УДК [316.334:28](470.621) ББК 86.38(2Рос.Ады) К 64
Л.А. Коновалова,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79094718229, e-mail: [email protected]
Т.А. Кумпилов,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79286685995, e-mail: [email protected]
ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО АДЫГЕИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования и развития корпуса современного мусульманского духовенства в Республике Адыгея. В последние десятилетия возросла роль духовных деятелей, значительно увеличилось их число. Из социальной прослойки они превратились в социально-профессиональную группу со своими интеллектуальными ресурсами, имеющую большой потенциал влияния на население и общественные процессы. Делается вывод о том, что мусульманская элита, сохраняя и приумножая традиции и ценности ислама, за последние годы стала играть все более важную роль в Республике Адыгея.
Ключевые слова: ислам, религиозная элита, духовенство, духовное управление, конфессии, мусульмане, исламский фактор.
L.A. Konovalova,
Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79094718229, e-mail: [email protected]
T.A. Kumpilov,
Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79286685995, e-mail: [email protected]
ISLAMIC CLERGY OF ADYGHEA IN MODERN CONDITIONS
Abstract. This study examines what are features of formation and development of the corps of modern Muslim clergy in the Republic of Adyghea. During the past decades the role of spiritual figures increased, their number considerably increased, from a social layer they turned into the social professional group with the intellectual resources having high potential of influence on the population and public processes. It is inferred that Muslim elite, preserving and increasing traditions and values of Islam, in recent years began to play more and more important role in the Republic of Adyghea.
Keywords: Islam, religious elite, clergy, spiritual control, faiths, Muslims, Islamic factor.
1 Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. возросла роль религии, в том числе ислама, в общественной и духовной жизни Российской Федерации, в формировании приоритетов дальнейшего развития российской гражданской нации с учетом задач обеспечения национальной безопасности государства. В этой связи для страны в целом и российских мусульман в частности большое значение имеет сохранение мусульманской духовной традиции, культурных ценностей и социальных институтов, опирающихся на многовековой опыт развития в историко-культурном пространстве России. В сохранении этих традиций, выстраивании оптимальных взаимоотношений между мусульманами - гражданами России, обществом и государством особое место отводится мусульманскому духовенству.
Исламское (мусульманское) духовенство как религиозная элита -предмет достаточно серьезного комплексного научного исследования. В данной статье мы попытаемся определить те аспекты, которые позволяют говорить о мусульманском духовенстве как о реальном действующем акторе в политическом процессе.
Приступая к анализу мусульманской элиты, необходимо определиться с терминологией. Как известно, мусульманское духовенство - представители мусульманской духовной элиты, занимающиеся отправлением религиозного культа, шариатского судопроизводства, разработкой мусульманского права и богословия, преподаванием исламских дисциплин, руководством общинами верующих.
Исламское духовенство в Адыгее как религиозная элита складывалось на протяжении долгого времени и вынуждено было адаптироваться к меняющимся социально-экономическим, политическим и иным условиям. Сначала духовенство занимало важные позиции в национально-освободительном движении
горцев в период Русско-Кавказской войны. В советский период деятельность мусульманского духовенства полностью зависела от отношения власти к религии. В перестроечный и постперестроечный период в России начался процесс исламского возрождения.
Говоря об Адыгее, надо обратиться к тому периоду, когда она получила статус одного из субъектов Российской Федерации, выйдя из состава Краснодарского края. Мусульманское духовенство Адыгеи к тому времени прошло через все указанные выше этапы и активно включилось в исламский ревивализм.
На сегодняшний день, по данным Управления Министерства юстиции России по Республике Адыгея, на территории республики зарегистрированы 86 религиозных организаций, среди которых 11 -мусульманских. Действуют 50 мечетей, а численность мусульманской общины - более 100 тыс. человек.
Как подчеркивают специалисты, с начала 1990-х гг. картина ислама в Адыгее существенно изменилась [1, 2]. В результате репатриации значительной группы адыгов из Косово (Югославия), Сирии, Иордании и других стран Ближнего Востока адыгейская мусульманская община пополнилась. Ряд адыгов-репатриантов включился в миссионерскую и просветительскую деятельность: в адыгейских аулах активно стали преподавать основы ислама, обучать арабскому языку и чтению Корана и др.
Мусульмане Адыгеи часто вспоминают имя сирийского адыга Фа-иза Аутлева, который сыграл важную роль в распространении ислама в регионе, перевел на русский язык наиболее известные хадисы, которые были изданы [3]. Он руководил Исламским центром при Соборной мечети г. Майкопа, которая была построена на средства одного из шейхов Объединенных Арабских Эмиратов.
В августе 1998 г. при активной поддержке правительства РФ и
Международной черкесской ассоциации (МЧА) Республика Адыгея приняла 21 семью (около 200 человек) адыгов из Косова, оказавшихся в тяжелой ситуации в результате албано-сербского конфликта. Адыги-репатрианты - потомки мухад-жиров, демонстрировали, в отличие от местных адыгов, несколько иную ментальность, сложившуюся под влиянием иных социокультурных, социально-политических и этнокультурных условий. Соответственно, они демонстрировали и иную линию «мусульманского поведения».
