Научная статья на тему 'Политизация ислама в современном мире (на примере Республики Адыгея)'

Политизация ислама в современном мире (на примере Республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА / ПОЛИТИКО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ИСЛАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ISLAM / POLITICIZATION OF ISLAM / POLITICAL-CONFESSIONAL PROCESSES / STATE-ISLAMIC RELATIONS / OPPOSITION TO RELIGIOUS EXTREMISM / REPUBLIC OF ADYGHEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жаде Зуриет Анзауровна, Кумпилов Тагир Маратович

В статье анализируются особенности политизации исламского фактора в Республике Адыгея. В современном мире происходит активная политизация ислама, который стал реальной политической силой, оказывающей решающее воздействие на массовое сознание и все сферы общественной жизни, определяя тем самым характер как регионального, так и глобального политического процесса. Авторы обращают внимание на то, что в последние годы российскими учеными предприняты значительные усилия по осмыслению политизации ислама в России и ее регионах. Особые характеристики ислама в Адыгее заключаются в том, что он стал политическим и этнокультурным продуктом миграционных перемещений. Подчеркивается, что одной из характерных особенностей развития межконфессиональных отношений в регионе за последние два десятилетия стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества, обусловившее значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Обосновывается, что в Республике Адыгея ислам как политический фактор используется в интересах консолидации народа и поддержания в регионе внутренней стабильности. Ислам, прямо или косвенно, влияет на все процессы, протекающие в республике и регионе в целом. И он постепенно становится одним из факторов развития гражданского общества. Делается вывод о том, что в современном мире происходит активная политизация ислама, ставшая реальной политической силой, которая оказывает воздействие на массовое сознание верующих, социокультурные, морально-этические, социально-экономические и политические явления, обусловливая характер как регионального, так и глобального политического процесса.The article analyzes the peculiarities of politicization of the Islamic factor in the Republic of Adyghea. In today's world, Islam is being actively politicized, becoming a real political force that has a decisive impact on mass consciousness and all spheres of public life, and determining the nature of both the regional and global political process. The authors draw attention to the fact that in recent years Russian scientists have made considerable efforts to understand the politicization of Islam in Russia and its regions. The peculiarity of Islam in Adyghea is that it has become a political and ethnocultural product of migration movements. One of the characteristics of the development of interfaith relations in the region over the past two decades has been the steady increase in the role of religion in society, which has led to a significant quantitative and qualitative growth of religious institutions. The authors substantiate that in the Republic of Adyghea Islam as a political factor is used in the interests of consolidation of the people and maintenance of internal stability in the region. Islam, directly or indirectly, affects all processes taking place in the Republic and the region as a whole. And gradually it is becoming a factor in the development of civil society. It is inferred that Islam is being actively politicized in the contemporary world, and this has become a real political force that affects the mass consciousness of believers, sociocultural, moral and ethical, socio-economic and political phenomena, determining the nature of both the regional and global political process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Жаде Зуриет Анзауровна, Кумпилов Тагир Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политизация ислама в современном мире (на примере Республики Адыгея)»

УДК 316:[297:048.66](470.621) ББК 60.563.05 Ж 15

З.А. Жаде,

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79183190868, e-mail: zhadezura@yandex.ru

Т.М. Кумпилов,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79286685995, e-mail: tagir-kumpilov@mail.ru

ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются особенности политизации исламского фактора в Республике Адыгея. В современном мире происходит активная политизация ислама, который стал реальной политической силой, оказывающей решающее воздействие на массовое сознание и все сферы общественной жизни, определяя тем самым характер как регионального, так и глобального политического процесса.

Авторы обращают внимание на то, что в последние годы российскими учеными предприняты значительные усилия по осмыслению политизации ислама в России и ее регионах. Особые характеристики ислама в Адыгее заключаются в том, что он стал политическим и этнокультурным продуктом миграционных перемещений. Подчеркивается, что одной из характерных особенностей развития межконфессиональных отношений в регионе за последние два десятилетия стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества, обусловившее значительный количественный и качественный рост религиозных институтов.

