Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В 1920-Е ГГ. В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В 1920-Е ГГ. В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / ДЕТКОМИССИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ЖЕНОТДЕЛЫ / SOVIET RUSSIA / YENISEI PROVINCE / PUBLIC SOCIAL CAMPAIGNS / CHILD COMMISSIONS / PUBLIC ORGANIZATIONS / SOCIAL INSPECTIONS / WOMEN'S DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мезит Людмила Эдгаровна

В статье анализируется механизм стимулирования общественных инициатив по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Енисейской губернии в 1920-е годы. Избранный для исследования период представляет интерес с точки зрения формирования государственной системы защиты детей, обусловленной экономическими и идеологическими факторами и спецификой форм материальной помощи общественных организаций детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К середине 1920- х гг. в регионе завершается формирование государственных учреждений и общественных организаций защиты детей. Усилиями государства были созданы специальные детские учреждения - приемники-распределители (временного пребывания), детские дома, «коммуны» и детские «городки». В связи с массовой беспризорностью и сиротством, разнообразные общественные инициативы в сфере помощи детям - от проведения социальных кампаний, до создания общественных организаций (социальные инспекции, деткомиссии, общество «Друг детей» и пр.) - получили широкое распространение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мезит Людмила Эдгаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CHILDREN’S PROTECTION INITIANIVES IN THE 1920 GG. IN YENISEI PROVINCE

The article analyzes the mechanism of stimulating public initiatives to provide assistance to children in difficult situations in the Yenisei province in the 1920s. The period chosen for the study is of interest from the point of view of the formation of the state system of child protection, due to economic and ideological factors and the specifics of the forms of material assistance of public organizations to children who find themselves in difficult life situations. By the mid-1920s the formation of state institutions and public organizations for the protection of children is nearing completion in the region. Through the efforts of the state, special children's institutions have been created - reception centers (temporary stay), orphanages, "communes" and children's "towns". Due to mass homelessness and orphanhood, a variety of public initiatives in the field of helping children - from conducting social campaigns to setting up public organizations (social inspections, children's commissions, the Friend of the Children society, etc.) - have become widespread.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В 1920-Е ГГ. В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ»

УДК 94(47).084.3/4:364.075.2

МЕЗИТ Л.Э.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В 1920-Е ГГ.

В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ

Ключевые слова: Советская Россия, Енисейская губерния, общественные социальные кампании, деткомиссии, общественные организации, социальные инспекции, женотделы.

В статье анализируется механизм стимулирования общественных инициатив по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Енисейской губернии в 1920-е годы. Избранный для исследования период представляет интерес с точки зрения формирования государственной системы защиты детей, обусловленной экономическими и идеологическими факторами и спецификой форм материальной помощи общественных организаций детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К середине 1920- х гг. в регионе завершается формирование государственных учреждений и общественных организаций защиты детей. Усилиями государства были созданы специальные детские учреждения - приемники-распределители (временного пребывания), детские дома, «коммуны» и детские «городки». В связи с массовой беспризорностью и сиротством, разнообразные общественные инициативы в сфере помощи детям - от проведения социальных кампаний, до создания общественных организаций (социальные инспекции, деткомиссии, общество «Друг детей» и пр.) -получили широкое распространение.

MEZIT, L.E.

SOCIAL CHILDREN'S PROTECTION INITIANIVES IN THE 1920 GG. IN YENISEI PROVINCE

Keywords: Soviet Russia, Yenisei province, public social campaigns, child commissions, public organizations, social inspections, women's departments.

The article analyzes the mechanism of stimulating public initiatives to provide assistance to children in difficult situations in the Yenisei province in the 1920s. The period chosen for the study is of interest from the point of view of the formation of the state system of child protection, due to economic and ideological factors and the specifics of the forms of material assistance of public organizations to children who find themselves in difficult life situations. By the mid-1920s the formation of state institutions and public organizations for the protection of children is nearing completion in the region. Through the efforts of the state, special children's institutions have been created - reception centers (temporary stay), orphanages, "communes" and children's "towns". Due to mass homelessness and orphanhood, a variety of public initiatives in the field of helping children - from conducting social campaigns to setting up public organizations (social inspections, children's commissions, the Friend of the Children society, etc.) - have become widespread.