У адыгов Западного Кавказа практически не существует строгой иерархии духовных лиц, в то время как для религиозной практики в большинстве мусульманских стран такая иерархия встречается. Таким образом, произошло столкновение разных исламских традиций, и хотя оно не имело серьезных последствий для мусульманской общины Адыгеи, но некоторый резонанс все же был. Так, можно вспомнить ситуацию, которая сложилась между Духовным управлением мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края и адыгами из Косова, в частности Р. Цеем. Последний получил религиозное образование на факультете религии в Амманском университете (Иордания), проживая в Адыгее, издавал мусульманскую газету «Читай», учрежденную мусульманской общиной а. Тахта-мукай. Публикации носили культурно-просветительский характер, однако официальные духовные лица республики все же усмотрели в деятельности Р. Цея оппозиционное противостояние ДУМ Адыгеи и КК. «По словам муфтия Адыгеи и Краснодарского края Н. Емижа, «он сталкивал молодежь с взрослым населением, с духовным управлением, с советом духовного управления» [2]. В 2004 г. Рамадан Цей был депортирован в Турцию.
Однако этот случай - единичный и не характеризует взаимоотношения религиозной элиты мусульман
Адыгеи с мусульманами, оказавшимися в республике в результате миграций последних десятилетий. Как мы неоднократно отмечали в последнее время, внутренняя и внешняя миграция последних десятилетий привела к тому, что происходят серьезные изменения в конфессиональном пространстве Адыгеи. Она влияет на изменение «карты» ислама в республике. К коренным жителям прибавляются внутренние мигранты из других регионов России (в частности из Дагестана, Ингушетии, Чечни), адыги-репатрианты из Косово, внешние мигранты (адыги и неадыги) из Турции, Сирии, Иордании и других стран, прибывшие в Адыгею для постоянного проживания, а также внешние мигранты-мусульмане из стран СНГ, Азии и Африки, временно прибывающие на территорию Адыгеи, например, для получения высшего образования. Подобные процессы требуют постоянной диагностики и научного анализа [1].
Важную роль в реализации исламского просвещения на территории Адыгеи играет централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (далее ДУМ). Она была образована на первом Съезде мусульман Адыгеи в а. Адамий в 1991 году, зарегистрирована Минюстом Российской Федерации и ведет свою деятельность по возрождению ислама на территории Республики Адыгея и Краснодарского края согласно Уставу, принятому на Съезде мусульман 13 марта 1993 года. В Устав в дальнейшем на других съездах ДУМ были внесены изменения и дополнения (в 1998, 2002 2004, 2008 и 2016 гг.).
С 2002 по 2012 гг. председателем ДУМ являлся Нурбий хаджи Емиж. В настоящее время ДУМ возглавляет муфтий Аскарбий Хаджибие-вич Карданов. А. Карданов получил хорошее исламское образование: сначала в Исламском институте
«Абу-Нур» в Дамаске, а затем в Северо-Кавказском Исламском университете Имама Абу-Ханифы.
Адыгея - многонациональная республика, культура которой складывается из многих составляющих. Развитие духовного наследия всех её народов в целом и каждого в отдельности - это основа, которая способствует достижению общественного согласия. Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, занимая в обществе роль духовного пастыря, учит людей осознавать свои истоки, стремиться к щедрости души, состраданию, чистоте дел и помыслов.
ДУМ сотрудничает и с другими традиционными конфессиями (Православная Церковь) и проводит совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию граждан Республики Адыгея и Краснодарского края. Для этого, в частности, проводятся встречи (диалоги) с учащимися общеобразовательных учреждений, а также студентами вузов и ссузов Республики Адыгея и Краснодарского края.
Предотвращение рецидивной преступности во многом зависит от воспитательной, социальной и психологической работы. Органами исполнительной власти республики совместно с религиозными деятелями проводятся мероприятия, направленные на искоренение противоправных и аморальных тенденций в обществе: наркомании, алкоголизма, подростковой преступности и пр. Успешно развивается практика заключения и реализации договоров и соглашений о сотрудничестве между ДУМ и Федеральной службой исполнения наказаний по Республике Адыгея, Министерством внутренних дел по Республике Адыгея, комитетом по образованию муниципального образования «Город Майкоп». Таким образом, вырабатываются новые актуальные формы взаимодействия в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности,
которые, как показывает опыт, весьма востребованы обществом.
Функционирует сайт ДУМ РА и КК, который носит достаточно информативный характер: содержит новостную ленту, полезные для верующих аудио- и видеоматериалы, научные публикации ученых-мусульман республики, активно участвующих в деятельности мусульманской общины Адыгеи. В течение многих лет издается газета «Свет».
На постоянной основе на базе учебного центра ДУМ проводятся курсы повышения квалификации для имамов и религиозных деятелей со всех населенных пунктов Адыгеи и Краснодарского края. Обучающий курс включает несколько дисциплин: Акъида (исламское вероубеж-дение), Сира (история), Фикх, Коран, Хадис.
