Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СССР В СЕРЕДИНЕ 1920-Х (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)'

ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СССР В СЕРЕДИНЕ 1920-Х (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / НЭП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зверков Евгений Андреевич, Савицкий Николай Михайлович

Статья посвящена формам профилактики и предупреждения подростковой преступности в среде беспризорных детей в период НЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зверков Евгений Андреевич, Савицкий Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORPHANAGES AND PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE USSR IN THE MID-1920S (BASED ON THE MATERIALS OF THE VORONEZH PROVINCE)

The article is devoted to the forms of prevention and prevention of juvenile delinquency among street children during the NEP period.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СССР В СЕРЕДИНЕ 1920-Х (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)»

Е. А. Зверков, кандидат исторических наук

Н. М. Савицкий, кандидат исторических наук, доцент

ДЕТСКИЕ ДОМА И ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СССР В СЕРЕДИНЕ 1920-х (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)

ORPHANAGES AND PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE USSR IN THE MID-1920s (BASED ON THE MATERIALS OF THE VORONEZH PROVINCE)

Статья посвящена формам профилактики и предупреждения подростковой преступности в среде беспризорных детей в период НЭП.

The article is devoted to the forms of prevention and prevention ofjuvenile delinquency among street children during the NEP period.

После Гражданской войны в Воронежской губернии остались тысячи детей, лишённых родительской опеки. В 1923 г. в детских домах губернии воспитывались порядка 10 000 человек, а уже спустя год официальное число беспризорников перевалило за 12 000. Аналогичная ситуация сложилась и в соседней Курской губернии, где на тот же год числилось около 10 тысяч беспризорников [1. — С. 16]. В Воронежской губернии, по данным Т. М. Смирновой, сложилась наиболее неблагоприятная ситуация. Количество беспризорников в регионе к середине десятилетия достигло 35 257 человек. Для сравнения, в Курской губернии — около 12 тысяч, а всего в РСФСР к концу 1924 г. — более 225 тысяч беспризорных детей [2. — С. 310].

8 марта 1926 г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР утвердил Положение о мероприятиях по борьбе с детской преступностью. Статья 4 Положения предполагала для борьбы с беспризорностью «помещение детей в семьи трудящихся, в случае согласия на то последних, с оказанием этим семьям материальной поддержки и с предоставлением в порядке особых узаконений различных льгот в целях облегчения им содержания помещаемых детей» [2. — С. 313].

Однако ещё задолго до Положения, в 1924 г., Воронежский губисполком учредил институт частного пансионата в сельской местности, распределив по 5 человек в каждую волость [3. — Л. 14 об.]. Решение было обусловлено острой нехваткой денег, помещений и специалистов для охвата хотя бы минимальной опекой беспризорных детей. Эти же причины обусловили «разгрузку» детских домов.

В частности, из Воронежа в Павловск были перевезены 360 детей из 8 детских домов, а также 130 детей из двух детских домов в Задонск [3. — Л. 15].

Известно, что по частному патронату на 1 октября 1925 г. были размещены 1215 человек [4. — Л. 46 об]. На 1926—1927 год было запланировано патронирование 576 детей. Смета предусматривала довольно скромную сумму на реализацию проекта, но даже и она не была утверждена, вследствие чего уездным комиссиям пришлось пользоваться случайными средствами. К примеру, в Острогожском уезде практиковалась выплата пособий в размере 3—5 рублей из числа средств, сэкономленных от «разгрузки» (читай — укрупнения) детских домов. Семьи, согласившиеся взять ребёнка на патронирование, также получали дополнительную нарезку земли.

Программа не дала должного эффекта — пособия выплачивались нерегулярно, а отсутствие наблюдения за жизнью детей в семьях-патронах провоцировало физическую эксплуатацию детей [4. — Л. 16]. Остаётся открытым вопрос адаптации детей в сельской местности, на протяжении последних лет пережившей несколько волн голода вследствие неурожаев и политики партии. Комиссия губернской рабоче-крестьянской инспекции была вынуждена признать также провал инициативы определения беспризорников к кустарям в самом губернском центре [4. — Л. 20].

