Научная статья на тему 'Воздействие мигрантов-мусульман на трансформации ислама в Адыгее: по материалам эмпирического исследования'

Воздействие мигрантов-мусульман на трансформации ислама в Адыгее: по материалам эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / АДЫГЕЯ / МИГРАНТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ISLAM / MUSLIMS / ADYGHEA / MIGRANTS / GLOBALIZATION / LOCALIZATION / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна, Батмитова Русета Рустемовна

Представленное исследование посвящено изучению трансформации ислама в таком регионе Российской Федерации, как Республика Адыгея. Ислам в Адыгее достаточно специфичен, представляет собой синтез с народной культурой адыгов. Миграционные процессы, усиление которых связывается с активизацией глобализации, затронули и Адыгею. В ходе проведенного социологического опроса установлено, что источники ислама у адыгов и мусульман-мигрантов различны, опрошенные жители Адыгеи достаточно настороженно относятся к мигрантам, невзирая на то, что они являются их единоверцами. Способы проявления веры у адыгов и мигрантов-мусульман различны, первые классифицируют себя как верующих людей, но при этом преобладающая часть не посещают мечеть, не читают Коран, тогда как для большей части опрошенных мигрантов-мусульман эти действия обязательны. Таким образом, мигранты-мусульмане, приехавшие в исследуемый регион из различных стран мира, в процессе интеграции в адыгское сообщество оказывают и определенное воздействие на ислам адыгов. Однозначно классифицировать указанное воздействие на данный момент достаточно сложно, что объясняется несформированностью взглядов самих адыгов на степень воздействия мигрантов-мусульман на трансформацию ислама в Адыгее, а также относительно небольшим количеством научных исследований по данной тематике.The presented publication is devoted to the study of the transformation of Islam in such a region of the Russian Federation as the Republic of Adyghea. Islam in Adyghea is quite specific, is a synthesis with the folk culture of Adygs. The migration processes, the strengthening of which is linked to the intensification of globalization, have also affected Adyghea. The sociological survey has found that the sources of Islam in Adygs and migrant Muslims were quite different. The residents of Adyghea interviewed were rather wary of migrants, despite the fact that they were their co-religionists. The ways of showing faith in Adygs and Muslim migrants are different, the former classify themselves as believers, but the majority do not attend the mosque, do not read the Quran, while for the majority of Muslim migrants interviewed, these actions are mandatory. Thus, Muslim migrants who came to the region under study from various countries of the world, in the process of integration into the Adyg community, also have a certain impact on the Islam of Adygs. It is difficult today to clearly classify this impact, which is due to the lack of formation of the views of the Adygs themselves on the extent of the impact of Muslim migrants on the transformation of Islam in Adyghea, as well as the relatively small number of scientific studies on this subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна, Батмитова Русета Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие мигрантов-мусульман на трансформации ислама в Адыгее: по материалам эмпирического исследования»

УДК 316.74:297(470.621) ББК 60.563.05 И 46

Н.А. Ильинова,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru

Р.Р. Батмитова,

магистрант экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79182269008, e-mail: rbatmitova@mail.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН НА ТРАНСФОРМАЦИИ ИСЛАМА В АДЫГЕЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1

(Рецензирована)

Аннотация. Представленное исследование посвящено изучению трансформации ислама в таком регионе Российской Федерации, как Республика Адыгея. Ислам в Адыгее достаточно специфичен, представляет собой синтез с народной культурой адыгов. Миграционные процессы, усиление которых связывается с активизацией глобализации, затронули и Адыгею. В ходе проведенного социологического опроса установлено, что источники ислама у адыгов и мусульман-мигрантов различны, опрошенные жители Адыгеи достаточно настороженно относятся к мигрантам, невзирая на то, что они являются их единоверцами. Способы проявления веры у адыгов и мигрантов-мусульман различны, первые классифицируют себя как верующих людей, но при этом преобладающая часть не посещают мечеть, не читают Коран, тогда как для большей части опрошенных мигрантов-мусульман эти действия обязательны. Таким образом, мигранты-мусульмане, приехавшие в исследуемый регион из различных стран мира, в процессе интеграции в адыгское сообщество оказывают и определенное воздействие на ислам адыгов. Однозначно классифицировать указанное воздействие на данный момент достаточно сложно, что объясняется несформированностью взглядов самих адыгов на степень воздействия мигрантов-мусульман на трансформацию ислама в Адыгее, а также относительно небольшим количеством научных исследований по данной тематике.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, Адыгея, мигранты, глобализация, локализация, трансформация.

