Научная статья на тему 'Исламское сообщество в условиях социокультурной трансформации региона'

Исламское сообщество в условиях социокультурной трансформации региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОН / ИСЛАМСКОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА / РИТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATION / REGION / ISLAMIC COMMUNITY / SOCIONORMATIVE SYSTEM / RITUALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нехай Вячеслав Нурбиевич, Нурахмедова Аида Абдуловна, Теучеж Фатима Даутовна

В статье на основе проведенного социологического исследования раскрываются особенности восприятия религиозных принципов ислама в региональном сообществе Адыгеи. Отмечается, что в Республике Адыгея сохраняется умеренный уровень религиозной идентичности, который органично встраивается в структуру этноидентификационных процессов. Результаты исследования показали, что традиционные институции выступают в качестве инструмента поддержания религиозных ценностей, патернализируют этноконфессиональные ценности и способствуют усилению значимости религиозных практик в духовной жизни исламского сообщества региона. Особое значение в инкорпорации фундаментальных принципов ислама имеет социальное окружение верующего. На основе анализа отношения жителей Республики Адыгея к базовым ценностям ислама делается вывод о возрастании роли ритуализированных практик в процессе усиления религиозной идентичности мусульман. Вместе с тем исследование показало устойчивость элементов светскости в традиционной культуре адыгов. Также подтверждается тезис о том, что концептуальные принципы ислама способствуют ослаблению деструктивного влияния религиозного радикализма и обладают созидательным потенциалом в укреплении межконфессионального согласия в регионе. Делается вывод о том, что в Республике Адыгея мусульманское сообщество в своей аксиологической системе и поведенческих практиках сумело инкорпорировать религиозные, этнокультурные и гражданские ценности в структуру повседневной жизнедеятельности.Based on the conducted sociological study, the authors disclose the peculiarities of perception of religious principles of Islam in the regional community of Adyghea. The Republic of Adyghea retains a moderate level of religious identity, which blend seamlessly in the structure of ethnoidentification processes. The results of the study show that traditional institutions act as a tool to maintain religious values, paternalize ethnoreligious values and contribute to the increasing importance of religion in the spiritual life of the Islamic community of the region. Of particular importance in incorporating the fundamental principles of Islam is the social environment of the believer. Based on the analysis of the attitude of the inhabitants of the Republic of Adyghea towards the basic values of Islam, the authors conclude that the role of rituals in the process of strengthening the religious identity of Muslims is increasing. At the same time, the study shows the stability of elements of secularism in the traditional culture of Adygs. It is also confirmed that the conceptual principles of Islam contribute to the weakening of the destructive influence of religious radicalism and have the creative potential to strengthen interfaith harmony in the region. It is inferred that in the Republic of Adyghea, the Muslim community has managed to incorporate religious, ethnocultural and civic values into the structure of daily life in its axiological system and behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Нехай Вячеслав Нурбиевич, Нурахмедова Аида Абдуловна, Теучеж Фатима Даутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламское сообщество в условиях социокультурной трансформации региона»

УДК 316.74:297(470.621) ББК 60.563.05 Н 58

В.Н. Нехай,

доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 7(8772)593984, e-mail: slava0482@mail.ru

А.А. Нурахмедова,

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79628625777, e-mail: aida@nxt.ru

Ф.Д. Теучеж,

кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.:+7(8772)593936, e-mail: teuchezhfatima@yandex.ru

