Психологические науки
УДК 159.9:34.01
ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Е.А. Евдокимова
Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина); ОЯСГО 0000-0003-4211-7277 И.В. Ламаш
Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина); ОЯСГО 0000-0002-9548-4006
Аннотация. В статье на основе рассмотрения 29 зарубежных публикаций представлена оценка психологами и специалистами в области права результатов уже состоявшихся реформ систем подготовки полицейских кадров в странах Европы, Азии и в США с точки зрения дискуссионного вопроса о необходимом и достаточном уровне образованности полицейских и его влиянии на личность полицейского и на качество выполняемой им работы. Рассмотрены как различные контексты изучения данной проблемы, так и различные представления исследователей о наполнении самих понятий «обучение» и «образование» касательно профессиональной подготовки полицейских. Выделены несколько самых распространенных подходов к оценке необходимости повышения уровня образованности правоохранителей.
Ключевые слова: полицейские, правоохранители, профессиональное образование, реформирование, система подготовки, профессиональная подготовка
UDC 159.99:34.01
POLICE EDUCATION AND POLICE ERUDITION: FOREIGN EXPERIENCE
E.A. Evdokimova
Kharkiv National University of Internal Affairs (Kharkiv, Ukraine) I. V. Lamash Kharkiv National University of Internal Affairs (Kharkiv, Ukraine)
Abstract. Based on the review of 29 foreign publications, the article presents an assessment by psychologists and legal experts of the results of the reforms of police training systems in Europe, Asia and the United States in terms of the debatable question of the necessary and sufficient level of education of police officers and its impact on the personality of the police officer and the quality of his work. Different contexts of the study of this problem are considered, as well as different ideas of researchers about the content of the concepts of "training" and "education" regarding the professional training of police officers. Some of the most common approaches to assessing the need to improve the level of education of law enforcement officers are highlighted.
Keywords: police officers, law enforcement officers, professional education, reforming, system of training, professional training
Актуальность. Последнее десятилетие украинское общество находиться в зоне турбулентности переживаемых серьезных реформ практически во всех социальных сферах. Одной их первых реформ, проведённых в Украине, стала реорганизация правоохранительной системы, в том числе и создание в 2015 году Национальной полиции Украины. С самого момента создания деятельность Национальной полиции Украины пребывает в зоне повышенного внимания
со стороны всех общественных институтов Украины. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона о Национальной полиции, основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции является уровень доверия населения к полиции. Представителями правоохранительных органов, педагогами, психологами активно обсуждаются пути усовершенствования деятельности полиции, в частности предпринимаются попытки максимально приблизить образ профессионала-правоохранителя к высоким запросам общественности. В этом контексте учеными рассматриваются новые модели профессионального образования и профессиональной подготовки полицейских.
При этом разными группами экспертов к модели «идеального полицейского» предъявляются разные требования. Об этом в своей работе достаточно подробно писал И.В. Клименко [2]. Если представители общественности хотят видеть в полицейском неподкупного, самоотверженного, активного борца с преступностью, общительного, ответственного специалиста, готового жертвовать жизнью ради общественных интересов, то эксперты из среды профессионалов-правоохранителей обращают внимание на сложности выполнения полицейскими служебных задач в условиях практически ежедневных трансформаций законодательной базы, в условиях системных изменений в управлении; инноваций в формах и методах работы; в материально-техническом обеспечении; в системе отбора и подготовки кадров; в сфере социального обеспечения и защиты; в условиях изменении правового статуса полицейского и так далее.
В 2015-2016 годах украинцы имели возможность наблюдать за, пожалуй, самым значительным социальным экспериментом в новейшей истории Украины: с одной стороны - массовым увольнением представителей старой, потерявшей авторитет милиции путем тотальной
переаттестации (люстрации), с другой стороны - их замена «новыми» патрульными полицейскими, представителями разных слоёв населения и профессий, прошедшими трехмесячную подготовку. Так, всего за два года по заключению аттестационных комиссий были уволены со службы в полиции по причине служебного несоответствия 4687 сотрудников. А общая численность личного состава подразделений новой патрульной полиции к концу 2017 составляла более 12,5 тыс. человек. И, хотя уже к началу 2016 года стало понятно, что сформировать полноценного профессионала - полицейского за 3 -4 месяца невозможно, что за такой короткий срок не происходит элементарное становление профессиональной полицейской идентичности [3]; на тот момент все громче звучали голоса законодателей о том, что высшее образование полицейскому не нужно, что это пустая трата бюджетных средств и т.п. Под угрозой закрытия оказались высшие учебные заведения, готовившие следователей, криминалистов, оперативных сотрудников и т.д.
В этом контексте представляется вполне логичным тот факт, что внимание исследователей в области права, юридической психологии, профессионального образования привлекли результаты уже состоявшихся реформ систем подготовки полицейских кадров в странах Европы, Азии и в США в плане дальнейшего использования уже накопленного опыта и предотвращения возможных ошибок. И одним из самых дискуссионных стал вопрос о необходимом и достаточном уровне образованности полицейских, что собственно и является объектом нашего рассмотрения.