В первые дни существования Советской власти забота о детях была объявлена «непосредственной обязанностью государства». В данной статье представлен анализ деятельности органов исполнительной власти по развитию общественных инициатив на примере борьбы с беспризорностью и сиротством в Енисейской губернии в 1920-е гг. Проблема эффективного взаимодействия органов власти на федеральном, региональном уровнях до сих пор не утратила своей актуальности, а изучение исторического аспекта данного вопроса позволяет выявить модели региональной политики и особенности их реализации в условиях Сибири в различных социально-экономических и политических условиях. Актуальность подобного рода исследований продиктована необходимостью переосмысления ряда сложившихся в науке представлений о совокупности форм и методов социальной работы в период становления советского государства.

В современной историографии специальных работ о социальной политике в Енисейской губернии первой четверти ХХ в., немного. Т.А. Катцина прослеживает изменения в системе социального попечения, показывая роль общественной и частной благотворительности до революции и попытки государственного решения проблем социального обеспечения, как реакции на чрезвычайные обстоятельства войны, разрухи и военного коммунизма [1]. Исследуя государственный опыт по реализации социальной политики в губерниях Восточной Сибири в годы нэпа, И. В. Орлова, отмечает, что «все мероприятия в социальной сфере в 1920-е гг. проводились спонтанно, носили характер антикризисных мер. Поэтому к концу рассматриваемого периода не были решены многие социальные проблемы» [2; 3]. Социальную политику в отношении беспризорных детей в 1920-

1930 гг. анализирует на материалах Енисейской и Иркутской губерний Е.Н. Афанасова [4]. Т.А. Катцина и Л.Е. Мариненко, анализируя организацию социальной помощи в детских домах губернии, акцентируют внимание на влиянии идеологических и научных представлений о причинах беспризорности несовершеннолетних на реализацию государственной социальной политики в 1920-1930 гг., что вполне оправдано, так как социальная политика развивалась в полном соответствии с идеологическими формулами, распространенными во многих индустриальных странах в период модернизации [5]. Т.А. Катцина, Л.Э. Мезит, анализируя общественные социальные кампании, проводившиеся в Енисейской губернии в 1920-егг., показали причины их низкой эффективности и отсутствие конструктивного взаимодействия между частными лицами и органами исполнительной власти на местах [6].

Более позднее установление Советской власти в Сибири обусловило то, что реализация мер социального обеспечения началась в регионе с некоторым отставанием и в тяжелых улсловиях разрухи. В 1920 г. в губернии насчитывалось 12,5 тыс. безработных. Крестьянство, составлявшее 85 % населения, выражало недовольство продразверсткой [7, с.57]. В социальных учреждениях - детских домах, больницах - царила крайне неприглядная картина: теснота и неустроенность помещений, плохое питание, крайний недостаток обуви, одежды, белья, медикаментов, топлива и т.д. В этой ситуации государство было вынуждено искать действенные методы реализации социальной политики. Одним из таких методов стала организация общественных социальных кампаний. Их целью было стимулирование общественных инициатив, привлечение дополнительных финансовых средств. Добровольная помощь со стороны граждан рассматривалась как весьма желательный, но лишь дополнительный фактор. Главная ответственность ложилась на государство.

Большинство проводимых в рамках кампаний мероприятий были заимствованы из опыта работы благотворительных организаций и земств дореволюционного периода («кружечные сборы», подписные листы, отчисление процента от дохода развлекательных учреждений, проведение благотворительных концертов, спектаклей, т. п.).

С другой стороны, сталкиваясь с неспособностью властей решить социальные проблемы, люди часто сами выступали организаторами благотворительных акций, т.е. социальные кампании превращались в повседневность, становились важной формой выражения социальных чувств. Так, в октябре 1920 г. газета «Красноярский рабочий» писала, что в Усть-Ярульской волости Канского уезда крестьянин Тарарынин пожертвовал 28 пудов и 28 фунтов пшеницы и 26 пудов и 26 фунтов ржи на помощь сиротам. Так как в данной волости детского дома не было, волисполком передал данный хлеб в уезд [8].