ИСЛАМСКОЕ СООБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНА1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье на основе проведенного социологического исследования раскрываются особенности восприятия религиозных принципов ислама в региональном сообществе Адыгеи. Отмечается, что в Республике Адыгея сохраняется умеренный уровень религиозной идентичности, который органично встраивается в структуру этноидентификационных процессов. Результаты исследования показали, что традиционные институции выступают в качестве инструмента поддержания религиозных ценностей, патернализируют этноконфессиональные ценности и способствуют усилению значимости религиозных практик в духовной жизни исламского сообщества региона. Особое значение в инкорпорации фундаментальных принципов ислама имеет социальное окружение верующего. На основе анализа отношения жителей Республики Адыгея к базовым ценностям ислама делается вывод о возрастании роли ритуализированных практик в процессе усиления религиозной идентичности мусульман. Вместе с тем исследование показало устойчивость элементов светскости в традиционной культуре адыгов. Также подтверждается тезис о том, что концептуальные принципы ислама способствуют ослаблению деструктивного влияния религиозного радикализма и обладают созидательным потенциалом в укреплении межконфессионального согласия в регионе. Делается вывод о том, что в Республике Адыгея мусульманское сообщество в своей аксиологической системе и поведенческих практиках сумело инкорпорировать религиозные, этнокультурные и гражданские ценности в структуру повседневной жизнедеятельности.

Ключевые слова: социокультурная трансформация, регион, исламское сообщество, соционормативная система, ритуализированные практики.

V.N. Nekhay,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79951880945, e-mail: slava0482@mail.ru

1 Статья подготовлена в рамках гранта Совета по грантам Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

A.A. Nurakhmedova,

PhD Applicant of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State

University, Maikop,ph.: +79628625777, e-mail: aida@nxt.ru

F.D. Teuchezh,

Candidate of Geography, Associate Professor, Head of the Department of

Geography, Adyghe State University, Maikop,ph.: + 7 (8772) 593936, e-mail: teu-

chezhfatima@yandex.ru

ISLAMIC COMMUNITY IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION OF THE REGION

Abstract. Based on the conducted sociological study, the authors disclose the peculiarities of perception of religious principles of Islam in the regional community of Adyghea. The Republic of Adyghea retains a moderate level of religious identity, which blend seamlessly in the structure of ethnoidentification processes. The results of the study show that traditional institutions act as a tool to maintain religious values, paternalize ethnoreligious values and contribute to the increasing importance of religion in the spiritual life of the Islamic community of the region. Of particular importance in incorporating the fundamental principles of Islam is the social environment of the believer. Based on the analysis of the attitude of the inhabitants of the Republic of Adyghea towards the basic values of Islam, the authors conclude that the role of rituals in the process of strengthening the religious identity of Muslims is increasing. At the same time, the study shows the stability of elements of secularism in the traditional culture of Adygs. It is also confirmed that the conceptual principles of Islam contribute to the weakening of the destructive influence of religious radicalism and have the creative potential to strengthen interfaith harmony in the region. It is inferred that in the Republic of Adyghea, the Muslim community has managed to incorporate religious, ethnocultural and civic values into the structure of daily life in its axiological system and behavior.

Keywords: sociocultural transformation, region, Islamic community, socionor-mative system, rituals.

Современный регион представляет собой пространство активного межкультурного и межцивилиза-ционного взаимодействия. Пожалуй, в России невозможно найти ни одного территориального образования, которое бы характеризовалось культурной однородностью и изолированностью. Особое значение эти слова приобретают на Северном Кавказе и Юге России, где на протяжении многих десятилетий наблюдается оживленное межэтническое и межконфессиональное взаимодействие, сопровождающееся поиском адекватных реалиям способов социокультурной консолидации местного населения. В таких условиях регион претерпевает существенную социокультурную трансформацию, которая характеризуется дуализацией

ценностей традиционного общества и современного общества (общества модерна), порождающей кардинальное изменение отношения населения к этнорелигиозным компонентам духовной жизни. Возникающий дуализм, с одной стороны, провоцирует стремление народа сохранить свою религиозную идентичность, выступающую культурным маркером этноса и инструментом поддержания жизнеспособности культурного ядра, но с другой стороны, упрощает способы культурной адаптации народа к требованиям глобализирующегося мира, открывая доступ к новым формам цивилизационного развития. Надо понимать, что Северный Кавказ является регионом, в котором элементы традиционного общества репрезентировались не

только через систему этнических, но и религиозных ценностей. В свою очередь, религиозное пространство региона представлено двумя традиционными конфессиями - христианством и исламом, которые на сегодняшний день сохранили свое духовно-нравственное влияние на развитие региона.

