Научная статья на тему 'Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь»)'

Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10102
1407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВИТЕЛЬ / ГОСУДАРЬ / ВЛАСТЬ / ПОДДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семагина Ольга Сергеевна

Статья посвящена работе итальянского мыслителя, философа Никколо Макиавелли «Государь». Автор статьи рассматривает взгляды Макиавелли на природу государства, основные методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. В статье проводится анализ трактата флорентийского мыслителя для того, чтобы понять, какова природа государства и каков же он, идеальный правитель, по Макиавелли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь»)»

123

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

УДК 341.218 ас Семагина

O.S. Se magi па

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВА (к 500-летию трактата «Государь»)

Статья посвящена работе итальянского мыслителя, философа Никколо Макиавелли «Государь». Автор статьи рассматривает взгляды Макиавелли на природу государства, основные методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. В статье проводится анализ трактата флорентийского мыслителя для того, чтобы понять, какова природа государства и каков же он. идеальный правитель, по Макиавелли.

Ключевые слова: государство, правитель, государь, власть, подданные.

NICCOLO MACHIAVELLI THE NATURE OF THE STATE (the 500th anniversary of the treatise «Sovereign»)

This paper is devoted to the work of the Italian thinker, philosopher Niccolo Machiavelli «The Prince». The author considers the views of'Machiavelli on the nature of the state, the main methods of management and skills required for an ideal ruler. The article analyzes the treatise (fa T'lorentine thinker to understand the nature of the state and what is an ideal nder according, to Machiavelli.

Keywords: state, nder. prince, authority, subjects.

500 лет назад, в начале такого далекого от нас XVI века, в не менее далекой от пас Италии дипломат и политик Никколо ди Бернардо Макиавелли рассуждал о щтроде государства и политики. Европа переживала эпоху Возрождения, обретал силу новый общественный слой буржуазия, его идеология вступала в противоречие с традиционным мировоззрением церковной и правящей элиты, с барьерами средневековой раздробленности и междоусобиц. С именем Макиавелли связывают само появление в арсенале политической науки Нового времени термина «stato» «государство» как категории абсолютно светской, очищенной не только от теологических трактовок и аргументации, но и от моральных критериев его оценки. Не волей божьей или человеческой фантазией движимы политические события и изменения в государстве, а объективным «действительным ходом вещей».

Трактат «Государь», написанный, как предполагается, около 1513 г., на первый взгляд, есть лишь перечень советов правителю, желающему удержать власть и извлекать из нее все возможные выгоды. Но через поведенческие стереотипы и человеческие качества государя Макиавелли удается передать опыт истории, некий алгоритм создания прочного фундамента власти.

«Основой (пасти во всех государствах... служат хорошие законы и xopoutee войско... Но хороших законов не бывает там. где нет хорошего войска, и. наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы... ». А есть ли место праву в таком государстве? Насколько допустимо необходимое, по мнению Макиавелли, в правителе «умение отступать от добра»? Ради удержания личной власти? Или ради доминирующего интереса государственности? Государь управляет «с помощью слуг», но подданные по всей стране «должны знать лишь одного властелина». Означает ли это, что государь, принимая решения, «все в государстве определяет лишь собственным усмотрением», поручая своим чиновникам лишь практическое выполнение своей воли? И почему «с государей в суде не спросишь»? Почему из двух способов достижения повиновения любви к государю и страха перед ним надежнее выбирать страх и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь», и в военное время, и в мирное? Только это, по мнению Макиавелли, способствует «наведению порядка в стране », исключающему совершение преступлений должностными и частными лицами.

Эти вопросы, поставленные мыслителем XVI века, не потеряли актуальности для понимания сути таких категорий, как «государственный суверенитет» и «народный суверенитет», для анализа современных технологий политического господства и соотношения в них критериев добра и зла, вреда и пользы. Не случайно, на наш взгляд, и обращение к этой проблематике молодых исследователей.

Т.К. Махрова, доктор исторических наук

124

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Выражение «природа государства» тракту ется обычно в правовом, политическом и социальном контекстах. Значение слова «природа» здесь - переносное: природа - сущность, основные качества чего-либо 11; с. 5341. Этот смысл и раскрывает итальянский мыслитель, философ, политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) в своем произведении «Государь», написанном около 1513 г. и опубликованном впервые уже после смерти писателя (в 1532 г ).

Судя по этому труду, можно смело сказать, что Николо Макиавелли был патриотом своей страны, который глубоко переживал слабость и разобщенность родины - Италии. Наиболее ясно видны его чувства в последней главе, где автор призывает «овладеть Италией и освободить ее из рук варваров». Макиавелли видит и понимает, до какого позора - заметьте, позора! - дошла страна: «до большего рабства, чем евреи; до большего унижения, чем персы; до большего разобщения, чем афиняне: нет в ней ни главы, ни порядка: она разгромлена, разорена, истерзана, растоптана повержена в прах» 13; с. 661. Как истинный сын своего Отечества. Никколо Макиавелли болеет веем сердцем за настоящее и будущее Италии, видит ее истсрзанность и желание восстать из мрака: «Италия же, теряя последние силы, ожидает того, кто исцелит ей раны, спасет от разграбления Ломбардию, от поборов -Неаполитанское королевство и Тоскану, кто уврачует ее гноящиеся язвы». В каждом слове, каждой фразе ощущается неподдельная любовь гражданина и патриота, сила и страсть чувств человека умного и прозорливого!

В сравнении с этим венчающим все произведение криком души самого автора каким раболепным кажется обращение Н. Макиавелли к Лоренцо Медичи (семья которого правила во Флоренции) и какой холодной и отстраненной - основная часть произведения «Государь»! Причинами этой столь непоследовательной эмоциональности является главная задача писателя -помочь своей стране вернуть былое величие, силу и, если можно так выразиться, обрести государственность.

