Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ ИМЕНИ С.М. БУДЕННОГО В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ ИМЕНИ С.М. БУДЕННОГО В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / ВОЕННАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ / ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ЛЕНИНГРАД / ПОЛИТОТДЕЛ / СЕМИНАРЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПАРТИЙНАЯ И КОМСОМОЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котков Вячеслав Михайлович, Сорокотяга Игорь Алексеевич, Спирина Ольга Сергеевна

Раскрывается важность умелого, неформального учебно-воспитательного процесса в напряженный период для страны при подготовке высококвалифицированных офицеров-связистов. В кризисные периоды (война, экономический спад, либо политическая нестабильность) воспитательная работа приобретает особое значение. Сегодня, в условиях сложной ситуации в России и в мире в целом, проблемы методов и форм воспитательной работы приобретают большую актуальность и новое звучание. Рассмотрение документов времен Великой Отечественной войны позволяет понять, на чем строилась воспитательная работа, какие акценты были сделаны и какие цели ставились. Источниковой базой исследования послужили планы партийной, комсомольской и массово-политической работы и план-календарь культурно-массовой работы клуба Военной электротехнической академии связи на октябрь 1944 года (документы Центрального архива Министерства обороны РФ (г. Подольск) в научный оборот вводятся впервые).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котков Вячеслав Михайлович, Сорокотяга Игорь Алексеевич, Спирина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ ИМЕНИ С.М. БУДЕННОГО В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 78.15 ББК 86.372

В.М. Котков, И.А. Сорокотяга, О.С. Спирина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ ИМЕНИ С.М. БУДЕННОГО В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Раскрывается важность умелого, неформального учебно-воспитательного процесса в напряженный период для страны при подготовке высококвалифицированных офицеров-связистов. В кризисные периоды (война, экономический спад, либо политическая нестабильность) воспитательная работа приобретает особое значение. Сегодня, в условиях сложной ситуации в России и в мире в целом, проблемы методов и форм воспитательной работы приобретают большую актуальность и новое звучание. Рассмотрение документов времен Великой Отечественной войны позволяет понять, на чем строилась воспитательная работа, какие акценты были сделаны и какие цели ставились. Источниковой базой исследования послужили планы партийной, комсомольской и массово-политической работы и план-календарь культурно-массовой работы клуба Военной электротехнической академии связи на октябрь 1944 года (документы Центрального архива Министерства обороны РФ (г. Подольск) в научный оборот вводятся впервые).

Ключевые слова:

агитационно-пропагандистская работа, Военная Электротехническая академия связи, идеология, культурно-массовая работа, Ленинград, политотдел, семинары, слушатели, организационно-партийная и комсомольская работа.

Котков В.М., Сорокотяга И.А., Спирина О.С. О некоторых аспектах планирования воспитательной работы в Военной Электротехнической академии связи имени С.М. Буденного в конце Великой Отечественной войны // Общество. Среда. Развитие. - 2020. № 4. - С. 42-47. © Котков Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, профессор. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.

Буденного, Санкт-Петербург; e-mail: k.Julia @mail.ru © Сорокотяга Игорь Алексеевич - полковник, старший преподаватель. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; e-mail: k.Julia @mail.ru © Спирина Ольга Сергеевна - старший преподаватель. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; e-mail: k.Julia @mail.ru

В моменты кризиса - будь то война, экономический спад, либо политическая нестабильность - воспитательная работа приобретает особое значение. Причем акцент идет на её духовно-нравственный и патриотический аспекты, хотя формирование профессиональных компетенций, разумеется, неотрывно от процесса воспитания. Сегодня, когда всё больше экспертов приходят к выводу, что Россия вовлечена в информационную войну, проблемы методов и форм воспитательной работы приобретают большую актуальность и новое звучание. Рассмотрение документов времен Великой Отечественной войны позволяет понять на чем строилась воспита-

тельная работа, какие акценты были сделаны и какие цели ставились.

Как отмечает, А.Ф. Александров: «В политическом и воинском аспекте главные усилия направлялись на выработку у воинов сознательности, развитие патриотизма и интернационализма, ненависти к врагу, бдительности, мужества и отваги, ... чести и достоинства [1].

Успех в воспитательной работе во многом определяется глубоким знанием офицерами своих подчиненных, их сильных и слабых сторон. Знать каждого - задача офицера военно-политических структур любого уровня, в том числе задача командира-связиста. Немаловажное значение в

достижении высоких результатов в боевой и военно-политической работе имеет систематичность, настойчивость и, конечно, плановость в работе.