К числу наиболее частых из проводимых государственных кампаний следует отнести те, которые были связаны с поддержкой материнства и детства. В Енисейской губернии были проведены следующие социальных кампании: «Неделя ребенка» (1920 г.), «День помощи голодающему ребенку» (1921 г.), «Неделя помощи матери и ребенку» (1922, 1923 гг.). Эти кампании проходили, как правило, ежегодно, нередко их приурочивали к общегосударственным праздникам нового советского календаря.

Усилиями государства 1921 г. (в период голода в Европейской части страны) в Красноярске был открыт детский дом для сирот на 200 человек. 26-я стрелковая дивизия организовала два детских дома для 208 ребят [9, Оп. 1. Д. 20. Л. 11]. При проведении «Дня голодающего ребенка», в 1921 г. губернские власти вменили всем государственным и частным организациям однодневные доход и зарплату перечислить в фонд комиссии помощи голодающим детям. Все частные столовые, кафе, чайные и буфеты, лавки были обложены определенным процентом, установленным Губернской комиссией помощи голодающему ребенку; организовывался сбор вещей и продуктов. Из собранных 5 008 000 рублей, наибольший доход (87,73 %) принес аукцион американских вещей [10, Оп. 1. Д. 242. Л.1, 1об]; все средства от которого направлялись в фонд помощи голодающим детям. Только что созданная губернская комсомольская организация выступила с инициативой отчисления в фонд помощи голодающего ребенка 5 % пайка штатными комсомольскими работниками или

84

3 % заработной платы и 15 % от поступлений в кассы взаимопомощи [7, с. 59]. Комсомольцы Даурского района поставили спектакль и установили плату для входа - миска пшеницы и две миски овса. Обойдя окрестные села со своим спектаклем, они собрали 37 пудов зерна и передали его в фонд голодающих [7, с. 60].

В целях укрепления материальной базы детских домов, в 1923 г. «Неделя по охране материнства и детства» в губернии была приурочена к Международному женскому дню и проводилась с 8 по 15 марта. Инициатива проведения данной недели принадлежала отделу здравоохранения. Для успешного ее проведения была создана комиссия. Она включала представителей партийных, профсоюзных организаций, женотдела и подотдела охраны материнства губздравотдела. В ходе кампании были выпущены тематические стенгазеты, проведены сбор денежных средств путем «кружечного сбора» по квартирам, собраны отчисление от спектаклей, организованных самодеятельными артистами, организована санитарная уборка детских домов. В ходе кампании комиссия вела учет поступающих средств и затем распределила их среди детских домов губернии [12, Оп. 1. Д. 378. Л. 7, 7 об.]. Стимулирование общественной инициативы в области охраны детства с середины 1920-х гг. Стало неотъемлемой частью государственной «детской» политики.

Кроме общественных социальных кампаний, Наркоматы социального обеспечения, образования, здравоохранения стремились создать целостную систему учреждений по борьбе с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних, обеспечению детей питанием, медицинской помощью и т.п.

27 январе 1921 г. для координации деятельности всех участвующих в ликвидации преступности, беспризорности несовершеннолетних, при ВЦИК РСФСР была учреждена Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). В ее состав вошли представители профсоюзов, наркоматов просвещения и рабоче-крестьянской инспекции, здравоохранения, комсомола, женотдела и Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией. При этом непосредственно она находилась в ведении Наркомпроса. Подобное государственное строительство свидетельствовало, что ведомственное распределение полномочий между наркоматами еще не завершилось и поэтому известное дублирование функций было неизбежным.

В Енисейской губернии Деткомиссия была создана после освобождения губернии от колчаковщины, но до середины 1920-х гг. работа данных комиссий в Красноярском, Минусинском, Ачинском уездах оказалась неэффективной. Еще в 5 районах губернии -Сухобузимском, Енисейском, Пировском, Казачинском, Больше-Муртинском - комиссии о делах несовершеннолетних удалось создать только в 1928 году. Причин было несколько: с переходом к новой экономической политике произошло сокращение штатов и бюджетов комиссий, не было воспитателей обследователей и людей, имевших опыт работы по социальному воспитанию. Делопроизводство в данных комиссиях велось неудовлетворительно: не было реестров дел, в делах отсутствовали решения, вынесенные комиссией и пр. [13, Оп.1. Д.110. Л.12; Д.229. Л.Л.8-10]. Сложно оказалось найти инициативных, ответственных людей для данных комиссий.