Кроме патронирования практиковалось помещение детей в детские дома открытого типа, однако их работа оказалась поставленной не на самом высоком уровне, в результате чего наблю-

дались регулярные побеги трудных подростов (до трети воспитанников) [4. — Л. 25].

Губисполком попытался привлечь к работе по профилактике беспризорности широкий массив государственных организаций — губернский отдел народного образования, отдел просвещения, губздрав, административный отдел губисполкома, отдел труда, а также волисполкомы и сельсоветы. Известно, что к 1927 году добиться видимых успехов не удалось — кроме того, что ни одна из организаций не взяла на себя ответственность за руководство общей работой, неясными оставались также их функции и задачи. Не удалось даже установить точного количества беспризорных детей [4. — Л. 2 об.]. Учет в уездах не велся [4. — Л. 8 об.]. Аналогичным образом сложилась работа губернской детской комиссии, которая свелась к распределению средств между соответствующими организациями, а в уездах, по всей видимости, данная работа носила исключительно формальный характер [4. — Л. 3 об.].

Борьба с беспризорностью во многом споткнулась о традиционную проблему — нехватку средств. Из запрошенных в 1927 г. губернским отделом народного образования 166 тысяч рублей удалось получить всего 59 729 рублей [4. — Л. 3].

Скверное состояние финансовой сферы обусловило поиск простых решений — выход в нехватке средств на финансирование детских домов нашли в их «разгрузке», или оптимизации. За пять лет — с 1921 по 1926 гг. — количество детских домов в Воронежской губернии сократилось почти в 7 раз: с 465 до 68. Соответственно, снизилось и число воспитанников: 26 111 — в 1922 г., 11 627 — в 1923 г., 7728 — в 1924 г., 7271 — в 1925 г., 4993 — в 1926 г. [4. — Л. 27]. За счёт сокращения числа детских домов якобы удалось поднять денежное содержание оставшихся.

Сокращение сети детских домов не привело к ожидаемым результатам.

Причиной тому была не только хроническая нехватка средств, но и неумение должным образом наладить финансовую деятельность. Финансирование учреждений планировалось на год вперёд, денежные средства отпускались помесячно. Тотальное планирование и неповоротливость бюрократической машины самым негативным образом отражались на обеспеченности детей едой, т. к. в условиях высокой инфляции цены росли скачкообразно и цены на продукты питания в конце года существенным образом отличались от тех, на которые ориентировались советские чиновники в начале года. Финансовый план не позволял учесть этих колебаний на рынке. В итоге к концу года дети переходили на голодный паек, что представляется совершенно немыслимым в

аграрной губернии. Но даже и эти деньги не всегда выплачивались своевременно. В свою очередь, администрации детских домов не сумели (а в большинстве случаев и не ставили такой задачи) наладить самостоятельную заготовку продуктов. Ни педагогические коллективы детских домов, ни чиновники из органов народного образования не спешили комплексно подойти к решению вопроса.

При укрупнении детдомов не была учтена перегрузка учреждений, а также последовавшие за этим теснота, нехватка одежды, полотенец, посуды и даже еды [4. — Л. 31]. Газеты и журналы были настоящей роскошью. Плохо обстояло дело с медицинским и санитарным обслуживанием детей.

Уже к октябрю 1925 г. были расформированы два детских дома в общей сложности на 55 детей. Вместо них сформировали приёмник для беспризорников и малолетних правонарушителей. Тяжелые условия содержания не прельщали подростков, предпочитавших ему побег и улицу [5. — Л. 12]. Помощник прокурора по городскому участку Фернебок, обследовавший состояние детских учреждений, стал свидетелем их ужасающего состояния — они не только не могли служить делу помощи и воспитания подростков, в том числе склонных к девиантному поведению, но убивали в детях последнюю веру в государственную помощь и только провоцировали новые правонарушения.