Для того, чтобы ответить на обозначенный вопрос, необходимо четко представлять себе: а) чего именно мы хотим от нового полицейского, б) какой должна быть модель профессионала, которая определит концепцию и специфику профессионального образования и подготовки полицейских.
Зарубежом проблема полицейского образования и влияния его разных видов на формирование тех или иных качеств полицейского является актуальной уже достаточное количество лет. Еще в 1976 году Р.С. Троянович и Т. Николсон писали, что в кругу правоохранителей и представителей криминального правосудия изучалась потребность в повышении академических требований к тем, кто хотел поступить на службу в полицию. Одним из их главных аргументов было то, что по мере того, как население в целом становится все умнее, уровень интеллекта полицейского должен быть на том же уровне, что и у рядового гражданина, или превышать его. Вторым аргументом было то, что стремление к «профессионализации» полиции предусматривает в качестве обязательного требования наличие образовательного уровня, соответствующего четырехлетнему обучению в колледже [30].
С.М. Смит и М. Аамодт поддерживают идею о необходимости достаточно высоких образовательных требований к кандидатам на службу, доказывая, что образованные полицейские владеют определенными желаемыми населением характеристиками, которых лишены их менее образованные коллеги. Так, по сравнению с их менее образованными сослуживцами полицейские с высшим образованием: менее авторитарны и догматичны; более осмотрительны; имеют лучшие коммуникативные навыки и характеризуются более позитивным отношением к проблемам сотрудничества с населением [28]. Результаты проведённого этими учеными исследования активно подтверждают преимущества кандидатов на службу в полицию, имеющих высшее образование. Полученные исследователями результаты свидетельствуют о следующем:
- уровень образования оказывается прямо пропорциональным оценкам, полученным в академии, и оценке результатов патрулирования со стороны руководства
и обратно пропорциональным прогулам, травмам, ДТП и сроку пребывания в должности;
- слушатели со степенью бакалавра имеют лучшие оценки в академии, чем слушатели с дипломом младшего специалиста или со средним образованием, а слушатели с дипломом младшего специалиста имеют лучшие оценки в академии, чем слушатели со средним образованием [28]. С.М. Смит и М. Аамодт отмечают, что полицейские, имеющие хотя бы диплом младшего специалиста, получают более высокие оценки результатов своей работы со стороны руководства, чем их менее образованные коллеги. Преимущества высшего образования не проявляются в оценке работы в течение первых двух лет в должности. Однако после двух лет полицейские с дипломом бакалавра опережают тех, кто имеет диплом младшего специалиста или свидетельство о среднем образовании. Соотношение между образованием, обучением в академии и работой в патруле не является просто функцией интеллекта, так как образование постепенно добавляет основательности когнитивным способностям. Вместе с тем авторы отмечают, что специализировавшиеся в уголовном правосудии работали на таком же уровне, что и те, кто имел другие специализации [28].
Исследования о преимуществах высшего образования полицейских на примере Соединенных Штатов Америки можно разделить на две четкие группы. К первой группе относятся исследования 1970-х годов о влиянии высшего образования на служебные отношения полицейских. Полицейские, получившие образование в университете, были менее авторитарными, чем полицейские, которые не закончили университет (Л. Паркер, М. Донелли, Д. Гервитз) [19], менее циничными (Р.М. Реголи) [23]. С повышением уровня образования более чувствительной к изменениям становится система ценностей у полицейских (И. Гуллер) [11], что обеспечивает им более этичное профессиональное
поведение (Р.Роберг) [24]. Исследования также показали, что не курсы по криминологии или уголовному судопроизводства приводят к более этичному и культурному поведению, а опыт обучения в университете в целом (Р. Роберг) [24].
Работы авторов, принадлежащих к другой группе, появившиеся в 1990-х, свидетельствуют об определенных сомнениях относительно необходимости получения полицейскими-новобранцами университетского образования. С. Оуэн и К. Вагнер установили, что полицейские, которые изучали уголовное судопроизводство демонстрировали более высокий уровень авторитаризма, чем те, кто изучал другие дисциплины [17]. К подобным выводам пришли и Б. Бьеррегаард и В.Б. Лорд, подвергнувшие сомнению значение воздействия образования на отношение к этике в уголовном судопроизводстве [5]. Вместе с тем, исследования С. Оуэн и К. Вагнер показали, что на первых этапах обучения полицейские демонстрировали более высокий уровень авторитаризма, чем в конце обучения [17]. Эту точку зрения поддержали К. Хейс, Р. Реголи, Дж. Хьютт, которые зафиксировали корреляцию между уровнями образованности полицейских и значимыми изменениями в системе их ценностей [12].
Дж. Бафкин высказал мнение о том, что установлению потенциальной ценности высшего полицейского образования в США мешает отсутствие соответствующих критериев [531], а С. Оуэн в этом ракурсе указывает также на отсутствие ясности в вопросе о цели образования, ориентированном на практику [6].