Думается, что хорошим подспорьем, примером в достижении высоких целей в военной службе, может служить опыт наших предшественников.

Существует несколько вариантов периодизации развития воспитательного дела в российской армии. Например, А.С. Калюжный выделяет пять этапов становления и развития военного воспитания в России:

1. С древнейших времен по XVII в. (появление элементов военного воспитания ратников);

2. XVIII в. - первая половина XIX в, (становление воспитательной системы в регулярной армии);

3. Вторая половина XIX в. - начало XX в. (развитие военно-воспитательной системы как науки и практики);

4. 1918-1991 гг. (становление и развитие советской военно-воспитательной системы);

5. С 1991 г. по настоящее время (разработка концептуальных положений воспитания военнослужащих, совершенствование теории и практики военного воспитания в новых политических условиях) [3, с. 4].

Другой исследователь - О.Г. Заец, пишет о трех больших этапах развития профессионального воспитания курсантов в военных образовательных учреждениях:

а) в дореволюционный российский период (1700-1917): создание отечественной военной школы и системы воспитания военнослужащих, привлечение в качестве педагогов (воспитателей) всесторонне образованных для своего времени людей, индивидуальный характер воспитания военнослужащих, забота о развитии духовного мира слушателей военных школ, повышение роли профессионального воспитания обучающихся, формирование и реализация военно-профессиональных воспитательных установок юнкеров и кадетов и др.;

б) в советский период (1917-1991): острая необходимость профессионального воспитания новых командных и воспитательных кадров, создание армии социалистического типа и ее высшей военной школы, разработка и обоснование системы профессионального воспитания слушателей и курсантов, открытие оригинальных направлений и подходов к профессиональному воспитанию обучающих-

ся, введение курсов военной психологии и 43 педагогики, превращение военных вузов в центры профессионального воспитания курсантов и др.;

в) в современный российский период (1991 г. - по настоящее время): активизация диссертационных исследований по проблемам воспитания курсантов военных вузов, реализация ГОС (ФГОС) ВПО в образовательном процессе военных вузов, обеспечение военно-профессиональной направленности обучения и воспитания курсантов, активизация формирования у курсантов профессионально важных качеств, необходимых современному офицеру, необоснованные реорганизации и переименования органов воспитательной работы и др. [2, с. 12].

В диссертации О.Г. Заеца приводятся любопытные данные, касающиеся вопросов профессионального воспитания в различных военных образовательных учреждениях России, и описывается проведенный эксперимент по повышению эффективности воспитательной работы в одном из военно-инженерных вузов. Среди прочих документов автор анализирует руководящие документы и подчеркивает, что «современное видение курсантами военно-инженерной профессии российского офицера влияет на эффективность процесса профессионального воспитания специалистов инженерного профиля, так как до 25% респондентов экспериментальных вузов отмечают недостаточный уровень процесса профессионального воспитания курсантов в связи с сокращением и должностным переименованием офицеров органов воспитательной работы, изменением офицерского статуса военных преподавателей. Кроме того, до 30% выпускников экспериментальных вузов испытывают трудности в воспитательной деятельности с военнослужащими инженерных частей» [2, с. 7].

Огромное значение воспитательной работы не только в процессе формирования всесторонне развитой личности, но и ее значение в повышении уровня профессионализма хорошо понимали советские партийные и государственные деятели. Главное управление кадров НКО направило из действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. До начала учебы во всех СВУ с ру- 0 ководящим составом училищ, командира- Р ми рот, офицерами-воспитателям и стар- Ц шими преподавателями в Москве были

см о см

о

3

ю о

проведены установочные и методические сборы [4, с. 508].

Мы решили обратиться к двум, на наш взгляд, интересным документам, впервые вводимым в научный оборот: плану партийной, комсомольской и массово-политической работы и плану-календарю культурно-массовой работы академии на октябрь 1944 года.

Первый включает в себя три раздела: организационно-партийная и комсомольская работа; агитационно-пропагандистская работа и культурно-массовая работа. В выполнении плана участвуют генералы и офицеры академии. Неподдельный интерес вызывает содержание плана и в большой степени его актуальность.

«Утверждаю»

Начальник академии

генерал-майор войск связи Лапкин

«28» сентября 1944 года.

Ленинград.

План

партийной, комсомольской и массово-политической работы на октябрь месяц с.г.

1. Организационно-партийная и комсомольская работа.

1.12.10 в 18.00 в политотделе провести совещание с заместителями по политчасти, парторганизациями факультетских и первичных парторганизаций по вопросам о состоянии и задачах идеологического вооружения руководящего состава академии.