В столовой имелись всего два столика. На кухне царили «грязь и мерзость». Не удавалось обеспечить детей даже отдельным спальным местом: спали вповалку — по два-три человека, здоровые — бок о бок с носителями инфекционных заболеваний. Медицинская помощь отсутствовала. Равнодушные воспитатели довершали ужасающую картину государственного бессилия [5. — Л. 13]. Атмосфера безразличия и хаоса усиливала негативные черты характера трудных подростков — хулиганство (например, битьё стёкол в приёмнике), жестокость, половые девиации и проституцию (которым сопутствовали половые болезни), употребление кокаина. Воспитанники «Дома Толстого» терроризировали местное население [5. — Л. 15].

Вследствие недостатка финансирования детдома практиковали «сокращение» количества воспитанников. В марте 1927 г. в Острогожске двое ребят, оказавшихся на улице после очередного «сокращения», были вынуждены обратиться за помощью в губотдел народного образования [4. — Л. 21].

Кроме детских домов подростков размещали в общежитиях и детских городках, которые, согласно материалам комиссии губернской рабоче-крестьянской инспекции, являлись однотипными по своей сути заведениями. Например, Задонский детский городок был обычным детским домом, а

Речицкая трудовая колония «ничего трудового из себя не представляла» [4. — Л. 28 об.].

Не осуществлялось трудового обучения и в детских домах. Средств на оборудование мастерских в детских домах не выделялось, мастерские имелись едва ли в половине учреждений, были слабо оборудованы, не хватало специалистов-ремесленников, способных научить детей трудовым профессиям, с помощью которых можно было бы законно добывать средства к существованию, работа шла вразнобой. И это при том, что ещё в 1923 г. секретарь Воронежского губкома Я. Б. Бы-кин сетовал по поводу отсутствия обучения какому-либо ремеслу, вследствие чего «наши детдома являются поставщиками проституток и воров, хотя в общей постановке детдома производят хорошее очень впечатление» [6. — Л. 31 об.].

Громкие слова, постановления и резолюции партийных органов так и оставались благими намерениями. В марте 1928 г. член губкома ВКП(б) Бирн на II пленуме губкома отмечал: «Ещё один вопрос очень острый — о детских домах. Надо отметить, что эта работа находится в чрезвычайно скверном состоянии. Несмотря на то, что бюджет вырос, несмотря на то, что мы много учреждений привели в порядок, в детских домах творятся безобразия в смысле оборудования, в смысле руководства, в смысле воспитания и т. д.» [7. — Л. 128].

Оставлял желать лучшего принцип комплектования детских учреждений. В детдомах школьного типа, готовящих детей к продолжению образования в техникумах и вузах, имелись умственно отсталые дети, а в трудовые колонии помещали одарённых детей, больных, нетрудового возраста [4. — Л. 28 об]. Более того — не удалось охватить школьным образованием всех детей, в порядке нормы стало объединение в рамках одного класса детей из разных возрастных групп [4. — Л. 36]. Сами педагоги в большинстве случаев не имели необходимого образования. На 1927 год из 98 человек административно-педагогического персонала 12 обследованных детских учреждений 18 человек не имели среднего образования, 9 имели низшее специальное, 27 — среднее, 30 — специальное, 7 — высшее неоконченное, 7 — специальное. Таким образом, почти две трети педагогов не могли вести педагогической работы на профессиональном уровне [4. — Л. 37 об.].

Результатом подобной работы стали массовые девиации детей. В Писаревской трудовой колонии дети постоянно ссорились между собой, рисовали порнорисунки. В Острогожских детских домах наблюдалась половая распущенность, изнасилования, массовый онанизм, половая жизнь между мальчиками и девочками. Распространённость половых болезней вынудила

власти организовать специальный детдом для сифилитиков [4. — Л. 42 об.].

Неудовлетворительное состояние детских домов и приютов — перегрузка, плохое питание и обмундирование — оставалось большой проблемой советской политики в отношении детства и юношества вплоть до предвоенного времени — ещё в 1934 году обо всех перечисленных недостатках сообщалось из Воронежской, Вологодской, Московской областей, Горьковского края [2. — С. 277].