В этой связи перед настоящим исследованием ставится задача определения особенностей развития исламского сообщества в условиях социокультурной трансформации региона.

Проблема осмысления места и роли исламского сообщества в эволюции социокультурного пространства Юга России нашла отражение в творчестве целого ряда ученых региона. Так, С.А. Ляушева [1] и С.Х. Мусхаджиев, Р.А. Ханаху [2] рассматривали вопросы развития мусульманского сообщества в ракурсе социально-исторических и социокультурных преобразований региона. А.А. Шаов [3] и М.М. Шу-мафов [4] актуализировали проблему трансформации духовных оснований в теологическом пространстве ислама, Н.А. Ильинова [5] и Е.С. Куква [6] исследовали механизмы социокультурной превенции религиозного радикализма в исламском сообществе Адыгеи.

С 2018 г. кафедра философии и социологии Адыгейского государственного университета реализует исследовательский проект «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)» при поддержке гранта Президента РФ. В рамках данного проекта с октября по ноябрь 2019 г. исследовательский коллектив провел социологический опрос с выборочной совокупностью N=379, в которую была включена часть населения Юга России, исповедующая ислам либо причисляемая в силу этнического происхождения к мусульманам. Выборка предполагает распределение респондентов

по гражданскому, конфессиональному и этническому признакам. В соответствии с первым, гражданским критерием опрошенные были разделены на граждан России и жителей иностранных государств, представляющих страны постсоветского пространства (Туркменистан), Ближнего и Среднего Востока. Второй критерий отбора предполагал дифференциацию респондентов по религиозному признаку на основе принадлежности к мусульманскому сообществу. Третий критерий предполагал отбор респондентов по этническому (этноконфессиональному) признаку, в соответствии с которым в выборку были включены представители этносов, причисляемых к исповедующим ислам.

Территориально исследование охватило два субъекта Юга России - Республику Адыгея и Краснодарский край. Если на территории РА были опрошены жители всех девяти муниципальных образований, то в Краснодарском крае опрос охватил три муниципальных образования, в которых проживает автохтонное адыгское население - Туапсинский район, город-курорт Сочи, представленный сельскими внутригородскими поселениями, и краевой центр Краснодар.

Исследование показывает, что уровень религиозности мусульманского населения остается умеренным. Об этом свидетельствуют результаты ответов респондентов на первый вопрос: «Как Вы охарактеризуете свое отношение к исламу?», которые распределились следующим образом. В частности, 29,65% респондентов заявили о том, что являются приверженцами ислама и следуют его принципам и предписаниям в своей жизнедеятельности (таблица 1).

Наиболее распространенной позицией оказался вариант «проявляю позитивный интерес», который выбрали свыше 40% опрошенных. К данной категории можно отнести ту часть мусульманского сообщества,

Таблица 1

Отношение респондентов к исламу

Как Вы охарактеризуете свое отношение к исламу? кол-во %

являюсь его приверженцем 125 32,98

проявляю позитивный интерес 140 36,94

не разделяю принципов ислама 45 11,87

затрудняюсь ответить 61 16,09

нет ответа 8 2,11

которая выражает предрасположенность к доктринальным установкам, положительно воспринимает вероучение ислама, проявляет лояльность к ритуализированным практикам, но в то же время дистанцируется от полной инкорпорации его фундаментальных принципов в модели своего поведения.

Примечательно, что среди опрошенных достаточно велика доля лиц, которые не разделяют принципы ислама (12%). Это объясняется тем, что далеко не все представители так называемых «этнических мусульман» выражают согласие об их автоматическом причислении к мусульманской умме и оставляют за собой право самостоятельного выбора своей религиозной идентичности. Кроме того, в данную группу были включены и лица, предпочитающие

светский образ жизни и декларирующие примат этничности над остальными формами идентичности.

