Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД СССР В 1980-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МИЛИЦИИ)'

ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД СССР В 1980-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МИЛИЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Вадим Вадимович, Зверков Евгений Андреевич, Жданкин Владимир Александрович

В статье рассматривается специфика политико-воспитательной работы в учебных заведениях МВД СССР в 1980-е годы на примере Воронежской средней специальной школы милиции. Исследуются субъекты воспитательного процесса, основные направления их деятельности, формы и методы политико-воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Вадим Вадимович, Зверков Евгений Андреевич, Жданкин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL EDUCATION WORK IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR IN THE 1980 (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH MEDIUM SPECIAL SCHOOL OF MILITIA)

The article discusses the specifics of educational political work in educational institutions of the USSR Ministry of Internal Affairs in the 1980s on the example of the Voronezh Secondary Special Police School. The subjects of the educational process, the main directions of their activities, the forms and methods of political education work are investigated.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД СССР В 1980-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МИЛИЦИИ)»

В. В. Кузнецов, кандидат исторических наук Е. А. Зверков, кандидат исторических наук В. А. Жданкин, кандидат философских наук

ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД СССР В 1980-е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ МИЛИЦИИ)

POLITICAL EDUCATION WORK IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR IN THE 1980 (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH MEDIUM SPECIAL

SCHOOL OF MILITIA)

В статье рассматривается специфика политико-воспитательной работы в учебных заведениях МВД СССР в 1980-е годы на примере Воронежской средней специальной школы милиции. Исследуются субъекты воспитательного процесса, основные направления их деятельности, формы и методы политико-воспитательной работы.

The article discusses the specifics of educational political work in educational institutions of the USSR Ministry of Internal Affairs in the 1980s on the example of the Voronezh Secondary Special Police School. The subjects of the educational process, the main directions of their activities, the forms and methods of political education work are investigated.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет воспитание как неразрывный с обучением процесс, направленный на развитие личности, самоопределение и социализацию обучающихся. Основой воспитания являются социокультурные, духовно-нравственные ценности, права и свободы человека и гражданина, патриотизм, уважение к историческому и культурному наследию российской государственности, природе и окружающей среде. Главным субъектом, реализующим воспитательную функцию в образовательных организациях, является педагогический работник, деятельность которого осуществляется в соответствии с образовательной программой, в которую может быть включена рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы, разработанные самой образовательной организацией, при необходимости, с участием совета обучающихся, совета родителей или представительных органов обучающихся ГИ. Порядок организации и реализации воспитательного процесса во многом определяется курсом, избранным современной Россией, на построение правового государства и развитие институтов гражданского общества. К тому же политический и идеологический плюрализм, закрепленные основным законом страны, дополнительно ограничивают сферу воспитания. Таким образом, государство не вмешивается в данное направление образовательного процесса, предоставив педагогу

и обучающимся возможность определять его допустимые формы и методы.

Этот подход призван в первую очередь решить проблемы самоопределения обучающегося, раскрытия его личностных характеристик для успешной интеграции в общество и в меньшей степени направлен на формирование нравственных качеств ответственности и гражданского долга. Основным средством формирования солидарного отношения к государственной политике выступает правовое воспитание, которое, безусловно, формирует представление о специфике правоотношений в современном обществе, однако закладывает только основы гражданско-правовой позиции. В актуальных условиях мы ясно видим, насколько велико значение подготовки специалистов-профессионалов своего дела, которых готовят образовательные организации системы МВД России, поэтому воспитательный процесс, как неотъемлемый элемент в деле подготовки кадров, должен быть всецело направлен не просто на развитие личности, а, прежде всего, на формирование ее профессиональных качеств, в число которых входят уважение к закону и праву, политическая грамотность, система нравственных стимулов к правомерному поведению. Руководствуясь указанной целью, для совершенствования действующих подходов к воспитанию рассмотрим опыт политического воспитания, реализуемый в 80-е годы прошлого века, который, несмотря на излишнюю идео-

логизацию, позволял сотрудникам органов внутренних дел, в том числе молодым специалистам, проявлять образцы выполнения служебного долга.