Не менее плачевно складывалась жизнь сирот и детей, оставшихся без опеки, после детских домов. Государство не справлялось с задачей помощи выпускникам в плане материальной помощи или трудоустройства, что имело особое значение с учётом того обстоятельства, что только 1% беспризорников имел обоих родителей. Выпускные пособия также были ниже установленных законом [4. — Л. 21].

Не на высоте была программа поствыпускной адаптации. К примеру, из 1616 выпускников 1926 года — 73,5% — сироты, нуждающиеся в особой поддержке. Вместе с тем 34% выпускников, по признанию госорганов, «неизвестно куда девались», и только 66% подростков попали в более-менее определённые места: 43,8% — к родственникам или родителям, что тоже не являлось гарантией наступления стабильности, с учётом того, что эти родственники допустили пребывание детей в ужасающих условиях детских домов, 8% перевелись в школы, 8,4% (!) на работу, 4,3% — в частный патронат [4. — Л. 47 об.]. Выходное пособие в силу тяжёлых экономических условий выдавалось в размере 50 рублей (тяжесть эта, однако, не распространялась на ответственных партийных работников, которые к середине 20-х годов получали более 200 рублей ежемесячно [8. — Л. 23]), но даже и эти крохи удавалось получить далеко не всем подросткам [4. — Л. 47 об.].

Слабая общеобразовательная подготовка выпускников детских домов, их неуверенность, а местами и внутренняя недисциплинированность практически не оставляли им шансов на «выход в люди» посредством получения средне-технического или высшего образования. Из 1510 человек, заявившихся на вступительные экзамены в техникумы, 47% получили отказ вследствие неудовлетворительной подготовки, а 37% и вовсе не явились на испытания (ещё 4,2% получили отказ в силу отсутствия свободных мест). Вступительный экзамен в Воронежский госуниверситет не смогли выдержать 45% абитуриентов (и 14% на таковые не явились) [4. — Л. 51 об.].

Вполне естественно, что подобного рода «воспитание» не только не могло привить под-

ростку социально-значимые качества, но и ещё более травмировало и деформировало его, морально подготавливая к совершению преступления. Две трети нарушителей не посещали школы. Кратковременные воспитательные беседы не имели на нарушителей никакого воздействия.

Воронежские власти проявили удивительную некомпетентность в сфере защиты детства и юношества. Проблема уличной беспризорности решалась недопустимо медленно. Стремление сэкономить на всём, попытки решить проблему максимально дешёвыми способами обрекали тысячи детей на бездомный образ жизни. В 1925 г. губернские власти признали наличие 13 000 беспризорников. 3000 из них проживали на улице. Половина из них жили в городах, около трети — в сёлах, остальные — на железнодорожных линиях. В 1927 г. только на улицах губернского центра бродяжничали почти 2000 детей [5. — Л. 12].

Неустроенность и бедность беспризорников стали определяющими причинами сравнительно высокой и ранней детской преступности. Только за 1925 г. комиссия губернской рабоче-крестьянской инспекции рассмотрела 235 дел о правонарушениях несовершеннолетних, а в 1926 — 344 дела [4. — Л. 23]. Пятая часть правонарушителей (20,9%) — малолетние дети в возрасте от 8 до 11 лет, 30% — в возрасте 12—13 лет, и почти половина — 49,1% — подростки 14—16 лет. Из общего количества нарушителей (47,4%) — круглые сироты, 27,4% имели только одного родителя, и только 25,2% имели обоих родителей.

Подавляющее большинство преступлений составили кражи — 65,3%, хулиганство — 24,7% и поджоги — 3,9%. Отдельную группу составили дети, занимавшиеся преступной деятельностью на профессиональной основе с соответствующими навыками: воры-карманники, «домушники по тихой», «форточники», «воры-громилы» [4. — Л. 23 об.].

