Научная статья на тему 'Политико-правовые учения Никколо Макиавелли'

Политико-правовые учения Никколо Макиавелли Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8783
1283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ / ГОСУДАРЬ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / МЫСЛИТЕЛЬ / ПОЛИТИКА / ПРАВО / NICCOLò MACHIAVELLI / SOVEREIGN / RENAISSANCE / STATE / THINKER / POLITICS / LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кильметова Рената Рафиковна

Один из самых известных мыслителей эпохи Возрождения Никколо Макиавелли имеет двойственную репутацию, с одной стороны, его можно привести в качестве примера того, как следует управлять государством, а с другой, назвать циничным политиком, допускавшим, в случае необходимости, переступать через границы морали и применять любые средства ради достижения своей цели. Макиавелли выступает против феодальной раздробленности, тормозившей развитие промышленности и торговли, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхваляет все, что содействует росту, укреплению и расширению границ государства, до конца жизни оставаясь профессионалом в области политики, несмотря на то, что часто подвергался критике со стороны за свои идеи и взгляды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES OF NICCOLO MACHIAVELLI

One of the most famous thinkers of the Renaissance, Niccolò Machiavelli, has ambivalent reputation, on the one hand, he can be cited as an example of how the state should be managed, and on the other hand, he can be called a cynical politician who might, if necessary, overstep morality boundaries and use any means to achieve his goals. Machiavelli opposed feudal fragmentation, which hampered the development of industry and commerce; he was for the creation of a single political organization. He hated everything weakening the state and destroying its integrity. He praised everything that contributed to the growth of the state, strengthening its unity, expanding its borders. Until the end of his life Machiavelli remained a professional in the field of politics, despite the fact that he was often criticized for his ideas and views.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые учения Никколо Макиавелли»

6. Rayanov F.M. Teoriya pravovogo gosudarstva v Rossii: sostoyanie, puti osmysleniya (Theory of the rule-of-law state in Russia: status, ways of understanding), Lex Russica, 2015, V. 105, No. 8, pp. 14-25.

7. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik (Theory of State and Law: Textbook), Pod red. F.M. Ra-yanova. Ufa, RIC BashGU, 2010.

8. Rayanov F.M. Aktual'nyye problemy teorii i praktiki pravovogo gosudarstva (Actual problems of theory and practice of the rule-of-law state), Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika, 2010, No. 1 (19), pp. 3-8.

Дата поступления: 15.11.2018 Received: 15.11.2018

УДК 340.1+34(091)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

КИЛЬМЕТОВА Рената Рафиковна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагу-рова», г. Владикавказ, Россия. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru

Один из самых известных мыслителей эпохи Возрождения Никколо Макиавелли имеет двойственную репутацию, с одной стороны, его можно привести в качестве примера того, как следует управлять государством, а с другой, назвать циничным политиком, допускавшим, в случае необходимости, переступать через границы морали и применять любые средства ради достижения своей цели. Макиавелли выступает против феодальной раздробленности, тормозившей развитие промышленности и торговли, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхваляет все, что содействует росту, укреплению и расширению границ государства, до конца жизни оставаясь профессионалом в области политики, несмотря на то, что часто подвергался критике со стороны за свои идеи и взгляды.

Ключевые слова: Никколо Макиавелли, Государь, эпоха Возрождения, государство, мыслитель, политика, право.

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES OF NICCOLO MACHIAVELLI

KILMETOVA Renata Rafikovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru

One of the most famous thinkers of the Renaissance, Niccolo Machiavelli, has ambivalent reputation, on the one hand, he can be cited as an example of how the state should be managed, and on the other hand, he can be called a cynical politician who might, if necessary, overstep morality boundaries and use any means to achieve his goals. Machiavelli opposed feudal fragmentation, which hampered the development of industry and commerce; he was for the creation of a single political organization. He hated everything weakening the state and destroying its integrity. He praised everything that contributed to the growth of the state, strengthening its unity, expanding its borders. Until the end of his life Machiavelli remained a professional in the field of politics, despite the fact that he was often criticized for his ideas and views.

Key words: Niccolô Machiavelli, Sovereign, Renaissance, state, thinker, politics, law.