Усилиями государства в исследуемый период были созданы специальные детские учреждения - приемники-распределители (временного пребывания), детские дома, «коммуны» и детские «городки». Детские дома были рассчитаны на детей до 12-14 лет. Трудовые коммуны принимали подростков старших возрастов. Детские городки представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями.

Кроме органов государственной власти комиссии о делах несовершеннолетних широко развивали общественную инициативу по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних, опираясь на женотделы, комсомольские и профсоюзные организации губернии. Это стало возможно благодаря тому, что за период общественных социальных кампаний проявились неравнодушные, инициативные люди, заинтересованные в оказании помощи власти в

решении проблемы обездоленных ребят. Сами массовые организации действовали в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти.

При дефиците ресурсов для исполнения государственной политики в отношении детей, Наркоматы образования, социального обеспечения, здравоохранения были заинтересованы в стимулировании новых общественных инициатив. Так важную роль в деле выявления беспризорников играли детские социальные инспекции, созданные в феврале 1922 г. при Отделах правовой защиты несовершеннолетних при Наркомпросе. В обязанности социальных инспекторов (братьев и сестер социальной помощи) входило дежурство в общественных местах, посещение мест работы несовершеннолетних, инспектирование семей и учреждений, где допускались злоупотребления, нарушались права ребенка. Осуществлялось наблюдение за трактирами, пивными, притонами, с целью не допустить туда детей.

Социальные инспекторы проводили облавы на беспризорников, несли дежурства в местах скопления подопечного контингента, направляли выявленных детей в приемные пункты. Задача непосредственного изъятия беспризорных детей с улицы и размещения их в соответствующие детские учреждения возлагалась на Енисейский губернский отдел народного образования, позднее, в связи с административно-территориальными преобразованиями, - окружные и областные отделы народного образования.

В конце 1923 г. по инициативе Московской губернской комиссии по улучшению жизни детей стали возникать группы «друзья детей». объединявшие добровольных помощников Деткомиссии. Уже в декабре 1923 г. инициативу москвичей подержали жители Ростова-на-Дону. Затем местные общества «Друг детей» (ОДД) были образованы по всей России. Они собирали средства для организации детских домов, яслей, школ, организовывали митинги, лекции, выставки по проблемам охраны детства, устраивали беспризорных детей и подростков в школу и на работу. Позже стали возникать группы юных друзей ОДД. [14, с.95].

В Красноярске Устав ОДД под №13 29 октября 1924 г. был зарегистрирован в административном отделе губисполкома [12, Оп.1. Д.229. Л. 106]. Согласно Уставу, в члены общества могли вступать все граждане, независимо от их пола, национальности, достижения совершеннолетия и не ограниченные в правах по суду. Общество пользовалось всеми правами юридического лица, имело свою печать с изображением не ней своего наименования. Делами общества управлял съезд делегатов, созываемый один раз в год. Нормы представительства на съезд - 1 делегат от 300 членов. Для постоянной работы избиралось Правление в составе 10 человек. Помимо этого, в состав Правления с правом решающего голоса входили представители от губернского комитета РКП(б), губженотдела, губкома РКСМ. Для ведения текущей работы пленум избирал Президиум из 4 человек: председателя, секретаря, и двух членов. Все члены правления, кроме секретаря, выполняли свою работу бесплатно, секретарь оплачивался по ставкам, установленным ЦК. Общество накапливало средства путем вступительных взносов, добровольных пожертвований и поступлений от устраиваемых вечеров, спектаклей, базаров, открываемых обществом предприятий. Вступительный взнос составлял 10 копеек и ежемесячный взнос - 5 копеек с человека.

Каждый член общества должен был проявлять активностью, что являлось одним из обязательных условий членства. В этой связи, он должен был по своему выбору войти в одну из следующих секций: а) секция опеки; б) секция содействия бедноте; в) секция культурно-просветительская; г) секция материально-финансовая; д) секция здравоохранения. Секция возглавлялась одним из членов Правления по выбору президиума и всю свою работу согласовывала с соответствующими профильными советскими учреждениями, партийными и профсоюзными организациями.