N.A. Ilyinova,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru

R.R. Batmitova,

Master's Degree Student of Economics Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79182269008, e-mail: rbatmitova@mail.ru

1 Статья подготовлена в рамках гранта Совета по грантам Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

THE IMPACT OF MUSLIM MIGRANTS ON THE TRANSFORMATION OF ISLAM IN ADYGHEA: BASED ON EMPIRICAL RESEARCH

Abstract. The presented publication is devoted to the study of the transformation of Islam in such a region of the Russian Federation as the Republic of Adyghea. Islam in Adyghea is quite specific, is a synthesis with the folk culture of Adygs. The migration processes, the strengthening of which is linked to the intensification of globalization, have also affected Adyghea. The sociological survey has found that the sources of Islam in Adygs and migrant Muslims were quite different. The residents of Adyghea interviewed were rather wary of migrants, despite the fact that they were their co-religionists. The ways of showing faith in Adygs and Muslim migrants are different, the former classify themselves as believers, but the majority do not attend the mosque, do not read the Quran, while for the majority of Muslim migrants interviewed, these actions are mandatory. Thus, Muslim migrants who came to the region under study from various countries of the world, in the process of integration into the Adyg community, also have a certain impact on the Islam of Adygs. It is difficult today to clearly classify this impact, which is due to the lack of formation of the views of the Adygs themselves on the extent of the impact of Muslim migrants on the transformation of Islam in Adyghea, as well as the relatively small number of scientific studies on this subject.

Keywords: Islam, Muslims, Adyghea, migrants, globalization, localization, transformation.

Данная статья подготовлена по материалам эмпирического исследования, которое было проведено научным коллективом Адыгейского государственного университета. Исследователи ставили перед собой задачу диагностирования состояния и трансформаций ислама в социокультурном пространстве полиэтничной и поликонфессиональной Республики Адыгея. Опрос проводился среди жителей Адыгеи, исповедующих ислам, по преимуществу это адыги, титульный этнос, занимающий второе место в количественном соотношении этносов в республике (24,3% от общей численности населения региона [1]). Также в опросе приняли участие граждане иностранных государств, которые на данный момент проживают в Адыгее, считаем правомерным отнести их к мигрантам.

Около 50% опрошенных россиян проживают в городе, 44% - в сельской местности, 6% принявших участие в опросе не дали ответа на этот вопрос. Для жителей аулов и сел, по нашему мнению, наиболее характерно соблюдение традиций и обрядов как религиозной, так и

внерелигиозной направленности, что позволит изучить глубинные связи ислама и народной культуры адыгов. 40% опрошенных российских граждан проявляют к исламу позитивный интерес, 30% характеризуют себя как приверженцев самой молодой из мировых религий, 16% испытали затруднения при ответе на данный вопрос, 12% не разделяют принципов ислама, 2% не дали ответа на этот вопрос. В целом можно сделать вывод о том, что для большей части опрошенных - 70%, ислам представляет интерес и занимает значимое место в их жизни.

Иностранные респонденты приехали в Адыгею из таких государств, как Туркменистан (27%), Сирия (13%), Турция (11%), Ирак (9%), Афганистан (7%), Азербайджан и Монголия - по 2%, 29% опрошенных иностранцев не указали страну, из которой они приехали. 80% опрошенных иностранцев проживают в Адыгее от 1 года до 5 лет, 11% - от 6 до 10 лет, 5% - более 20 лет, 4% принявших участие в опросе не дали ответа на данный вопрос. 53% принявших участие в опросе иностранных

граждан считают себя приверженцами ислама, 20% проявляют к нему позитивный интерес, 9% не разделяют принципов ислама, 15% испытали трудности, отвечая на данный вопрос, 4% не дали на него ответа.