Острогожская комиссия по борьбе с детской преступностью представила следующие данные о преступности несовершеннолетних в 1926 г.: из 92 дел, поступивших в комиссию, большинство составили такие общественно опасные деяния, как кражи (59 дел), хулиганство (11 дел) и поджоги (9 дел). Также зафиксированы преступления против личности — убийства, нанесение увечий, ранения с использованием оружия, изнасилования и т. п. При этом комиссией зафиксированы далеко не все правонарушения. Из учтённых дел рассмотрены всего 26. В свою очередь, ни суд, ни прокуратура не оказывали комиссии никакого содействия [4. — Л. 26]. Равно прокуратура игнорировала и губернскую комиссию. При этом прилежно посещались бесчисленные партийные собрания на уровне губкома партии и губисполкома.

Комиссия по борьбе с несовершеннолетними нарушителями также не оправдала возложенных на неё надежд. В ноябре 1925 г. на совещании правоохранительных ведомств, посвящённом борьбе с преступностью в губернии, работа комиссии была признана неудовлетворительной, а её главными недостатками — отсутствие планирования и связи с уездами [5. — Л. 11]. Комиссия, по сути, существовала для отвода глаз — в штате состояли всего три человека, социальная инспекция отсутствовала, представлялась, как и всё, кроме труда советско-партийных «тружеников», делом общественным, а потому бесплатным, отчего и финансирование на это дело не предполагалось. Кадровую проблему решали прикомандированием случайных людей из числа студентов и комсомольцев — для численности. Аналогичная ситуация тотальной индифферентности господствовала и на уровне уездов [5. — Л. 11 об.]. Проблему неэффективности организации решили традиционным способом — очень надёжным в плане обеспечения впечатления решительности руководящего звена — критикой старого состава комиссии и заменой его новым.

В 1926 г. начальник Острогожского УГРО Лебедев, отмечая проблему беспризорников, заявил, что «подрастает целая армия, которая в ближайшие годы представит из себя квалифицированный кадр уголовных преступников». Комиссии по борьбе с беспризорниками, по его мнению, работали только на бумаге: «Задерживаешь беспризорника, направляешь его в комиссию несовершеннолетних, а его освобождают, потому что колоний нет». Вопрос детских колоний неоднократно поднимался перед Губисполкомом, отвечавшим одно и то же: «Средств нет» [9. — Л. 49 об., 50].

Если говорить о формах судебной профилактики и предупреждения детской преступности, то и здесь наблюдались значительные материальные и организационные пробелы. Отсутствие специализированных учреждений для длительного пребывания несовершеннолетних делало бессмысленной передачу комиссией губернской рабоче-крестьянской инспекции дел в народные суды. Некоторый период в середине 1920-х годов практиковалось заключение несовершеннолетних правонарушителей на короткие сроки в дома заключения для взрослых. Оказавшись под влиянием старших преступников и почувствовав свою принадлежность к определённой группе, которая внешне принимала их на равных, подростки приобретали не только дополнительные преступные навыки, но и устойчивое мировоззрение профессионального преступника.

Рецидиву детской преступности способствовало отсутствие специального приёмника закры-

того типа или же закрытого отделения в детском приёмнике, вследствие чего неблагополучные подростки убегали в тот же день и совершали новые правонарушения.

К 1927 г. в Воронежской губернии начала работу т. н. «трудовая колония», имевшая вполне благородную цель — социализацию детей через общественно-полезный труд. Однако и здесь властям не удалось добиться позитивного воспитательного эффекта — воспитатели или не знали как или не захотели организовать трудовую деятельность подростков, а режим, методы воспитания и общая организация трудовой колонии почти ничем не отличались от обычных детских домов [4. — Л. 25 об.].