В то же время каждый шестой опрошенный (16,5%) испытывал затруднения с выбором своих религиозных предпочтений. При этом важно отметить, что доля адыгских репатриантов, равно как и иностранных граждан, не определившихся со своей конфессиональной идентичностью лишь незначительно ниже, чем в среднем по республике. В обеих группах данный показатель составляет около 14% (диаграмма 1).

Вместе с тем, значение традиционных институтов в формировании религиозных взглядов респондентов остается довольно высоким. Как видно из полученных результатов, наибольшую роль в процессе приобщения к ценностям ислама сыграла

Диаграмма 1. Отношение репатриантов к принципам ислама

- 201 -

семья. Данную позицию выбрали 57% опрошенных. Это доказывает тезис, согласно которому семья является агентом первичной социализации и как репрезентатор традиционных ценностей патернализирует духовные принципы традиционных институций. Семья в жизни народов Кавказа сохраняет свое социоинте-гративное значение и выступает в качестве инструмента трансляции морально-этических и религиозных установок этноса.

Традиционная культура репрезентируется и в обрядово-житей-ском пространстве, закрепляясь в этносознании посредством обращения к сакральным смыслам через призму ритуализированных практик. В первую очередь, это затрагивает похоронную обрядность, которая предполагает уход человека в потусторонний мир, в котором усопший попадает в полную «юрисдикцию» Творца. Похороны в мусульманском сообществе являются базовым мероприятием, посещение которого становится обязательным для каждого верующего. В связи с этим похороны как церемониальная форма репрезентации религиозных ценностей мусульманина обладает непреходящим значением и становится эффективным способом

приобщения к канонам ислама, что отметили 22,4% респондентов.

Значительное количество респондентов в качестве способа приобщения к ценностям ислама выделило влияние религиозной среды: дружеское окружение (13,2%), посещение мечети (9,50%), а также ознакомление с доктринальными основами ислама посредством обращения к Корану (8,44%). Опрос показал, что доля неофитов, принявших ислам после прочтения священной книги мусульман, в четыре раза выше среди адыгов-репатриантов, чем среди местного черкесского населения (28,57% и 6,62%, соответственно). Также 12,4% опрошенных ответили, что им удалось познакомиться с учением ислама путем использования различных каналов СМИ, чтения научно-популярной литературы и поиска информации в глобальной сети Интернет.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии достаточно высокого потенциала системы просветительства в деле продвижения религиозных ценностей. В условиях современного информационного общества и низкого уровня компетентности подрастающего поколения в вопросах дифференциации источников о базовых принципах

Таблица2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «При каких обстоятельствах Вы приобщились к учению ислама?»

При каких обстоятельствах Вы приобщились к учению ислама? (Можете выбрать несколько вариантов ответа) кол-во %

в семье 221 58,31

на похоронах 71 18,73

прочитал Коран 40 10,55

в мечети 36 9,50

прочитал религиозную литературу 32 8,44

из общения с верующими друзьями 50 13,19

из книг, СМИ, Интернета 47 12,40

другое 39 10,29

нет ответа 10 2,64

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что дает Вам ваша вера?»

Что дает Вам ваша вера? (Можете выбрать несколько вариантов ответа) кол-во %

уверенность и спокойствие 179 47,23

помогает найти друзей, единомышленников 19 5,01

нравственную опору 104 27,44

помогает в семейной жизни 54 14,25

осознание себя частью религиозного сообщества 29 7,65

помогает в воспитании детей 46 12,14

уважение окружающих 58 15,30

дает возможность уйти от сложных жизненных проблем 56 14,78

затрудняюсь ответить 80 21,11

нет ответа 5 1,32

традиционных конфессий возникает необходимость использования интеллектуальных ресурсов религиозных сановников, а также научного сообщества исламоведов в целях распространения знаний о концептуальных и социокультурных основах традиционного ислама. Использование позитивного опыта религиозных деятелей и ученых, подходящих к проблеме интерпретации священных текстов с позиций социальной ответственности и беспристрастности, позволит населению более корректно ознакомиться с содержанием вероучения ислама, а также провести необходимую демаркационную линию между запретным и дозволяемым в обыденной жизни мусульманина.