Количественное соотношение наших соочечественничов и сно-странцев-миграотов, которые являются сриверженцамч ислама или позививно настроеньсио отсюшению к нему,поактическч единаксвое,но вот источники, посредссеом которых верующие приобщились к исла-му,уеоссииниинострана;еве>аалич-ны (рив.1).Нашисоочечествннниюв прсоОщилиоьк ^сл<Ш(И1^о прсиму-щеетву рлагодаря цсн-

носоям, на, такем ритуетъном ее-бывии, как похоронен поередствем прочтеиия ]рнлигшознчи литериту-ры 1с в реседох с есряющимидрч-зьями. акже в качестве источника информации об исламе россияне

указывают средства массовой информации, в частности Интернет. А мусульмане-иностранцы отмечают значимость таких источников ислама, как семья, чтение Корана, посещение мечети. Относительно невысокое значение отводится СМИ, ИисернстИ' Твким обрезом, мы мо-жом чредполежиеь, чтн усвеение осное ислемской селигии и се оаких пepеoиcтс>чиикax, чач Ко°>ан и мечеть, побын-аотеначимо соьрелиг ии в повоедасвной жионс иелoоекa, в связисчеммироиоз з^ниеинооср анны респондент в более догматично. Россойские мвсульмтне, прожива-ющиeнaоеивиоoнииAочIгeи,ycва-ивеют осаосы ислама с основсом в процсосе ибщення с елиекими им лю'оми нзанимаясь самоо^изова-ниемвходе пречтентя релиаиоеной пезвяляетсинтези-оооаеь оснооы иеиомc:ктй религии и народной культуры. Различное отношение к религии у людей,

Рисунок 1. Обстоятельства, при которых приобщились к исламу участники опроса - россияне и иностранцы

Семья Похороны Коран Мечеть Рел иг. лит-ра Веру ющ. друзья СМ И, Интерн ет Другое

Россияне 56 22 7 7 27 46 38 44

Иностранцы 69 0 31 22 9 7 16 9

приехавших в нашу страну из других стран, и у россиян проявляется и в определении себя как верующего человека. Респонденты-иностранцы (55%) характеризуют себя как верующих, старающихся соблюдать религиозные обычаи и обряды, тогда как данный вариант выбрали лишь 25% опрошенных россиян. 13% иностранных граждан называют себя верующими, но не соблюдающими религиозные обычаи и обряды, а количество наших соотечественников, выбравших данный вариант ответа, возрастает до 31%. 7% респондентов-иностранцев колеблются между веро и неверием, среди россиян таких ладей оказалось 5%; 9% граждан ин х государств настроены по отношениюкрелигии безразли чно, среди российсбих респонееетов таких оказалось 5%; 5% иностранцев называют себя убежденными атеи-стами,чтовполнесопоставимос4% российскых иестондентов; иоболее 30% опаюшенных россияипо рсы-личыым прииышамне длли осыста на танныйвопрне, ытгдн кадыданньш вариалтоинитп иысралилишь 11% иностра цев.

Следует отметить, что проявления веры у приехавших на территорию Адыгеи мигрантов и жителей республики совершенно различны. Опрошенные россияне достаточно спокойно относятся к таким основам ислама, как чтение Корана и посещение мечети. Так, вдвое большее число иностранных респондентов, чем российских, посещают мечеть, более половины опрошенных россиян не посещают мечеть вообще, тогда как среди иностранцев таких 33%. Не дали ответа на вопрос о посещении мечети 17% опрошенных роесияни цсеноЗ% иностренныхрес спондентов (рис. 2).

50% опрошенных иностранных граждан и всего 29% россиян, при-ниошихучастср в орросе, соЗеЮр дают пост (ураза), 63% российских респондентов не совершают пяти-краттыИ наших, тогда ыак српди иноемранных е^^-^п^о^ы^сслт^-^в не со-37%. 46% мпртшен-ны>1х росыилн и быо/оиностранных рмептндынтов читают ичи таютиио-еда молитвы. С9% ипнсийскил реы спондентов не посещают занятия по основам ислама, тогда как среди

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о посещении ими мечети

иностранцев таких оказалось 45%. 35% опрошенных иностранцев признались в том, что не выполняют религиозные обряды, но внутренне считают себя верующими людьми, 57% опрошенных россиян дали такой же ответ на данный вопрос.

Различное отношение к исламской религии и место, которое отво-дитсярелигиозному мировоззрению в повседневной жизни, у российских респондентов и граждан иностранных государствпозволяютнам сформулировать слгдующрю гило-тезл_умесенный илллмулосийскил цсыгцв, который в знмлизрттюой степени обусловлен авторитетом народной адыгской культуры, существенно отличается от догмати-ческогн исламе, испосзвуемосо вле ходцамииг дортир госу°арств,н в лервущ очоредьы тц цтран Ближнего . Мнгранмы1, лрлеоеоеющие на т^е^у^ьтеии ицптведу-ющие классический ислам, не раз-устяющиТжрзцн ел светскую о уус ховную, оказывают воздействие на трансформации ислама в Адыгее.

