейлеры,да и другие игроки рынка сравнивают цену внедрения и эксплуатации RFID-систем с привычными индустриальными решениями. И пока счет не в пользу радиочастотной идентификации. А применять технологические новинки ради самих технологий или в угоду моде — поведение странное. Особенно если ожидаемая финансовая отдача неочевидна.
— Возьмем в качестве примера логистику, — оценивает складывающуюся ситуацию председатель совета директоров STS Logistics Кирилл Власов. — В первую очередь клиент рассматривает логистического оператора как контр-
агента, способного обеспечить сокращение времени и расходов на грузообработку, а в конечном итоге — качественную доставку товара из пункта А в пункт Б. А значит, эффективность логистики должна выражаться в удешевлении при сохранении гарантий качества. Мы можем долго убеждать клиента в инновационности RFID-систем. Но никогда не докажем состоятельность таких идей, если в конечном итоге услуга станет гораздо дороже. Так что. перспектива этой дополнительной услуги должна базироваться на вменяемой стоимости. Лишь тогда клиенты начнут вводить ее не только в логистические процессы, но и вообще в торговый бизнес.
Эльдара Вагапова («ЭРФИД») очень расстраивает директивный «монетарный» подход к внедрению RFID-решений. Оценивать такие проекты исключительно в категориях краткосрочной выгоды абсолютно неверно, считает он. И уж тем более неразумно сопоставлять преимущества и недостатки обеих технологий (RFID и штрихкодов) «в лоб». «Вертикально интегрированная компания может окупить внедрение RFID за счет сокращения издержек только на одной логистике, — уверен Вагапов. — К тому же использование этой технологии может значительно снизить издержки на бумажный документооборот, так как все процедуры предельно автоматизированы».
При организации внутренней логистики сегодня действительно уже можно обойтись без «бумажек», соглашается Александр Миронов (Finn Flare). Но увы, при перемещении товара между контрагентами в нашей стране без традиционных документов не обойтись. «Если милиционер на дороге остановит машину, то радиометка вряд ли поможет», — с некоторой грустью иронизирует Миронов.
Другое преимущество использования RFID — повышение прозрачности бизнеса за счет его оптимизации на всех этапах. И вот это действительно сильный аргумент в пользу радиочастотной идентификации. Сегодняшние системы автоматизации, напоминает Эльдар
10 центов за один чип
С такой себестоимостью меток технология RFID не в состоянии потеснить куда более дешевый штрихкод
г
Вагапов, при всех очевидных преимуществах показывают то, что должно быть на предприятии, а не то, что есть.
«Задача теперь заключается в том, чтобы связать ИТ-системы с реальным миром, с физическими объектами, — соглашается менеджер по вычислительным системам и системам хранения данных компании «Микротест» Георгий Гаджиев. — Вот почему компании, ключевые и приоритетные бизнес-процессы которых связаны с движением тех или иных материальных объектов, все чаще начинают проявлять интерес к RFID. Главный стимул — удешевление и растущая доступность этой технологии».
Впрочем, и Гаджиев вынужден признать: RFID-метки сами по себе не панацея, а способ оптимизации бизнеса. Так что для начала потребуется провести реинжиниринг деловых процессов. «Технология ради технологии — никому не нужная трата времени и средств, — солидарен с коллегами Гаджиев. — Основной проблемой, с которой сталкиваются заинтересованные во внедрении RFID предприятия, является необходимость «придумать заново» бизнес-процессы. Иначе извлечь максимум пользы и выгоды из технологии не получится. Многие к этому еще не готовы».
Многое зависит и от текущего уровня автоматизации компаний, проявляющих заинтересованность во внедрении RFID. «У нас был показательный случай, — смеется Эльдар Вагапов. — На одного из потенциальных клиентов мы потратили очень много времени. И уже когда почти готовы были внедрять проект, вдруг обнаружили: весь учет у них ведется... на бумаге!
Интегрировать радиочастотную идентификацию с бумагой мы пока не научились. Так что — пришлось отказаться».
Все то золото, что блестит
Конечно же, не только стоимость метки и соответствующего оборудования оказывается главной причиной вялого перехода к использованию RFID. Остались и технические трудности. Так, если использование меток в производстве и торговле одеждой не вызывает практически никаких затруднений, поскольку ткань свободно пропускает радиоволны и не экранирует их, то в продуктовом ри-тейле переход на радиочастотную идентификацию влечет за собой целый ворох проблем. Ведь «метить» придется и бумажную, и металлическую, и стеклянную тару. Эльдар Вагапов уверяет, что постепенно и эти проблемы остаются в прошлом: «Технологии развиваются. Когда я только пришел на рынок, считалось, что пометить стеклянные бутылки с водой невозможно. Сейчас для них уже есть дешевые метки».
Ждать широкомасштабных внедрений RFID в логистике и складском учете и торговле на российском рынке пока не приходится. К тому же компании, уже опробовавшие эту технологию, не спешат знакомить с ней других. Нежелание делиться ноу-хау с конкурентами оказывается куда более весомым аргументом, чем добровольное участие в популяризации новых методов повышения эффективности.
По оценкам ведущего аналитика департамента топливных и смарт-систем компании «АйТи» Екатерины Молчановой, в среднем инвестиции в RFID-решения могут окупиться уже через год. Однако многое зависит от масштабов бизнеса и особенностей автоматизируемых процессов. Иногда «отбить» вложения удается буквально за несколько дней. Вот только подобных историй успеха в России пока мало. Если не считать таковыми куцые пресс-релизы.
Наконец, искать примеры успешных реализаций RFID-проектов модно не только в сетевом ритейле или логистике, но и
в других сегментах, включая. ювелирный бизнес. «Один из наших клиентов, начавших использовать RFID, полагал, что затраченное удастся вернуть через год-пол-тора, — говорит Эльдар Вагапов («ЭРФИД»). — А оказалось, что инвестиции с лихвой окупились уже на первой же выставке только благодаря тому, что ускорение процессов позволило вместо десяти клиентов, как прежде, обслужить в пять раз больше».
кк
I Одним из барьеров на пути внедрения rfid в России остается сложный и чаще всего безальтернативный бумажный документооборот ^^
Радиочастотные метки скоро подешевеют. Возможно, как раз вдвое против нынешней цены. Да и других барьеров, препятствующих внедрению таких решений, станет меньше. Будет ли это означать прорыв плотины недоверия к RFID? Чтобы это произошло, российским компаниям придется научиться еще одному важному навыку — выстраиванию тесных интеграционных связей с ключевыми контрагентами. В случае с Wal-Mart бессмысленно было бы внедрять радиочастотные метки без участия поставщиков. Поставщикам такие проекты при отсутствии спроса со стороны ри-тейлера были не нужны. Как и логистическим компаниям.
Действительно масштабный экономический эффект такого рода проекты приносят только в том случае, когда «накрывают» целые цепочки — от производства до сбыта. И в этом, вероятно, главная проблема. Автоматизировать «самих себя» отечественные компании уже научились. А вот с проектами, предполагающими сквозную ИТ-интеграцию целых «кустов» в сбытовых каналах, дела обстоят куда хуже. Пусть даже каждый современный менеджер способен бойко объяснить, что такое b2b и с чем его едят. ■
бизнес-журнал июль #7 2011
59