Проводит генерал-майор Иванов.

2.Изучить работу коммунистов по повышению своей служебной квалификации на кафедрах связи и тактики с 20-30 октября.

Генерал-майор Иванов, инженер-полковник Замков.

3. 12 октября провести собрание комсомольского актива академии с вопросом: «Ход выполнения директивы начальника Главного Политического Управления РККА № 06».

Доклад помощника начальника политотдела по комсомольской работе старшего лейтенанта Елкина.

2. Агитационно-пропагандистская работа.

«В основу агитационно-пропагандистской работы положить дальнейшее разъяснение приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза

тов. Сталина № 70 от 1.5.1944 года мобилизующий личный состав на успешное начало нового учебного года и завершение восстановительных работ к юбилею академии».

1. Политинформации по факультетам и в подразделениях для слушателей, постоянного и вольнонаемного состава проводить по понедельникам.

Начальники подразделений и заместители начальников по политчасти.

2. Провести общеакадемическое совещание редакторов стенпечати с вопросом: «Задачи стенпечати по подготовке к юбилею академии».

3.10 в 17.00 в аудитории 544. Майор Власов.

3. Провести следующие лекции, доклады и семинарские занятия:

Для группы высшего офицерского состава.

6.10 в 17.00 в парткабинете «Основные черты русской классической философии». Лекция 1.

Лектор полковник Мушкин.

13.10 в 17.00 в парткабинете «Основные черты русской классической философии». Лекция 2.

Лектор полковник Мушкин.

Провести семинарские занятия (6 часов) в группах высшего офицерского состава по теме: «Основные черты русской классической философии» в период с 20.10 по 11.11.1944 года [5, л. 2].

Для 1 группы постоянного офицерского состава

4.10 в 17.00 в ленинском зале «Военно-географический обзор западного театра военных действий Красной Армии».

Лектор подполковник Петров.

11.10 в 17.00 в ленинском зале: «Партия большевиков - вдохновитель и организатор всенародной борьбы против фашистских захватчиков».

Лектор полковник Чекалин.

18.10 в 17.00 в ленинском зале: «Основные черты русской классической философии». Лекция 3. Лектор полковник Мушкин.

25.10 в 17.00 в ленинском зале: «Русское военное искусство в эпоху господства холодного оружия. (Александр Невский, Дмитрий Донской - борьба с немецкими псами-рыцарями и монголо-татарами)».

Лектор полковник Люшковский.

Провести семинарское занятие (4 часа) на тему: «Партия большевиков - вдохновитель и организатор всенародной борьбы против фашистских захватчиков». По планам факультетов и подразделений в период с 15 по 31.10.1944 года.

Провести инструктаж руководителей семинарских занятий 14.10 в 17.00 в комнате 336.

Проводит полковник Чекалин.

Для 2-й группы постоянного офицерского состава

4.10 в 17.00 в аудитории 544 «Источники побед Красной Армии».

Лектор полковник Тарасов.

11.10 в 17.00 в аудитории 544: «Военно-географический обзор западного театра военных действий Красной Армии».

Лектор подполковник Петров.

18.10 в 17.00 в аудитории 544: «Русское военное искусство в эпоху господства холодного оружия. (Александр Невский, Дмитрий Донской - борьба с немецкими псами-рыцарями и монголо-татарами)».

Лектор полковник Люшковский.

Провести семинарское занятие (4 часа) на тему: «Источники побед Красной Армии» по планам факультетов и подразделений в период с 10 по 31.10.1944 года.

Провести инструктаж руководителей семинарских занятий 7.10 в 17.00 в комнате 336.

Проводит полковник Тарасов.

Для агитаторов и пропагандистов

6.10 в 17.00 в аудитории 544: «25 летний юбилей Военной Электротехнической академии связи»

Докладчик генерал-майор Крейчман.

27.10 в 17.00 в аудитории 544: «27-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции».

Докладчик полковник Чекалин [5, л. 2 об.].

Для всего личного состава академии

20.10 в 17.00 в ленинском зале: «Международное и внутреннее положение СССР».

Докладчик - лектор ГК ВКП(б).

Для партийного и комсомольского актива

23.10 в 17.00 в ленинском зале: «О недостатках и ошибках в освещении немецкой философии конца 18 - начала 19 веков».

Лектор полковник Мушкин.

Для вольнонаемного состава и семей офицеров

17.10 в 17.00 в ленинском зале: «Англоамериканский боевой союз в действии».

Докладчик майор Белопольский.