Чеоотекм зрoйезсexиц еилонв ноотьк оеремсщениюв витстцнл-млле, в ссязи с рем ммгрлщшяв-мвытст лсуактерноа черггй всех ти^уу чвловеческтх иезил^з^оел^.

Миллионы людей переезжают из страны в страну, изменяют место жительства внутри одной страны с различными целями, основными из которых можно назвать: поиск работы, места жительства, в образовательных целях, отдых или лечение, бегство от притеснений по политическим, национальным, ра-согым ииным гритериям, спасение от экологических бедствий и иных катастроф.

РсшремонналмиграциярриоТре-ласмал eнзвийxapакрзуинзтpaгизс-eтезрылоюлacтьгулон мирц.ВТ017 вх оовласно гталистикз ]^изутс^^и ООН [2], численность международных мигрантов более чем в два раза превысила показатель роста числен-

НОООВ HУCЗИPЗЦPПBPHeTЫ.P0CCИЯ

нвсталаискрюртлием ввиобалсухм мисиaциoнсoмдвижтсииицвxoдиe-сянав мззвс(пocлe ИндиоиМскси-кс) вчсооо цо:yпцгйшми слсан или территорий происхождения между-народвых мивуaнтрс- В ЗЫ7 о Россия «поставила» миру 10,6 млн чел. мигрантов [3]. В том же году Россия а англа 4-г мту-г ло числyцpерятыx миотaмeцуСП]7 мвномц^НЗВсрит. гв ^^за^цовс^^с^гво^^я цигрантов цз птцллаающово насцнзниЯ] как пртвнло, складываются кепросто.

США ■ Саудовская Аравия

Германия ■ Россия

50,

Рис. 3. Страны, в которых проживает больше всего международных мигрантов, млн чел.

Интеграция мигрантов в новое для них социокультурное пространство затрудняется по ряду причин: незнание языка, незнание традиций и обычаев, конкуренция на рынке труда и многое другое. Сокращение адаптационного периода мигрантов способствует более успешной их интеграции в принимающее сообщество. Религия, отвечающая за духовное самочувствие человека, создает ощущение принадлежности к сообществу единоверцев, что особенно актуально для людей, находящихся вдали от родины. В связи с чем определенный научный интерес у нашего коллектива вызвал вопрос о восприятии мигранта, исповедующего ту же религию, что и принимающее население. И так как речь идет о Республике Адыгея, титульный этнос которой - адыги, по преимуществу исповедующие ислам, то и вопрос был сформулирован следующим образом: «Вопрос 26. А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы о мусульманах, приехавших в наш регион из других мест. Так, если мигрант исповедует такую же религию, как и Вы, то...». Ответы респондентов представлены в табл. 1 и рис. 4.

Сразу же следует отметить, что преобладающее большинство

опрошенных - 31,79%, испытали трудности при выборе ответа на данный вопрос, хотя спектр вариантов ответа достаточно широк. Наибольшее число голосов - 17,28%, было отдано за вариант ответа: «Вы все равно будете более пристально приглядываться к нему», что отражает определенное недоверие к мигранту, невзирая на то, что он является единоверцем. На втором месте по популярности среди опрошенных (12,35%) вариант ответа: «Это ничего не изменит, так как он чуждый для Вашего общества человек». Мы не можем обвинить наших участников опроса в исламофобии, что допустимо в среде представителей отличных от ислама конфессий, поэтому данная часть респондентов однозначно воспринимают иностранца как чужого, невзирая на его религиозную принадлежность. Привлекает внимание тот факт, что практически такая же по численности группа респондентов (12,04%) готова допустить мигранта-мусульманина в свое самое близкое окружение, позволив стать ему членом своей семьи. Для адыгов, которые в большинстве своем традиционно уважительно относятся к семье, данное решение отражает высшую степень доверия к человеку, который исповедует

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «...если мигрант исповедует такую же религию, как и Вы, то»

Варианты ответов % от опрошенных россиян

1. Он станет более близким для Вас 10,49

2. Вы закроете глаза на его недостатки 6,48

3. Вы позволите ему стать членом Вашей семьи, позволив сыну, брату/ дочери, сестре вступить с ним в брак 12,04

