УДК 323. 22/. 27
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ И СКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ ТЕОРИИ
Э. Э. ШУЛЬЦ
Нижегородский государственный
университет
им. Н. И. Лобачевского
e-mail: nuapl@yandex. ru
В статье рассматривается вклад Н. Макиавелли в изучение проблем радикальных форм социального протеста. С одной стороны, итальянскому мыслителю приписываются слова и выводы, которых он не делал, с другой - упускается исследователями тот вклад, который Макиавелли внес в основу изучения нескольких направлений исследований социального протеста.
Ключевые слова: Макиавелли, социальный протест, теория революции, психология бунта.
О Никколо Макиавелли (другое написание - Макьявелли, Niccolo Machiavelli) много написано, но еще больше - не написано. В этой статье мы затронем ряд вопросов, которые обычно проходятся вскользь исследователями, а именно: изучение Никколо Макиавелли проблем социального протеста, актуальность изучения которого становится все более актуальным в свете событий в странах бывшего СССР, Северной Африки и Ближнего Востока в последнее десятилетие.
После «Политики» Аристотеля исследовательская мысль о бунтах и общественных смутах надолго затихла. Средневековых мыслителей больше привлекали вопросы богословия, схоластики и морали, интерес к политике и изучению общества возобновился только через 17 веков после Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), и этот интерес был связан с двумя именами в истории: итальянского политика и писателя Никколо Макиавелли (1469-1527) и английского мыслителя, создателя «Утопии» (идеального государства, первого после Платона) Томаса Мора (1478-1535). Ни того, ни другого тема социального протеста, как таковая, не интересовала, однако они спровоцировали интерес к политике и социальным движениям, а Макиавелли оставил след и в изучении радикальных форм социального протеста, однако его наследие в этих вопросах плохо изучено.
Никколо Макиавелли - итальянский мыслитель, философ, писатель и политический деятель последней трети XV - первой трети XVI века, человек, которого можно с полным основанием считать наравне с Платоном и Аристотелем одним из первых политологов. По выражению французского политика и философа Жана Бодена («Метод легкого познания истории», 1566 г.) «Макиавелли соединил в себе знание произведений древних философов и историков с практическим опытом». 1 Плодами творчества Никколо Макиавелли, помимо писем и литературных работ, стали три произведения: «Государь» (написан в 1513 г.), «Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия» (написано между 1513 и 1519 гг.), «Флорентийская история» (написана между 1520 и 1525 гг.).
К Макиавелли по-разному относились современники и потомки: от ненависти и запрета его книг до признания за ним новых начал в государствоведении и политологии. 2 Этот ореол создал образ, или даже образы, живущие отдельной от прототипа жизнью. Вокруг фигуры знаменитого итальянца всегда пылали страсти, как при жизни, так и, особенно, после смерти, ему приписывались дела, которые он не делал, слова, которые не произносил, идеи, которые не отстаивал. Яркий пример - это знаменитый принцип, приписываемый Макиавелли, «Цель оправдывает средства», ставший крылатым выражением, «клеймом» «макиавеллизма», символом беспринципности, при том, что ни эта фраза, ни ее подобие в произведениях итальянского мыслителя XVI века не встречаются: мысли, высказанные в произведениях «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», близки к этому лозунгу, но никогда в точности не совпадают с ним. (Первым из
1 Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000. С. 134.
2 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1977. С. 401; Монтень М. Опыты. В трех книгах. 2-е изд. Книга 1-2. М., 1979. С. 652.
48013031313201
философов и обществоведов этот принцип сформулировал английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в трактате «О гражданине,3, а наиболее близко к конечной формулировке, сохранившейся в истории, обозначил ту же мысль французский математик и философ Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу» (1656-1657 гг.) 4.
Существует точка зрения, что с Макиавелли начинается изучение революций, которым итальянский мыслитель «уделял много внимания» 5. Однако изыскание на эту тему приводит к выводу, что подобное утверждение - не более чем попытка приписать известному автору то, что ему не принадлежит. Слово «revoluzioni» у Макиавелли используется один раз - «Il Principe» («Государь») в главе XXVI (последняя) 6. В английских изданиях осуществлена прямая замена на «revolution» 7. В русских изданиях используется значение «переворот». И у Макиавелли, и в переводах имеется ввиду именно переворот, «revoluzioni» и «revolution» используются как обычное слово «переворот» в языке и не имеет статуса термина. В таком статусе «революция», как термин и понятие, требующее определения, появилось позже Макиавелли.