Немалой критике в США подвергаются и сами программы подготовки полицейских в академиях. В 2014 году на сайте Белого дома Д. Хадсон представил федеральные программы изменений в деятельности полиции, необходимость которых была вызвана беспорядками в Фергюсоне и Миссури, и заметил, что в Америке мнения относительно правоохранительной деятельности быстро
меняются [13]. С. Уильямс также отмечает, что случаи нарушения общественного порядка по всей стране растут. Полицейские с каждым днем сталкиваются со все более серьезными вызовами, в связи с чем обычная подготовка, традиционно предлагаемая в полицейских академиях, больше не оказывается достаточной. Полицейские нуждаются в нечто большем, чем формирование механических навыков или возможности механического же запоминания. Теперь, по мнению американских исследователей, необходимой оказывается подготовка более высокого уровня, которая бы включала проблемное обучение, формирование критического мышления и навыков межличностного общения. Повышение уровня обучения, делает вывод С. Уильямс, может способствовать уменьшению случаев нарушения общественного порядка и лучшей подготовке полицейских к взаимодействию с представителями различных слоев населения [31].
П. Макдермотт и Д. Халс пишут о том, что традиционное обучение в академии не способствует развитию навыков разрешения проблем. Вместо этого, пишут авторы, предлагается такой подход к обучению и образованию, при котором инструктор представляет учебный материал, после чего осуществляется оценивание. Но на полицейских возлагается обязанность поддерживать социальный порядок и строить общественные отношения. А новые полицейские, которые начинают выполнять свои профессиональные обязанности в американском обществе, по мнению авторов, лишены навыков решения проблем [15].
С. Серени-Массинжер и Н. Вуд также изучали связь образовательных учреждений с программами подготовки полицейских, что позволило им в публикации 2016 года на основе изучения опыта подготовки полицейских резюмировать, что традиционное обучение в академии в настоящее время опирается на механическое запоминание и тактические навыки. Большинство полицейских академий, по
мнению авторов, используют бихевиористический стиль обучения, при котором информация предоставляется посредством лекции, при этом ожидается, что слушатель будет применять эту информацию на практике [27]. Обучение, основанное только на воспроизводящем подходе, не предоставляет учащимся возможности усовершенствовать умение решать проблемы с использованием критического мышления. Обучение, сфокусированное на решении проблем, критическом мышлении и межличностном общении, обеспечит современных правоохранителей таким набором профессиональных навыков, который поможет им более эффективно справляться с теми событиями, которые повсеместно возникают в профессиональной деятельности полицейских [27, с. 141].
Навыки межличностной коммуникации обычно не включаются в программу обучения, хотя эти навыки должны быть направлены на деэскалацию конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект является еще одной ключевой компетентностью, важность которой подчеркивается в Программе обучения полицейских, исходя из того, что эмоциональный интеллект считается важным аспектом способности контролировать собственные эмоции [27, с. 142]. Вместе с тем, отмечают исследовательницы, программы совершенствования эмоционального интеллекта работают, если им обучают и ими управляют компетентные инструкторы по когнитивному и эмпирическому развитию эмоционального интеллекта. Однако многие инструкторы, пишут авторы, к сожалению, таковыми не являются. Большая часть полицейского обучения состоит, главным образом, из обучения пользованию огнестрельным оружием, тактической подготовки и методов ареста. Подготовка, которая бы фокусировалась на проблемном обучении и обеспечивала основу для рассмотрения человеческого поведения в контексте критического мышления, эмоционального интеллекта, межличностной коммуникации и разрешения
конфликтов, является незначительной или вообще отсутствует. Авторы констатируют, что для того, чтобы быть должным образом подготовленным к службе в современной полиции, необходимо профессиональное развитие навыков переноса и соответствующий образовательный компонент [27, с. 143].
Европейские исследователи Т. Фелтес и Р. Пис подчеркивают важность концептуализации требований и указывают на то, что модели полицейского образования должны содержать: четкие цели; общественно-ориентированное содержание учебных программ; и соответствующий метод, чтобы облегчить переход от правоохранительной деятельности к сотрудничеству с населением [10; 21].
Х. Питерс в ракурсе компетентностного подхода в полицейском образовании констатирует, что переход к сотрудничеству полиции с общественностью в Северной Европе сопровождался реформами в полицейском образовании, направленными на улучшение качества работы полиции [22]. В Нидерландах полиция использует двойную систему образования и подготовки кадров с целью создания четких связей между теорией и практикой. Это включает совместную с полицейскими учреждениями базу для подготовки сотрудников полиции, формулирование профессиональных требований к различным полицейским функциям, когда учебные заведения сами определяют учебную программу и требования к обучению соответствующей профессии [22].
Необходимо обратить внимание на тот факт, что исследователи разводят понятия «обучение» и «образование» относительно профессиональной подготовки полицейских. Например, Д. Кокс считает, что обучение полицейских предусматривает обеспечение общественного порядка, тогда как полицейское образование стремится побудить офицеров, активно взаимодействующих с различными слоями
населения, к более гибкому мышлению. Отсутствие специальной программы образования полицейских для поддержания этого культурного перехода объясняет задержку между нововведениями в охране общественного порядка и их применением на практике [9].