Обосновывается, что в Республике Адыгея ислам как политический фактор используется в интересах консолидации народа и поддержания в регионе внутренней стабильности. Ислам, прямо или косвенно, влияет на все процессы, протекающие в республике и регионе в целом. И он постепенно становится одним из факторов развития гражданского общества.

Делается вывод о том, что в современном мире происходит активная политизация ислама, ставшая реальной политической силой, которая оказывает воздействие на массовое сознание верующих, социокультурные, морально-этические, социально-экономические и политические явления, обусловливая характер как регионального, так и глобального политического процесса.

Ключевые слова: ислам, политизация ислама, политико-конфессиональные процессы, государственно-исламские отношения, противодействие религиозному экстремизму, Республика Адыгея.

Z.A. Zhade,

Doctor of Political Science, Professor, Head of the Department of Theory and History of the State and Law and Political Science, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79183190868, e-mail: zhadezura@yandex.ru

1 Статья подготовлена в рамках гранта Совета по грантам Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

T.M. Kumpilov,

Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State

University, Maikop,ph.: +79286685995, e-mail: tagir-kumpilov@mail.ru

THE POLITICIZATION OF ISLAM IN THE CONTEMPORARY WORLD (FROM THE MATERIALS OF ADYGHEA REPUBLIC)

Abstract. The article analyzes the peculiarities of politicization of the Islamic factor in the Republic of Adyghea. In today's world, Islam is being actively politicized, becoming a real political force that has a decisive impact on mass consciousness and all spheres of public life, and determining the nature of both the regional and global political process. The authors draw attention to the fact that in recent years Russian scientists have made considerable efforts to understand the politici-zation of Islam in Russia and its regions. The peculiarity of Islam in Adyghea is that it has become a political and ethnocultural product of migration movements. One of the characteristics of the development of interfaith relations in the region over the past two decades has been the steady increase in the role of religion in society, which has led to a significant quantitative and qualitative growth of religious institutions. The authors substantiate that in the Republic of Adyghea Islam as a political factor is used in the interests of consolidation of the people and maintenance of internal stability in the region. Islam, directly or indirectly, affects all processes taking place in the Republic and the region as a whole. And gradually it is becoming a factor in the development of civil society. It is inferred that Islam is being actively politicized in the contemporary world, and this has become a real political force that affects the mass consciousness of believers, sociocultural, moral and ethical, socio-economic and political phenomena, determining the nature of both the regional and global political process.

Keywords: Islam, politicization of Islam, political-confessional processes, state-Islamic relations, opposition to religious extremism, Republic of Adyghea.

Одной из основных характеристик картины мира в XXI в. выступает активная политизация религиозного (конфессионального) фактора, представляющая собой сложное явление, непосредственно связанное с применением религиозных ценностей и идеалов в политических целях. Религиозная компонента политического процесса становится, с одной стороны, ресурсом обеспечения социально-политической стабильности и интеграции, с другой - дестабилизации и дезинтеграции.

Именно поэтому обращение со-циогуманитарной науки к этой теме связано с возрастающей ролью религиозного, в частности исламского, фактора в политической системе и практике современных государств. Под политизацией ислама следует понимать процесс активного включения исламского фактора в

политическую сферу жизни общества. Осмысливая данный процесс, специалисты используют такие термины, как «исламизация политики» и «политический ислам». Более того, этот процесс связывают с резким, радикальным взаимопроникновением политики и религии. Существует мнение, согласно которому политизация ислама способствует распространению и подпитыванию религиозного экстремизма, радикальных настроений в мусульманских общинах, разрушению складывавшихся веками устоев веротерпимости и мирного сосуществования с другими религиозными группами.

Исследование этих недостаточно изученных проблем также будет способствовать оценке особенностей политического поведения представителей исламской уммы, которое весьма неоднозначно проявляется в

существующих условиях, когда одной из главных проблем человечества стал религиозный экстремизм. Вследствие этого теоретический анализ политизации ислама в поли-этничных регионах России особенно актуален.

В этом контексте рассмотрим особенности политизации ислама в Республике Адыгея, одной из характерных особенностей развития межконфессиональных отношений в регионе за последние два десятилетия стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества, обусловившее значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Многообразие конфессий, специфика их функционирования, этнический состав их адептов, возрастной и образовательный уровни верующих - все это в совокупности образует своеобразную, присущую Адыгее систему межконфессиональных отношений.