Функции каждой секции, в общих чертах, сводились к следующему. Секция опеки выявляла лиц, подлежавших опеке, оказывала практическую помощь опекунам в деле выполнения ими обязанностей. Через Наркомат образования она осуществляла патронирование, выявляла лиц, которых можно привлечь к патронированию. Секция содействия бедноте выполняла работу осведомительного характера, наблюдала жизнь ребенка на улице, в семье. Культурно-просветительская секция организовывала концерты, беседы,

86

доклады в агитационно- пропагандистских целях. Она создавала клубы, библиотеки и вовлекала в них детей. Материально-финансовая секция, по заданиям Правления, проводила вечера, спектакли, концерты, организовывала предприятия и артели, накапливая таким образом средства для деятельности общества. Секция здравоохранения вела наблюдение за санитарно- гигиеническими условиями жизни детей и оказывала им посильную бесплатную медицинскую помощь [15, Оп.1. Д.25. л.л.1-1об.].

Однако до середины 1925 г. никакой работы вновь созданной в Красноярске организацией по существу не велось. Только 5 июня 1925 г. была наконец созвана городская конференция ОДД в количестве 67 человек, которая избрала Правление, а пленум избрал Президиум, ревизионную комиссию, т.е. завершил формирование управленческого аппарата общества, отметив, что основной его задачей является мобилизация общественных сил и создание материальной базы для борьбы с беспризорностью и сиротством.

На 15 июля 1926 г. в ОДД Енисейской губернии числилось 26 ячеек с 904 членами. На наш взгляд, наличность «мертвых душ» в данном случае очевидна, так как никакой переписи членов общества не производилось. Учет поступления членских взносов также не велся, пожертвований в пользу общества не было.

Таблица 1.

Список ячеек общества «Друг детей» и количество членов в них в 1926 г. в Енисейской губернии [15; Оп.1. Д.25. Л.3].

ячейки общества Количество членов(чел)

Губернская женская гимназия 43

Хлебопродукты 29

Педтехникум 23

Школа при пед.техникуме 13

Газета «Красноярский рабочий» 18

Приемный покой 26

Енсоюз 13

Станция Красноярск 69

Енгосторг 56

Станцилнный буфет 48

Губсуд и прокуратура 55 чел., но 35 чел. не внесли вступительный взнос

Госспирт 23

От М.Х. 76

Прайком женотдела 91

крайОНО 23

Гормилиция 10

УОНО 39

Военный трибунал 11 не внесли вступ. взнос

Йинотдел 40

Бани №5 3

И.Т.Д. 1

ОкрОНО 24

Материальные службы 24

Ж/д охрана 16

Местком окрпрос 35

Местный рабкрин №3 55

Итого 904 чел.

Наибольшее число участников было среди работников окружного ОНО, женотделов, работников железной дороги и пр. Вступление в общество в некоторых случаях было «добровольно-принудительным» (например, в воинских частях, на многих предприятиях и в

некоторых государственных учреждениях). В связи с этим, а также с тем, что основное число обществ было сконцентрировано в городах, в их состав входили главным образом рабочие и служащие [15; Оп.1. Д.25. Л.3]. Неоднократно предпринимались также попытки вовлечения в общество «Друг детей» крестьян, но в желаемом масштабе сделать это не удалось. Не все подавшие заявление о вступлении в члены ОДД вносили вступительный и членские взносы, что доказывало, что само решение, вероятно, не было самостоятельным и добровольным.

Бессистемность делопроизводства объяснялась загруженностью членов правления работою и безынициативностью рядовых членов. Устав допускал содержание платного секретаря общества, но из-за ограниченности средств секретарская работа членами правления осуществлялась безвозмездно и небрежно, как правило, в свободное время. Культурная работа Красноярского ОДД проводилась через дежурство членов в доме беспризорника, в Юдинском саду, где была оборудована детская площадка для 13 000 «дето/дней», был оборудован зимний каток, производилось частное патронирование. Недостаток материальных средств заставил усилить работу по организации небольших буфетов в театре, кинематографе, которые начали функционировать с 1925 года. На момент обследования Деткомиссией в распоряжении Красноярского общества «Друг детей» числились следующие предприятия: лавка на даче за монастырем; колониальный магазин на Советской улице; буфет в Патеграфе, лавка на берегу Енисея у плокшаута; буфет в клубе К.Либкнехта. В целях занятия беспризорников трудом весной была организована сельскохозяйственная артель беспризорных, которая должна была проводить работы по огородничеству при садовой артели «Культура». Для руководства работой беспризорных была образована тройка, в которую вошел представитель артели Иванов. В свою очередь, педагогический техникум выделил курсанта Логинова, который наблюдал за беспризорниками (вел культурную работу, следил за питанием). Предполагалось в артель объединить 15-20 человек беспризорников, но фактически в ней оказалось всего 3-4 человека. Члены Деткомисии, проводившие обследование общества, признали его работу неудовлетворительной. Было предложено для активизации работы созвать очередную конференцию провести перевыборы Президиума ОДД. В итоге, 26 мая 1926 г. конференцией был избран новый Президиум и Правление общества «Друг детей» в составе 11 человек и Президиум в составе 4 человек [15, Оп.1. Д.25. Л.15-17об, 22].