Интересным нам представляется и еще один ракурс рассматриваемой проблемы. Полиция в демократических обществах существует в политическом измерении, в котором признается важность социальной справедливости, социальной сплоченности, честности, равенства и прав человека. Д. Бейли и Е. Биттнер утверждают, что этим ценностям можно научить полицейских [4]. Р. Роберг подчеркивает, что именно образование (а не подготовка) является необходимым для развития таких убеждений, поддерживает и повышает производительность сотрудников полиции, их ответственность и профессионализм. Автор категорически настаивает на разграничении этих понятий [24].
Требования к демократическим принципам полицейской деятельности (профессионализм,
ответственность, законность), пишет А. Маренин обеспечивают потенциальную основу для понимания того, как нацеленность на полицейский образование может способствовать обучению и развитию сотрудников полиции на всех уровнях полицейской иерархии и признание практической пользы «ценностей» как двигателей реформы полиции [14, с. 109].
Д. Кокс утверждает, что реформа в полицейском образовании и обучении требует четкой концептуализации полицейских «ценностей», которые могут проявляться во всех трех путях полицейской субкультуры [9].
Необходимость создания модели полицейской образования и определения ее центральных принципов отмечается не только учеными Австралии, США и Европы. Например, исследователи из Таиланда С. Чаттонг, М. Ковитая и М. Конгджарон указывают, что тайскую полицию
часто подвергали критике, что обусловило создание и реализацию плана реформ в Королевской полиции Таиланда в 2011- 2015 годах, важной составляющей которых стало формирование профессионального полицейского мышления [8, с. 880]. Есть определенное соответствие в том, пишут авторы, характеризуя формирование эффективного профессионального полицейского мышления, какие действия следует применять в модели обучения. Четыре ключевые характеристики признаны важными для служебного сознания: нравственное поведение, доверие, коммуникация и способность к критическому, творческому и стратегическому мышлению. Четырьмя видами деятельности, которые считаются важными для служебного сознания, являются следующие: создание совместных планов на будущее, формирование преданности организации, забота о подчиненных и разрешение проблем [8, с. 886].
Другим примером азиатских исследований проблемы полицейского образования является работа Као Л. с соавторами, которые указывают, что действующая на Тайване система обучения и воспитания полицейских претерпела значительные изменения в процессе перехода к демократии в период между 1986 и 2000 годами. Эта система является двуединой, в которой полицейский колледж обеспечивает обучение персонала полиции низшего ранга, в то время как Центральный университет Полиции отвечает за обучение старшего полицейского состава. Символом реформ полиции на Тайване является отказ от полицейского образования как замкнутой системы, а также включение большого количества социальных наук в учебную программу полицейского образования [7].
В Индии, напротив, подготовка полицейских не предусматривает изучение гуманитарных и социальных наук. А. Верма критикует подготовку индийских полицейских и утверждает, что призывы к проведению реформы, как правило, игнорируются. В Индии понимают значение
изучения социальных наук, но на практике доминирует формирование технических навыков. Исследования проблемы влияния такой модели высшего образования на полицейских констеблей в Индии показали отрицательные результаты и то, что полицейские, которые получили высшее образование, имели более жесткие системы оценки и были менее заинтересованы в защите прав граждан и равнодушны к правовым границам [2].
Проблема высшего полицейского образования может быть также рассмотрена в достаточно неожиданном психологическом аспекте. С.В. Телеп в аналитическом обзоре влияния высшего образования на качество полицейской деятельности указывает на замечание Р. Роберга и С. Бонна [25], которые привели интересный аргумент: даже когда образование не имеет статистически подтвержденного влияния на эффективность работы полицейских, оно все же может быть полезным для повышения образовательных стандартов. Даже если эффективность работы не меняется, повышение образовательных стандартов может приводить к повышению авторитета и уважения к этой сфере деятельности. С.В. Телеп апеллирует также к мнению Х. Голдстейн, который отметил, что требование наличия высшего образования поможет преодолеть неправильное представление о том, что полицейской работе свойственны несложные задания, с которыми может справиться каждый [29]. В этом контексте автор обращается к тезису Е. Биттнера, утверждавшего относительно требований образовательного уровня, что «главная цель ... заключается в отмене навсегда идеи, которая слишком распространена в нашем обществе, что, если человек не хочет взять на себя заботу стать кем-то стоящим, он всегда может стать копом» [29]. С.В. Телеп разделяет мнение Дж. Файфа, утверждающего, что полиция обладает значительной свободой действий, несет большую ответственность и работает самостоятельно, так же, как учителя, и она также как
прокуроры и судьи, принимает решения, влияющие на жизнь граждан. Однако, в то время как названные профессии требуют высшего образования (и ученой степени для юристов), полицейская деятельность отстает в этом смысле [29].
Далее С.В. Телеп отмечает, что ученые часто рассматривают образование, в частности, получение степени бакалавра после четырехлетнего обучения, как средство улучшения отношений в полиции и повышения исполнительской дисциплины. К сожалению, практические исследования о влиянии образования ограничены, по мнению автора, из-за слабой методологической базы и многочисленных противоречий [29].