Начиная исследование этой проблемы, следует подчеркнуть, что в последние годы в социально-гуманитарной науке предпринимаются значительные усилия для понимания политизации ислама в России и ее регионах. Так, Д.Г. Мирзаханов в своих работах исследует основные направления политизации исламского сообщества в современной России, выявляет особенности и модели его реализации в различных регионах России, обосновывает пути и средства минимизации возможных деструктивных последствий и рисков этого процесса [1, 2].

В экспертных докладах Распределенного центра межнациональных и межрелигиозных проблем Минобрнауки РФ представлен анализ процессов и основных событий в сфере межэтнических отношений в Южном федеральном округе в контексте основных тенденций социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества, влияющих на состояние религиозной ситуации и межэтнические отношения. Доклад

подготовлен в рамках проекта «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем в регионах ЮФО, анализ конфликтного и интеграционного потенциала межэтнических и миграционных отношений в регионах ЮФО» (научный руководитель - академик В.А. Тишков) [3].

Сравнительный анализ политизации ислама и политики противодействия религиозному экстремизму в масштабе трех республик Северо-Западного Кавказа (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея) проводится С.-Х.М. Нунуевым, которым установлен неравномерный уровень конфликтогенности политико-конфессиональных процессов: наиболее высокий уровень - в Кабардино-Балкарии, наименьший - в Адыгее. Определены причины роста конфликта: низкий уровень доходов и экономического развития, безработица и слабая вовлеченность молодежи в легитимный политический процесс, деструктивные воздействия извне - из стран Ближнего Востока и республик Северо-Восточного Кавказа, подпитывающие экстремизм на религиозной почве. Автором сформулированы практические рекомендации по повышению эффективности противодействия религиозному экстремизму: последовательно проводить курс деполитизации конфессий; реализовать программы профилактики экстремизма молодежи; качественно нарастить ресурсное обеспечение интернет-ресурсов, разоблачающих терроризм; повысить статус консультативных советов при органах власти; обеспечить высокую религиоведческую квалификацию государственных и муниципальных служащих [4; 59].

Специфика политизации ислама в Республике Адыгея явилась предметом ряда исследований. Так, И.Л. Бабич исследует особенности

«мягкой исламской революции» в Адыгее и делает прогноз о том, что в ближайшей перспективе произойдет некоторое усиление противоречий между Духовным управлением мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, с одной стороны, и различными властными институтами - с другой [5].

Исламская составляющая современной политики в Адыгее, а также современные вызовы и риски радикализации ислама в регионе анализируются Н.А. Нефляшевой, по мнению которой «одна из ключевых причин отсутствия радикального ислама в Адыгее заключается в том, что тема противостояния Ады-гэ Хабзэ и ислама как конкурирующих идеологий не получила здесь своего дальнейшего развития, как в КБР, и не вылилась в противостояние сторон» [6; 122].

Обращаясь к анализу роли исламского фактора в современном адыгском движении, Р.Ф. Патеев подчеркивает, что, «несмотря на отсутствие системного взаимодействия между адыгскими национальными движениями и исламистским радикальным проектом, ислам продолжает оставаться элементом конструирования этнического самосознания. При этом в самой адыгской среде подобная реконструкция этнического самосознания воспринимается по-разному - от частичного принятия до некоторой степени отторжения. В большинстве случаев конструкты этнического сознания, где ислам играет значимую роль, присущи представителям адыгской диаспоры зарубежья» [7; 98].

Отдельную группу работ представляют исследования сотрудников отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований под руководством профессора Р.А. Ханаху, в которых рассматриваются особенности ислама в межконфессиональном пространстве региона [8].

Значительным опытом концептуализации ислама в региональном социокультурном пространстве Республики Адыгея является коллективная монография членов научной школы под руководством профессора С.А. Ляушевой, в которой представлено социокультурное измерение этнорелигиозного пространства Юга России, рассмотрено состояние ислама в регионе на современном этапе [9]. Также интерес представляют материалы Международной научно-практической конференции и круглого стола, проведенные в 2019 году в Адыгейском государственном университете [10].