Никколо Макиавелли (1469-1527) один из крупнейших политических мыслителей эпохи Возрождения [1, с. 86], является итальянским мыслителем, писателем, философом, политическим деятелем, который имеет двойственную репутацию. С одной стороны, его можно привести в качестве примера того, как следует управлять государством, а с другой, назвать циничным политиком, допускавшим в случае необходимости, переступать через границы морали и применять любые средства ради достижения своей цели. Он родился в деревне Сан-Кашано, вблизи города-государства Флоренция. Еще в детстве он мечтал стать политиком и принимать активное участие в управлении государством. Его отец Бернардо ди Никколо Макиавелли был юристом, мать - Бартоломмея ди Стефано Нели. Семья будущего политического деятеля, имея финансовые проблемы, не смогла позволить ему пройти университетский курс, однако родители обеспечили своему сыну приличное классическое образование. Позже, вспоминая детство, Макиавелли скажет: «Я родился и познал тяготы нужды прежде, чем радость жизни». Но даже в эти тяжелые годы он не отступал от своей мечты и цели, его упорный труд и самообразование давали свои плоды и вскоре Никколо начал изучать юридическую и коммерческую науки, а уже в возрасте 29 лет, был избран на должность секретаря второй канцелярии Сеньории. Именно с этой работы началась его политическая жизнь. Добиться высокого уровня в какой-либо сфере деятельности очень трудно, но удержать ту планку, не давая ей упасть, значительно сложнее. Макиавелли до конца жизни оставался профессионалом в области политики, несмотря на то, что часто подвергался критике со стороны за свои идеи и взгляды.

Самым известным произведением, в котором показано его видение идеального государства, а также отношение к политике и праву является «Государь». Этому произведению суждена беспримерная и почти всегда скандальная слава. Оно посвящено построению такого государства и общества, а также формированию такого государя, которые оказались бы способными вывести народ из социально экономического и политического кризиса, хаоса, отсталости и рутины. В «Государе» автор набрасывал контуры будущей Италии сильной, мощной, процветающей, свободной и справедливой. В определенном отношении «Государь» утопия. Однако Макиавелли не поддается иллюзии, он не пытается выдать мечту за реальность. Политика не отделяется у Макиавелли от морали, она полностью ее поглощает [2, с. 3].

Государство Макиавелли рассматривал как организацию, опирающуюся на страхе или любви подданных к правительству. Основной целью его существования является обеспечение безопасности личности и неприкосновенности граждан. Принцепс - глава государства, при осуществлении своих функций не должен принимать во внимание нормы морали. Он может не держать свое слово, если это вредит интересам государства. В начале управления государством следует проявлять жестокость к подданным. Такое отношение формирует у них страх, а последний в свою очередь, порождает уважение к государю. Глава государства, для осуществления своих функций так же должен уподобляться природе человека и животного: «быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню».

Макиавелли большое внимание уделял взаимоотношению государства с народом. Он старался удовлетворить классовые потребности народа, обеспечив их мирной жизнью, и интересы солдат путем личных качеств самого правителя: воинственности и жестокости. Макиавелли считал, что государь должен опасаться двух вещей: во-первых, подданных, так как могут начаться заговоры, для предотвращения этого он должен был своими действиями не задевать их честь и не присваивать имущество, а во-вторых, иноземных захватчиков. Макиавелли выделял три правильные формы правления: монархию, олигархию, республику. Он четко выделял достоинства и недостатки каждого из них, но все же придерживался больше республиканской формы правления, а единовластие, по его мнению, служит переходным этапом к народному правлению. Большое значение уделялось также праву, он рассматривал его как средство достижения целей государств. Для существования государства наряду с сильной армией необходимо иметь законодательную базу, которая обеспечит стабильно устройство

общества. Сами государи должны были стать олицетворением служения закону, а хорошо организованное войско поддерживать исполнение законов. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной». Во все времена религия являлась мощным инструментом государственной власти, способным управлять обществом, воздействуя на сознание людей, поэтому неудивительно, что и Макиавелли использовал ее для создания армии, руководства подданными и укрепления государства в целом. Он поощрял деятельность церквей, которая учила людей прославлению и защите отечества.