Содержание воспитательного процесса в советской период определялось направлениями коммунистического воспитания, среди которых приоритет отдавался политическому, в особенности при подготовке сотрудников милиции. Данная специфика воспитательной работы получила дополнительное развитие в конце 60-х годов в рамках реформаторского курса Н. А. Щёлокова. Нормативным правовым актом, заложившим основу обновленных форм воспитательной деятельности, стала директива МООП СССР от 22 февраля 1968 г. № 2/68 «Об улучшении политико-воспитательной работы в органах охраны общественного порядка» [3. — С. 32]. В том же году постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 19 ноября «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению», акцентировалось требование «обратить особое внимание на необходимость повышения уровня политического воспитания» работников милиции и «образовать отделы по политико-воспитательной работе» [4].

Трансформация аппарата по работе с личным составом проходила в несколько этапов. Так, 9 декабря 1974 года МВД СССР был издан приказ № 344 «Об утверждении Положения об Управлении по политико-воспитательной работе МВД СССР», заменившем аналогичный отдел. Управление, помимо прочего, решало методические вопросы реализации воспитательной работой [3. — С. 35]. 30 июля 1983 года в системе МВД СССР были восстановлены политические органы, сменившие созданную структуру. Политаппарат возглавил совместно с местными партийными органами политико-воспитательную работу в МВД, обременив политработников не только обязанностями, но и ответственностью за политико-моральное состояние личного состава. Последний этап эволюции воспитательной структуры в ОВД СССР начался в 1988 году с утверждением 31 марта ЦК КПСС нового Положение о политических органах в системе МВД СССР, в соответствии с которым была создана единая для всех органов внутренних дел система политорганов [3. — С. 35].

В конце 1970-х и в 80-е годы велась серьезная интенсивная работа по научной разработке и систематизации теории и практики политико-воспитательной, идеологической работы с сотрудниками органов внутренних дел, появились первые учебные пособия и сборники научных трудов ряда авторских коллективов Высшей школы МВД СССР, Академии МВД СССР, Высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР и др. [2. — С. 13].

Изучение нормативных основ и архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что политико-воспитательная работа в МВД, в том числе в его образовательных организациях, в 80-е годы являлась многоуровневым и многоцелевым про-

цессом, который включал различные субъекты и методы воспитания. Постараемся далее на примере Воронежской средней специальной школы милиции СССР (ВССШМ) охарактеризовать их специфику.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в ВССШМ заключалась не только в передаче курсантам профессиональных знаний и умений. Ядром этой задачи в рамках действующей идеологии являлось всестороннее формирование и развитие идейно-политических, нравственных, интеллектуальных качеств специалиста, отвечающих принципам и нормам социалистического образа жизни. Требовалось, чтобы процесс обучения «шел рука об руку» с процессом воспитания. Политико-воспитательная работа планировалась и проводилась с учетом требований съездов КПСС, постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране общественного порядка и усилении борьбы с правонарушениями», постановлений Пленумов ЦК КПСС, обращений Коллегии МВД СССР к личному составу, директивы МВД СССР «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы в ОВД» и другими приказами и указаниями МВД СССР [5. — Л. 104].

Политическое воспитание в ВССШМ реализо-вывалось в рамках нескольких ключевых направлений: в работе партийной и комсомольской организации, а также создаваемых на их основе обществ; в образовательной деятельности; в процессе общественно-политической практики — и обеспечивалось внутришкольными органами.

Центром политической деятельности была первичная партийная организация ВССШМ. Первостепенное внимание в процессе воспитания сотрудников школы, курсантов и слушателей уделялось «повышению идейной убежденности», формированию «активной жизненной позиции, политической зрелости, организованности, высоких профессиональных и нравственных качеств», направленности на «строгое соблюдение служебной, трудовой дисциплины, социалистической законности, верности присяге и служебному долгу» [5. — Л. 104]. Под контролем партийной организации политико-воспитательная работа в школе осуществлялась в различных формах: политическое обучение, самостоятельное изучение важнейших документов партии и правительства, участие в выборных кампаниях, организация лекций, политинформаций, «круглых столов», вечеров вопросов и ответов, демонстраций художественных, хроникально-документальных фильмов, фильмов по общественно-политической тематике. Сюда же стоит отнести и интернациональное воспитание, и средства наглядной агитации, и стенную печать [6. — Л. 40, 41].

Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» обязывало усилить «деловитость», эффективность пропаганды и агитации, ее

связь с жизнью, с решением хозяйственных и политических задач. Одна из важнейших задач идейно-политической и информационной работы обозначалась как помощь советским людям распознавать «фальшь клеветнической пропаганды, в ясной конкретной и убежденной форме разоблачить ее коварные методы». Большая роль в этой работе принадлежала системе политического обучения, реализуемого по двум направлениям: партийного и комсомольского просвещения [7. — Л. 49].

Основной формой политического обучения являлись занятия в системе марксистско-ленинской подготовки, проводимые в четырех группах: первая и вторая группы — высшего звена, третья группа — среднего звена, четвертая группа — комсомольского просвещения. Группы и программы для проведения занятий в системе марксистско-ленинской подготовки формировались согласно ежегодным приказам и указаниям МВД СССР (например, приказ МВД СССР от 2 августа 1984 года № 76 «Об организации политической учебы личного состава органов внутренних дел», указание МВД СССР от 25 августа 1986 года № 67 «Об организации политической учебы личного состава органов внутренних дел» [8. — Л. 74]).

В группах марксистско-ленинской подготовки рассматривались вопросы, связанные с задачами в области коммунистического строительства, авангардной роли КПСС в обществе [5. — Л. 106]. Программы составлялись таким образом, чтобы учесть уровень правовой и идеологической сформированное™ слушателей. Так, в 1979 году первая группа высшего звена изучала вопросы «О внешней политике советского государства», вторая группа — «Развитый социализм, проблемы теории и практики», третья группа — «Конституция развитого социализма», четвертая группа — «Основы правовых знаний». Формами занятий были лекции и семинары с предварительной подготовкой выступающих из числа слушателей и написанием рефератов [7. — Л. 50].

В реализации общей лекционной пропаганды в ВССШМ принимала активное участие общественная организация «Знание», сформированная на основе первичной партийной организации школы. В рамках общества «Знание» была создана группа лекторов по контрпропаганде. На этих вопросах специализировалась часть политинформаторов. С момента возникновения в 1982 году объем лекционной пропаганды «Знания» постоянно рос: если в 1982 году членами общества было прочитано в общей сложности около 150 лекций, то в 1983 году — 280, то есть активность повысилась почти вдвое. За первое полугодие 1984 года количество прочитанных членами общества лекций и выступлений составило 317 [5. — Л. 96]. Со временем появилась необходимость, в том числе продиктованная центральным комитетом партии, утверждать годовой план работы и осуществить паспортизацию лекционных аудиторий в школе, на каждую из которых партийное бюро

согласовывало организатора лекционной пропаганды [9. — Л. 128].

Помимо лекций и семинаров, проводимых в рамках марксистско-ленинской подготовки и работы «Знания», изучение материалов и решений съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС осуществлялось в системе партийной учебы на политинформациях, единых политднях, на открытых партийных собраниях, где перед всем коллективом ставились задачи «по претворению в жизнь решений партийных форумов» [5. — Л. 104].

Важным элементом в политико-воспитательной работе являлся комитет комсомола, работа которого была направлена в том числе на повышение успеваемости курсантов. Учебный сектор комсомольской организации руководил всей работой штабов успеваемости, которые создавались на курсах. В их компетенцию входили: контроль за самоподготовкой, организация шефства отличников учебы над слабоуспевающими курсантами, своевременное реагирование на получение неудовлетворительных оценок, ведение «экрана успеваемости», который наглядно давал представление о ходе текущей успеваемости в течение учебного года [10. — Л. 81, 82]. Для проведения социалистического соревнования и регламентации деятельности групп проводились смотры-конкурсы на звание «Лучшая комсомольская группа школы». В школе при активном участии комсомола организовывались и другие смотры-конкурсы, например на лучший политический плакат [11. — Л. 27]. Коммунистическому воспитанию курсантов способствовала также многоплановая интернациональная работа, реализуемая комитетом комсомола. В школе обучались представители 37 национальностей и народностей страны, отсюда вытекала важнейшая задача, которая стояла перед комитетом комсомола — интернациональное воспитание [10. — Л. 85].