Авторы данной статьи в своих трудах анализируют особенности взаимодействия органов государственной власти и ислама в Республике Адыгея. В проведенных нами исследованиях аргументировано, что в современном мире происходит политизация исламского фактора, которая представляет собой сложный процесс, связанный с использованием религиозных ценностей в политических целях [11; 136].

Исследуя особенности политизации ислама в Адыгее, следует обратить внимание на то, что они связаны со сходными процессами в других регионах России и, по сути, предопределены такими же причинами внутреннего и внешнего характера. Этот процесс можно условно разделить на два этапа: первый (1993-2000 гг.) связан с возрождением религии в стране в целом, возрастанием количества верующих и строительством мечетей; второй (2000 г. - по настоящее время) можно охарактеризовать как этап вну-триконфессионального диалога и создания механизмов мирного разрешения проблем.

Как мы неоднократно отмечали в своих исследованиях, ислам в нашем регионе имеет специфические отличительные черты, в отличие от зон традиционного распространения ислама. Республика Адыгея, являясь достаточно самостоятельной по

отношению к центрам политизации ислама, испытывает постоянное влияние с их стороны.

Особые характеристики ислама в Адыгее заключаются в том, что он стал своеобразным этнокультурным продуктом миграционных перемещений. На протяжении последних десятилетий сфера этноконфесси-ональных отношений в Республике Адыгея претерпела изменения в силу протекания динамичных этно-политических, миграционных, конфессиональных и демографических процессов. Внутренняя и внешняя миграции привели к тому, что можно наблюдать изменения и в социокультурном пространстве региона. В результате миграционных процессов «карта» ислама в Адыгее изменилась и сегодня демонстрирует различные версии: адыги - коренные жители республики; внутренние мигранты из других регионов России, в частности из республик Северного Кавказа (Дагестана, Ингушетии, Чечни и др.); адыги - репатрианты из Косово; внешние мигранты (адыги и не-адыги) из Турции, Сирии, Иордании и других стран, прибывшие в Адыгею для проживания; внешние мигранты-мусульмане из стран СНГ, Азии и Африки, временно пребывающие на территорию Адыгеи с целью получения высшего образования и т.п. [12; 40].

Наглядным выражением процесса «религиозного возрождения» в республике стало образование Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК), которое ведет свою деятельность согласно Уставу, принятому на Съезде мусульман в 1993 г.

Исламское возрождение проявилось, прежде всего, в возрастании количества мечетей, выступающих одной из основ процесса распространения ислама. Структура конфессионального пространства региона существенно изменилась. В настоящее время в ДУМ РА и КК входит 11

религиозных организаций мусульман. На сегодняшний день на территории Адыгеи действует 50 мечетей и Соборная мечеть.

ДУМ РА и КК с момента создания активно сотрудничает с такими структурами власти Адыгеи, как прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и т.д. Со многими из них заключены соглашения о совместной работе по духовно-нравственному воспитанию граждан. ДУМ РА и КК также сотрудничает и с другими традиционными конфессиями России и проводит совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию граждан Республики Адыгея и Краснодарского края [13].

Одним из направлений деятельности ДУМ РА и КК является работа среди молодежи по пресечению и профилактике экстремизма и терроризма. Так, например, 12 сентября 2019 г. в г. Сочи состоялся межрегиональный форум «Место и роль мусульманской общины в современном российском обществе» и 2 ноября 2019 г. в п. Энем прошел молодежный форум межконфессионального клуба «Дружный Кавказ», на которых отметили необходимость усиления работы над созданием молодежных клубов, публикациями в социальных сетях о роли ислама, увеличением числа исламских культурных и научно-просветительских центров в целях сохранения этнокультурных традиций и нравственных ценностей.

В Республике Адыгея ислам как политический фактор используется в интересах консолидации народа и поддержания в регионе внутренней стабильности. Ислам, прямо или косвенно, влияет на все процессы, протекающие в республике и регионе в целом. И он постепенно становится одним из факторов развития гражданского общества. Основные направления взаимодействия ДУМ РА и КК с органами власти постоянно

обсуждаются на встречах Главы Республики Адыгея М. Кумпилова и Муфтия Духовного управления мусульман А. Карданова.