Члены общества «Друг детей» призваны были делать все возможное для оказания помощи беспризорным и безнадзорным детям: организовывали столовые, выдачу одежды, обуви и денежных пособий, содержание приемников, детских домов, коммун, колоний, мастерских, площадок для беспризорных и полу-беспризорных, безнадзорных детей, общежитий и ночлежек. Так же общество устраивало беспризорных детей на работу, оказывало денежную помощь отделам народного образования и т.д. Поддерживать существование данных организаций было не просто. Основным доходом этих организаций были членские взносы (5-10 копеек) и коммерческая деятельность (организация мероприятий). Помощь ОДД оказывали местные органы власти, предоставляя им право на различные благотворительные сборы.

Самодеятельность первичных организаций ОДД в Енисейской губернии не развилась не только из-за финансовых трудностей, но и из-за отсутствия инициативных организаторов, способных увлечь людей заботой о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Все это сказывалось на общих результатах работы. В феврале 1926 г. Деткомиссия проверила работу регионального общества «Друг детей» и установила нецелевое использование скудных средств, поступивших на счета общества. Значительная их часть использовалась на содержание собственно аппарата общества, а не на укрепление материальной базы детдомов, приобретение одежды сиротам и т.п. Как следствие, Президиум общества был распущен, на ряд его членов были заведены уголовные дела. В сентябре 1926 г. была собрана конференция и проведены выборы в состав нового Президиума ОДД, но и он вести работу оказался не в состоянии из-за безынициативности и отсутствия необходимых материальных средств. Большинство ячеек общества ограничивались сбором членских взносов. Никакого руководства ими Президиум не осуществлял [15, Оп.1. Д.26. Л.17-17об].

88

В апреле 1927 г. были проведены очередные перевыборы и вновь развернулась работа по обследованию детей и детских учреждений для сирот и беспризорных. Для общества, которое накопило 200 рублей, были составлены смета, план первоочередных мероприятий. Вместе с тем, деятельность ОДД была осложнена дефицитом материальных и финансовых средств и несистематическим их поступлением. Президиум общества стремился возобновить благотворительные лотереи, кружечные сборы и пр. мероприятия по привлечению средств и внимания общественности к проблемам беспризорности, усилить взаимодействие с женотделами и ВЛКСМ по изысканию средств на строительство колонии для беспризорников им. Щетинкина [17, Оп.1. Д.56. Л.Л. 9об.-10].

В 1930 г. по инициативе Н.К. Крупской было создано Всероссийское общество «Друг детей». Учреждение и задачи общества регламентировались специальным постановлением ЦК ВКП(б) о «Создании массовой пролетарской общественной организации вокруг практических задач коммунистического воспитания» от 21 мая 1930 г., а также постановлением ВЦИК и СНК об объединении местных организаций во Всероссийское общество «Друг детей» от 23 августа 1930 года. Общество стало издавать ежемесячный журнал «Друг детей» (1925-1933). В конечном счете, изначально общественная инициатива была трансформирована в часть государственной политики. Отныне даже состав ОДД контролировался советскими органами. Ответственные работники проходили подготовку на специальных курсах, организуемых ЦК ВКП(б).

Таким образом, взаимоотношение государства и общества в деле защиты детей в 1920-е гг. были противоречивыми. В связи с массовой беспризорностью и сиротством, разнообразные общественные инициативы в сфере помощи детям - от проведения социальных кампаний, до создания общественных организаций (социальные инспекции, деткомиссии, общество «Друг детей» и пр.) - получили широкое распространение. Однако следует отметить, что общественная помощь преимущественно выражалась в изыскании средств для детских учреждений и носила добровольно-принудительный характер.