4. Это ничего не изменит, так как он чуждый для Вашего общества человек 12,35

5. Вы все равно будете более пристально приглядываться к нему, 17,28

6. Мигрант-мусульманин - возможный носитель радикальных взглядов 9,26

7. Затрудняюсь ответить 31,79

Нет ответа 1,85

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы о мусульманах, приехавших в наш регион из других мест. Так, если мигрант исповедует та кую же

религию как и Вы, то:

он станет более близким для Вас

Вы закроете глаза на его недостатки

Вы позволите ему стать членом Вашей семьи, позволив сыну, брату/ дочери, сестре вступить с ним в браи

это ничего не изменит, так как он чуждый для Ваше го общества человек

Вы все равно будете более пристально приглядываться к нему

мигрант-мусульманин - возможный носитель радикальных взглядов

затрудняюсь ответить нет ответа

10,49%

6,48%

12,04%

12,35%

17,28%

9,26%

31,79%

1,85%

Рисунок 4. Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Если мигрант исповедует такую же религию, как и Вы, то...»

ислам, невзирая 41а то,что онявля-ется выходцем иностранного государства. 10,49% опрошенных высказывают религиозную солидарность, они отмечают, что мигрант-мусуль-маниотолскофигтом снрей пртна,с;-лежннстик ислему стеноветсяболее близкимдля нахчеловеком.Данн а е груепареепонденсоеотдарупрадао-чтенотрелигиозной идентионоити, в уще^инаш гидам иурювнямсо-отнеоеноосе°я иеноегнсоцинльноат окружении. е,26% принявшохуча-стигвопрюсеадансв задомываютля над геМ0 чтс мисраат-мусуломтнио выссупгес поорнцаалыгушногсте-лем радикальных взглядов. В данном вопросе мы не расставляем акцентов и не привносим оценочных суждений - хорош или плох факт возможного причастия приехавшего в нашу страну иностранца-мусульманина к радикализму, следует ли опасаться его действий или необходимо рассмотреть возможность его изоляции от принимающего сообщества. 6,48% респондентов, выбрав вариант ответа: «Вы закроете глаза на его недостатки», выражают готовность на проявление максимума понимания и терпимости к

мигрвлрам-лусрльмвтлм. Однако следует отметить, что позиция рассматриваемой группы респондентов ае иезуратона, аак кок ^желасте видетьнедостеоки ннэлиминирует тх налгчие.

Ислам, который испоосдует ти-туаьный этнои А,е;ыгеи-адыги, до-итaтoалocнрцифичeн.Peлиеиoмнoи соимним адыиов харякгиртз^тся синкнетиононтью. Бол-е подробс но вмпиocинтeгиецеа ислома и ннз ]эоднгю к«льтур «дыноврассмотрон нмми р роботе «Иииамв Адыгро. алобтннсстг рнтиграцни в народную к^ь^р^ [4] , ндааноследу-ет отметить, что синтез языческих культов, христианских и мусульманских практик, адыгагъэ оказывает неоднозначное влияние на духовную составляющую народной культуры адыгского этноса. Исла-мизация Адыгеи включает в себя несколько этапов, но сочетание различных религиозных начал так и не было преодолено окончательно. Ислам в Адыгее не приобрел статус единственного социального регулятора, его распространение и укоренение постоянно сдерживалось морально-этическим комплексом

Как Вы относитесь к мигрантам-мусульманам, которые представляют не характерные для России течения ислама:

Рисунок 5. Отношение мусульман Адыгеи к мигрантам-мусульманам, представляющим не характерные для России течения ислама

адыгов, выработанным в течение многовековой истории этого свободолюбивого народа. Результаты анализируемого в данной работе социологического опроса иллюстрируют, что ислам адыгов не столь догматичен, как ислам, исповедуемый мусульманами-мигрантами, приехавшими на территорию Адыгеи. И адыгами-мусульманами на сегодняшний день пока не выработано однозначное мнение об их отношении к мигрантам-мусульманам, что подтверждается фактом ухода от ответа каждого третьего опрошенного адыга на вопрос об отношении к мигрантам-мусульманам.