В 2015 г. утвержден план мероприятий по реализации в Республике Адыгея Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., одним из направлений которого является проведение мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в целях выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий.

В целях обеспечения взаимодействия с религиозными объединениями в регионе в сентябре 2017 г. образован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики Адыгея, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений, касающихся взаимодействия Главы с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. На заседаниях этого Совета обсуждаются вопросы взаимодействия органов власти с основными религиозными конфессиями. Так, 5 декабря 2019 г. на очередном заседании ключевыми стали вопросы межконфессионального диалога, а также просветительской работы религиозных организаций и их роли в духовно-нравственном воспитании населения. Глава Адыгеи особо указал на важность объединяющего характера в работе религиозных организаций. Наряду с этим руководство республики рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с конфессиями по вопросам патриотического воспитания молодежи, пропаганде здорового образа жизни, укрепления семейных ценностей, противодействия деструктивным сектам, благотворительности и социальной

деятельности. На заседании отмечено, что религиозные объединения вносят серьезный вклад в формирование благоприятного социального климата, способствуют сохранению мира и стабильности в регионе. Значимые для общественной жизни республики мероприятия, а также религиозные праздники проходят с совместным участием представителей духовенства.

Вышеотмеченное свидетельствует о том, что в Адыгее существует практика взаимодействия государственных органов и исламских организаций по широкому кругу вопросов, касающихся противодействия терроризму и экстремизму. Более того, органы власти не только оказывают Духовному управлению мусульман существенное содействие, но и целенаправленно поддерживают различные исламские практики. Исходя из этого, уровень политизации ислама в государственно-конфессиональных отношениях в Республике Адыгея можно охарактеризовать как интеграционный.

Исследуя религиозный фактор современного политического процесса, Г.В. Станкевич отмечает, что политизация ислама происходила на разных уровнях и в разных формах. С одной стороны, предпринимались попытки встраивания ислама в политическую макросистему через создание мусульманских общественно-политических организаций, своего рода попытки формирования нового «официального ислама», с другой -спонтанная политизация, в том числе и радикализация, ислама в малых социальных группах [14; 29].

Приведем пример «спонтанной политизации». Как отмечено выше, исламский фактор выступает не только ресурсом обеспечения стабильности и интеграции, но и дестабилизации и дезинтеграции. Исследуя степень угрозы экстремизма, подчеркнем, что религиозный радикализм не распространен в регионе, где молодежные джамааты не изолировались от официального ислама.

Но, несмотря на это, в 2014 г. были случаи эмиграции несколько семей из города Адыгейска для участия в военных действиях на стороне запрещенной в России международной террористической группировки «Исламское государство».

Несмотря на указанное выше обстоятельство, современная религиозная ситуация в регионе свидетельствует о возрастании роли толерантности как фактора регулирования конфессиональных проблем, а также о непротиворечивости внутри-конфессионального диалога. Только на основе диалога и сотрудничества между органами государственной власти и исламскими институтами возможна мирная и бесконфликтная политизация ислама.

Еще раз подчеркнем, что в современном мире происходит активная политизация ислама, ставшая реальной политической силой, которая оказывает воздействие на массовое сознание верующих, социокультурные, морально-этические, социальные, экономические и политические явления, обусловливая характер как регионального, так и глобального политического процесса. Среди наиболее значимых сущностных характеристик исламского фактора в современной мировой политике исследователи выделяют: сравнительную молодость ислама, определяющую его как динамично развивающуюся религиозную систему; притягательность основных религиозных догматов для значительной части населения; высокую степень политизации ислама; универсальность ислама, определяемую

взаимосвязью религиозных и светских аспектов жизнедеятельности мусульманских сообществ [15]. Все эти свойства и характеристики определяют ислам как религиозно-мировоззренческую парадигму, а также характер и содержание его влияния на мировые политические процессы.