Для красноармейцев ОБС

10.10 в 19.00: «Ненависть и месть врагу».

Докладчик генерал-майор Крейчман.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организовать политзанятия с вольнонаемным составом из расчета 2-х часов в неделю по прилагаемой тематике по планам факультетов и подразделений.

Начальники подразделений и замести- 45 тели по политчасти.

При политотделе провести инструктивные доклады для руководителей семинарских занятий по понедельникам с 17.00 в аудитории 644.

Подготовить материал и оформить выставку к 25-му юбилею академии. Срок 20.10.

Майор Власов, капитан Пруссовский.

На факультетах и в подразделениях подготовить наглядную агитацию к 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции и к 25-му юбилею академии.

До 20.10. Заместители начальника по политчасти, капитан Пруссовский.

При парткабинете по темам марксистско-ленинской учебы, инструктивных докладов, подготовить выставки и списки литературы до 7.10.

Майор Тулов.

При парткабинете организовать методическую помощь партийным и комсомольским организациям по проведению теоретических собеседований.

Майор Тулов.

В помощь самостоятельно изучающим марксистско-ленинскую теорию и вопросы международного и внутреннего положения Советского Союза организовать при парткабинете консультацию 1 раз в неделю.

Майор Тулов [5, л. 3].

3. Культурно-массовая работа

1.По воскресеньям с 11.00 до13.00 в ленинском зале проводить лекции по истории русской литературы, музыки, живописи.

По плану клуба.

2.Оформить наглядную агитацию к ноябрьским торжествам.

Тематика

Для политзанятий с вольнонаемным составом на октябрь с.г.

1. Торжественное обещание. 2 часа.

2.Партия большевиков - вдохновитель и организатор всенародной борьбы против фашистских захватчиков. 2 часа.

3.25-я годовщина Военной Электротехнической Академии связи имени С.М. Буденного.

Политотдел [5, л. 2].

План политотдела на октябрь 1944 года представляется всеобъемлющим, учитывающим особенности состояния момента о и весьма полезным для организации вос- 53 питательной работы в академии. Он на- Ц целен на выполнение главной ее задачи - о

см о см

о

3

ю о

подготовку кадров для фронта. В нем все учтено, все продумано: начальник политотдела генерал-майор Иванов проводит совещание с заместителями по политчасти, парторганизациями факультетских и первичных парторганизаций по вопросам о состоянии и задачах идеологического вооружения руководящего состава академии; планируется рассмотреть вопрос о повышении служебной квалификации на кафедрах связи и тактики; в основу агитационно-пропагандистской работы было положено разъяснение приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина № 70 от 1.5.1944 года мобилизующий личный состав на успешное начало нового учебного года и завершение восстановительных работ к юбилею академии и т.д.

План демонстрирует, что воспитательная работа была направлена не только на идеологическую подготовку курсантов, но и предусматривала формирование нравственно-эстетических и культурных норм. Знакомясь с ним, невольно погружаешься в ту непростую обстановку завершения Великой Отечественной войны, с одной стороны, какую-то обыденную и в то же время напряженную и тревожную.

Важность организации культурно-просветительного досуга курсантов, преподавателей и их семей еще сильнее отражена в плане-календаре работы клуба академии. Война в нем - за кадром. Лекции, лектории, концерты мастеров эстрады, смотры художественной самодеятельности, детские утренники носят совершенно мирный характер. План работы клуба предусматривает охват всех категорий посетителей клуба.

«Утверждаю»

Начальник политотдела

Военной Электротехнической

академии связи имени С.М. Буденного

генерал-майор Иванов

«1» октября 1944 года.

Ленинград

План-календарь культурно-массовой работы клуба Военной электротехнической академии связи на октябрь месяц 1944 г.

1.Х. Кино-картина «Серенада солнечной долины».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская. 3.Х. Кинокартина «Битва за Севасто-

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

7.Х. Концерт мастеров эстрады.

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Масленникова.

8.Х. Детский утренник. Кино «Антон Иванов сердится».

15.00. Для детей. Мараховская.

8.Х. Лекция: «Национальное и мировое значение русской литературы». Лектор ГК ВКП(б).

Ленинский зал. 11.00. Для слушателей академии. Ответств. Масленникова.

10.Х. Лекторий молодого офицера. Некрасов. Читает Евгений Максимов, художественное слово - Нелидов.

Ленинский зал. 18.00. Для комсомольского актива. Ответственный Елкин.

10.Х. Кино-картина: «Иран».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

11.Х. Кино-картина: «Большая земля».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

14.Х. Вечер молодежи. Выступления самодеятельности Дворца пионеров.