И, действительно, подобная просветительская миссия решает задачу донесения до верующего специфики религиозной и конфессиональной системы ислама. Она также дает возможность верующему осмыслить функциональные характеристики вероучения как устойчивой соци-онормативной целостности, что, в свою очередь, необходимо учитывать при объяснении целевого предназначения религиозной практики.

Как показали результаты проведенного исследования, функциональная природа ислама в

представлении опрошенных репрезентируется, в первую очередь, через компенсаторную функцию. В частности 47,23% респондентов видят в религии источник уверенности и спокойствия. Причем среди иностранцев данный вариант ответа выбрали 58,18% опрошенных, что свидетельствует о высокой степени зависимости духовной безопасности человека от глубины его веры. Сакральное пространство ислама выступает устойчивой опорой в вопросе обретения респондентами зоны комфорта и создает «каркас духовной безопасности», который не в состоянии обеспечить социальная среда.

Подобная оценка подкрепляется представлением о вере как о способе ухода от проблем, которые возникают в жизни человека. Такую позицию разделяют 14,78% опрошенных.

Примечательно, что адыги-репатрианты не рассматривают религию как инструмент преодоления жизненных трудностей, тогда как каждый седьмой респондент из числа местных адыгов находит в мусульманской вере возможность дистанцирования от сложных жизненных обстоятельств.

Опрос также показал, что респонденты тесно увязывают функционал религиозной системы ислама с нравственно-гуманистическим

содержанием его вероучения. Так, более четверти этнических мусульман (27,44%) находят в своей вере нравственную опору, а 15,30% опрошенных отмечают первостепенную роль религии в выстраивании уважительных отношений к окружающим людям. Адыги-репатрианты в большей степени, чем другие респонденты, выделяют роль ислама в культивировании нравственности (28,57%) и уважения (28,57%), что свидетельствует о высокой значимости религии в формировании морально-нравственных ценностей черкесов, вернувшихся на свою историческую родину.

Результаты анкетирования продемонстрировали важность исламского вероучения в сохранении семейных ценностей. В частности, 14,25% респондентов заявили, что религия оказывает помощь в семейной жизни, а 12,14% - в воспитании детей. Респонденты, выбравшие данные варианты ответа, основывают свое мнение на признании этической концепции ислама, провозглашающей создание семьи и воспитание детей в духе богобоязненности терминальной ценностью земной жизни человека, о чем было сказано в 32 аяте 24 Суры: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из своей милости. Аллах - объемлющий, знающий» [7].

Вместе с тем каждый пятый опрошенный не смог определиться с оценкой значения, которое имеет вера в жизни человека. Если среди репатриантов число затруднившихся ответить относительно невелика (14,3%), то доля таковых среди иностранных граждан и местного адыгского населения на порядок выше и составляет 20% и 21,3%, соответственно. Это может быть объяснено довольно высоким уровнем размытости представлений респондентов о функциональном предназначении религии в жизни человека, а также поверхностным погружением в

религиозные ценности при одновременном сохранении ориентации на светский образ жизни. Данное обстоятельство подчеркивает наличие секулярных элементов в социокультурном пространстве этнических мусульман, а также сигнализирует об отсутствии концептуальной и телеологической унифицированности в определении места и роли ислама в жизни населения Адыгеи.