Регулярно организовывались встречи с ветеранами партии, комсомола, милиции, участниками Великой Отечественной войны. Так, в 1982 году перед курсантами школы выступали контрадмирал в отставке В. И. Шишкин, участник боев за г. Воронеж полковник в отставке Д. А. Могилан-ский, Герой Советского Союза летчица Т. П. Константинова и другие. Партийного бюро курировало организацию социалистических соревнований, оформление Доски почета. Политико-воспитательная работа получала широкое отражение в стенной печати и радиогазете [8. — Л. 67]. Таким образом, партийная и комсомольская организации ВССШМ постоянно находились в центре служебной и общественной жизни школы, осуществляя необходимую координацию. Их полномочия охватывали агитационно-массовую, пропагандистскую работу, правовое и патриотическое воспитание и даже образовательную деятельность.

Учебный процесс также был тесно связан с процессом политического воспитания. Курсантами и слушателями изучались такие дисципли-

ны, как «Политическая экономия», «Основы милицейской этики и эстетики», «История КПСС», «Политико-воспитательная работа» с последующей аттестацией, в том числе на выпускных экзаменах [12. — Л. 65]. Как непосредственное продолжение учебного процесса по социально-экономическим предметам получили распространение различные формы политической работы с курсантами, такие как Ленинский зачет, конкурсы работ по общественно-политической тематике [13. — Л. 11]. Ленинский зачет являлся комплексной формой работы, это определялось через все его структурные элементы: личные планы участников, ленинские уроки, общественно-политическую аттестацию [10. — Л. 85].

Большое внимание уделялось общественно-политической практике, которая характеризовалась как «действенное средство коммунистического воспитания молодежи». Общественно-политическая практика — это «система мероприятий, направленных на приобретение каждым курсантом необходимых знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы в подразделениях» [13. — Л. 73]. Система общественно-политической практики предполагала, таким образом, обучение и приобретение практических навыков работы с людьми, ведения воспитательной и агитационно-пропагандистской работы в подразделениях органов внутренних дел.

Задачи общественно-политической практики определялись как: выработка умений правильно оценивать и разъяснять вопросы внутренней и внешней политики КПСС и Советского государства; углубленное изучение марксистско-ленинского теоретического наследия; приобретение навыков в подготовке и проведении лекций, политинформаций, бесед, докладов по общественно-политической, социально-экономической и правовой тематике; выработка умения подготовить и провести собрание, массово-политическое мероприятие в коллективе, учебной группе и т. д.; приобретение навыков организаторов политико-воспитательной, спортивной, комсомольской, лекционной работы; приобретение навыков проведения индивидуально-воспитательной работы.

Общественно-политическая практика включала в себя активное участие курсантов во Всесоюзном Ленинском зачете; в работе факультета общественных профессий, школы молодого лектора, школы молодого коммуниста, цикловых кружков, в партийно-комсомольской работе; в проведении общественно-политической и культурно-массовой работы в коллективе ОВД в период прохождения стажировки; теоретическую и методическую подготовку по разработанной программе; практическую деятельность курсантов — выступление с лекциями, докладами; участие в проведении политических мероприятий (выступления на теоретических конференциях, диспутах, митингах); работу в качестве агитаторов и политинформаторов; работу на выборных партийных,

комсомольских должностях; работу в должностях командиров учебных групп; работу в стенной печати; шефскую работу; военно-физкультурную работу; культурно-массовую работу; работу в товарищеских судах и т. д. [13. — Л. 74—75].

Практика предполагала изучение курсантами основ организаторской и общественно-политической работы, что предусматривало проведение двух видов занятий: теоретических (лекции и семинары), на которых курсанты знакомились с обоснованием партийных задач, содержанием, формами и методами общественно-практической работы, и практических, где они выполняли самостоятельно и под руководством преподавателей определённые конкретные виды работ, используя и закрепляя полученные теоретические знания [13. — Л. 76].

Общественно-политическая практика курсантов проводилась на протяжении всего срока обучения [13. — Л. 76—78]. На 1 курсе осуществлялось ознакомление курсантов с системой образования в СССР, структурой, задачами, традициями и спецификой учебного процесса, с работой общественных организаций, с практикой работы комсомольских организаций в учебных группах, на курсах, вовлечение курсантов в активную работу этих организаций, ознакомление курсантов с их правами и обязанностями, постановкой учебно-воспитательной работы. Воспитывался интерес к чтению газет и молодёжных общественно-политических журналов, прививались умения и навыки самостоятельной работы с учебной и общественно-политической литературой, работами основоположников марксизма-ленинизма, документами КПСС, советского государства и ВЛКСМ.