Стимулирование общественных инициатив в области охраны детства к середине 1920-х гг. стало неотъемлемой частью государственной «детской» политики. Государство вынуждено было переложить львиную долю взятых на себя обязательств в деле защиты детей на общественные организации, которые призваны были реализовывать государственную политику в отношении детей. Постепенно они теряли черты самодеятельности в работе, что привело к концу исследуемого периода к их огосударствлению.

Литература и источники

1. Катцина Т.А. Социальное попечение в первой четверти XX века (на материалах Енисейской губернии) // Журнал исследований социальной политики. - 2005. - Т. 3. - №2. - С. 259-268.

2. Орлова И.В. Основные черты социальной политики в годы нэпа // 1917 год в российской и мировой истории. Материалы международной научной конференции (Красноярск, 14-15 ноября 2007 г.). - Красноярск, 2007. - С.373-378.

3. Орлова И.В. Социальные проблемы нэпа: пути их решения в Иркутской и Енисейской губерниях. - Иркутск: изд-во Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, 2009.

4. Афанасова Е.Н. Детская беспризорность в Восточной Сибири в 1920-1930-х гг. Опыт реализации государственной политики в сфере социальной защиты детства. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

5. Катцина Т.А., Мариненко Л.Е. Смена модели и практик решения проблемы детской беспризорности в первой четверти XX века (по материалам Енисейской губернии)// Genesis: исторические исследования. - 2016. - №6. - С.9-19.

6. Катцина Т.А., Мезит Л.Э. Общественные кампании как способ решения социальных проблем в пореволюционные годы в Енисейской губернии// Вестник Томского государственного университета. История. - 2018. - №51. - С.54-60.

7. Славное сорокалетие: из истории Красноярской партийной организации (1917-1957гг.) / глав. ред. В.П. Сафронов. -Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1957. - 446 с.

8. Красноярский рабочий. - 1920. - 10 декабря

9. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-8: Енисейский губернский комитет РЛКСМ.

10. ГАКК. Ф. П-1: Енисейский губернский комитет РКП(б).

11. Катцина Т.А., Крылов И.И., Пашина Н.В., Мезит Л.Э. Становление советского здравоохранения в Российской провинции в 1920-е гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2017. - № 25(1). - С.41-45.

12. ГАКК. Ф.Р-12: Енисейский губернский суд.

13. ГАКК Ф.Р-4: Народный суд 18 участка Енисейского судебного округа.

14. Смирнова Т.М. Дети страны Советов. От государственной политики к реалиям повседневной жизни 1917-1940 гг. - М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - С.95.

15. ГАКК. Ф.Р-384: Рабоче-крестьянская инспекция Красноярского окрисполкома.

16. ТевлинаВ.В. Система социальной помощи населению в период формирования советского государства (1918-1930-е гг.) // Благотворительность в истории России. Новые документы и исследования / ред. Л.А. Булгакова. - СПб.: Нестор-История, 2008. - С. 397-414.

17. ГАКК Ф.П-10: Красноярский ОК ВКП(б).

References and Sources

1. Katcina T.A. Social'noe popechenie v pervoj chetverti XX veka (na materialah Enisejskoj gubernii) // ZHurnal issledovanij social'noj politiki. - 2005. - T. 3. - №2. - S. 259-268.

2. Orlova I.V. Osnovnye cherty social'noj politiki v gody nepa // 1917 god v rossijskoj i mirovoj istorii. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Krasnoyarsk, 14-15 noyabrya 2007 g.). - Krasnoyarsk, 2007. - S.373-378.

3. Orlova I.V. Social'nye problemy nepa: puti ih resheniya v Irkutskoj i Enisejskoj guberniyah. - Irkutsk: izd-vo Irkutskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii, 2009.

4. Afanasova E.N. Detskaya besprizornost' v Vostochnoj Sibiri v 1920-1930-h gg. Opyt realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere social'noj zashchity detstva. Germaniya: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

5. Katcina T.A., Marinenko L.E. Smena modeli i praktik resheniya problemy detskoj besprizornosti v pervoj chetverti XX veka (po materialam Enisejskoj gubernii)// Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2016. - №6. - S.9-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Katcina T.A., Mezit L.E. Obshchestvennye kampanii kak sposob resheniya social'nyh problem v porevolyucionnye gody v Enisejskoj gubernii// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. - 2018. - .№51. - S.54-60.