Макиавелли подразделяет государства на республики и княжества. Последние бывают наследственными или новыми [3, с. 220]. Республика считается лучшей формой государственного строя, поскольку она более приспособлена к различным обстоятельствам времени, более всего способствует росту народного благосостояния [4, с. 105]. Политико-правовые рассуждения Макиавелли опирались на опыт Древнеримских государственных деятелей, историков и были свободны от теологии. Не малую роль в этом сыграло и то, что в его семье было свободное отношение к религии и церкви. Также следует учитывать: в университетах того времени преподавалась схоластика, следовательно, получение классического образования существенно отразилось на формировании его теологических взглядов. Анализируя закономерности общественного развития, Макиавелли отмечает влияние климата на нравы людей, смену государственных форм и причины, порождающие эту смену. Прошлое может предостеречь от ошибок в будущем - такой вывод делает мыслитель. Макиавелли выступает против феодальной раздробленности, тормозившей развитие промышленности и торговли, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхваляет все, что содействует росту государства, укреплению его единства, расширению его границ. Он обрушивается на светских и духовных феодалов, мешающих величию государства и благоденствию остального населения. Дворяне - «заклятый враг всякой гражданственности», «честолюбивые бездельники», считает Макиавелли. С ненавистью говорит он и о папской власти, мешающей объединению Италии [4, с. 104].

Наука до сих пор не дала твердую оценку творчеству Никколо Макиавелли. Многие критикуют его за аморализм, другие, наоборот, восхваляют за реализм. Однако одно остается неизменным: его произведения являются памятниками культуры, которые описывают социально-политическую картину эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой.

Библиографические ссылки

1. История политических и правовых учений : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Амаглобелли и др.; под ред. Н.В.Михайловой, А.А.Опалевой, А.Ю.Олимпиева. М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Макиавелли Н. Государь / пер. с итал. М. : Современный гуманитарный институт, 2000.

3. Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений (краткий курс). Т. 1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2011.

4. История политических и правовых учений : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов и др. ; под ред. В.П. Малахова,

H.В. Михайловой. 4-е изд. перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

References

I. Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy (History of political and legal doctrines), ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Yurisprudentsiya».

N.D. Amaglobelli i dr, pod red. N.V.Mikhaylovoy, A.A.Opalevoy, A.YU.Olimpiyeva. Moscow, YUNITI-DANA, 2015.

2. Makiavelli N. Gosudar' (Sovereign), per. s ital. Moscow, Sovremennyy gumanitarnyy institut, 2000.

3. Kravtsov N.A. Lektsii po istorii politicheskikh i pravovykh ucheniy (kratkiy kurs). T. 1. Drevniy vostok, Antichnost', Srednevekov'ye, Vozrozhdeniye, Novoye vremya (Lectures on the history of political and legal doctrines (short course). V.1. Ancient East, Antiquity, Middle Ages, Renaissance, Modern Age). Rostov-na-Donu: Izd-vo YUFU, 2011.

Дата поступления: 20.10.2018 Received: 20.10.2018

УДК 340.1+34(091)

ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

КЛИМЕНКО Оксана Алексеевна

сотрудник факультета подготовки следователей Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова, г. Орел, Россия. E-mail: oksikgol@mail.ru

МАКОВ Борис Васильевич

советник юстиции, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры РФ, кандидат философских наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: makovbv65@mail.ru

Понятие «суверенитет», синтезирующее понятия суверенитета государства и суверенитета народа, не является абстракцией, а обладает конкретным содержанием. Теоретически и методологически не оправдано проводимое апологетами глобализации контрадикторное противопоставление суверенитета государства и суверенитета народа, посредством которого пытаются обосновать вывод о сохранении суверенитета народа при частичном отчуждении государственного суверенитета или его «компетенций». Такого рода «дуали-зация» понятия суверенитета заключает в себе угрозу безопасности правового государства, общества и личности.

THE CONCEPT OF SOVEREIGNTY IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF ENSURING THE SECURITY OF THE RULE-OF-LAW STATE AND SOCIETY

KLIMENKO Oksana Alekseyevna

Member of the Investigators Training Faculty of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Luky-anov, Orel, Russia. E-mail: oksikgol@mail.ru

MAKOV Boris Vasilyevich

Counselor of Justice, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, St. Petersburg, Russia. E-mail: makovbv65@mail.ru

The universal concept of sovereignty, synthesizing the concept of sovereignty of state and sovereignty of people is not an abstraction, but it has a specific content. It is not justified theoretically and methodologically to place state sovereignty in a contradictory opposition to sovereignty of people, which has been making by modern apologists of globalization; they are trying through it to substantiate the conclusion of preserving sovereignty of people with partial alienation of state sovereignty or its "competencies". This kind of "dualization" of the concept of sovereignty implies a threat to the security of the rule-of-law state, society and the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.