К этой мысли присоединяется Е.А Паолайн III с соавторами, которые в 2015 году отметили, что как сторонники, так и противники высшего полицейского образования так четко и не определили точные качества, которые полицейский с высшим образованием внесет в эту сферу деятельности, кроме того, что это обеспечит более профессиональный полицейский подход. Некоторые исследования влияния высшего образования были сосредоточены на потенциальных различиях приоритетов в работе у тех, кто учился в колледже и у тех, кто не имел такого опыта [18]. Был проведен ряд исследований, в которых было изучено множество характеристик. Результаты таких исследований, указывают авторы, привели к неоднозначным выводам. Так, в одних работах были получены результаты, которые можно считать положительными. Как выяснилось, полицейские с высшим образованием были более открытыми в системе своих убеждений и менее догматичными, меньше ориентированными на применение наказаний, менее авторитарными, более склонными к принятию и пониманию этнических проблем, более дружелюбными к правовым ограничениям в работе [18]. В то же время в ранних исследованиях были отмечены и негативные последствия
высшего образования. Например, полицейские с высшим образованием были менее удовлетворены своей работой, были более циничными и давали низкие оценки своей организации. И, наконец, в следующих исследованиях пришли к выводу, что отношение к работе у полицейских с высшим образованием не отличалось от их менее образованных коллег в плане профессионализма, напряженности в работе и убеждении в приемлемости военной модели полицейских организаций. Таким образом, в то время, как первые исследования осветили некоторые положительные результаты высшего образования, в других работах были приведены также обоснованные негативные показания. К сожалению, трудно полностью оценить пользу выполненной работы, так как большинство исследований связи между образованием и отношениями в работе страдали рядом методологических недостатков [18, с. 53]. Среди наиболее примечательных огрехов исследователи указывали на малый размер выборок, невозможность обобщить результаты, нехватку адекватного статистического контроля, измерение отдельных результатов, недостаточное качество измерения образования, неспособность объяснить опыт обучения в колледже до и после найма на работу и т.д. [ 18, с. 54].
Хотя современные работы и исправили некоторые недостатки предыдущих исследований о влиянии образования на ряд факторов, связанных с восприятием полицейскими своей роли, руководства, организации и удовлетворенности работой, они все же дали (в лучшем случае) смешанные результаты. Кроме того, многомерные аналитические модели, как правило, мало что объясняют в различиях отношений, которые демонстрируют полицейские, дают возможность предполагать действие и других факторов [18, с. 55].
Выводы. Таким образом, исходя из вышесказанного можно утверждать, что в современной психолого - правовой
практике существуют по меньшей мере три подхода к оценке необходимости повышения уровня образованности правоохранителей. Первая группа ученых достаточно негативно относится к полицейским с высшим образованием, говоря о том, что, например, полицейские с высшим образованием обычно более требовательны к условиям труда, меньше довольны своей работой, более циничны в работе и дают низкие оценки своей организации.
Второй подход базируется на положении о том, что нет существенной разницы в отношении к работе полицейских с высшим образованием и их менее образованных коллег, нет существенной разницы в уровнях профессионализма, напряжения в работе, в принятии или непринятии военной модели полицейских организаций и т.д.
И, наконец, подавляющее большинство американских и европейских исследователей стоят на позиции, что «уровень интеллекта полицейского должен быть на том же уровне, что и у рядового гражданина, или превышать его». Представители этого подхода убедительно ставят вопрос о необходимости как минимум четырехлетней подготовки правоохранителей, аргументируя это тем, что по сравнению с их менее образованными сослуживцами полицейские с высшим образованием менее авторитарны и догматичны; более осмотрительны; имеют лучшие коммуникативные навыки и характеризуются более позитивным отношением к проблемам сотрудничества с населением.
Определению потенциальной ценности высшего полицейского образования в Украине мешает активное смещение акцентов в профессиональной подготовке правоохранителей на первичную подготовку, на формирование практических физических и интеллектуальных навыков профессиональной деятельности полицейских. Это объясняется тем, что в полицейскую деятельность вовлечено большое количество людей, еще совсем недавно не видевших себя полицейскими, не прошедших школу курсантства.
Однако изучение запросов общества к современному функционированию полицейских институтов, говорит о том, что элементарной физической и практической подготовки недостаточно. Люди ожидают от полицейского достаточно высокого уровня интеллекта, толерантности, рефлексивности, сформированных конструктивных копинг-стратегий, умения принимать сложные решения и т.д. [2]. Поэтому еще с большей актуальностью встает вопрос о создании современной модели полицейского образования, которая должна содержать четкие цели; общественно-ориентированное содержание учебных программ; и соответствующий психологически оправданный и психологически отработанный метод. Необходимо помнить, что «...образование полицейских является главным вопросом в процессе любых культурных изменений и реформ» [20,
с. 121;].
Список литературы
1. Свдок1мова О.О. Професшна тдготовка правоохоронщв у контекст системного тдходу Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools. 2017. Vol. 21, №. 3. С. 88 - 93.