Что же говорят сами адыги о возможном воздействии приехавших из других стран мусульман на состояние ислама адыгов? 44% опрошенных уклонились от ответа на вопрос о том, к чему приводит интеграция мигрантов-мусульман в адыгское общество. 25% отмечают, что адыги испытывают воздействие на свои религиозные воззрения, и они становятся более радикальными. По мнению 18% респондентов, адыги испытывают воздействие ислама без традиционных (народных) компонентов и приближаются к его образцам. 15% принявших участие в опросе убеждены, что традиционный ислам адыгов, воздействуя на религиозные взгляды мигрантов, трансформирует их в

более умеренные. Ранжирование ответов на данный вопрос указывает на некие опасения, которые адыги испытывают, ощущая присутствие в религиозной среде Адыгеи представителей традиционного ислама, базирующегося не на народной культуре, а на Коране и принципах шариата.

Практически половина опрошенных нами респондентов - мусульман Адыгеи - с осторожностью относятся к мигрантам-мусульманам, представляющим не характерные для России течения ислама, 31% не дали ответа на этот вопрос. По мнению каждого пятого опрошенного, мигранты-мусульмане - представители не характерных для нашей страны течений ислама - не представляют опасности для России (рис. 5).

Если говорить о воздействии мигрантов-мусульман, исповедующих не характерные для России течения ислама, не на нашу страну, а на состояние веками исповедуемого россиянами ислама, то здесь картина также недостаточно сформирована в сознании адыгов: 44% - уклонились от ответа на данный вопрос, 30% -убеждены, что угроза есть, 26% - не видят угрозы для российского ислама со стороны мигрантов-мусульман.

Подводя промежуточные итоги, следует отметить, что глобализаци-онные процессы, затронувшие все

мировое сообщество, не могли не отразиться на такой духовной составляющей жизни человечества, как религия. В современных условиях глобализации человек пытается противопоставить глокализацию, нацеленную на сохранение местной (региональной) самобытности, в связи с чем и специфические формы ислама адыгов представляют несомненный интерес как для всего адыгского сообщества, так и для социологической науки. Результаты проведенного социологического исследования вскрывают множество проблем, связанных с недостаточной сфор-мированностью взглядов адыгов на возможные мутации ислама, связанные с присутствием в социокультурном пространстве Адыгеи мигрантов-мусульман, исповедующих не характерные для России течения ислама. Мы не говорим в данной статье о радикальных течениях ислама, а имеем в виду догматический,

классический ислам, опирающийся на Коран, шариат и т.д. Нельзя не отметить большой процент (по некоторым вопросам - до 40% от общей численности участвовавших в опросе) респондентов, отказавшихся отвечать на ряд вопросов, что также говорит о несформировавшейся позиции по ряду проблем, связанных с исламом, мигрантами и их присутствием в жизни адыгского общества. Одной из возможных причин, объясняющих некоторый вакуум в сознании жителей Адыгеи по вопросам присутствия в их жизни мигрантов-мусульман, может выступать относительно небольшое количество мигрантов, приехавших в республику. Однако отрицать наличие трансформаций ислама в Адыгее невозможно, о чем свидетельствует однозначная позиция значительной части принявших участие в опросе, и мигранты-мусульмане в этих процессах играют значимую роль.

Примечания:

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. URL: https://https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/re-sults2.html/ (дата обращения: 10.12.2019).

2. Статистика миграции: откуда и куда переселяются люди. URL: https://the-worldonly.org/statistika-migratsii/ (дата обращения: 10.12.2019).

3. MigrationReport 2017_Highlights. URL: www.un.org/en/development/desa/ population/migration/data/estimates2 (дата обращения: 10.12.2019).

4. Ильинова Н.А., Чистякова О.А., Авагимян А.В. Ислам в Адыгее: особенности интеграции в народную культуру // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018. Вып. 4. С. 139-145.

References

1. Results of the 2010 All-Russian Population Census with regard to demographic and socio-economic characteristics of certain nationalities. [Electronic resource]. URL: https://https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2. html/(date of the address: 10.12.2019).

2. Migration statistics: from where and where people move. [Electronic resource]. URL: https://theworldonly.org/statistika-migratsii/ (date of the address: 10.12.2019).

3. MigrationReport2017_Highlights [Electronic resource]. URL: www.un.org/ en/development/desa/population/migration/data/estimates2 (date of the address: 10.12.2019).

4. Ilyinova N.A., Chistyakova O.A., Avagimyan A.V. Islam in Adyghea: peculiarities of integration into folk culture // Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2018. No.4. P. 139-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.