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Елкин.

15.Х. История русской музыки (народная песня).

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Масленникова.

15.Х. Кино-картина: «Дочь моряка».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

17.Х. Кино-картина: «Мужество».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

21.Х. Концерт Ленинградской Государственной Ордена Ленина филармонии.

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Пруссовский, Масленникова.

22.Х. Лекция. Крылов.

Ленинский зал. 11.00. Для личного состава академии. Ответств. Прусовский.

- Детский утренник, кино «Машенька».

Ленинский зал. 15.00. Для детей. От-

ветств. Мараховская.

- 11.Х. Кино-картина: «Большая земля».

Ленинский зал. 20.30. Для личного

состава академии. Ответств. Марахов-ская.

24.Х. 11.Х. Кино-картина: «5 океан».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Ответств. Мараховская.

24.Х. Лекторий молодого офицера: «А.М. Горький». Читает Илья Груздев.

Кабинет марксизма-ленинизма. 20.30. Для комсомольского актива. Елкин.

25.Х. Смотр самодеятельности личного состава академии и членов их семей.

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Прусовский. Масленникова.

28.Х. Концерт Ленинградской Государственной Ордена Ленина филармонии.

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Пруссовский, Масленникова.

29.Х. Лекция. Роль русских зодчих в развитии мирового искусства.

Ленинский зал. 11.00. Для личного состава академии. Пруссовский.

29.Х. Кино-фильм: «Антоша Рыбкин».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Мараховская.

31.Х. Кино-фильм: «Сто мужчин и одна женщина».

Ленинский зал. 20.30. Для личного состава академии. Мараховская.

Подписал начальник клуба капитан Г. Прусовский [5, л. 1].

Напечатано на 1 странице листа бумаги на печатной машинке.

Представленный план показывает, что несмотря на продолжающуюся войну,

на то, что сотни и тысячи похоронок еще придут в дома и квартиры жителей нашей страны, в том числе и в дома ленинградцев, люди тянулись к новым знаниям, не всегда напрямую связанным с военным делом. Клуб старался проводил такие мероприятия, чтобы профессорско-преподава-

тельский состав, вольнонаемные, слушате- 47 ли Военной электротехнической академии связи могли пусть не надолго вернуться к ощущениям мирной жизни. Офицеры политотдела академии, работники клуба в целях воспитания личного состава академии, широко использовали все возможности, как академии, так и возможности города Ленинграда. Поражает разносторонность форм работы клуба несмотря на немногочисленность штат (предположительно три человека под руководством капитана Г. Прусовского): фильмы, концерты, молодежные вечера, лекции, лектории для молодых офицеров, детские утренники. Важное место в плане работы клуба отведено мероприятиям для детей и с детьми.

Рассмотрев документы, можно сделать вывод о том, что воспитательная работа, направленная на формирование нравственно и эстетически развитой, сознательной личности не прекращалась в годы войны. Напротив, внимание к духовному аспекту учащихся, к досугу, причем не только курсантов, но и профессорско-преподавательскому составу и их семьям занимали значительную часть плановой работы организаций так или иначе связанных с идеологией. Грамотное планирование являлось важнейшим условием успешной подготовки высококлассных командиров и инженеров для фронтов воюющей Красной Армии, с чем Военная электротехническая академия связи имени С.М. Буденного справлялась блестяще.

Список литературы:

[1] Александров А.Ф. Воспитание профессионального достоинства у военнослужащих российской армии и флота в период Великой Отечественной войны // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы VII межвузовской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Костаре-ва, И.И. Соколовой, В.А. Митраховича, Н.В. Ершова. - СПб.: ВАС, 2020. - 540 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ies.unitech-mo.ru/files/upload/publications/29416/619d56491c8e5ca64d31 d1f82a4e5179.pdf

[2] Заец О.Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов / Дисс. ... канд. пед. н. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://xn--80atrbcgcgc.xn--90anlfЪebar6i.xn--p1ai/files/morf/military/files/Dissertaciya_zaec.pdf

[3] Калюжный А.С. Историко-педагогический опыт воспитания в российской армии и на флоте / Уч. пос. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 26 с.

[4] Наука и образование в годы войны // Энциклопедия. Минобороны РФ. [Интернет-портал]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://xn--d1aЫchgПj9dyd8a.xn--90anlfЪebar6i.xn--p1ai/files/morf/VoV_ V l10_Nau ka_i_obrazovanie.pdf

[5] ЦАМО РФ. - Ф.60722. Оп. 36360. Д. 270.

3

ю О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.