Впервые термин «революция», именно в качестве термина, с точки зрения политической и социальной революции, насколько удается проследить, возникает в конце XVI -начале XVII в., и автором этого термина можно считать английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Термин «революция» («revolution», «revolutio») встречается и в латинских, и в английских текстах Бэкона и обозначает «политический переворот»8. Именно с Фрэнсиса Бэкона начинается эпоха размышлений о революциях. За Бэконом использование этого термина подхватили англичанин Т. Гоббс (Левиафан, 1651 г.)9 и шотландец Д. Юм10. В английском языке в XVI в. слово «революция» в значении «оборот» и «переворот» получает широкое распространение. Именно английский язык породил термин «революция», при этом, возможно, что на применение его к социально-политическим событиям, а не к обращению небесных тел, как было ранее, повлияло единственное упоминание в «Государе» Макиавелли, который был популярен в Англии XVI-XVII вв.
Макиавелли рассматривал бунт как противоположность порядку - состояние, которое вызывается правильным правлением. Он не изучает бунт (его внимание уделено больше заговорам и дипломатии), но не может обойти его стороной, рассматривая его как наказание правителям при ненадлежащей политике. Макиавелли выдвинул принцип стабильности власти в государстве. С точки зрения итальянского мыслителя, основой «власти во всех государствах - как унаследованных, так смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы...».11 В начале XX в. другой итальянец - социолог Вильфредо Парето - перефразировал эту идею в постулат, «что всякое правление покоится на согласии и силе» 12.
3 Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 289-290.
4 Паскаль Б. Письма к провинциалу. К., 1997- С. 142.
5 Pettee G. Revolution - Typology and Process / / Revolution: Yearbook of the American Society for Political and Legal Philosophy. N. Y., 1967. P. 11
6 См.: Machiavelli N. Il Principe Di Niccolo Machiavelli. Italia, 1814. P. 100; Machiavelli N. Il Principe Di Niccolo Machiavelli. Testo critic con introduzione e note a cora di Giuseppe Lisio. In Firenze, 1899. P. 118; Machiavelli N. Il Principe, Discorsi Sopra La Prima Deca di Tito Livio di Niccola Machiavelli. Premessevi le considerazioni del Prof. Andrea Zambelli sul libro del Principe. Terza impressioni. Firenze, 1880. P. 77.
7 Machiavelli N. Il Principe by Niccolo Machiavelli. Oxford., 1891. P. 368; Machiavelli N. Machiavelli’s Prince. Translated with Introduction by W. K. Marriot. London, New York, 1908. P. 213; Machiavelli N. The Historical, Political, and Diplomatic Writings of Niccolo Machiavelli. In 4 volumes. Vol. II. Boston, 1882. P. 86; Machiavelli N. The Prince by Niccolo Machiavelli. Oxford, 1913. P. 193; Machiavelli N. The Prince by Niccolo Machiavelli. Translated into English by Luigi Ricci. Garden City Press, 1921. P. 105; Machiavelli N. With an Introduction by Henry Cust M. P. Volume I. London, 1905. P. 355.
8 Bacon F. Lord Bacon’s Essays or Counsels Moral and Civil. In Two Volumes. London, 1720. Vol. I. P. 356; vol. II. P. 22; Bacon F. The Works of Francis Bacon, Baron of Verulam, Viscount St. Alban and Lord High Chancellor of England in Five Volumes. London, 1765. Vol. I. P. 524; vol. IV. P. 90, 283; vol. V. P. 119, 210. В русском переводе нет этого термина: Бэкон Ф. Сочинения... Т. 2; Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.
9 Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 544. То же в англ. оригинале: Hobbes T. Leviathan or the Matter, Forme, & Power of a Common-wealth Ecclesiasticall and Civill. By Thomas Hobbes of Malmesbury. London, 1651. P. 445.
10 Юм Д. Сочинения в двух томах. Т. 1. М. 1996. С. 164, 592, 601; т. 2. С. 71, 498, 502, 648, 662.
11 Макьявелли Н. Государь. С. 44.
12 Парето В. Трансформация демократии. М., 2011. С. 140.
Макиавелли первым рассмотрел психологию толпы с точки зрения бунта. Во-первых, итальянский мыслитель обратил внимание на особенность, которую необходимо использовать правителям: народ «легко поддается на заманчивые призывы и великие обещания», видимостью блага его можно повести за собой даже навстречу погибели» 13. Во-вторых, он оставил предсказание, опередившее века и описавшее фактические события Английской, Великой Французской и Русской революций: «Когда народ вышел из повиновения, то это его безумство не столь страшно, и сегодняшнее зло не так пугает, как возможные последствия, потому что такие смуты рождают тиранов» 14.
В-третьих, Макиавелли оставил характеристики поведения толпы, которые, как и предыдущие его выводы, были использованы французским мыслителем Гюставом Лебо-ном в знаменитой «Психологии толпы» 15, а через это произведение всеми авторами, кто хоть в какой-либо степени касался этих вопросов или связанных с ними.