В связи с этим возникает необходимость определения модальных характеристик религиозной системы ислама с позиций следования мусульманами его основным принципам - поклонения и познания Всевышнего, по исполнению которых квалифицируется степень религиозности верующего. Результаты исследования показали преобладание секулярного понимания религиозности, предусматривающего религиозную идентификацию посредством актуализации автостереотипов. Как результат, в сообществе мусульман региона превалирует «этноислам», представители которого интерпретируют фундаментальные принципы ислама через призму этнической культуры. Последняя, в свою очередь, усиливает синкретический ресурс этничности и постепенно подчиняет религиозное начало этническому, встраивающемуся под давлением модернизационных и глобализационных процессов в структуру секулярного общества.

Как видно из результатов социологического опроса, большинство респондентов не воспринимают фундаментальные принципы ислама как основание для руководства к действию. Так, посещение мечети является обязательным компонентом религиозной практики лишь для 15,3% опрошенных. 16,1% мусульман региона бывают в мечети время от времени, однако превалирующее большинство лиц, попавших в выборку (51,2%), не посещают ее (таблица 4).

Обязательность посещения мечети определяется по гендерному

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем проявляется Ваша вера?»

В чем проявляется Ваша вера? (Посещаю мечеть) кол-во %

да 61 16,09

иногда 58 15,30

нет 194 51,19

затрудняюсь ответить 9 2,37

нет ответа 57 15,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

признаку: женщины, в отличие от мужчин, имеют право делать намаз в домашних условиях, тогда как представители сильного пола обязаны прибывать в храм для выполнения коллективной пятничной молитвы. «Если увидите мужчину, постоянно приходящего в мечеть, то засвидетельствуйте о его Вере (Иман), ведь Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день» - передано ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарими [8].

Впрочем, посещение мечети стало показателем не только религиозного поведения этнического мусульманина, но и формой реконструкции социокультурного быта своего народа, проявляющейся в репрезентации брачной обрядности. Ярким примером этого служит «никах» - процедура заключения брака по канонам ислама, предполагающая скрепление семейных уз посредством получения обоюдного согласия двух супругов и регистрацию брачных отношений в мечети при свидетелях. Ввиду того, что никах получил широкое распространение в мусульманской среде, многие жители региона стали посещать мечеть не ради выполнения богослужебных практик, а с целью принять участие в свадебной процессии, машинально, без рефлексии совершая установленные ритуалы. Данная позиция объясняется и тем, что число лиц, совершающих пятикратную молитву (намаз), меньше, чем количество этномусульман, бывающих в мечети (31,39%).

Так, пять раз в сутки молятся 21,38% респондентов, а 58,84% - не совершают намаз. Особого внимания заслуживает тот факт, что среди местного адыгского населения данный столп ислама выполняют 16,36%, что на порядок ниже, чем среди репатриантов (28,58%) и иностранных граждан, проживающих в Адыгее (50,9%).

Наличие незначительного количества лиц, воспринимающих пятикратный намаз как императивный компонент вероучения ислама, вовсе не означает, что опрошенные не обращаются к Аллаху с молитвами. Исследование показало, что почти половина респондентов (49,34%) читают молитвы, причем 27,18% совершают это регулярно, а 22,16% - в случае необходимости. При этом доля лиц, не использующих молитву в качестве формы обращения к Богу, составляет 34,3%, что значительно меньше количества мусульман, не совершающих пятикратный намаз (58,84%). Данный факт объясняется тем, что молитва в восприятии регионального мусульманского сообщества не носит унифицированного и упорядоченного характера и может выходить за рамки канонического ислама, вбирая в свою орбиту сакральные практики доисламского прошлого.

Анализируя распределение ответов на данный вопрос по различным этническим группам, можно отметить наличие умеренного уровня религиозности среди иностранных граждан и довольно низкого

уровня - среди местных черкесских жителей. Так, 67,27% опрошенных иностранцев проявляют свое вероисповедание посредством обращения с молитвами к Всевышнему, тогда как среди адыгов доля подобных лиц составляет 46,06%.