Макиавелли видит, что Италия его времени - это всего лишь территория, имеющая великую историю и разобщенное настоящее. Автор пытается понять, «есть ли в ней | Италии | материал, которым мог бы воспользоваться мудрый и доблестный человек, чтобы придать ему форму - во славу себе и на благо отечества». На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: Италия - это всего лишь гибкий материал,

пластилин, из которого государство можно лишь вылепить и лишь одному человеку - государю. Что такое Италия, по Макиавелли, без сильного и мудрого правителя - это государство только номинально. Единственным способом кардинально исправить положение автор считает появление единовластного правителя: «столь многое благоприятствует появлению нового государя, что едва ли какое-либо другое время подошло бы для этого больше». Таким правителем, способным возглавить разделенную и ослабленную Италию, вновь вернуть ей былой статус мощного и влиятельного государства, может стать, по мнению Макиавелли, Лоренцо деи Медичи.

Итак, что же такое государство для Никколо Макиавелли? Это, во-первых, во-вторых и в-третьих. - государь. Свой основательный труд Макиавелли так и озаглавил: «Государь». Он постарался вывести образ идеального и удачливого правителя, нс для того, чтобы дать возможность прославиться какому-то знатному дворянину, но для того, чтобы дать своей родине истинного Государя и статус Государства! Именно в великом, могущественном, доблестном, сильном государе видит автор будущее Италии.

Н. Макиавелли максимально упростил задач} для своего претендента на роль правителя, изучив и проанализировав множество биографий великих мира сего. В своем желании препоручить страну роду Медичи Макиавелли призывает и льстит: «и самые большие надежды возлагает она |Италия | на ваш славный дом, каковой, благодаря доблести и милости судьбы, покровительству Бога и Церкви, глава коей принадлежит к вашем} дому, мог бы принять на себя дело освобождения Италии». Писатель понимает, что столь сложная задача может отпугнуть любого, поэтом} пишет: «оно |де.ло по освобождению Италии| окажется нс столь уж трудным, если вы примете за образец жизнь и деяния названных выше мужей». Макиавелли надеется на тщеславие адресата своего послания, говоря, что этот храбрый человек получит причитающиеся ему почести: «если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства» 13; с. 11.

Выше было сказано, что главной составляющей такого великого целого, как государство, является правитель, но наряд} с последним Макиавелли выделяет и подданных, во властвовании над которыми обретается власть и в самом государстве. «По Макиавелли, власть осуществляется

125

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

нормально, если подданные полностью повинуются государю» |2: с. 172|. Автор подробно останавливается и на этом пункте сильной государственности. В составе подданных Макиавелли различает народ, знать и - в некоторых случаях - войско. Автор пишет, что нс было еще ни одного государства, в котором не были бы обособлены эти составляющие - знатные вельможи и простой люд.

По Макиавелли, с людьми знатными следует обращаться осторожно: использовать их, одаривать малостью либо карать и подвергать опале: также знать можно держать в подчинении, если просто натравливать их друг на друга. Автор отмечает, что «государь нс волен выбирать народ, но волен выбирать знать», кроме того, «с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью - можно, ибо она малочисленна». Государь должен всегда заручаться поддержкой народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: «знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным». Народ является прочной опорой власти государя, «который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех. кто его окружает». Мудрые правители принимали все меры для того, чтобы быть \годными народу и нс ожесточить знать. В подтверждение своего тезиса Никколо Макиавелли приводит в пример Францию, как наиболее хорошо устроенное и хорошо управляемое государство. «В ней |во Франции | имеется множество полезных учреждений, обеспечивающих свободх и безопасность короля, из которых первейшее - парламент с его полномочиями. Устроитель этой монархии, зная властолюбие и наглость

знати, считал, что ее необходимо держать в узде; с другой стороны, зная ненависть народа к знати, основанную на страхе, желал оградить знать» |3; с. 251. Государю следует выказывать «почтение к знати, но нс вызывать ненависти в народе».

Что касается войска, обращаться с последним следует в зависимости от того, является оно орудием достижения и удержания власти или же неким третьим антагонистом народ) и знати. Примером последнего могут послужить слова автора о римских императорах, которым приходилось «сдерживать жестокость и алчность войска». Макиавелли пишет, что «в наше время государям нет такой уж надобности угождать войску, <...> ибо в наши дни государь нс имеет дела с солдатами, которые тесно связаны с правителями и властителями отдельных провинций, как это было в Римской империи. Поэтом) если в то время приходилось больше угрожать солдатам, ибо войско представляло большую силу, то в наше время <...> важнее угодить народ), ибо народ представляет большую силу».

Итак, автор приходит к вывод) о том, что сущность государства - это сильный государь, наделенный властью управлять своими подданными, народом и знатью. В человеческих качествах и поведении гос) даря Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. с. правителе) самого государства. Именно в этой установке на выявление природы государства, а нс в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается, на наш взгляд, глубокий смысл книги.

Примечания

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М. : Русский язык, 2000. - 1233 с.

2. История политических и правовых учений : учеб. / под общ. рсд. В. С. Нсрсссянца. - М. : Норма. 2004. - 944 с.

3. Макиавелли Н. Государь. - М. : Художественная литература, 1982. - 68 с.

СЕМАГИНА Ольга Сергеевна, магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет» (НИУ). E-mail: scmagina_os?/,mail.m

SEMAGINA Olga Sergeevna, undergraduate, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University). E-mail: semagina os <7,mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.