Исследователи рассматриваемой проблемы не могут сойтись в точке зрения, что понимать под «политизацией религии» и «политизацией ислама». Наша авторская позиция заключается в том, что под политизированием «глобализированного ислама» следует понимать не радикализацию, как считают практически все исследователи, а, в первую очередь, процесс активного взаимопроникновения политики и ислама. Более того, непрерывное отождествление ислама с такими негативными явлениями, как фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм приводит к восприятию этой религии, прежде всего, как инструмента политического насилия. В то время как ислам - одна из трех величайших мировых религий, ведущая веками за собой миллиарды верующих (23% населения мира).

В заключение отметим, что процесс политизации ислама в России и ее регионах совпал по временным рамкам с мусульманским возрождением в мире. Мы солидарны со специалистами, утверждающими, что ислам в будущем будет усиливать свои позиции и, без сомнения, будет оказывать активное воздействие на политическую сферу жизни общества.

Примечания:

1. Мирзаханов Д.Г. Политизация ислама в современной России: специфика восприятия мусульманским населением политических процессов и государственно-исламских отношений (анализ результатов количественного исследования). М.: Парнас, 2018. 110 с.

2. Мирзаханов Д.Г. Процесс политизации мусульманского сообщества в постсоветской. России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Пятигорск: ПГУ, 2019. 46 с.

3. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа: экспертный доклад. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018. 184 с.

4. Нунуев С.-Х.М. Особенности политизации ислама в республиках Северо-Западного Кавказа // Теории и проблемы политических исследований. 2016. №. 4. С. 52-65.

5. Бабич И.Л. «Мягкая исламская революция» в современной Адыгее // Россия и мусульманский мир. 2014. № 4. С. 31-37.

6. Нефляшева Н.А. Адыгея: процессы реисламизации и вызовы исламского радикализма (1990-2015 гг.) // Вестник ВолгГУ. Сер. 4: История. 2016. Т. 21, № 2. С. 112-124.

7. Патеев Р.Ф. Роль исламского фактора в современном адыгском движении // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1. С. 93-99.

8. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Исламская община в Республике Адыгея: состояние и перспективы // Социальное познание в регионе / отв. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп: ЭлИТ, 2018. С. 67-96; Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа / Р.А. Ханаху, С.А. Ляушева, О.М. Цветков, С.Х. Мусхаджиев. Майкоп: АРИГИ, 2001. 170 с.; Делова Л.А. Ислам в межконфессиональном пространстве Южнороссийского региона // Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы. Уфа: Мир печати, 2015. С. 147-150.

9. Ислам в духовном пространстве Юга России: коллективная монография / под общ. ред. С.А. Ляушевой. Майкоп: Изд-во АГУ, 2018.

10. Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России: материалы международной научно-практической конференции, Майкоп, 23-25 мая 2019 г. / отв. ред. С.А. Ляушева. Майкоп: Изд-во АГУ, 2019; Религиозные ценности в Республике Адыгея: сборник научных трудов по материалам круглого стола / под науч. ред. проф. С.А. Ляушевой. Майкоп: ЭлИТ, 2019.

11. Жаде З.А., Кумпилов Т.М. Специфика государственно-конфессиональных отношений в Республике Адыгея // VII Столыпинские чтения. Технологии и практики урегулирования конфликтов в обществе: междисциплинарные исследования / отв. ред. В.М. Юрченко. Краснодар: КубГУ, 2018. С. 33-41; Они же. Государственная политика в сфере обеспечения межконфессионального согласия в Республике Адыгея // Этнос и общество в контексте межнациональных отношений. Краснодар: Ок пресс, 2018. С. 101-113; Они же. Исламский фактор в системе государственно-конфессиональных отношений в Республике Адыгея // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / под ред. Г.Ф. Габдрахмановой. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2018. С. 136-139.

12. Ляушева С.А., Жаде З.А. Концептуальные подходы к исследованию феномена религиозной идентичности // Наука: комплексные проблемы. 2018. № 1. С. 35-41.

13. Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. URL: http://dumraikk.ru (дата обращения: 16.11.2019).

14. Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2012.

15. Бочарников И.В. Влияние исламского фактора на характер и содержание современных международных политических процессов. URL: https://nic-pnb. ru/analytics/vliyanie-islamskogo-faktora-na-harakter-i-soderzhanie-sovremennyh-mezhdunarodnyh-politicheskih-protsessov/ (дата обращения: 16.11.2019).