На 2 курсе закреплялись приобретённые навыки и убеждения, изучались ленинские принципы агитационно-массовой и общественно-организаторской работы, элементы педагогики и психологии в работе агитаторов и пропагандистов, основы ораторского искусства. Курсанты привлекались к выполнению практических заданий по различным видам общественной работы: к проведению политинформаций, бесед, к участию в конкурсе творческих работ по общественно-политической тематике, подготовке докладов, рефератов, выступлению с ними на учебных занятиях, научно-теоретических и научно-практических конференциях; выполнению индивидуальных заданий по отработке навыков общественно-политической деятельности в период прохождения стажировки в отделах внутренних дел и на заседаниях предметных кружков.

На 3 курсе продолжали изучение основ организаторской и общественно-политической работы, выполняли практические задания по всем формам общественно-политической практики: выступали с докладами, лекциями, рефератами на учебных семинарах по общественно-политической практике в своих группах и группах 1 курса, научно-теоретических конференциях, в школе молодого лектора, участвовали в конкурсах творческих работ по общественно-политической тематике.

Завершалось формирование курсанта как молодого специалиста, способного пополнить и закрепить полученные им знания в области организационной и общественно-политической деятельности, через изучение основ научной организации органов МВД СССР, вопросов психологии и педагогики, используемых в деятельности советской милиции. В период стажировки курсанты выполняли задания по общественно-политической практике в коллективах органов внутренних дел. Таким образом, общественно-политическая практика курсантов являлась важнейшей составной частью всей политико-воспитательной работы, ориентированной на формирование идейной убежденности и политической активности.

Обеспечение педагогического процесса, в том числе в части политического воспитания, реали-зовывалось личным составом школы как в форме индивидуальной работы, так и в структурных подразделениях функциональной направленности. Так, в целях «планомерного и активного участия начальствующего состава в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, усилении политического воспитания курсантов и слушателей ... подготовки специалистов в духе идей марксизма-ленинизма, социалистического интернационализма, советского патриотизма, коммунистического отношения к труду» на всех курсах создавались учебно-воспитательные советы из числа преподавательского и начальствующего состава.

В состав советов входили начальники курсов, циклов, заместители начальников курсов по политико-воспитательной работе, преподаватели-кураторы, представители начальствующего состава, отвечающие за работу агитколлектива, совета ленинской комнаты, товарищеских судов и т. д. Свою работу учебно-воспитательные советы планировали на семестр, планы согласовывались с заместителем начальника ВССШМ по политико-воспитательной работе. Заседания советов проводились не менее одного раза в месяц. В их компетенцию входили: рассмотрение форм, методов и результатов проведения политико-воспитательной работы с курсантами; организация мероприятий по совершенствованию индивидуально-воспитательной работы; подготовка мероприятий, направленных на улучшение дисциплины, организованности, культурно -массовой и спортивно-оздоровительной работы; координация деятельности курсантов, ответственных за работу ленинской комнаты и агитколлектива [14. — Л. 124—125].

Во второй половине 80-х годов руководство МВД СССР под влиянием нового политического курса и соответствующих партийных установок внесло изменения в требования к качественному составу и порядку воспитания кадров органов внутренних дел. Однако трансформация партийно-политической работы и учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД СССР так и не смогла реально повысить эффективность воспитательной работы. Одной из причин этого явилось нарастание кризисной ситуации в обществе, которая не могла не отразиться на деятельности органов внутренних дел, в том числе и в данной сфере [2. — С. 13].

В то же время «перестройка» внесла неформальные, но ощутимые изменения в политическое воспитание в ходе переоценки происходящих в стране процессов в целом. Несмотря на новую риторику, воспитательный процесс претерпевал значительный спад активности, выражавшийся в количественных и качественных показателях. При планировании политико-воспитательной работы с курсантами и слушателями использовались однообразные формы работы, их участие в мероприятиях партийно-политического характера (проведение собраний, выступления с политинформациями и т. д.) становилось более резким [15. — Л. 205]. Обесценивалось участие в политической жизни.