Очередной удар по шаткой системе детских учреждений губернии нанесла административная реформа 1928 г. Переброска детских домов в период районирования ухудшила, а в некоторых случаях и дезорганизовала их работу. Усилилась проблема перегрузки детских домов, не хватало ни денег, ни товаров. Журналисты газеты «Коммуна», реагируя на деградацию детской социальной политики, предлагали уже использовавшийся ранее вариант — «расселять детей из детдомов по селам (патронат), по с.-х. коммунам и т. д., где они будут учиться и воспитываться», а руководство беспризорниками в сёлах возложить на учителей и комсомол [10. — С. 3].

Таким образом, для системы предупреждения беспризорности в Воронежской губернии периода НЭП были характерны следующие недостатки:

- отсутствие целостной, продуманной программы действий;

- хаотичность и непоследовательность работы государственных органов;

- нежелание правоохранительных органов, особенно прокуратуры, принимать участие в работе детских комиссий;

- органы народного образования ограничивались обслуживанием сети детских домов детской социальной инспекции;

- не отслеживалось количество патронируемых детей, переданных в крестьянские семьи, и соблюдение установленных для них льгот;

- отсутствие работы по предупреждению беспризорности;

- слабый охват сирот, недостаточный надзор за сохранением имущества детей;

- незащищённость личных прав детей;

- финансирование детских учреждений по остаточному принципу;

- недопустимо низкий уровень медицинского и санитарного обслуживания;

- отсутствие программы социальной помощи выпускникам детских домов.

Подводя итоги, мы не можем не признать — в первое послереволюционное десятилетие советская власть не сумела ликвидировать одно из самых тяжёлых последствий войн — массовую беспризорность детей. Тяжёлые материальные условия деформировали сознание подростков, толкая их на преступления. В свою очередь, обескровленная нищетой, кадровыми чистками и постоянным давлением со стороны органов госбезопасности и прокуратуры милиция осталась в стороне от профилактики детской и подростковой преступности. Формировалась благоприятная почва для роста профессиональной преступности и бытового хулиганства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ельчанинов П. М. Преступность в советской провинции и борьба с ней в 1921—1928 гг.: на материалах Курской и Воронежской губерний : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Белгород, 2018. — 26 с.

2. Смирнова Т. М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни 1917—1940. — М., СПб. : Институт российской истории РАН, 2015. — 384 с.

3. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 986.

4. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 1886

5. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 1979

6. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 706.

7. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 2056

8. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 908.

9. ГАОПИ ВО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 1576

10. Съезд по народному образованию // Ком-

муна. — 1929. — № 8 (2747). — 11 янв.

REFERENCES

1. Elchaninov P. M. Prestupnost v sovetskoy provintsii i borba s ney v 1921—1928 gg.: na mate-rialah Kurskoy i Voronezhskoy guberniy : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. — Belgorod, 2018. — 26 s.

2. Smirnova T. M. Deti stranyi Sovetov: ot gosudarstvennoy politiki k realiyam povsednevnoy zhizni 1917—1940. — M., SPb. : Institut rossiyskoy istorii RAN, 2015. — 384 s.

3. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 986.

4. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 1886

5. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 1979

6. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 706.

7. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 2056

8. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 908.

9. GAOPI VO. — F. 1. — Op. 1. — D. 1576

10. S'ezd po narodnomu obrazovaniyu // Kom-muna. — 1929. — # 8 (2747). — 11 yanv.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зверков Евгений Андреевич. Доцент кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин. Кандидат исторических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-04.

Савицкий Николай Михайлович. Начальник кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин. Кандидат исторических наук, доцент. Воронежский институт МВД России. E-mail: nmsavitskiy@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-01.

Zverkov Evgeny Andreevich. Associate Professor of the chair of Sociohumanitarian, Economic and Law Disciplines. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-01.

Savitskiy Nikolay Michailovich. Chief of the chair of Sociohumanitarian, Economic and Law Disciplines. Candidate of the Historical Scierces. Associate Professor

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: nmsavitskiy@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-01.

Ключевые слова: СССР, Воронежская губерния, детские дома, подростковая преступность, беспризорность, НЭП.

Key words: USSR, Voronezh province, orphanages, juvenile delinquency, homelessness, NEP. УДК 343.979

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.