References:

1. Mirzakhanov D.G. Politicization of Islam in modern Russia: the specifics of Muslim perception of political processes and state-Islamic relations (analysis of the results of a quantitative study). M.: Parnas, 2018. 110 pp.

2. Mirzakhanov D.G. The process of politicization of the Muslim community in the post-Soviet Russia: Diss. abstract for the Dr. of Political Sciences degree. Pyatigorsk: PSU, 2019. 46 pp.

3. Interethnic relations and the religious situation in the subjects of the Southern Federal District: an expert report. Rostov-on-Don: Foundation for Science and Education, 2018.184 pp.

4. Nunuev S.-Kh.M. Features of the politicization of Islam in the republics of the North-West Caucasus // Theories and problems of political research. 2016. No. 4. P. 52-65.

5. Babich I.L. "Soft Islamic revolution" in modern Adygheya // Russia and the Muslim world. 2014. No. 4. P. 31-37.

6. Neflyasheva N.A. Adygheya: processes of re-Islamization and challenges of Islamic radicalism (1990-2015) // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 4: History. 2016. Vol. 21, No. 2. P. 112-124.

7. Pateev R.F. The role of the Islamic factor in modern Adyghe movement // Scientific Thought of the Caucasus. 2014. No. 1. P. 93-99.

8. Khanakhu R.A., Tsvetkov O.M. The Islamic community in the Republic of Adygheya: state and prospects // Social cognition in the region / ex. ed. by R.A. Khanakhu. Maikop: ElIT, 2018. P. 67-96; Islam among the Circassians of the North-West Caucasus / R.A. Khanakhu, S.A. Lyausheva, O.M. Tsvetkov, S.Kh. Muskhadzhiev. Maikop: ARIGI, 2001.170 pp.; Delova L.A. Islam in the inter-confessional space of the South Russian region // Russia as a traditional society: history, realities, and prospects. Ufa: Mir Pechati, 2015. P. 147-150.

9. Islam in the spiritual space of the South of Russia: a collective monograph / general ed. by S.A. Lyausheva. Maikop: ASU Publishing House, 2018.

10. Positive potential of Islam as a factor of the ethnosocial consolidation of Russia: proceedings of the international scientific and practical conference, Maikop, May 23-25, 2019 / ex. ed. by S.A. Lyausheva. Maikop: ASU Publishing House, 2019; Religious values in the Republic of Adygheya: a collection of proceedings based on the materials of the round table / scient. ed. by Prof. Lyausheva S.A. Maikop: ElIT, 2019.

11. Zhade Z.A., Kumpilov T.M. Specifics of state and confessional relations in the Republic of Adygheya // VII Stolypin readings. Technologies and practices for conflict resolution in the society: interdisciplinary research / ex. ed. by V.M. Yurchen-ko. Krasnodar: KubSU, 2018. P. 33-41; The same authors. State policy in the field of ensuring inter-confessional harmony in the Republic of Adygheya // Ethnicity and society in the context of interethnic relations. Krasnodar: Ok Press, 2018. P. 101-113; The same authors. Islamic factor in the system of state and confessional relations in the Republic of Adygheya // Positive experience in the regulation of ethnosocial and ethnocultural processes in the regions of the Russian Federation / ed. by G.F. Gabdra-khmanova. Kazan: Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, 2018. P. 136-139.

12. Lyausheva S.A., Zhade Z.A. Conceptual approaches to the study of the phenomenon of religious identity // Science: complex problems. 2018. No. 1. P. 35-41.

13. Centralized religious organization of Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Adygheya and Krasnodar Territory. URL: http://dumraikk.ru (access date: 16.11.2019).

14. Stankevich G.V. Religious factor of the modern political process: Diss. abstract for the Dr. of Political Sciences. Pyatigorsk: Publishing House of PSLU, 2012.

15. Bocharnikov I.V. The influence of the Islamic factor on the nature and content of modern international political processes. URL: https://nic-pnb.ru/analytics/ vliyanie-islamskogo-faktora-na-harakter-i-soderzhanie-sovremennyh-mezhdunarod-nyh-politicheskih-protsessov/ (access date: 16.11. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.