2. Клименко I.B. Психолопчш засади професшно'1 тдготовки полщейських : монографiя. Харюв : Фолю. 2018. 424 с.
3. Посохова Я.С. Психолопчш особливосп професшно-правово! щентичносп правоохоронщв (на прикладi полщейських пщроздшв Украши) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06. Харюв, 2016. 232 с.
4. Bayley D.H., Bittner E. Learning the skills of policing. Law and Contemporary Problems. 1984. Vol. 47, No. 4. Р. 35-59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://scholarship.law.duke.edu/lcp/vol47/iss4/3 (дата обращения: 30.07.2019).
5. Bjerregaard B., Lord V.B. An Examination of the Ethical and Value Orientation of Criminal Justice Students. Police Quarterly. 2004. Vol. 7, Iss. 2. Р. 262-284. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611102250739.
6. Bufkin J. Criminology/criminal justice master's programs in the United States: Searching for commonalities. Journal of Criminal Justice Education. 2004. Vol. 15, Iss. 2. Р. 239 - 262. DOI: https://doi.org/10.1080/10511250400085971 (дата обращения: 30.07.2019).
7. Cao L., Huang L., Sun I. Development and reform of police training and education in Taiwan. Police Practice and Research. 2016. Vol. 17, Iss. 6. Р. 531 - 542. DOI: https://doi.org/10.1080/15614263.2015.1086878.
8. Chatthong S., Kovitaya M., Kongjaroen M. The Elements of a Learning Model to Enhance Service Mind of Thai Police Officer. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. Р. 880 - 888. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro. 2014.09.338.
9. Cox D. Educating police for uncertain times: the Australian experience and the case for a normative approach. The Journal of Policing, Intelligence and Counter Terrorism. 2011. Vol. 6, Iss. 1. Р. 3-22. DOI: https://doi.org/10.1080/18335330.2011.553178.
10. Feltes T. Community-oriented policing in Germany: training and education. Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2002. Vol. 25, Iss. 1. Р. 48 - 59. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510210417890.
11. Guller LB. Higher education and policemen: attitudinal differences between freshman and senior police college students. The Journal of Criminal Law, Criminology & Police Science. 1972. Vol. 63, No. 3. Р. 396 - 401. DOI: https://doi.org/10.2307/1142063.
12. Hays K.L., Regoli R.M., Hewitt J.D. Police Chiefs, Anomia and Leadership. Police Quarterly. 2007. Vol. 10, Iss. 1. Р. 3 - 22. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611106288916.
13. Hudson D. Building Trust Between Communities and Local Police // The WHITE HOUSE. President Barack Obama: сайт. Dec 1, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2014/12/01/building-trust-between-communities-and-local-police (дата обращения: 30.07.2019).
14. Marenin O. Building a Global Police Studies Community. Police Quarterly. 2005. Vol. 8, Iss. 1. Р. 99 - 136. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611104267329.
15. McDermott P.J, Hulse D. Focus on Training: Interpersonal Skills Training in Policy Academy Curriculum. FBI Law Enforcement Bulletin. Feb 1, 2012. Vol. 81, No. 2. Р. 16 -20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://leb.fbi.gov/articles/focus/focus-on-training-interpersonal-skills-training-in-police-academy-curriculum (дата обращения: 30.07.2019).
16. Owen S.S. The death of academic criminal justice. ACJS Today. 2005. Vol. XXX, Iss. 3. Р. 10 - 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cdn.ymaws.com/www.acjs.org/resource/resmgr/ACJSToda y /ACJSTodaySept0ct2005.pdf (дата обращения: 30.07.2019).
17. Owen S.S., Wagner K. The specter of authoritarianism among criminal justice majors. Journal of Criminal Justice Education. 2008. Vol. 19, Iss. 1. Р. 30 - 53. DOI: https://doi.org/10.1080/10511250801892748.
18. Paoline III E.A., Terrill W., Rossler M.T. Higher education, college degree major, and police occupational attitudes. Journal of Criminal Justice Education. 2015. Vol. 26, Iss. 1. Р. 49 - 73. DOI: https://doi.org/10.1080/10511253.2014.923010.
19. Parker L., Donnelly M., Gerwitz D., Marcus, J., Kowalewski V. Higher education: its impact on police attitudes. The Police Chief. 1976. Vol. 43, No. 7. Р. 33 - 35.
20. Paterson C. A Review of Police-Academic Educational Collaborations // Collaborative Policing : Police,
Academics, Professionals, and Communities Working Together for Education, Training, and Program Implementation. Boca Raton, FL, USA : CRC Press, 2015. P. 119 - 137. DOI: https://doi.org/10.1201/b19746.
21. Peace R. Probationer Training for Neighborhood Policing in England and Wales: fit for purpose? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2006. Vol. 29, Iss. 2. Р. 335 - 346. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510610667691.
22. Peeters H. Constructing comparative competency profiles: the Netherlands experience // International Perspectives on Police Education and Training / ed. by P. Stanislas. London ; New York : Routledge, 2013. Р. 90 - 114.