Сотрудники ДУМ посещают населённые пункты с компактным проживанием мусульман в целях просветительской, проповеднической деятельности и продвижения гуманистических, а также нравственных ценностей ислама.
Муфтий Республики Адыгея и Краснодарского края, сотрудники ДУМ принимают активное участие в международных, межрегиональных образовательных семинарах, форумах и конференциях. Данная работа направлена на подтверждение приверженности исламским ценностям, традициям межрелигиозного диалога и исламской солидарности, а также выражение совместной позиции в отношении к вызовам и угрозам современного мира.
1 ноября 2018 г. в Майкопском государственном технологическом университете состоялся Молодежный форум межконфессионального клуба «Дружный Кавказ» по теме: «Основные стереотипы об исламе и их преодоление», организатором которого является Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Проект «Дружный Кавказ» реализуется в южных регионах России уже в течение нескольких лет, имеет целью координировать деятельность молодежи Северного Кавказа, направленной на профилактику экстремизма и терроризма, укрепление межконфессиональных и межнациональных отношений, а также развитие научного потенциала кавказской молодежи в религиозной сфере. В его рамках проходят различные акции.
Надо также отметить, что за последние годы Адыгею посетили и известные в мусульманском мире ученые. Так, в 2015 г. по приглашению ДУМ РА и КК в Майкопе побывали профессор Къурша Амджад Мерза и доктор шариатских наук, профессор, Ахмед Халид Юсуф из Иордании, являющиеся этническими адыгами. Они - члены Всемирного совета мусульманских ученых, авторы многих научных исследований, книг и обучающих программ. В Научной библиотеке Адыгейского государственного университета состоялся круглый стол на тему: «Ислам и молодежь: проблемы и перспективы», где ученые выступили с лекциями «Первоисточники ислама в контексте проблем современного мира» и «Ислам и мир: духовное и светское в межкультурном диалоге».
В рамках реализации государственной программы Республики Адыгея «Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание» на 2014-2020 гг. ежегодно в целях сохранения стабильности в сфере межконфессионального согласия ДУМ оказывается государственная поддержка. Так, в 2017 г. из республиканского бюджета выделено 5 млн рублей. На данный момент также планируется выделение финансовых средств в размере 2 097 150 рублей (для покрытия расходов по заработной плате сотрудникам ДУМ).
Кроме этого, ДУМ принимает активное участие в работе заседаний рабочей группы по вопросам
гармонизации межэтнических отношений; Экспертного Совета по выработке информационной политики в сфере профилактики проявлений экстремизма, ориентированной на конкретные категории населения, а также оценке качества подготовленных контрпропагандистских материалов. В целях обеспечения взаимодействия Главы Республики Адыгея с религиозными объединениями, а также содействия укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, в Республике Адыгея Распоряжением Главы Республики Адыгея (от 22 сентября 2017 г. № 210-рг) создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики Адыгея, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений, касающихся взаимодействия Главы РА с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
Значимые для общественной жизни республики мероприятия, а также мусульманские и православные религиозные праздники проходят с совместным участием представителей мусульманского и православного духовенства.
Совместная плодотворная деятельность играет заметную позитивную роль в общественно-политической жизни, духовном и нравственном воспитании личности, формировании в республике атмосферы взаимопонимания, терпимости, уважения и любви друг к другу.
Таким образом, можно констатировать, что мусульманская элита, сохраняя и приумножая традиции и ценности ислама, за последние годы стала играть все более важную роль в Республике Адыгея. Ее можно рассматривать как влиятельную силу в социокультурной и политической
жизни региона. Первостепенной проблемой сообщества мусульман является проблема адекватности мусульманской элиты задачам, которые стоят перед современностью.
Системное изучение мусульманской элиты и определение ее возможностей позволит определить перспективы развития и усиление роли исламского фактора в обществе.
Примечания:
1. Ляушева С.А. Грани ислама. Знания о религии важны для мира и стабильности // Поиск: еженедельная газета научного сообщества. 2018. № 37.; Жаде З.А. Ислам и государство: грани взаимодействия (опыт Республики Адыгея) // Диалог культур в глобализирующемся мире. Махачкала: АЛЕФ, 2018.
2. Нефляшева Н.А. Республика Адыгея: проблемы реисламизации. URL: http://www.dumrf.ru/regions/1/history (дата обращения: 21.11.2018).
References:
1. Lyausheva S.A. The facets of Islam. Knowledge of religion is important for peace and stability // Poisk: a weekly newspaper of the scientific community. 2018. No. 37; Zhade Z.A. Islam and the State: Facets of Interaction (Experience of the Republic of Adygheya) // Dialogue of Cultures in the Globalizing World. Makhachkala: ALEF, 2018.
2. Neflyasheva N.A. The Republic of Adygheya: problems of re-Islamization. URL: http://www.dumrf.ru/regions/yhistory (access date: 21.11.2018).