Подводя итоги, стоит отметить, что содержание воспитательного процесса в 80-е годы определялось направлениями коммунистического воспитания, среди которых приоритет отдавался политическому, а затем нравственному и трудовому воспитанию, что позволяло в определенной мере формировать общественно-важные, а не профессионально-значимые качества личности обучающихся, укреплять дисциплину, поддерживать уставный порядок в подразделениях и содействовать повышению успеваемости курсантов и слушателей [2. — С. 33]. Вместе с тем главным недостатком воспитательной работы в рассматриваемый период была чрезмерная идеологизация, которая приводила к формированию ненадежных и поверхностных нравственных качеств, что подтвердилось в последние годы советской государственности. К тому же субъекты политико-воспитательной работы зачастую отторгались объектами воспитания в силу отсутствия прочных связей предлагаемого материала с профессиональной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс», 2021.

2. Боровых А. С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980—90-е годы : дис. ... канд. ист. наук. — СПб, 2000. — 214 с.

3. Зыбин С. Ф. Избранные труды. Т. 1. — СПб : Юридический центр-Пресс, 2012. — 273 с.

4. О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению : постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 // СПС «Консультант-Плюс», 2021.

5. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ ВО). — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 9.

6. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 19.

7. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 2.

8. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 15.

9. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 11.

10. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 7.

11. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 10.

12. Архив Воронежского института МВД России (АВИ МВД). — Д. 28. — Т. 3. — № 442.

13. ГАОПИ ВО. — Ф. 9292. — ОП. 1. — Д. 6.

13. АВИ МВД. — Д. 31. — Т. 1. — № 444.

14. АВИ МВД. — Д. 31. — Т. 2. — № 445.

15. АВИ МВД. — Д. 47. — Т. 1. — № 1388.

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : feder-alnyiy zakon ot 29.12.2012 # 273-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // SPS «KonsultantPlyus», 2021.

2. Borovyih A. S. Professionalnoe vospitanie kursantov i slushateley v uchebnyih zavedeniyah MVD Rossii v 1980—90-e godyi : dis. ... kand. ist. nauk. — SPb, 2000. — 214 s.

3. Zyibin S. F. Izbrannyie trudyi. T. 1. — SPb : Yuridicheskiy tsentr-Press, 2012. — 273 s.

4. O sereznyih nedostatkah v deyatelnosti militsii i merah po dalneyshemu ee ukrepleniyu : postanovlenie TsK KPSS, Sovmina SSSR ot 19.11.1968 # 902-316 // SPS «KonsultantPlyus», 2021.

5. Gosudarstvennyiy arhiv obschestvenno-politi-cheskoy istorii Voronezhskoy oblasti (GAOPI VO). — F. 9292. — OP. 1. — D. 9.

6. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 19.

7. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 2.

8. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 15.

9. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 11.

10. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 7.

11. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 10.

12. Arhiv Voronezhskogo instituta MVD Rossii (AVI MVD). — D. 28. — T. 3. — # 442.

13. GAOPI VO. — F. 9292. — OP. 1. — D. 6.

13. AVI MVD. — D. 31. — T. 1. — # 444.

14. AVI MVD. — D. 31. — T. 2. — # 445.

15. AVI MVD. — D. 47. — T. 1. — # 1388.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кузнецов Вадим Вадимович. Доцент кафедры теории и истории государства и права. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: vvk.vspu@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-55.

Зверков Евгений Андреевич. Доцент кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-04.

Жданкин Владимир Александрович. Кандидат философских наук. E-mail: zhdankin.v@yandex.ru Тел. 8 (952) 540-34-38.

Kuznetsov Vadim Vadimovich. Associate Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: vvk.vspu@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-55.

Zverkov Evgeny Andreevich. Associate Professor of the chair of Sociohumanitarian, Economic and Law Disciplines. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-04.

Zhdankin Vladimir Aleksandrovich. Candidate of Philosophical Sciences. E-mail: zhdankin.v@yandex.ru Tel. 8 (952) 540-34-38.

Ключевые слова: политическое воспитание; идеология; органы внутренних дел; милиция. Keywords: education; political education; ideology; internal affairs bodies; militia. УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.