Таким образом, у адыгов в наибольшей степени проявляется этно-конфессиональная эклектичность, подразумевающая интерференцию народных и религиозных практик, посредством которой реконструируется традиционная соционорматив-ная система как культурно-исторический императив этноса.

Подводя итоги проделанного исследования, необходимо отметить, что в Республике Адыгея религия в системе традиционных институций сохраняет свой социоконсолидаци-онный потенциал. Мусульманское сообщество региона по-прежнему ориентировано на реализацию своей

субъектности через обращение к этническому и конфессиональному ресурсам, которые в обыденной жизни верующего дополняют друг друга, усиливая соционормативное содержание традиционных ценностей. Социокультурная трансформация регионального социума, провоцируемая глобализационными процессами, привела к упрощению отношения населения к богослужебным практикам ислама, более поверхностному восприятию фундаментальных принципов мусульманства. Вместе с тем проведенное исследование позволило зафиксировать востребованность гуманистических принципов ислама в сохранении культурного ядра народов региона и в противодействии религиозному экстремизму, что в обозримой перспективе может усилить роль ислама в сохранении духовного единства российского общества.

Примечания:

1. Ляушева С.А. Ислам в социокультурном пространстве Республики Адыгея: основания научного исследования // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С.И. Хватова. Майкоп, 2018. С. 412-418.

2. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа / Р.А. Ханаху, С.А. Ляушева, О.М. Цветков, С.Х. Мусхаджиев. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. 48 с.

3. Шаов А.А. Чужой. Другой. Свой. Майкоп: Магарин О.Г., 2019. 608 с.

4. Ильинова Н.А., Чистякова О.А., Авагимян А.В. Ислам в Адыгее: особенности интеграции в народную культуру // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018. Вып. 4 (229). С. 139-145.

5. Куква Е.С. Некоторые аспекты трансформации религиозности в современном мире // Религиозные ценности в Республике Адыгея. Материалы круглого стола / под ред. С.А. Ляушевой. Майкоп: ЭлИт, 2019. С. 42-46.

6. Сура 24. Свет, 32-й аят. Коран-онлайн. URL: https://quran-online.ru/24:32 (дата обращения: 12.10.2019).

7. Почему необходимочасто посещатьмечеть?URL: http://www.info-islam.ru/stuff/ religija/nastavlenija/ pochemu_neobkhodimo_chasto_poseshhat_mechet/12-1-0-424 (дата обращения: 15.10.2019).

References:

1. Lyausheva S.A. Islam in the socio-cultural space of the Republic of Adygheya: foundations of scientific research // Liturgical practices and cult arts in the modern world / ed. by S.I. Khvatova. Maikop, 2018. P. 412-418.

2. Islam among the Circassians of the North-West Caucasus / R.A. Khanakhu S.A. Lyausheva, O.M. Tsvetkov, S.Kh. Muskhadzhiev. Maikop: ASU Publishing House, 2001. 48 pp.

3. Shaov A.A. An Alien. The Other. Your Own. Maikop: Magarin O.G., 2019. 608 pp.

4. Ilyinova N.A., Chistyakova O.A., Avagimyan A.V. Islam in Adygheya: features of integration into national culture // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Area studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science and cultural studies. 2018. Iss. 4 (229). P. 139-145.

5. Kukva E.S. Some aspects of religiosity transformation in the modern world // Religious values in the Republic of Adygheya: round-table materials / ed. by S.A. Lyausheva. Maikop: ElIt, 2019. P. 42-46.

6. Sura 24. Light, 32nd ayah. Koran online. URL: https://quran-online.ru/24:32 (access date: 12.10.2019).

7. Why is it necessary to visit the mosque often? URL: http://www.info-islam. ru/stuff/religija/nastavlenija/ pochemu_neobkhodimo_chasto_poseshhat_mechet / 12-1-0-424 (access date: 15.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.