23. Regoli R.M. The effects of college education on the maintenance of police cynicism. Journal of Police Science and Administration. 1976. Vol. 4, Iss. 3. Р. 340 - 345.
24. Roberg R. An analysis of the relationships among higher education, belief systems, and job performance of patrol officers. Journal of Police Science and Administration. 1978. Vol. 6, Iss. 3. Р. 336 - 344.
25. Roberg R., Bonn S. Higher education and policing: where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2004. Vol. 27, Iss. 4. Р. 469-486. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510410566226.
26. Scott J., Evans D., Verma A. Does Higher Education Affect Perceptions Among Police Personnel? A Response from India. Journal of Contemporary Criminal Justice. 2009. Vol. 25, Iss. 2. Р. 214 - 236. DOI: https://doi.org/10.1177/1043986209333592.
27. Sereni-Massinger C., Wood N. Linking Educational Institutions with Police Officer Training Programs. Journal of Education and Learning. 2016. Vol. 10, Iss. 2. Р. 139 - 146. URL: https://www.researchgate.net/publication/307644473_Linking_Ed ucational_Institutions_with_Police_Officer_Training_Programs (дата обращения: 11.01.2019).
28. Smith S.M., Aamodt M.G. The relationship between education, experience, and police performance. Journal of Police and Criminal Psychology. 1997. Vol. 12, Iss. 2. P. 7 - 14. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02806696.
29. Telep C. W. The impact of higher education on police officer attitudes toward abuse of authority. Journal of Criminal Justice Education. 2011. Vol. 22, Iss. 3. P. 392 - 419. DOI: https://doi.org/10.1080/10511253.2010.519893.
30. Trojanowicz R.C., Nicholson T.G. A comparison of behavioral styles of college graduate police officers. The Police Chief. 1976. Vol. 43, Iss. 8. P. 56 - 59.
31. Williams S. How will social intelligence influence a police officer's interaction with the public by 2020? California Commission on Peace Officer Standards and Training, 2012. 13 p.
References
1. Cvdokimova O.O. Profesijna pidgotovka pravoohoronciv u konteksti sistemnogo pidhodu Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools. 2017. Vol. 21, №. 3. Pp. 88 - 93.
2. Klimenko I.V. Psihologichni zasadi profesijnoi pidgotovki policejs'kih : monografija. Harkiv : Folio. 2018. 424 p.
3. Posohova Ja.S. Psihologichni osoblivosti profesijno-pravovoi identichnosti pravoohoronciv (na prikladi policejs'kih pidrozdiliv Ukraini) : dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.06. Harkiv, 2016. 232 p.
4. Bayley D.H., Bittner E. Learning the skills of policing. Law and Contemporary Problems. 1984. Vol. 47, No. 4. R. 35-59. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://scholarship.law.duke.edu/lcp/vol47/iss4Z3 (data obrashhenija: 30.07.2019).
5. Bjerregaard B., Lord V.B. An Examination of the Ethical and Value Orientation of Criminal Justice Students. Police
Quarterly. 2004. Vol. 7, Iss. 2. Pp. 262-284. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611102250739.
6. Bufkin J. Criminology/criminal justice master's programs in the United States: Searching for commonalities. Journal of Criminal Justice Education. 2004. Vol. 15, Iss. 2. Pp. 239 - 262. DOI: https://doi.org/10.1080/10511250400085971 (data obrashhenija: 30.07.2019).
7. Cao L., Huang L., Sun I. Development and reform of police training and education in Taiwan. Police Practice and Research. 2016. Vol. 17, Iss. 6. Pp. 531 - 542. DOI: https://doi.org/10.1080/15614263.2015.1086878.
8. Chatthong S., Kovitaya M., Kongjaroen M. The Elements of a Learning Model to Enhance Service Mind of Thai Police Officer. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. Pp. 880 - 888. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro. 2014.09.338.
9. Cox D. Educating police for uncertain times: the Australian experience and the case for a normative approach. The Journal of Policing, Intelligence and Counter Terrorism. 2011. Vol. 6, Iss. 1. Pp. 3-22. DOI: https://doi.org/10.1080/18335330.2011.553178. 10. Feltes T. Community-oriented policing in Germany: training and education. Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2002. Vol. 25, Iss. 1. Pp. 48 - 59. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510210417890.
11. Guller I.B. Higher education and policemen: attitudinal differences between freshman and senior police college students. The Journal of Criminal Law, Criminology & Police Science. 1972. Vol. 63, No. 3. Pp. 396 - 401. DOI: https://doi.org/10.2307/1142063.
12. Hays K.L., Regoli R.M., Hewitt J.D. Police Chiefs, Anomia and Leadership. Police Quarterly. 2007. Vol. 10, Iss. 1. Pp. 3 - 22. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611106288916.
13. Hudson D. Building Trust Between Communities and Local Police // The WHITE HOUSE. President Barack Obama:
sajt. Dec 1, 2014. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2014/12/01/building-trust-between-communities-and-local-police (data obrashhenija: 30.07.2019).