«...нет ничего ужаснее, - писал итальянец, - чем разнузданная и неуправляемая толпа, а с другой стороны, нет ничего слабее ее, ведь, несмотря на поднятое ею оружие, с ней легко справиться, лишь бы ты сумел укрыться от первого натиска, потому что, когда горячие головы немного поостынут и каждый задумается о том, что нужно возвращаться домой, они станут опасаться за собственную участь и искать спасения в бегстве или примирении. И если такая возбужденная толпа желает избежать опасности, ей надо будет избрать из своей среды вождя, чтобы он руководил ею, поддерживал единство и позаботился о защите.»16
Люди, храбрые в толпе, и чувствующие свою силу, по одиночке становятся трусливы и слабы. Неизбежность наказания выступает сдерживающим фактором (но для осуществления этого наказания правителю необходимо обладать достаточной силой)17. Социальный протест без лидера Макиавелли называет не опасным, страшиться правителям необходимо тогда, когда движение есть кому возглавить. 18 Самой сильной движущей силой народного недовольства Макиавелли называет утрату свободы или пользовавшегося любовью государя, если тот еще здравствует19.
Таким образом, несмотря на то, что проблемы социального протеста и его радикальных форм интересовали великого итальянца лишь постольку, поскольку через них он мог изобразить «правила» правления, и по вопросам бунтов и смут он оставил лишь несколько замечаний, ему удалось оказать грандиозное влияние на все последующее изучение проблем социального протеста. Во-первых, Макиавелли дал толчок появлению термина «революция» у Фрэнсиса Бэкона и, таким образом, «встал у истоков» целого направления научных исследований, известных с середины XIX в. как «теория революции»20, а с первой трети XX в., связанного с такими именами как Питирим Сорокин, Лайфорд Эдвардс, Крэйн Бринтон и Джордж Петти21. Во-вторых, наблюдения и выводы Макиавелли легли в основу «Психологии толпы» Г. Лебона. Идеи и принципы этой работы определили весь XX век с точки зрения технологий работы с толпой и технологий управления социальным протестом. Существует распространенное мнение, что Гитлер и Муссолини скрупулезно воплотили идеи Лебона в жизнь, а многие части «Майн Кампф» являются копированием из «Психологии толпы»22. «Его работы читала вся образованная Европа. «Психология толп» лежала на письменном столе В. И. Ленина. Трудами Лебона интересовались Теодор Рузвельт, Муссолини, Де Голль»23. Кроме того, абсолютно все ав-
13 Макьявелли Н. Государь. С. 213.
14 Там же. С. 229.
15 Лебон Г. Психология толп / / Лебон Г., Тард Г. Психология толп. М., 1998.
16 Макьявелли Н. Государь. С. 224.
17 Там же. С. 223.
18 Там же. С. 224.
19 Там же. С. 224.
20 Bailey T. A Discourse on the Causes of Political Revolutions. London, 1830. P. 3; Clark J. The History and Theory of Revolutions. From the Princeton Review for April 1862. Philadelphia, 1862; Yeaman G. H. Revolutions. A Lecture. Louisville,1861.
21 Brinton С. The Anatomy of Revolution. N. Y, 1938; Edwards L. P. The Natural History of Revolution. Chicago, 1927; Pettee G. S. The Process of Revolution. N. Y, 1938; Sorokine P. A. The Sociology of Revolution. Lippincott, 1925.
22 Московичи С. Век толп. М., 1998. С. 58.
23 Дружинин В. Я. Лебон и Тард: два взгляда на развитие общества // Лебон Г., Тард Г. Психология толп. М.,1998. С. 10.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29
торы, затрагивающие вопросы социальной психологии, цитировали Лебона и ссылались на его идеи и выводы, которые, таким образом, дошли до начала XXI в. почти в неизменном состоянии24. Все эти работы, появившиеся в течение XX в., несут в себе «родовые» черты работы Лебона, повторяя принципы и подходы, и, волей или неволей, осознанно или нет, развивая принципы, заложенные в основание этой работы итальянцем Никколо Макиавелли.
Таким образом, несколько замечаний Макиавелли оказали большее влияние на все последующие столетия изучения бунтов и революций и технологий управления этими радиальными формами социального протеста, чем развернутые наблюдения и выводы Аристотеля в «Политике», так же несправедливо забытые потомками.
24 См. напр.: Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. С. 41,71, 73-74, 76, 354; Московичи С. Век толп. С. 57-58 и др.; Он же. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 86 и др.; Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2002. С. 7, 14; Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. С. 174-175; Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. М., 2001. С. 39-4°, 52, 55; Ясперс К. Власть массы / / Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М., 2007. С. 45.
NICCOLO MACHIAVELLI AND FORMATION OF THE SOCIAL PROTEST THEORY FUNDAMENTALS
Lobachevsky State
University
of Nizhny Novgorod
E. E. SHULTS
In article is examined the contribution of N. Machiavelli in the study of problems of radical forms of social protest. On the one hand, the Italian thinker ascribed to the word and the conclusions he did not pronounced, on the other - overlooked by researchers of the contribution that Machiavelli has made a basis to study several areas of research of social protest.
e-mail: nuap1@yandex. ru
Keywords: Machiavelli, social protest, theory of revolution, psychology of rebel.