7. Slavnoe sorokaletie: iz istorii Krasnoyarskoj partijnoj organizacii (1917-1957gg.) / glav. red. V.P. Safronov. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1957. - 446 s.

8. Krasnoyarskij rabochij. - 1920. - 10 dekabrya

9. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F. P-8: Enisejskij gubernskij komitet RLKSM.

10. GAKK. F. P-1: Enisejskij gubernskij komitet RKP(b).

11. Katcina T.A., Krylov I.I., Pashina N.V., Mezit L.E. Stanovlenie sovetskogo zdravoohraneniya v Rossijskoj provincii v 1920-e gg. // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2017. - № 25(1). - S.41-45.

12. GAKK. F.R-12: Enisejskij gubernskij sud.

13. GAKK F.R-4: Narodnyj sud 18 uchastka Enisejskogo sudebnogo okruga.

14. Smirnova T.M. Deti strany Sovetov. Ot gosudarstvennoj politiki k realiyam povsednevnoj zhizni 1917-1940 gg. - M.-SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2015. - S.95.

15. GAKK. F.R-384: Raboche-krest'yanskaya inspekciya Krasnoyarskogo okrispolkoma.

16. Tevlina V.V. Sistema social'noj pomoshchi naseleniyu v period formirovaniya sovetskogo gosudarstva (1918-1930-e gg.) // Blagotvoritel'nost' v istorii Rossii. Novye dokumenty i issledovaniya / red. L.A. Bulgakova. - SPb.: Nestor-Istoriya, 2008. - S. 397-414.

17. GAKK F.P-10: Krasnoyarskij OK VKP(b).

МЕЗИТ ЛЮДМИЛА ЭДГАРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

MEZIT, LUDMILA E. - PhD in History, Associate Professor Faculty of History, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev's (l.mezit@mail.ru).

УДК 94(47).084.6:325.111

КРАВЧЕНКО И.Н., ТУФАНОВ Е.В. К ВОПРОСУ ОБ УРБАНИЗАЦИИ В СССР В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

Ключевые слова: урбанизация, индустриализация, модернизация, государственный аппарат, партия, образ жизни, повседневность, СССР, города, горожане, социальный состав, коммунальное хозяйство.

В статье освещен начальный этап стремительной урбанизации в 1926-1936 гг., связанный с процессами модернизации и индустриализации советского общества. Показано, что в это время страна по составу населения была преимущественно крестьянской. В 20-е годы XX века в городах насчитывалось немногим более 26 млн. человек, т.е. примерно 18 % жителей страны. Решающую роль в возникновении новых и преобразовании прежних городов сыграла социалистическая индустриализация. Именно она обусловила высокие темпы и огромные масштабы урбанизации. Авторы освещают, прежде всего, социальные аспекты урбанизации и индустриализации, одним из которых стало формирование нового образа жизни в социалистических городах. Показано, что новый советский город рассматривался как социальный организм, своими корнями связанный с революционным переустройством общества, с процессом становления социалистической культуры. В этой связи поддерживалась и развивалась идея обобществления быта, призванная освободить миллионы рабочих рук для творческих занятий, укрепить начала коллективизма в повседневной жизни. Фиксируя большие масштабы изменений, авторы не преувеличивают достижений того времени, отмечают, что слишком много еще стояло перед страной нерешенных проблем, и среди них по-прежнему одна из наиболее острых - жилищная.

KRAVCHENKO, I.N., TUFANOV, E.V. TO THE QUESTION OF URBANIZATION IN THE USSR IN THE YEARS OF THE FIRST FIVE-YEARS

Keywords: urbanization, industrialization, modernization, state apparatus, party, lifestyle, everyday life, USSR, cities, citizens, social composition, utilities.

The article highlights the initial stage of rapid urbanization in 1926-1936 associated with the processes of modernization and industrialization of Soviet society. It is shown that at this time, the country in terms of population was predominantly peasant. In the 1920s, there were just over 26 million people in cities, i.e. approximately 18% of the country's population.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.