14. Marenin O. Building a Global Police Studies Community. Police Quarterly. 2005. Vol. 8, Iss. 1. Pp. 99 - 136. DOI: https://doi.org/10.1177/1098611104267329.
15. McDermott P.J, Hulse D. Focus on Training: Interpersonal Skills Training in Policy Academy Curriculum. FBI Law Enforcement Bulletin. Feb 1, 2012. Vol. 81, No. 2. Pp. 16 -20. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://leb.fbi.gov/articles/focus/focus-on-training-interpersonal-skills-training-in-police-academy-curriculum (data obrashhenija: 30.07.2019).
16. Owen S.S. The death of academic criminal justice. ACJS Today. 2005. Vol. XXX, Iss. 3. Pp. 10 - 12. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://cdn.ymaws.com/www.acjs.org/resource/resmgr/ACJSToda y /ACJSTodaySept0ct2005.pdf (data obrashhenija: 30.07.2019).
17. Owen S.S., Wagner K. The specter of authoritarianism among criminal justice majors. Journal of Criminal Justice Education. 2008. Vol. 19, Iss. 1. Pp. 30 - 53. DOI: https://doi.org/10.1080/10511250801892748.
18. Paoline III E.A., Terrill W., Rossler M.T. Higher education, college degree major, and police occupational attitudes. Journal of Criminal Justice Education. 2015. Vol. 26, Iss. 1. Pp. 49 - 73. DOI: https://doi.org/10.1080/10511253.2014.923010.
19. Parker L., Donnelly M., Gerwitz D., Marcus, J., Kowalewski V. Higher education: its impact on police attitudes. The Police Chief. 1976. Vol. 43, No. 7. Pp. 33 - 35.
20. Paterson C. A Review of Police-Academic Educational Collaborations // Collaborative Policing : Police, Academics, Professionals, and Communities Working Together for Education, Training, and Program Implementation. Boca
Raton, FL, USA : CRC Press, 2015. Pp. 119 - 137. DOI: https://doi.org/10.1201/b19746.
21. Peace R. Probationer Training for Neighborhood Policing in England and Wales: fit for purpose? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2006. Vol. 29, Iss. 2. Pp. 335 - 346. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510610667691.
22. Peeters H. Constructing comparative competency profiles: the Netherlands experience // International Perspectives on Police Education and Training / ed. by P. Stanislas. London ; New York : Routledge, 2013. Pp. 90 - 114.
23. Regoli R.M. The effects of college education on the maintenance of police cynicism. Journal of Police Science and Administration. 1976. Vol. 4, Iss. 3. Pp. 340 - 345.
24. Roberg R. An analysis of the relationships among higher education, belief systems, and job performance of patrol officers. Journal of Police Science and Administration. 1978. Vol. 6, Iss. 3. Pp. 336 - 344.
25. Roberg R., Bonn S. Higher education and policing: where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2004. Vol. 27, Iss. 4. Pp. 469-486. DOI: https://doi.org/10.1108/13639510410566226.
26. Scott J., Evans D., Verma A. Does Higher Education Affect Perceptions Among Police Personnel? A Response from India. Journal of Contemporary Criminal Justice. 2009. Vol. 25, Iss. 2. Pp. 214 - 236. DOI: https://doi.org/10.1177/1043986209333592.
27. Sereni-Massinger C., Wood N. Linking Educational Institutions with Police Officer Training Programs. Journal of Education and Learning. 2016. Vol. 10, Iss. 2. Pp. 139 - 146. URL:
https://www.researchgate.net/publication/307644473_Linking_Ed ucational_Institutions_with_Police_Officer_Training_Programs (data obrashhenija: 11.01.2019).
28. Smith S.M., Aamodt M.G. The relationship between education, experience, and police performance. Journal of Police and Criminal Psychology. 1997. Vol. 12, Iss. 2. Pp. 7 - 14. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02806696.
29. Telep C. W. The impact of higher education on police officer attitudes toward abuse of authority. Journal of Criminal Justice Education. 2011. Vol. 22, Iss. 3. Pp. 392 - 419. DOI: https://doi.org/10.1080/10511253.2010.519893.
30. Trojanowicz R.C., Nicholson T.G. A comparison of behavioral styles of college graduate police officers. The Police Chief. 1976. Vol. 43, Iss. 8. Pp. 56 - 59.
31. Williams S. How will social intelligence influence a police officer's interaction with the public by 2020? California Commission on Peace Officer Standards and Training, 2012. 13 p.
Сведения об авторах
Елена Александровна Евдокимова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и психологии Харьковского национального университета внутренних дел (Украина), e-mail: [email protected]
Ирина Владимировна Ламаш, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии Харьковского национального университета
внутренних дел (Украина), e-mail: [email protected]
— • —
Olena Yevdokimova, doctor of psychological sciences, full professor, head of Department of Sociology and Psychology, Kharkov National University of Internal Affairs (Ukraine), e-mail: elena25eva@gmail. com
Irina Lamash, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the Department of Sociology and Psychology of Kharkov National University of Internal Affairs (Ukraine), e-mail: [email protected]